Педагогические возможности сказки в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи
методическая разработка по логопедии по теме

Дмитриева Елена  Александровна

Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человека.

Так почему бы не использовать сказку для исправления речевых нарушений детей?

Для того, чтобы заинтересовать детей, логопедические задания можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Педагогические возможности сказки в коррекционной работе с детьми с ОНР»

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того,

чтобы войти в действительность новыми путями,

может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

Д. Родари.

Сказка – необходимый элемент воспитания ребенка, она доступным языком рассказывает ему о жизни, учит, освещает проблемы добра и зла, показывает выход из сложных ситуаций. Сказка — это язык детей, для них он наиболее информативен, нежели стиснутая пресная взрослая речь. Поэтому, если мы – взрослые хотим помочь, объяснить, поддержать, открыть что-то своему ребенку, то нужно заново освоить забытый детский язык – сказку.

Сказка формирует у ребенка на всю жизнь основы поведения и общения, учит упорству, терпению, умению ставить цели и идти к ним. Слушая сказки, дети накапливают в подсознании механизмы решения жизненных ситуаций, которые при необходимости активизируются.

Сказка развивает творческий потенциал, фантазию, воображение и сочувствие маленького человечка.

В сказке всегда есть урок, но урок очень мягкий, добрый, скорее — это дружеский совет.

Так почему бы не использовать сказку для исправления речевых нарушений детей?

Для того, чтобы заинтересовать детей, логопедические задания можно объединить в небольшие сказки. Эти сказки под силу придумать педагогу, родителям, а можно предложить пофантазировать самому ребенку. И тогда привычное занятие заиграет новыми красками, эмоциями, а соответственно ребенок сможет быстрее освоить необходимые знания и умения

Сказка находит применение в различных направлениях коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи

Дети с общим недоразвитием  речи быстро отвлекаются,  утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования   сказки: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.

Для логопедической работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи,  включение элементов сказки  позволяет решать  разнообразные  задачи:

Коррекционно-образовательные задачи: развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам, сочинять свои сказки).

 Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.

Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом,  паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Используя в своей работе сказки, обязательно  учитываем следующие особенности воспитанников :

  • речевой статус  детей (общее недоразвитие речи, осложненное неврологической симптоматикой, в том числе синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, дизартрия);
  • недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти;  недостаточное стремление к познавательному общению с взрослым; быстрая истощаемость произвольного внимания; низкая работоспособность);
  • специфику возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).


 Чтобы привлечь внимание ребенка, заинтересовать его, мы используем сказку:

при выполнении артикуляционной гимнастики, пальчиковой гимнастики, для развития просодической стороны речи, навыков звукового анализа, лексико-грамматического строя и связной речи. Этим мы повышаем эффективность логопедической работы за счёт включения эмоционального компонента в образовательный материал.

А вы хотите побывать в сказке?

Прислушайтесь: музыка звучит, сказка в гости к нам спешит

Звучит музыка, появляется Сказочница.

Сказочница: Для вас сейчас откроем

Мы сказочные двери.

Там добрые герои,

Ты только в это верь.

Чудес на свете много

И в наших сказках есть

Ну, что друзья, в дорогу.

Приключений всех не счесть

Артикуляционная гимнастика.

Сказочница:    

Сказка в двери к нам стучится,

Скажем сказке: -Заходи.

Это присказка ребята,

Сказка будет впереди.

Сказку слушайте внимательно,

движения язычком выполняйте старательно.

Жили были две принцессы. Одна была  Веселушка, а другая Капризка.

Каждое утро Веселушка просыпалась (бегемотик), улыбалась(лягушечка), чистила зубки (чистим зубки) и шла пить чай (чашечка и блюдечко). А  Капризулька  утром просыпалась(бегемотик), не улыбалась(трубочка), и садилась пить чай. Чай казался ей горячим(дыхание), а она все на него дула и дула. Но подружка –Веселушка  решила развеселить свою подружку Капризку. Она побежала по дорожке, застучала своими каблучками(лошадка) к Капризке. Прибежав к ней, она улыбнулась(улыбочка) и подарила ей большой, красивый букет цветов. Это мне? –спросила Капризка?

-Да, тебе! – ответила Веселушка. Я тебе подарила букет просто так, чтобы ты улыбнулась (улыбочка)

- Ах, какой приятный запах,(дыхание) сказала Капризка! Спасибо тебе! Я больше никогда не буду капризничать(трубочка). Я хочу только улыбаться(улыбочка).

Сказочница:  Молодцы! Как хорошо вы мне помогали, движения правильно выполняли.

Давно ль это было или недавно,

 так ли  было или не так – теперь никто уже о том не знает.

 Расскажу вам то, что мне  рассказывали, а вы другим расскажите.

Пальчиковая гимнастика.

Жили были 5 братцев-пальчиков. Жили они дружно. По утрам делали зарядку, варили кашу, играли, веселились, а потом принимались за работу. А что же это за братцы? Как же их звали?  Мы сейчас и узнаем.

Песня про пальчики.

