Консультация для воспитателей Лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей
консультация по логопедии
Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста включает в себя различные направления.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей | 33.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для воспитателей
Лексические упражнения
для обогащения словарного запаса детей
Подготовила:
Михайлова Екатерина Павловна
г.Нелидово, март 2019 г.
Проблемы развития речи детей дошкольного возраста актуальны в нашем современном мире.
Для развития и обогащения словарного запаса детей используется комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений, включающий иллюстративно - графический и игровой материал:
- предметные картинки с изображением различных признаков предметов
(цвет, форма, величина);
- сюжетные картинки с изображением действий;
- коллекция предметов для ознакомления и обследования;
- муляжи, игрушки, предметные картинки по лексико–тематическим циклам;
- картотека игр на активизацию словаря, словообразование и
словоизменение;
- технические средства обучения.
Комплекс коррекционно-развивающих игр и упражнений по развитию словаря у детей дошкольного возраста включает в себя различные направления.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.
Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:
1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.
2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.
3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.
Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д. Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.
Усвоение лексики ребенком начинается с усвоения имен существительных. Он называет все то, что его окружает: кукла, зайка, кроватка, подушка, и то, что составляет части его тела: рука, палец, голова, нос.
Окружающие предметы привлекают внимание ребенка и получают название лишь в том случае, если ребенку позволяют «общаться» с ними: дотрагиваться, если предмет большой (стена, пол), или вертеть в руках, гладить, трогать, прислушиваться (кошка, собака, птичка), нюхать (цветы), есть (каша, молоко).
Слово при первом усвоении обозначает для ребенка название только данного, единичного предмета (имя собственное), и нужны длительные упражнения с этим словом, чтобы до ребенка дошел его обобщающий смысл, и оно воспринималось им как понятие. По мере того как ребенок узнает одно за другим значения таких слов (игрушка - это все предметы для игры, посуда — это предметы, в которых готовят и из которых едят), ему все легче и легче становится понимать новые подобные слова. Следовательно, усвоение ребенком слов обобщения развивает мозг, учит его совершать мыслительную операцию абстрагирования.
К шестилетнему возрасту ребёнку для усвоения слов с обобщённым значением уже не требуются непосредственные ощущения.
Упражнения по расширению, уточнению и систематизации словаря
1.Подбор синонимов к слову.
2.Подбор антонимов к слову.
3.Нахождение в тексте слов-синонимов или слов-антонимов.
4.Объяснение значения слов.
5.Соотнесение слова с обобщающим понятием (огурец – овощ, груша –фрукт и т.д.)
6.Расширение объема обобщающего понятия. Например: «Яблоко – это фрукт. А какие еще вы знаете фрукты?», бежать - это быстро двигаться. А какие вы еще знаете слова, которые обозначает движение людей или животных».
7.Придумывание нескольких глаголов к слову – существительному. Например: дождь что делает? – капает, моросит, идет, шумит, льет и т.д.
8.Подбор определений к слову - существительному (день какой может быть? – солнечный, ветреный, пасмурный и т.д.)
9.К названию животного подобрать название его детёнышей или название его жилища.
10.Подобрать родственные слова к слову (стол – столик, столовая)
11.К двум словам подобрать одно подходящее слово (мальчик, ручей – бежит; ветер, дождь - шумит)
12.Дать характеристику предмета или живого существа.
Упражнения по формированию словоизменения
1.Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. Предлагаемые слова стоят в начальной форме.
2.Вставка в предложение пропущенных слов.
3.Определение правильности предложений. Детям даются предложения с правильными и неправильными формами слов. Предлагается определить, какое из предложений правильное. Например: Осенью с деревьев опали листья. – Осенью с деревьях опали листья.
4.Дополнение предложения с помощью предметной картинки. Предлагается незаконченное предложение и вместо недостающего слова картинка. Следует закончить предложение, поставив название картинки в определенной форме.
5.Ответы на вопросы, требующие постановки данного слова в определенном падеже.
6.Игра в лото 2 и 5. На картинках изображено разное количество (2 или 5). Логопед называет картинку. Дети находят ее на карточке и называют количество предметов (2 гриба или 5 грибов).
7. Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций (положи карандаш на книгу, под книгу, в книгу…)
8.Употребление различных предложно – падежных конструкций при выполнении действий (положи ручку в пенал, на пенал, под пенал…)
9.Составление предложений с предложно – падежными конструкциями по специально подобранным картинкам ложка в стакане, на стакане, под стаканом…)
10.Ответы на вопросы по картинкам.
11.Называние цвета различных предметов (красный мак, красная машина, красное платье, красные туфли и т.д.).
