Формирование слоговой структуры слова (из опыта работы)
презентация урока для интерактивной доски по логопедии (старшая группа) по теме
Игры и упражнения "Слоговая структура слова" (из опыта работы)-доп.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
10slogovaya_struktura.ppt | 2.01 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Двусложные слова из открытых слогов (1 тип слоговой структуры) Упражнение « Узнай, кто это?» Цель: Учить четко произносить двухсложные слова с повторяющимися слогами. Учить однословно отвечать на поставленные вопросы с опорой на сюжетные картинки. Развивать слуховое внимание и память. Оборудование: сюжетные картинки Логопед проговаривает предложения, а затем задает вопросы по картинкам.
Мама купает Вову.
Няня гуляет с детьми.
Дядя идет домой.
Папа рубит дрова.
Упражнение « Скажи, что ты делаешь?» Упражнение «ВЫПОЛНИ КОМАНДУ». Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-ого типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени. Развивать слуховое внимание. Оборудование: сюжетные картинки.
Упражнение «Чего не стало?» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа при образовании имен существительных родительного падежа единственного числа. Развивать зрительное внимание и память. Оборудование: предметные картинки.
Упражнение «ВЫБЕРИ КАРТИНКИ». Цель: 1.Учить проговаривать слова слоговой структуры 1-го типа. 2. Упражнять в согласовании притяжательного местоимения «моя», «мое», «мои» с именами существительными в роде и числе. Оборудование : предметные картинки: ива, дыня, муха, вата, губы, ноги, духи, дети, люди, ухо, мыло, лото.
Подскажи словечко Цель: 1. Продолжать учить четко проговаривать слова 1-го типа слоговой структуры, употребляя имя существительное « кот » в разных падежах. 2. Развивать слуховое внимание. Ход игрового упражнения. Логопед читает стихотворение А. Грачева, ребенок добавляет слово «кот », изменяя его по смыслу.
У норы добычи ждет Притаившись, серый кот . Мышь осталась без хвоста, Убегает от кота , А теперь и за версту Не приблизится к коту . Крыса старая, и та, Видя грозного кота , Убежит скорее в дом, Чтоб не встретиться с котом . Там дрожит и в темноте Вспоминает о коте .
Упражнение «УЗНАЙ, ЧТО (КТО) ЭТО?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа. 2. Учить определять предмет по существенным признакам или действиям. 3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление. Оборудование : предметные картинки: вода, муха, липа, пена, небо, вата, дети. Ход игрового упражнения.
Логопед раскладывает перед ребенком картинки, предлагает ему внимательно рассмотреть их. Затем просит угадать и сказать, о каком предмете идет речь. Логопед: Ребенок: Льётся, журчит (что?) вода. Летает, жужжит (что?) муха. Растёт, зеленеет (что?) липа. Играют, бегают, шалят (кто?) дети. Мыльная, белая (что?) пена Голубое, безоблачное (что?) небо. Мягкая, пушистая (что?) вата.
ЗАКРЕПЛЕНИЯЕ СЛОВ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ 1-ГО ТИПА В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. Было лето. Дома тихо. Мама дома. У Кати ноты. Дети тихо пели. У мамы дети – Вова и Катя. Мама вела Вову. Дети были дома. Кате дали мыло. Иди, Таня, тихо. Дети были на лугу. Кони были на лугу. Беги мимо дома. Аня и Ваня пили воду. .
Коля, пили липу. Вове дали мёду. Люби, Ваня, маму. У мамы дети. Папа и Витя были дома. Быки были на поле. Папа, тебе надо мёду? Дома мало воды. Коля, не буди папу. Ходи тихо, не беги. Таня, купи муку и кофе. У Оли боты, а у Пети кеды. На фото мама, папа и дети.
ТРЕХСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ОТКРЫТЫХ СЛОГОВ. ( 2 тип слоговой структуры). Упражнение «Кто у кого?» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных множественного числа именительного падежа. Учить заканчивать предложение словом, подходящим по смыслу. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование : сюжетные картинки.
Упражнение «КОГО ТЫ ВИДИШЬ?» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении имен существительных единственного числа винительного падежа. Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование : предметные картинки: олень, тюлень, филин, енот, кабан, лебедь, паук, хомяк, удод, удав, макака.
УПРАЖНЕНИЕ «ЧТО ТЫ ДЕЛАЕШЬ?» Цель: Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа при употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего времени.. Расширять и активизировать глагольный словарный запас. Развивать слуховое и зрительное внимание. Оборудование: сюжетные картинки. Ход игрового упражнения. Логопед показывает ребенку сюжетные картинки и говорит «Представь, что на картинках нарисован ты. Скажи, что ты делаешь?»
Упражнение « ЧЬИ ВЕЩИ?» Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 2-го типа в предложениях. 2.Учить образовывать притяжательные прилагательные. 3.Расширять и активизировать словарный запас. Оборудование: сюжетные картинки. Ход игрового упражнения. Логопед, показывая сюжетные картинки, произносит предложение, и задает вопрос. Ребенок отвечает, используя притяжательные прилагательные.
Логопед: Ребенок: У мамы помада. Это чья помада? Это мамина помада. У папы медали. Это чьи медали? Это папины медали. У Вовы кубики. Это чьи кубики? Это Вовины кубики. У Вани монеты. Это чьи монеты? Это Ванины монеты. У Коли билеты. Это чьи билеты? Это Колины билеты.