  1. Пальцы показывают по очереди свое движение.

Сказочница: А давайте- ка мы поближе познакомимся с этими пальчиками. Приготовились, подняли руки…

  1. Песня про пальцы (зрители выполняют движения пальцами по показу сказочницы, «пальцы» выполняют движения пальчиками).

Сказочница: Теперь вы знаете, как называются эти пальчики? Давайте проверим.

(Пальцы сами спрашивают: Как меня зовут? …)

Сказочница: В сказке побывали, многое узнали.

А сейчас для вас ребятки

Загадаю я загадки.

Кто загадку отгадает

Сразу приз получает.(Сказочные герои)

В гости к бабушке пошла,
Пироги ей понесла.
Серый Волк за ней следил,
Обманул и проглотил (
Красная шапочка)

Он в Италии родился,
Он своей семьёй гордился.
Он не просто мальчик-лук,
Он надёжный, верный друг.(
Чипполино)

Вот совсем нетрудный,
Коротенький вопрос:
Кто в чернилку сунул
Деревянный нос? (
Буратино)

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…(Айболит)

Родилась у мамы дочка
Из прекрасного цветочка.
Хороша, малютка просто!
С дюйм была малышка ростом.
Если сказку вы читали,
Знаете, как дочку звали (
Дюймовочка)

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на двух ногах,
В ярко-красных сапогах (
Кот в сапогах).

Сказочница вручает картинки тому, кто отгадал загадку.

Сказочница: Многому нас учит сказка

Доброте, терпенью, ласке.

Сказка мудрость, знанья свет!

Сказочный вам шлет привет

Сказку сами сочиним

И вокруг всех удивим.

А теперь тех, у кого картинки, попрошу выйти.(Выходят 6 человек).

Делим на 2 команды.

-Посмотрите на экран. Перед вами волшебное слово «СКАЗКА». Каждую букву этого слова мы расшифруем. Вам такое задание. Придумать на каждую букву свое слово. Записать эти слова, затем на основе этих 6 слов сочинить свою сказку.

С-страна

К-корова

А-аист

З- замок

К кот

А-Арбуз

Пока наши сочинители придумывают сказки, мы с вами  потанцуем вместе со сказочными героями. Танцевальная разминка.

Участники зачитывают свои сказки.

Сказочница: В разных сказках побывали,

Но такого вы не знали.

Расскажу я вам сейчас.

Что в детском саду  есть у нас.

А в саду есть Гонзики –

Смешные глазки.

И играют, и живут

Они только в сказке.

Их на пальчик надевают,

Они сразу оживают.

Пальчиковая гимнастика с  Гонзиками.

Проснулись Гонзики  с утра

Устроили зарядку.

Чтоб были ловкими всегда

Постройтесь по порядку. 

1-2-3-4-5

Будем весело шагать

Будем ножки поднимать 

(Поочередно ударяют  по  столу большим пальцем и мизинцем имитируя ходьбу).

Будем ручки потирать. 

(Указательные и безымянные пальцы соединяют)

Ручки вверх, ручки вниз, 

(Поднимают указательный и безымянный палец вверх, затем опускают вниз)

А потом ты наклонись. 

Влево - вправо посмотри 

(Наклоняют указательный и безымянный палец влево-вправо)

И подпрыгни, 1-2-3. 

( Отрывают кисти рук от колена)

А теперь мы поиграем 

И друг друга догоняем 

(Имитируют бег «пальцами» по коленям) 

А теперь мы отдохнем 

(Опускают руку на колено (стол)) 

Сядем, а потом пойдем.

Сказочница:

Гонзики – наши друзья,

 Нам без них никак нельзя.

С Гонзиками мы играем,

Вместе звуки повторяем.

Автоматизация изолированного звука в речи

Выполняем движения руками  в соответствии с текстом стихотворения. Ребенок произносит изолированный звук.

 «Змейка»

Вот ползет по лесу змейка.

Ты догнать ее сумей-ка.

Зашипела тут змея,

Повтори-ка ты, как я:

Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

«Самолет»

Летит по небу самолет,

Он зовет меня в полет.

Шасси убираем,

Весело летаем:

Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л-Л

Передача ритмического рисунка

При передаче ритмического рисунка дети с  Гонзиками отстукивают ритм (кивают «головой», поднимают «руку», «ногу»)

1-2-3-4-5

Будем ритм мы сочинять 

1-2-3, 1-2-3 Ну-ка, ну-ка повтори.

Развитие навыков звукового анализа слова

Используя игры с Гонзиками при развитии навыков звукового анализа у детей, педагог делает  этот сложный процесс увлекательным для ребенка.

У наших Гонзиков есть друг –

Гласный и согласный звук.

Педагог демонстрирует детям красного и зеленого, синего Гонзика.

Гонзики- ребятки,

Стройтесь по порядку.

Гонзики стараются,

Слово получается.

Выполняя звуковой анализ слова, ребенок дает  характеристику каждого звука и надевает Гонзика нужного цвета на палец.

Развитие диалогической речи

Диалог может осуществляться между Гонзиками:  педагогом и ребенком, между детьми в парах и т.д. 

А сейчас мы поиграем

Язычки поразминаем

Превратимся мы в зверушек

В кошек, мишек и зайчишек.

Диалог

1.- Здравствуй, кошечка! 

-Привет.

-Что сегодня на обед?

-Полакала молочка,

Рыбку съела

-Все, пока.

Вот такие Гонзики в сказочной стране.

 С ними интересно и тебе, и мне.

Многому мы научились,

Да еще повеселились.

Им сейчас домой пора

До свидания, детвора!

Сказочница:

 Не на острове Буяне

Стоит терем-теремок,

На дверях висит замок.

Мы замочек отопрем –

Сказку в гости позовем

Слушай тихо и гляди…

Сказка, в гости приходи!»

Музыкальная сказка «Теремок».

Вывод(последний слайд).

Уважаемые гости, на  мероприятии вы увидели,  каким образом воспитатели и специалисты нашего детского сада  применяют сказочные сюжеты на занятиях, в развлечениях. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся более открытыми к восприятию действительности, проявляют большую заинтересованность в выполнении различных заданий.

Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказок повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта  возрастных и психологических особенностей детей с  нарушениями речи  дошкольного возраста.

На «сказочных» занятиях дети учатся:

- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;

-развивать слуховое, зрительное и сенсорное восприятие и внимание

- укреплять артикуляционный аппарат.

-активизировать и обогащать словарный запас детей;

- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;

- развивать интонационную выразительность и силу голоса;

- развивать мелкую моторику рук;

- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;

Именно такая работа является основой профилактики и помогает в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста.

Оформление сказочной книги отзывов


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические возможности сказки в работе с детьми с общим недоразвитием речи Авторы-составители: Дмитриева Е.А., Шервуд В.А, Новокузнецк 2018 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 240»

Слайд 2

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, могут помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение». Д. Родари .

Слайд 3

Сказка находит применение в различных направлениях коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, имеющих общее недоразвитие речи В ключение элементов сказки позволяет решать коррекционно-образовательные, коррекционно – воспитательные, коррекционно –развивающие задачи .

Слайд 4

Коррекционно-образовательные задачи: Развитие речи ( все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (обучение построению распространённых предложений, совершенствование диалогической речи, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам, сочинять свои сказки).

Слайд 5

Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, в оспитание любви к природе, в оспитание гуманности , в оспитание скромности , доброты, внимания, выдержки, ответственности , в оспитание патриотизма .

Слайд 6

Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией , дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.

Слайд 7

Артикуляционная гимнастика Сказка «Две принцессы»

Слайд 8

Пальчиковая гимнастика Сказка «Пять братцев»

Слайд 9

Пальчиковая гимнастика Сказка «Пять братцев»

Слайд 10

загадки

Слайд 11

Сочини сказку С К А З К А

Слайд 12

Методическая сказка с использованием игрового пособия «Волшебные Гонзики »

Слайд 13

Проснулись Гонзики с утра Устроили зарядку. Чтоб были ловкими всегда, Постройтесь по порядку. Пальчиковые игры

Слайд 14

Летит по небу самолет. Он завет меня в полет. Шасси убирает, Весело летает: « Л – Л – Л» Автоматизация звуков (изолированно) Вот ползет по лесу змейка. Ты догнать ее сумей-ка. Зашипела тут змея, Повтори – ка ты, как я: « Ш – Ш – Ш»

Слайд 15

1-2-3-4-5, будем ритм мы сочинять. 1-2-3, 1-2-3 ну-ка, ну-ка повтори . Передача ритмического рисунка

Слайд 16

Звуковой анализ слова

Слайд 17

- Здравствуй, кошечка! - Привет. - Что сегодня на обед? - Полакала молочка, Рыбку съела - Все, пока. Развитие диалогической речи

Слайд 18

Музыкальная сказка «ТЕРЕМОК»

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование игровых технологий как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми с общим недоразвитием речи

Практический материал предназначается для автоматизации и дифференциации звуков у детей. Систематизированный лексический материал удобен для самостоятельного чтения детей. Проговаривание и чтение спос...

Использование элементов фольклора в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Использование элементов фольклора в  коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи...

Оздоровительная и коррекционная работа с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В статье представлен метод совместной работы инструктора по физкультуре  и воспитателя логопедической группы, по посещению купальни детьми, имеющими общее недоразвитие речи. Посещение бассейна...

Использование релаксирующих игр и упражнений в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Данная статья адресована педагогам, логопедам и инсрукторам по физической культуре....

ЗНАЧЕНИЕ ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

В статье описывается опыт проведения интегрированных занятий, приобретенный в процессе работы с детьми с ЗПР и ОНР.  Представлено занятие, проведенное психологом, логопедом и дефектологом по теме...

Использование сказки в коррекционной работе с детьми с общим недоразвитием речи

Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных проблем современной логопедии, т.к. своевременно проводимая коррекционно-педагогическая работа имеет боль...