Статья. ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ.
статья по логопедии (старшая группа) на тему
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии, в том числе и оптической дисграфии. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку и чтению. Исходя из этого, чем раньше начнется коррекционная работа с детьми с нарушениями речи, тем успешнее они будут учиться в школе. Данный материал поможет в проведении последовательной, систематической коррекционно-логопедической работы по следующим направлениям:
- Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
- Расширение объема зрительной памяти;
- Формирование пространственных и временных представлений;
- Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза;
- Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;
- Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_disgrafii.docx | 26.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Илларионова И.А., учитель-логопед
ГБДОУ детский сад № 73 Красногвардейского района
Санкт-Петербург
ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ.
С каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами
дисграфии. Таким детям трудно овладевать учебной программой по всем предметам, особенно по русскому языку и чтению. Исходя из этого, чем раньше начнется коррекционная работа с детьми с нарушениями речи, тем успешнее они будут учиться в школе.
Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма, обусловленное несформированностью высших психических функций и проявляющихся в повторяющихся ошибках стойкого характера.
Оптическая дисграфия стоит как бы особняком среди других ее видов. Все виды дисграфии, а также аграмматическая дисграфия, связаны с речевым недоразвитием ребенка, которое может выражаться как в недостаточно дифференцированном восприятии им речи окружающих, так и в несовершенстве его собственной устной речи. Оптическая же дисграфия не зависит от состояния устной речи и может иметь место у детей даже с самым высоким уровнем ее развития. В основе этого вида дисграфии лежит совершенно иное «слабое звено»: недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений ( то есть представлений о форме и величине предметов и об их расположении в прострастве по отношению друг к другу) и зрительного анализа и синтеза. Именно эту несформированнсть и следует рассматривать как явную предпоылку оптической дисграфии.
Если ребенок до начала обучения его грамоте не приобрел умения сравнивать предметы по форме (круглый, квадратный, треугольный), по величине (маленький – большой, длинный – короткий, широкий – узкий, толстый – тонкий) и не научился ориентироваться в пространственном расположении предметов по отношению друг другу (выше – ниже, дальше – ближе, слева – справа, спереди – сзади), то ему будет очень сложно усвоить довольно тонкие различия в начертании оптически сходных групп.
При психолого-педагогическом обследовании видно, что у детей с оптической дисграфией ведущим является нарушение в рече-зрительном анализаторе: они могут не производить тонкие зрительные дифференцировки (путать чайник и чашку, клубнику и малину), а также демонстрировать грубые нарушения пространственного восприятия при хорошем словарном запасе и сохранном фонемном и языковом анализе. В связи с этим при обнаружении у ребёнка ошибок, характерных для оптической дисграфии, необходимо проведение комплексного нейропсихологического обследования в целях дифференциальной диагностики.
Динамика коррекции нарушения при оптической дисграфии во многом зависит от своевременности начала занятий по ее устранению и профилактике. Эффективность работы также напрямую связана с правильно подобранным программно-методическим комплексом и систематичностью проведения занятий, целесообразностью используемых методик, направленных на формирование пространственно-временных представлений, развитие речезрительных функций и графомоторных навыков. Наиболее быстрых положительных результатов можно достигнуть при постоянном взаимодействии учителя- логопеда, воспитателей и родителей.
Для преодоления оптической дисграфии необходимо проведение последовательной, систематической коррекционно-логопедической работы по следующим направлениям :
1. Развитие зрительно восприятия, узнавания цвета, формы и величины (зрительного гнозиса);
2. Расширение объема зрительной памяти;
3. Формирование пространственных и временных представлений;
4. Развитие зрительного и слухового анализа и синтеза;
5. Развитие графомоторных навыков, овладение графической символизацией;
6. Дифференциация букв, имеющих оптическое и кинетическое сходство.
Рассмотрим каждое из этих направлений подробнее.