Итак, основным содержанием лексических упражнений являются различные виды классификации слов: по родовому признаку (по группам: овощи, фрукты, посуда); по родовому и подродовому признакам (животные, домашние животные, дикие животные); по свойствам (цвет, вкус, величина, материал); составление словосочетаний и предложений с антонимами, многозначными словами; распространение предложений. Отличительной чертой является то, что большинство из них одновременно направлено на формирование грамматической стороны речи: на согласование слов, словоизменение, употребление слова в составе предложения, что объясняется единством лексических и грамматических значений слова. Такой тип упражнений можно назвать лексико-грамматическим.
Таким образом, в словарной работе используется совокупность разных методов и приёмов в зависимости от степени овладения детьми слова.
Игры и упражнения для развития пассивного и активного словаря
Игра «Чудесный мешочек»
Цель: расширение предметного словаря, в процессе расширения словаря обратить внимание на правильность грамматического оформления слов.
«Это мяч. Он синий с белой полоской, резиновый, круглый. Им можно играть с другом или бросать об пол».
Игра «Что не так?»
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия, развивать слуховое внимание.
Дать детям инструкцию: «Внимательно слушайте, правильно ли я называю домашних животных: корова, лошадь, белка, собака, курица, ворона, заяц?» Дошкольники исправляли ошибки. Эта игра адаптируется под все изучаемые темы.
Игра «Найди по описанию»
Цель: пополнять пассивный словарь детей словами-признаками, научить подмечать ведущие признаки предметов.
Детям сообщить, например: «Вы потеряли предмет красного цвета круглой формы, сделанного из резины». Дошкольники узнают предмет по описанию, запоминая не только название предмета, но и его признаки.
Игра «Одинаковый»
Цель: обогащение и активизация словарного запаса; развитие памяти, слухового внимания, мыслительных процессов, коммуникативной функции детей.
Ребёнку надо найти пары одинаковых или похожих предметов (или сюжетов) из данных 8-16 карточек. Игроки по очереди открывают одну за другой две карточки. Если картинки оказываются разными, то карточки опять переворачиваются картинкой вниз. Если же картинки оказываются одинаковыми (или похожими, то открывший их получает фишку. Поставить задачу: стараться запомнить изображения и 2 раза одну карточку не открывать.
В конце игры, подсчитав фишки, определяется победитель.
Игра «Путаница»
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия; закреплять названия частей целого предмета.
Детям раздаются конверты с деталями от разных видов одежды. Они меняются друг с другом и складывают свою одежду. Игра адаптирована под другие лексические темы.
Упражнение «Покажи, где нарисовано?»
Цель: развивать пассивный словарь.
Детям предлагаются предметные картинки и сюжетные картинки.
Мяч, дерево, кружка, пирамида, ручка, блюдце, стакан, карандаш, книга, стул
Предусматривается вариант усложнения игры, когда ребёнок должен был показать предметы, которые не находились в поле зрения, например, дверь, окно. Он должен был найти их в окружающей обстановке и назвать.
Упражнение «Подбери нужное слово»
Цель: развивать активный словарь детей, учить подбирать к названным определениям подходящие слова.
Мокрый; тяжёлый; радостный.
Светит; пишет; висит.
Упражнение «Кто как кричит»
Цель: уточнить названия действий животных.
кошка – мяукает, кузнечик - стрекочет
Упражнение «Запомни и назови»
Цель: развивать активный словарь детей.
Детям в определённом порядке показывались картинки с изображением фруктов (не более 5). Затем картинки убирались. Дети воссоздавали увиденное в нужной последовательности: лимон, виноград, апельсин, груша, яблоко.
Упражнение «Часть - целое»
Цель: расширять предметный словарь, закреплять названия частей целого предмета или объекта.
Детям назывались части предмета или объекта, а они догадывались, о каком предмете идёт речь и назвали его. Например: Ствол, ветки, сучья - дерево.
Спинка, ножки, сиденье - стул. Крылья, клюв, хвост - птица.
Упражнение «Что это?»
Цель: расширять предметный словарь, обращая особое внимание на слова, обозначающие обобщенные понятия.
Детям предлагается закончить предложение, а потом вслед за взрослым повторить его полностью. Берёза, осина, дуб — это. Ромашка, василёк, незабудка - это.
Упражнение «Какой?»
Цель: развитие словаря признаков.
Детям предлагается подобрать прилагательные к слову лес (большой, зелёный, красивый, густой, богатый, тихий, таинственный, сосновый, тёмный, зимний, дремучий).