ОДНОСЛОЖНЫЕ СЛОВА ИЗ ЗАКРЫТОГО СЛОГА. ( 3-ий тип слоговой структуры). Упражнение «ОТГАДАЙ ЗАГАДКИ». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 3-го типа. 2. Учить подбирать рифмующиеся слова. 3. Развивать слуховое внимание и логическое мышление. Ход игрового упражнения. Логопед предлагает ребенку отгадать загадки, в которых отгадка рифмуется с каким-либо словом загадки. Логопед:
Этот зверь живет лишь дома. С этим зверем все знакомы. У него усы, как спицы, Он, мурлыча, песнь поет, Только мышь его боится… Угадали? Это … Зеленеет даль полей. Запевает соловей. В белый цвет оделся сад. Пчелы первые летят. Гром грохочет. Угадай, Что за месяц это? май
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА С ЗАКРЫТЫМ СЛОГОМ ( 4-ый тип слоговой структуры). Упражнение «ДОБАВЬ ЗВУК». Цель: 1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа. 2.Формировать навыки звукового синтеза. Развивать слуховое внимание. Уточнять и активизировать словарный запас. Оборудование: мяч. Ход игрового упражнения. Логопед, бросая мяч ребенку, произносит слово без последнего звука. Ребенок, возвращая мяч, добавляет последний звук, затем называет слово полностью.
Като каток Бубе –(н) Ливе _(нь) Мебе_(ль) Комо _(к) Лимо _(н) Каме _(нь) Педа _(ль) Вени _(к) Бато _(н) Ого _(нь) Меда _(ль) Доми _(к) Бана _(н) Тюле _(нь) Топо _(ль) Пау _(к) Дива _(н) Оле _(нь) Пуде _(ль) Тюби _(к) Ваго _(н) Оку _(нь) Уго _(ль) Гама _(к) Бегу _(н) Кафе _(ль) Куби _(к) Вои _(н) Мото _(к) Фили _(н) Таба _(к) Ива _(н) Фини _(к) Каба _(н) Хомя _(к) Бато_(н) ( Лексический материал этого упражнения рекомендуется разделить на несколько занятий).
Упражнение «КТО КАК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ?». Цель: 1. Учит четко проговаривать слова слоговой структуры 4-го типа 2.Расширять, уточнять и активизировать словарный запас. Оборудование : предметные картинки: удав, филин, олень, окунь, енот, паук, лебедь, кабан, хомяк, тюлень, пудель, удод.
Ход игрового упражнения. Логопед раскладывает перед ребенком картинки, уточняя названия предметов, изображенных на них, и говорит: «Я буду задавать вопросы, а ты отвечать». Логопед: Ребенок: Ползает (кто?) удав, паук. Летает (кто?) филин, лебедь, удод. Ходит (кто?) олень, кабан, хомяк, енот, пудель. Плавает (кто?) окунь, тюлень.
ДВУХСЛОЖНЫЕ СЛОВА СО СТЕЧЕНИЕМ СОГЛАСНЫХ В СЕРЕДИНЕ СЛОВА. (5-ый тип слоговой структуры). Упражнение «ОДЕНЬ КУКОЛ». Цель: 1. Учить проговаривать слова слоговой структуры 5-го типа.Активизировать словарный запас по темам «Одежда», «Обувь». Учить различать одежду и обувь по размеру. Оборудование : предметные картинки: маленькая кукла Инга, большая кукла Илья; предметы кукольной одежды разного размера.
Ход игрового упражнения. Логопед предлагает подобрать каждой кукле одежду и обувь соответствующего размера. Затем просит ребенка вспомнить и назвать предметы, которые он подбирал. Логопед: Ребенок: Инге – юбку, кофту, банты, ленты, туфли. Илье – пальто, кепку, майку, гольфы, тапки.
Упражнение «ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ». Цель: 1.Учить четко произносить словосочетания из слов слоговой структуры 5-го типа. 2.Упражнять в употреблении предлога «НА». 3. Учить отвечать на вопросы словосочетанием. Оборудование: предметные и сюжетные картинки.
Где метка? Метка на майке. Где губка? Губка на ванне. Где детки? Детки на катке. Где капли? Капли на окне. Где деньги? Деньги на тумбе. Где пятно? Пятно на пальто.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система авторских обучающих компьютерных игр по формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Описывается опыт работы учителя- логопеда по созданию системы обучающих компьютерных игр в программе Microsoft PowerPoint и их применения в формировании слоговой структуры слова у детей, имеющих наруш...
«Система коррекционной работы с детьми с нарушением слоговой структуры слова» (из опыта работы логопеда Шустерман Марины Леонидовны)
эта разработка может помочь начинающему логопеду...
Этапы коррекционной работы по исправлению нарушений слоговой структуры слова.Из опыта работы логопеда
Рассматриваются типичные нарушения слоговой структуры слова. Выделяются основные этапы и приёмы работы по коррекции. Дан краткий обзор методик и литературы по проблеме. Материал опробирован на многоле...
Слоговая структура слова (из опыта работы)
Данный материал содержит информацию из опыта работы при формировании слоговой структуры слова у детей с нарушением речи.Примеры заданий смотрите в презентации к интерактивной доске....
Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"
Концептуальное изложение опыта работы "Формирование слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР при смешанной форме дизартрии"...
Использование дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в коррекционной работе учителя-логопеда
1. Изучение современных подходов по использованию дидактических игр в процессе формирования слоговой структуры слова в логопедической работе.2. Планирование работы по использованию дидактических игр в...