С целью развития предметного-зрительного гнозиса рекомендуются такие задания, как: 1.называние контурных изображений предметов; -2.называние наложенных изображений предметов; 3. называние перечеркнутых или зашумлённых изображений предметов; - 4.дорисовывание и называние предметов, нарисованных наполовину; - 5.определение, что неправильно нарисовано (игра “Хрюша художник);
С целью развития восприятия цвета предлагается:
1. подбор картинок к определенному цветовому фону (игра “все знают, что красным бывает...); 2.называние цветов предметов, изображенных на картинке; -3.группировка картинок по цветовому фону, подбор их по оттенкам; - 4.закрашивание геометрических фигур на картинке в определённые цвета и последующее называние получившегося предмета; 5.закрашивание полосок, ромбиков и других геометрических фигур в определённый цвет по заданию педагога;
Восприятию формы предмета способствуют следующие упражнения:
1. называние геометрических фигур, из которых состоит рисунок;
2. соотнесение формы предмета с одной или несколькими геометрическими фигурами (круг – помидор или апельсин, овал - дыня, треугольник + квадрат - домик, полукруг – месяц, кусок сыра);
3. подбор предметов парами в зависимости от их геометрической формы;
4. построение модели самолёта (корабля, машины и др.) из геометрических фигур;
С целью совершенствования восприятия величины и размеров предметов предлагаются задания:
- показать на картинке длинные и короткие предметы, части одежды;
- расположить игрушки по высоте;
- расположить карточки с названиями животных по их реальной величине;
- обвести только ту геометрическую фигуру на картинке, которая больше обозначенной;
- обвести на картинке только то, что больше или меньше определённого предмета (обведи всех, что меньше птицы; обведи всех, что больше тигра)
- прослушать задачку типа Толя выше Пети, но ниже Коли и расставить куклы по росту и др.
На втором этапе работы по развитию зрительного гнозиса следует давать задания на узнавание букв (буквенный гнозис). Например: найти букву среди ряда других букв; назвать или написать буквы, перечеркнутые дополнительными линиями; определить буквы, расположенные неправильно; обвести букву по контуру; дорисовать недостающий элемент; выделить буквы, наложенные друг на друга, найти определённые буквы на “буквочеловеке” и др.
Следующим направлением работы по устранением оптической дисграфии является развития зрительной памяти. Данное направление также делится на два этапа: работа с предметами и предметными картинками и работа непосредственно с буквами. Используются следующие виды упражнений:
- запоминание картинки (группы картинок) или предмета и нахождение их среди других похожих;
- запоминание ряда картинок или расположения группы предметов и последующее воспроизведение через некоторое время;
- игра “Чего не стало?”. Перед ребёнком раскладывается 5-6 предметов или картинок, которые он должен запомнить. Затем убирается незаметно один предмет. Ребёнок должен назвать, чего не стало.
- игра “Что изменилось”. Перед ребенком раскладывается 5-7 картинок. Ребёнок запоминает последовательность их расположения. Затем несколько картинок меняется местами. Ученик должен сказать, что изменилось, и восстановить первоначальный ряд
- Запомнить бессмысленный ряд букв, цифр или фигур, а затем выбрать их среди других или воспроизвести в первоначальной последовательности.
В ходе коррекционной работы необходимо развивать зрительно-пространственные функции, что позволит в дальнейшем сформировать четкие зрительные образы букв и навык быстрого различения графически сходных букв. В процессе логопедической работы по развитию пространственного восприятия и пространственных представлений необходимо учитывать особенности последовательности формирования пространственных представлений в онтогенезе, психологическую структуру зрительно-пространственного восприятия и пространственных представлений у детей с оптической дисграфией.
Пространственная ориентация включает в себя три вида дифференцировок:
- ориентировка в собственном теле, дифференциация правых и левых частей; - ориентировка в окружающем пространстве; - ориентация на листе бумаги.
