Консультация для родителей "Профилактика речевых нарушений"
консультация на тему

Щеколдина Татьяна Сергеевна

В даной статье рассматриваются важные аспекты профилактики речевых нарушений у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_rechevyh_narusheniy.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика речевых нарушений

Некоторые родители обращают внимание на речь ребенка в момент его поступления в школу. А делать это надо намного раньше. Проверьте себя:

- помните ли Вы, когда у ребенка появились гуление и лепет?

- когда сказал первое слово, предложение?

- сразу ли правильно произносил все звуки?

- придумывал ли он сам слова, какие?

- задавал ли Вам вопросы?

- просил ли объяснить значения непонятных слов?

- может ли сейчас Ваш ребенок последовательно, логично пересказать сказку, рассказ; рассказать о том, где он был, что видел?

Чтобы положительно ответить на эти вопросы, надо с самого раннего возраста уделять внимание речевому развитию ребенка. С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда.  Еще в доречевой период следует больше говорить с ним, стараться, чтобы в это время ребенок видел Ваше лицо, наблюдал за Вашей артикуляцией, слышал доброжелательную интонацию. Не сюсюкайте. Ребенок – это человек, и общаясь с ним, надо употреблять обычные слова, правильно строить предложения, говорить громко, в среднем темпе, короткими фразами. Не переходите на «детский язык» сами и не разрешайте  делать это другим взрослым.

Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит Вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Обязательно вместе с ребенком обсудите прочитанное, объясните непонятные слова и выражения. Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Учите стихи.

Старайтесь играть с детьми в настольно-печатные игры, сопровождайте игру речью, побуждайте к этому же ребенка. Если ребенок показывает Вам свой рисунок (другую какую-то работу), спросите, что он нарисовал, почему такого цвета, как называются составные части, для чего нужен этот предмет и т.д. Не обходитесь одним словом – молодец!

Родители также должны помнить о том, что чрезмерное форсирование речевого развития отрицательно сказывается на речи ребенка. Вредно нагружать малыша сложным речевым материалом, заучивать сложные по форме, содержанию и объему стихотворения, учить произносить звуки, которые в силу неподготовленности артикуляционного аппарата ему еще недоступны. Такая перегрузка ребенка непосильным речевым материалом может привести к заиканию, неправильному формированию произношения звуков.

Родителям следует понимать, что в овладении речью большая роль принадлежит слуху. Даже при незначительном снижении слуха ребенок лишается возможности нормального восприятия речи. Поэтому, если Вас настораживает состояние слуха Вашего ребенка, обязательно проконсультируйтесь у отоларинголога. Недостатки произношения могут быть результатом нарушений строения органов артикуляционного аппарата: отклонения в развитии зубов, челюсти, неба, языка, губ. Поэтому очень важно следить за состоянием и развитием зубочелюстной системы, вовремя обращаться за советами к врачам: стоматологу, ортодонту, психоневрологу.

Большое значение для развития речи имеет физическое состояние ребенка. Родителям следует беречь еще неокрепший голосовой аппарат ребенка: не допускать чрезмерно громкой речи, особенно в холодную погоду, приучать дышать через нос, предупреждать простудные заболевания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Речевые нарушения у детей: причины, предупреждение.

В статье в доступной для родителей форме излагаются причины нарушений речи у детей, факторы, влияющие на успешное развитие детской речи...

консультация для родителей"Речевые нарушения у дошкольников"

Материал о необходимости  родителям демонстрировать детям образец собственной(правильной) речи.Приведены примеры речевых нарушений:задержка речевого развития,ФФН,ФНР,ОНР....

Консультация "Профилактика психо-речевых нарушений в период психофизиологических возможностей дошкольников"

Консультация для педагогов дошкольного образования по профилактике психо-речевых нарушений у детей....

Консультация для воспитателей "Речевые нарушения и их причины возникновения у детей дошкольного возраста"

Помощь детям с речевыми нарушениями оказывается как в возрастной группе, так и в условиях логопедического кабинета. Комплектование в учреждения проводится в зависимости от заключения (диагноза). Ребен...

Консультация "Аденоиды и речевые нарушения у детей"

Консультация знакомит родителей с данной патологией, причинами её возникновения, опасностью этого заболевания и необходимостью его профилактики....

Консультация "АДЕНОИДИТ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ"

АДЕНОИДИТ И РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ У ДЕТЕЙ...