консультация для родителей"Речевые нарушения у дошкольников"
консультация по логопедии по теме
Материал о необходимости родителям демонстрировать детям образец собственной(правильной) речи.Приведены примеры речевых нарушений:задержка речевого развития,ФФН,ФНР,ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Речевые нарушения у дошкольников. | 27.99 КБ |
Предварительный просмотр:
У ребенка в медицинской карте стоит диагноз ЗРР.
Что это такое?
Диагноз «задержка речевого развития» (ЗРР) означает, что развитие речи у ребенка идет медленнее, чем положено. Это может быть обусловлено наследственными причинами (папа или мама тоже поздно начали говорить), частыми болезнями. В этом случае все силы организма уходят на борьбу с болезнью, а не на развитие, в том числе и речи. Задерживаться развитие речи может и в том случае, если с ребенком мало разговаривают, читают. Ни радио, телевизор, компьютер не помогают формированию речи. На начальных этапах речевого развития дети должны не только слышать речь, но и видеть артикуляцию взрослого. Речь должна быть простой, четкой и доступной. Если задержка развития речи обусловлена этими причинами, вмешательства специалиста не требуется. Достаточно создать ребенку благоприятные условия для развития. Однако бывает, что задержка развития речи вызвана вредными воздействиями на мать во время беременности, родов или в первые годы жизни ребенка – стрессы, инфекции, травмы, о чем родители иногда и не догадываются. Тогда развитие речи не только запаздывает, но и нарушается. Здесь уже не обойтись без медицинской и педагогической помощи. ЗРР констатируется обычно у детей до 3–3,5 года. После этого возраста, а иногда и раньше, если речь ребенка по-прежнему не соответствует возрастной норме, можно говорить не о задержанном, а о нарушенном развитии речи. В этом случае необходимо обратиться к неврологу и логопеду.
Речь – один из наиболее мощных факторов для развития ребенка в целом. Это средство общения, основа для мышления. Мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция) развиваются в процессе овладения речью, от уровня речи будет зависеть и общее интеллектуальное развитие. Речь отражает социальную среду, в которой живет ребенок. Поэтому даже незначительные нарушения речи препятствуют нормальному развитию. Когда ребенок начинает овладевать речью, какое-то время он говорит неправильно- это закономерное, так называемое физиологическое нарушение. Но всему есть свое время. Когда ребенок смешно произносит слова, порою нас это умиляет, не волнует, многие родители активно поддерживают ребенка в его неправильном произношении. А должно быть все наоборот: родители должны демонстрировать образец правильной речи, показывать ребенку как правильно произнести тот или иной звук, а встречаются такие случаи, что хватает одного занятия, когда после объяснения ребенку правильной артикуляционной позы для конкретного звука, звук сразу появляется в речи. И тогда встает вопрос, неужели родители сами дома не могли сделать того же самого.
Когда плохо говорит старший дошкольник ( с 5 лет) – это уже серьезная причина для беспокойства. Такие дети начинают нередко стыдиться своего речевого недостатка, становятся нервными, необщительными. Но сейчас, в последнее время наметилась тенденция угасания критичности к собственным речевым недостаткам.
Какие виды речевых нарушений у детей можно встретить?
ОНР (общее недоразвитие речи), ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие речи), ФНР (фонетическое нарушение речи)
Что такое общее недоразвитие речи?(ОНР)
При этом речевом нарушении страдает не только звукопроизношение, недостатки которого чаще беспокоят родителей, но и страдают все стороны речи: страдает слоговая структура слова, причем нередко грубо, нарушен грамматический строй речи, словарь и связная речь. Различают 3 уровня речевого недоразвития.
1 уровень – или отсутствие общеупотребительной речи. Такие дети в речи используют лишь звукокомплексы, дополняя их мимикой и жестами.
2 уровень- или начатки общеупотребительной речи. У детей появляется фраза, которая многим кажется непонятной. Словарь становится шире.
3 уровень – фразовая речь с элементами недоразвития лексики, грамматики и фонетики. Дети затрудняются обобщать предметы, нередко круг понятий сужен (на сарафан говорят платье, слово «вяжет» заменяют на «шьет»).
Ошибки употребления родовых окончаний прилагательных: красная (помидор, яблока). Ограничено употребление предлогов. Затрудняются называть детенышей животных, признаки предметов, подбирать слова – антонимы. Словообразование на низком уровне, нередко не могут назвать слово в уменьшительно-ласкательном значении. Связная речь не развита, фраза бедна. Дети 5 лет встречаются со вторым, чаще третьим уровнем развития
Что такое ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие)?
Детям характерны недостатки звуковой стороны речи, которые обусловлены незаконченностью процесса формирования фонематического восприятия. То есть, ребенок неправильно произносит звуки из – за недостатка различения на слух сходных звуков(фонем). Звук заменяется на другой более легкий в произношении (Ш на С, Ж на З, Ч на Т) либо на парный (например, Б на П, Д –Т, Г – К),мягкие и твердые(Д-ДЬ,Л-ЛЬ)
Им трудно различать и повторять слова типа: БОЧКА-ПОЧКА, ТРАВА –ДРОВА,МЫШКА –МИСКА.
Что такое ФНР? (фонетическое нарушение)- это нарушение произношения вследствие незнания правильных артикуляций, незрелости артикуляционного аппарата.
Что из этого следует? Разные нарушения требуют разной коррекционной работы. Но везде следует осуществлять комплексный процесс при участии логопеда и родителей, и когда нужно- медикаментозное лечение.
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
Дать здесь однозначного ответа нельзя, если у ребенка сильные проблемы с речью по одним книгам речь не исправить. Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к специалистам. Дальнейшие попытки исправить произношение могут усугубить проблему – например, закрепить у ребенка неправильное произношение или вовсе отбить охоту заниматься. Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил: – нельзя «сюсюкать», то есть говорить «лепетным» языком или искажать звукопроизношение, подражая речи ребенка; – желательно, чтобы ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу; – общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами. Фразы должны быть достаточно простыми. Перед чтением книжки новые, незнакомые слова, встречающиеся в тексте, нужно не только объяснить ребенку в доступной его пониманию форме, но и проиллюстрировать на практике; – следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом; – ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту. Очень важно развивать слуховое внимание, подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику кисти руки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей. Речевые нарушения у детей: причины, предупреждение.
В статье в доступной для родителей форме излагаются причины нарушений речи у детей, факторы, влияющие на успешное развитие детской речи...
Консультация для родителей "Речевые игры для дошкольников"
Речевые игры имеют большое значение для развития речи и мышления детей; они активизируют, обогащают их словарный запас, улучшают фонематический слух у детей, прививают интерес и любовь к языку....
Консультация для родителей "Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи"
Консультация-презентация для родителей "Речевое развитие старших дошкольников: взаимодействие ДОУ и семьи" предназначена для выступления на родительском собрании в логопедической группе. Она знакомит ...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Речевые нарушения и причины их возникновения»
Информация будет полезна для родителей....
Консультация для родителей «Профилактика нарушения зрения дошкольника»
Как же помочь формирующемуся детскому организму противостоять негативным влияниям внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у ребенка?...
Консультация для родителей "Речевые нарушения и причины их возникновения"
Речевые нарушения и причины их возникновения...
Консультация для родителей "Речевые нарушения у детей"
У детей самого разного возраста часто наблюдаются различные речевые нарушения. Наиболее распространено среди них нарушение произношения звуков. Это нарушение может быть самостоятельным речевым дефекто...