Исходным в работе по развитию пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела, определение направлений в пространстве, ориентировка в окружающем “малом пространстве”. Дифференциация правых и левых частей тела начинается с выделения ведущей руки. Для проведения работы в названном направлении необходимо:
- показать, какой рукой ребёнок кушает, здоровается, держит карандаш, пишет;
- закрепить различение и называние рук с помощью схемы (чаще всего “правая” - управляющая, исполняющая; “левая” - ленящаяся, помогающая правой; - для левшей необходимо придумать другие обозначения)
- соотнести части тела правой и левой рукой, показать по инструкции педагога парные части тела, научиться показывать противоположные части тела правой и левой рукой;
Особенно трудно для детей с оптической дисграфией определять расположение правых и левых частей у человека, стоящего напротив, так как в этом случае ученику нужно мысленно представить себя в другом пространственном положении. Учитывая этот момент, необходимо также формировать у детей умение определять правые и левые части тела у человека или игрушки, находящейся напротив. Для этого можно использовать следующие задания:
- положи карандаш справа от куклы, сидящей напротив тебя, а пенал слева;
- покажи правой рукой левое ухо педагога (левое колено, плечо и т. д.)
- рассмотри 2 картинки (девочка стоит лицом к нам и спиной) и скажи, какие предметы нарисованы справа от девочки на первой картинке, а какие на второй.
После формирования ориентировки в собственном теле начинаем выполнять упражнения на развитие ощущения окружающего пространства. Развитие пространственной функции проводится в трех плоскостях: лево – право, верх – низ, перед – зад. Предлагаются следующие упражнения
- учим ребёнка определять и называть расположение предметов по отношению к себе. Просим его назвать, что находится справа от него, а что слева? Даём инструкцию: положи ручку перед собой, а карандаш перед ручкой; что находится дальше от тебя, а что ближе к тебе?
- кладём перед ребенком три предмета (например: ластик, ручку и карандаш). Ребенок должен показать предмет, который находится слева или справа от центрального предмета.
- развешиваем на стене несколько картинок выше и ниже уровня глаз ребёнка. Просим ученика рассказать, какие предметы находятся наверху, а какие внизу. Какой предмет висит выше или ниже той или иной картинки;
- заводим ребёнка в незнакомое помещение или меняем местами расположение предметов в комнате. Просим ученика осмотреться, затем встать лицом к определённому предмету и сказать, какие предметы находятся слева, справа, перед ним и за его спиной. После того, как у обучаемого получилось хорошо выполнить данное задание, просим его закрыть глаза и еще раз назвать предметы, расположенные перед и за ним по памяти.
Чтобы научить детей ориентироваться на листе бумаги, предлагаем “раскрыть тайны чистого листа”. Одна из них – найти левую и правую стороны. Это можно сделать с помощью правой и левой руки. “Чтобы точно знать, где левая, а где правая рука, нужно приложить ладонь к груди. Что слышно? Это стучит наш неутомимый моторчик – сердце. Он стучит под левой рукой. Это левая сторона нашего тела, и все, что слева мы называем так: левая рука, левое ухо, левое плечо, левая нога. Противоположная сторона – правая: здесь правое ухо, правая рука, правая нога. Далее предлагаем ученикам положить ладони на лист. Под левой рукой – левая сторона листа, под правой – правая. Еще на загадочном чистом листе бумаги есть углы. Тот, что сверху и слева назовем “левый верхний”, а под ним – “левый нижний”, справа – “правый верхний” и “правый нижний”. Далее предлагаем детям в разных частях листа бумаги изобразить животных, птиц, геометрические фигуры и др.
После работы с чистым листом бумаги даем ребёнку задание изображать предметы относительно друг друга. Например: нарисуй картинку справа или слева от вертикальной линии; начерти в середине листа квадрат, справа от квадрата нарисуй круг, в круге треугольник, над квадратом напиши цифру 3 и т. д. Затем просим ребёнка назвать, что находится слева от круга, ниже цифры 3 и др.
Также детям предлагаются чтение направлений при помощи схематических изображений стрелками, графические диктанты и определение расположения предметов в пространстве (на 6-9 предметах расположенных по строкам и столбикам в равном количестве).
