Педагогические возможности сказки в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии по теме
Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.
Так почему бы не использовать сказку для исправления речевых нарушений детей?
Для того, чтобы заинтересовать детей, логопедические задания можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
использование сказки в коррекционной работе с детьми с речевыми нарушениями | 37.14 КБ |
презентация к методическому материалу | 1.17 МБ |
Предварительный просмотр:
«Педагогические возможности сказки в коррекционной работе с детьми с ОНР»
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,
чтобы войти в действительность новыми путями,
может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».
Д. Родари.
Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка — это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.
Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.
Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человечка.
В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет.
Так почему бы не использовать сказку для исправления речевых нарушений детей?
Для того, чтобы заинтересовать детей, логопедические задания можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения
Сказка находит применение в различных направлениях коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи
Дети с общим недоразвитием речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования сказки: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказки позволяет решать разнообразные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам, сочинять свои сказки).
Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Используя в своей работе сказки, обязательно учитываем следующие особенности воспитанников :
- речевой статус детей (общее недоразвитие речи, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дизартрия);
- недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
- специфику возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
Чтобы привлечь внимание ребенка, заинтересовать его, мы используем сказку:
при выполнении артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, для развития просодической стороны речи, навыков звукового анализа, лексико-грамматического строя и связной речи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.
А вы хотите побывать в сказке?
Прислушайтесь: музыка звучит, сказка в гости к нам спешит
Звучит музыка, появляется Сказочница.
Сказочница: Для вас сейчас откроем
Мы сказочные двери.
Там добрые герои,
Ты только в это верь.
Чудес на свете много
И в наших сказках есть
Ну, что друзья, в дорогу.
Приключений всех не счесть
Артикуляционная гимнастика.
Сказочница:
Сказка в двери к нам стучится,
Скажем сказке: -Заходи.
Это присказка ребята,
Сказка будет впереди.
Сказку слушайте внимательно,
движения язычком выполняйте старательно.
Жили были две принцессы. Одна была Веселушка, а другая Капризка.
Каждое утро Веселушка просыпалась (бегемотик), улыбалась(лягушечка), чистила зубки (чистим зубки) и шла пить чай (чашечка и блюдечко). А Капризулька утром просыпалась(бегемотик), не улыбалась(трубочка), и садилась пить чай. Чай казался ей горячим(дыхание), а она все на него дула и дула. Но подружка –Веселушка решила развеселить свою подружку Капризку. Она побежала по дорожке, застучала своими каблучками(лошадка) к Капризке. Прибежав к ней, она улыбнулась(улыбочка) и подарила ей большой, красивый букет цветов. Это мне? –спросила Капризка?
-Да, тебе! – ответила Веселушка. Я тебе подарила букет просто так, чтобы ты улыбнулась (улыбочка)
- Ах, какой приятный запах,(дыхание) сказала Капризка! Спасибо тебе! Я больше никогда не буду капризничать(трубочка). Я хочу только улыбаться(улыбочка).
Сказочница: Молодцы! Как хорошо вы мне помогали, движения правильно выполняли.
Давно ль это было или недавно,
так ли было или не так – теперь никто уже о том не знает.
Расскажу вам то, что мне рассказывали, а вы другим расскажите.
Пальчиковая гимнастика.
Жили были 5 братцев-пальчиков. Жили они дружно. По утрам делали зарядку, варили кашу, играли, веселились, а потом принимались за работу. А что же это за братцы? Как же их звали? Мы сейчас и узнаем.
Песня про пальчики.
- Пальцы показывают по очереди свое движение.
Сказочница: А давайте- ка мы поближе познакомимся с этими пальчиками. Приготовились, подняли руки…
- Песня про пальцы (зрители выполняют движения пальцами по показу сказочницы, «пальцы» выполняют движения пальчиками).
Сказочница: Теперь вы знаете, как называются эти пальчики? Давайте проверим.
(Пальцы сами спрашивают: Как меня зовут? …)
Сказочница: В сказке побывали, многое узнали.
А сейчас для вас ребятки
Загадаю я загадки.
Кто загадку отгадает
Сразу приз получает.(Сказочные герои)
В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил (Красная шапочка)
Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.(Чипполино)
Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (Буратино)
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…(Айболит)
Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали (Дюймовочка)
Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах (Кот в сапогах).
Сказочница вручает картинки тому, кто отгадал загадку.
Сказочница: Многому нас учит сказка
Доброте, терпенью, ласке.
Сказка мудрость, знанья свет!
Сказочный вам шлет привет
Сказку сами сочиним
И вокруг всех удивим.
А теперь тех, у кого картинки, попрошу выйти.(Выходят 6 человек).
Делим на 2 команды.
-Посмотрите на экран. Перед вами волшебное слово «СКАЗКА». Каждую букву этого слова мы расшифруем. Вам такое задание. Придумать на каждую букву свое слово. Записать эти слова, затем на основе этих 6 слов сочинить свою сказку.
С-страна
К-корова
А-аист
З- замок
К кот
А-Арбуз
Пока наши сочинители придумывают сказки, мы с вами потанцуем вместе со сказочными героями. Танцевальная разминка.
Участники зачитывают свои сказки.
Сказочница: В разных сказках побывали,
Но такого вы не знали.
Расскажу я вам сейчас.
Что в детском саду есть у нас.
А в саду есть Гонзики –
Смешные глазки.
И играют, и живут
Они только в сказке.
Их на пальчик надевают,
Они сразу оживают.
Пальчиковая гимнастика с Гонзиками.
Проснулись Гонзики с утра
Устроили зарядку.