Упражнение «Скажи правильно»
Цель: развитие глагольного словаря.
Машина (ехать) заяц (прыгать) и т.д.
Упражнение «Исправь ошибку»
Цель: развитие глагольного словаря, логического мышления. Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Лётчик ездит, а шофёр летает и т. д.
Упражнение «Снежный ком»
Цель: развитие активного словаря, закрепление «новых» слов применении их в связной речи.
Детям предлагается с «новыми» словами составить словосочетания, предложения, рассказ.
Игра «Скажи по-другому»
Цель: ввести в речь детей синонимы разных частей речи.
Дети встают по кругу и, отвечают, передавая друг другу волшебную палочку.
Бой - битва, сражение. Буря - ураган, шторм. Доктор - врач. И т. д.
Игра «Кто скажет иначе?» (с мячом)
Цель: учить детей понимать и запоминать слова синонимы.
Детям предлагается к слову найти синоним. Этот ребёнок отдает мяч следующему.
Бежать - мчаться, нестись. Беспокоиться- волноваться, переживать.
Игра «Упрямые дети»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Детям сообщается, что они вдруг стали упрямыми и должны говорить всё наоборот. Например, если они услышат слово «открыл», то должны сказать «закрыл».
Отъехал – приехал, вылетел – залетел, и т. д.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить понимать и подбирать слова с противоположным значением.
Например, взрослый говорит: «Я вижу высокий дом». Ребёнок отвечает:
«Я вижу низкий дом». (У меня острый нож. - У меня тупой нож).
Упражнение «Угадай слово»
Цель: научить детей подбирать прилагательные с противоположным значением.
Детям предлагается закончить предложение, а затем повторить его полностью.
Дуб большой, а рябина … Сосна высокая, а куст …
Игра «Назови ласково»
Цель: научить детей образовывать существительные с ласкательным значением.
блюдце - …, овца - …, собака - …, белка - … .
Игра «Большой - маленький»
Цель: научить детей образовывать существительные с уменьшительным и ласкательным значением: замок - …, мяч - …, стул - …, заяц - … .
Упражнение «Что приготовим?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
Из яблока - яблочное повидло.
Упражнение «Какой?»
Цель: научить детей образовывать качественные прилагательные.
Огурец зелёный, а помидор (какой).
Упражнение «Что из чего?»
Цель: научить детей образовывать относительные прилагательные от существительных.
из соломы -, из шерсти – … .
Упражнение «Чей хвост?» (Чья лапа. Чьё ухо.)
Цель: научить детей образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
у кита - …, у волка - …, у барсука - …, у белки -… Усвоение лексической сочетаемости слов.
Упражнение «Запомни и измени слово по образцу»
Цель: учить изменять существительные по числам. 1 2 6 тетрадь тетради тетрадей
Упражнение «Один - много»
Цель: научить детей образовывать множественное число существительных и правильно употреблять их в предложении. Это лимон, а это …. лимоны.
Упражнение «Какого цвета»
Цель: учить правильно, согласовывать название предмета с названием признака.
Дидактические игры и упражнения по обогащению словарного запаса
МАГАЗИН «Мебель»
Цель: учить составлять описательный рассказ с опорой на картинку
Педагог предлагает ребёнку купить мебель в магазине и описать, его, не называя. Продавец должен по описанию угадать, что хочет приобрести покупатель.
Я хочу купить предмет мебели. Он сделан из дерева и обит тканью коричневого цвета. У него есть спинка, подлокотники и мягкое сиденье. В нём удобно сидеть и ещё в нём можно читать книжку. Он предназначен для гостиной.
«ОДИН - МНОГО»
Цель: упражнять в образовании существительных множественного числа, родительного падежа.
Педагог называет предмет в единственном числе и бросает мяч ребёнку. Тот должен назвать этот же предмет во множественном числе.
"У меня один стул, а тебя много... (стульев)"
"ЧЕГО НЕ СТАЛО?"
Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже, развивать внимание, память.
Педагог предлагает рассмотреть картинки и закрыть глаза. В это время одна картинка убирается. Дети должны угадать, какой предмет отсутствует. "Нет стола, нет стула, кровати"
"РАЗЛОЖИ ПО СВОИМ МЕСТАМ"
Цель: упражнять в употреблении существительных с предлогами, развивать слуховое внимание.
Педагог обращает внимание на беспорядок, оставленный "непослушным ветерком", и предлагает разложить вещи по местам. "Книгу положи в шкаф, мяч - под шкаф, подушку - на кровать"
"ЧТО ОБЩЕГО? ЧЕМ ОТЛИЧАЮТСЯ?"