Для формирования понятий “перед”, “после” возвращаемся к анализу рядов предметов или картинок.
- просим ребёнка положить ладошки на две любые соседние картинки в ряду, не перекрещивая рук. Та картинка, которая оказалась под левой ладошкой, находится ПЕРЕД той, которая оказалась под правой. А картинка, оказавшаяся под правой ладошкой, находится ПОСЛЕ той, которая оказалась под левой.
- выстраиваем несколько игрушек друг за другом и просим ученика посчитать и пронумеровать их. Объясняем ребёнку, что игрушка с меньшим порядковым номером находится перед игрушкой с большим порядковым номером, а игрушка с большим порядковым номером стоит после игрушки с меньшим.
- аналогично можно написать на листе слово печатными буквами, пронумеровать буквы слева направо и попросить ребёнка назвать букву, находящуюся перед или после определённой.
Зрительный анализ неразрывно связан со зрительным восприятием, однако является более сложным психическим процессом и, в отличии от восприятия, представляет не только запечатление того или иного объекта или буквы в ряду сходных, но и детальное разделение вычлененного объекта на составные части с последующим их подробным изучением и синтезом. На развитие зрительного анализа направлены следующие упражнения:
- рассмотреть и сравнить две картинки расположенные по разные стороны одного и того же листа;
- рассмотреть и запомнить картинку и, перевернув лист, нарисовать её по памяти.
- выложить на столе фигуру из палочек (пуговиц, спичек, маленьких шариков и любых других подручных материалов) по образцу и по представлению.
Для развития графомоторных навыков могут быть рекомендованы такие задания, как обводка по контуру и штриховка изображений, срисовывание геометрических фигур, дорисовывание деталей незаконченных рисунков, воспроизведение фигур и сочетаний нескольких фигур по памяти, рисование узоров и геометрических фигур по клеткам по словесной инструкции, обводка заготовленных образцов рукописного текста, письмо букв, слов и фраз по трафарету, и т.п.
Предложенные упражнения и игры способствуют развитию зрительного гнозиса , формированию пространственных представлений. Одной из приоритетных задач логопедов и педагогов является своевременное выявление, профилактики и коррекции оптической дисграфии, что не позволит допустить перехода ошибок в начальное звено школы.
Литература
1. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. – С.Петербург, «Союз»2001
2. Логопедия/Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998.
3. Милостивенко Л.Г. Методические рекомендации по предупреждению ошибок чтения и письма у детей (Из опыта работы)
4. Ярёменко Б.Р., Ярёменко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей. – СПб.: Салит-Деан, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система логопедической работы по профилактике дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
В статье представлена система логопедической работы по профилактике нарушений письменной речи у дошкольников с ОНР. Основное внимание в ней уделяется формированию, развитию и совершенствованию фонемат...
Профилактика дисграфии у старших дошкольников путем развития фонематического восприятия и конструктивного праксиса.
Основное содержание профилактической работы в дошкольном возрасте должно быть направлено на устранение у детей возможных предпосылок дисграфии. Они, как правило, могут появиться в тех случаях, когда п...
Семинар - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей д...
Буклет - Профилактика дисграфии у старших дошкольников и младших школьников с применением игровых методов и приемов
Известно, что дидактические и речевые игры и развлечения помогают воспитывать интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность дошкольников. Способствуя развитию мыслительной и р...
Профилактика дисграфии у старших дошкольников.
В презентации представлен набор игр и упражнений, направленных на профилактику развития дисграфии у дошкольников....
@ Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи"
Пешехонова Наталия Николаевна учитель-дефектолог Профилактика дисграфии у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.Распространенным речевым нарушением среди детей дошкольного возраста является ...
Профилактика дисграфии у старших дошкольников с нарушениями речи.
Большинство авторов, глубоко изучавших проблему специфических нарушений письменной речи (Г.А. Каше; Р.И. Лалаева; Р.Е. Левина; Л.Н. Ефименкова, А.Н. Корнев, И.Н. Садовникова и др.), подчеркивают...