Чтоб были ловкими всегда
Постройтесь по порядку.
1-2-3-4-5
Будем весело шагать
Будем ножки поднимать
(Поочередно ударяют по столу большим пальцем и мизинцем имитируя ходьбу).
Будем ручки потирать.
(Указательные и безымянные пальцы соединяют)
Ручки вверх, ручки вниз,
(Поднимают указательный и безымянный палец вверх, затем опускают вниз)
А потом ты наклонись.
Влево - вправо посмотри
(Наклоняют указательный и безымянный палец влево-вправо)
И подпрыгни, 1-2-3.
( Отрывают кисти рук от колена)
А теперь мы поиграем
И друг друга догоняем
(Имитируют бег «пальцами» по коленям)
А теперь мы отдохнем
(Опускают руку на колено (стол))
Сядем, а потом пойдем.
Сказочница:
Гонзики – наши друзья,
Нам без них никак нельзя.
С Гонзиками мы играем,
Вместе звуки повторяем.
Автоматизация изолированного звука в речи
Выполняем движения руками в соответствии с текстом стихотворения. Ребенок произносит изолированный звук.
«Змейка»
Вот ползет по лесу змейка.
Ты догнать ее сумей-ка.
Зашипела тут змея,
Повтори-ка ты, как я:
Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш
«Самолет»
Летит по небу самолет,
Он зовет меня в полет.
Шасси убираем,
Весело летаем:
Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л
Передача ритмического рисунка
При передаче ритмического рисунка дети с Гонзиками отстукивают ритм (кивают «головой», поднимают «руку», «ногу»)
1-2-3-4-5
Будем ритм мы сочинять
1-2-3, 1-2-3 Ну-ка, ну-ка повтори.
Развитие навыков звукового анализа слова
Используя игры с Гонзиками при развитии навыков звукового анализа у детей, педагог делает этот сложный процесс увлекательным для ребенка.
У наших Гонзиков есть друг –
Гласный и согласный звук.
Педагог демонстрирует детям красного и зеленого, синего Гонзика.
Гонзики- ребятки,
Стройтесь по порядку.
Гонзики стараются,
Слово получается.
Выполняя звуковой анализ слова, ребенок дает характеристику каждого звука и надевает Гонзика нужного цвета на палец.
Развитие диалогической речи
Диалог может осуществляться между Гонзиками: педагогом и ребенком, между детьми в парах и т.д.
А сейчас мы поиграем
Язычки поразминаем
Превратимся мы в зверушек
В кошек, мишек и зайчишек.
Диалог
1.- Здравствуй, кошечка!
-Привет.
-Что сегодня на обед?
-Полакала молочка,
Рыбку съела
-Все, пока.
Вот такие Гонзики в сказочной стране.
С ними интересно и тебе, и мне.
Многому мы научились,
Да еще повеселились.
Им сейчас домой пора
До свидания, детвора!
Сказочница:
Не на острове Буяне
Стоит терем-теремок,
На дверях висит замок.
Мы замочек отопрем –
Сказку в гости позовем
Слушай тихо и гляди…
Сказка, в гости приходи!»
Музыкальная сказка «Теремок».
Вывод(последний слайд).
Уважаемые гости, на мероприятии вы увидели, каким образом воспитатели и специалисты нашего детского сада применяют сказочные сюжеты на занятиях, в развлечениях. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.
Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказок повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста.
На «сказочных» занятиях дети учатся:
- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;
-развивать слуховое, зрительное и сенсорное восприятие и внимание
- укреплять артикуляционный аппарат.
-активизировать и обогащать словарный запас детей;
- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;
- развивать интонационную выразительность и силу голоса;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;
Именно такая работа является основой профилактики и помогает в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Оформление сказочной книги отзывов
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, могут помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари .
Сказка находит применение в различных направлениях коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи В ключение элементов сказки позволяет решать коррекционно-образовательные, коррекционно – воспитательные, коррекционно –развивающие задачи .
Коррекционно-образовательные задачи: Развитие речи ( все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (обучение построению распространённых предложений, совершенствование диалогической речи, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам, сочинять свои сказки).
Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, в оспитание любви к природе, в оспитание гуманности , в оспитание скромности , доброты, внимания, выдержки, ответственности , в оспитание патриотизма .
Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией , дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Артикуляционная гимнастика Сказка «Две принцессы»
Пальчиковая гимнастика Сказка «Пять братцев»
Пальчиковая гимнастика Сказка «Пять братцев»
загадки
Сочини сказку С К А З К А
Методическая сказка с использованием игрового пособия «Волшебные Гонзики »
Проснулись Гонзики с утра Устроили зарядку. Чтоб были ловкими всегда, Постройтесь по порядку. Пальчиковые игры
Летит по небу самолет. Он завет меня в полет. Шасси убирает, Весело летает: « Л – Л – Л» Автоматизация звуков (изолированно) Вот ползет по лесу змейка. Ты догнать ее сумей-ка. Зашипела тут змея, Повтори – ка ты, как я: « Ш – Ш – Ш»
1-2-3-4-5, будем ритм мы сочинять. 1-2-3, 1-2-3 ну-ка, ну-ка повтори . Передача ритмического рисунка
Звуковой анализ слова
- Здравствуй, кошечка! - Привет. - Что сегодня на обед? - Полакала молочка, Рыбку съела - Все, пока. Развитие диалогической речи
Музыкальная сказка «ТЕРЕМОК»
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи
Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...
Рабочая программа "Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи"
Рабочая программа учителя-логопеда...
Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна...
Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре....
ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР. Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...
Использование сказки в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, т.к. своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет боль...