Цель: упражнять в сравнении двух предметов.
Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть предметы мебели и назвать все отличия (сходства) между ними.
"Этот стол большой, а этот маленький. Этот стол журнальный, а этот стол кухонный"
"ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ"
Цель: упражнять в употреблении существительных в родительном падеже.
Педагог предлагает детям отправиться на мебельную фабрику и помочь столярам собрать мебель. Дети рассматривают их и говорят, какой части не хватает
"У стола нет ножки, шкаф без ручки»
" У НАС ПОРЯДОК"
Цель: упражнять в расширении словаря, а употреблении существительных с предлогами.
Педагог предлагает разложить картинки с предметами мебели на свои места.
"Что можно положить на полку, на стол, в стол, на кровать"
КТО ЗНАЕТ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖАЕТ
Цель: учить подбирать и употреблять в речи слова с обобщающим значением, соотносить родовые и видовые окончания.
1 ВАРИАНТ:
Взрослый называет родовое понятие слова, с обобщающим значением, дети – слова, относящие к данному роду, к конкретным значением.
Ведущий: мебель.
Дети: кровать, диван, стул, стол, и т.д.
Ведущий: рыбы.
Дети: карп, карась, ёрш, горбуша и т.д.
2 ВАРИАНТ:
Взрослый называет родовые понятия, а участники – обобщающее слово.
Ведущий: огурец, редис, картофель, и т.д.
Дети: овощи.
Ведущий: яблоко, груша, апельсин, и т.д.
За каждый правильный ответ ребёнок получает фант. Кто ошибается, платит фант. Выигрывает тот, у кого больше фантов.
ИГРА «НАОБОРОТ»
Цель: обогащение словарного запаса ребёнка антонимами.
Водящий называет слова, а участники подбирают слова с противоположным значением. За правильный ответ получают фишку.
Добрый – злой
вежливый – грубый
аккуратный – неряшливый
трудолюбивый – ленивый
внимательный – рассеянный. и т.д.
вперёд – назад
высоко – низко
узкий – широкий
верх – низ
вправо – влево и т.д.
день – ночь
друг – враг
храбрец трус и т.д.
Скажу я слово «ВЫСОКО»,
А ты ответишь ….. (низко).
Скажу я слово «ДАЛЕКО»,
А ты ответишь …… (близко)
Скажу тебе я слово «ТРУС»,
Ответишь ты ……..(храбрец).
Теперь «НАЧАЛО» я скажу,
Ну, отвечай……..(конец)!
ИГРА «СКАЖИ ПО - ДРУГОМУ»
Цель: обогащение словарного запаса ребёнка синонимами.
Подобрать к названому слову, близкое по значению
Хмурый -_______________ весёлый - _________________
Старый - _______________ большой - _________________
Трусливый - ____________ идти - _____________________
Бежать - _______________ разговаривать - _____________
Смеяться - _____________ плакать - __________________
ИГРА «ТРЕТИЙ ЛИШНИЙ»
Цель: учить выде6лять общий признак в словах, развивать умение обобщать.
Определите, какое слово лишнее. Назовите это слово. Выигрывает тот, у кого меньше ошибочных ответов.
Голубой, красный, спелый.
Кабачок, огурец, лимон.
Лимон, апельсин, репа.
Редис, помидор, горох.
Пасмурно, ненастно, ясно.
Бежать, лететь, рисовать.
Гусь, гусыня, гусеница.
Боль, большой, больница.
Море, морщины, морской.
Горесть, угорать, гора.
Сосна, дерево, деревянный.
Учить, изучать, зубрить.
Лес, лесник, лестница.
Радостный, весёлый, хмурый.
Деревянный, глиняный, прочный.
Радость, грусть, боль.
Смелый, храбрый, трусливый.
Понедельник, среда, осень.
Лето, весна, воскресенье.
Книга, ученик, школьник.
Вверх, вниз, направо.
Ишак, индюк, гусь.
Квакать, кукарекать, говорить.
Перечисленные выше упражнения и игры использую на занятиях, построенных по тематическому принципу. Это позволяет детям отрабатывать лексический материал, упражняться в высказываниях на одну и ту же тему, что также способствует обогащению и активизации словаря.
Основными источниками обогащения словаря являются художественные произведения, тексты для уроков чтения, речь учителя
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов ДОУ на тему:«Методы и приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
Консультация предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учреждений по развитию словарного запаса у дошкольников....
Консультация для родителей: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. После ...
Консультация для воспитателей «Приёмы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со ...
Консультация для педагогов «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном ...
Консультация для воспитателей: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».
С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...
Консультация для родителей «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона...