Пальчиковая гимнастика и координация речи с движением (старшая группа)
статья по логопедии (старшая группа) по теме
Пальчиковая гимнастика и координация речи с движением (старшая группа), по лексическим темам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Картотека "Пальчиковая гимнастика и координация речи с движением" (старшая группа) | 215 КБ |
Предварительный просмотр:
Пальчиковая гимнастика и координация речи с движением
(старшая группа)
Составила
учитель-логопед
Ефимова Н.А.
| |
Развитие общей моторики | |
Капля раз! Капля два! Очень Медленно Сперва! А потом, Потом, Потом, Все бегом, Бегом, Бегом! Мы зонты свои раскрыли, От дождя себя укрыли. | Прыжок на носочках, руки на поясе Прыжок 3 прыжка 6 прыжков Руки развести в стороны Руки полукругом над головой |
Развитие мелкой моторики | |
Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать. Листья березы, Листья рябины, Листики тополя, Листья осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет отнесем | загибаем пальчики, начиная с большого сжимаем и разжимаем кулачки загибаем пальчики, начиная с большого |
| |
Развитие общей моторики | |
За малиной в лес пойдем, в лес пойдем. Спелых ягод наберем, наберем. Солнышко высоко, а в лесу тропинка. Сладкая ты моя, ягодка-малинка. | идут в хороводе, взявшись за руки собирают воображаемые ягоды встают лицом в круг, тянутся руками вверх бегут по кругу, взявшись за руки |
Развитие мелкой моторики | |
Раз, два, три, четыре, пять, В лес идем мы погулять За черникой, За малиной, За брусникой, За калиной, Землянику мы найдем И братишке отнесем. | пальчики обеих рук «здороваются» обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу загибают пальчики, начиная с большого |
| |||||||||||||
Развитие общей моторики | |||||||||||||
| |||||||||||||
Развитие мелкой моторики | |||||||||||||
Зимовать у нас остались Дятлы, совы, воробьи, Сойки, голуби, синицы. Прилетели снегири. | на столе разводить пальцы в стороны и соединять последовательно поднимать пальцы правой руки последовательно поднимать пальцы левой руки пальцами изобразить птичку |
| |
Развитие общей моторики | |
Наши уточки с утра | Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки-крылья назад Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки |
Развитие мелкой моторики | |
Зернышки все, что хозяйка давала, Курочка клювом по штучке склевала | Насыпать на блюдце горох или фасоль. Ребенок большим и указательным пальцем берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет еще одну, еще одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берется на ударный слог. |
| |||
Развитие общей моторики | |||
| |||
Развитие мелкой моторики | |||
Кусается сильно котёнок – глупыш, Он думает: это не палец, а мышь. А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!» | Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается) |
| |||
Развитие общей моторики | |||
| |||
Развитие мелкой моторики | |||
Еж, медведь, барсук, енот Спят зимою каждый год. Волка, зайца, рысь, лису И зимой найдешь в лесу. | Поочередное соединение всех пальцев с большим сначала на одной руке, затем на второй. |
| |
Развитие общей моторики | |
Левой ножкой — прыг, прыг. Правой ножкой — прыг, прыг. Мы попрыгаем на двух: Ух, ух, ух, ух! Влево мы попрыгаем, Вправо мы попрыгаем. Мы вперед пойдем И назад отойдем! | На каждую строчку стихотворения — четыре прыжка. |
Развитие мелкой моторики | |
Есть на пальцах наших ногти, На руках – запястья, локти. Темя, шея, плечи, грудь И животик не забудь. Есть колени. Есть спина. Но она всего одна. | поочерёдно загибать пальчики |
| |
Развитие общей моторики | |
Осенью, весною, | Выполняют движения в соответствии с текстом |
Развитие мелкой моторики | |
Этот пальчик – дедушка. Этот пальчик – бабушка. Этот пальчик – папочка. Этот пальчик – мамочка. А этот пальчик – Я! Вместе – дружная семья! | показать большой палец показать указательный средний палец безымянный палец показать мизинец сцепить пальцы в замок и покрутить им |
| |
Развитие общей моторики | |
К нам на длинной тонкой ножке Скачет дождик по дорожке. В лужице – смотри, смотри! Он пускает пузыри. Стали мокрыми кусты, Стали мокрыми цветы. Мокрый серый воробей Сушит перышки скорей. | прыжки на одной ноге по кругу стоят лицом в круг, ритмичные приседания руки вверх, потряхивания кистями наклон, руки к полу, потряхивания кистями встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями |
Развитие мелкой моторики | |
Солнце нас уже не греет, Ветер дует все сильнее, К югу полетели птицы, Дождик к нам в окно стучится. Шапки, куртки надеваем И ботинки обуваем Знаем месяцы: Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. | сжимаем и разжимаем кулаки по очереди синхронно наклоняем руки в разные стороны «птица» из двух скрещенных рук барабаним пальцами по ладони делаем вид постучать ногами похлопать ладошками по коленкам кулак, ребро, ладонь |
| |||
Развитие общей моторики | |||
| |||
Развитие мелкой моторики | |||
Раз, два, три, четыре, пять, Мы во двор пришли гулять. Бабу снежную слепили, Птичек крошками кормили, С горки мы потом катались, А ещё в снегу валялись. Все в снегу домой пришли. Съели суп и спать легли. | загибать пальчики по одному «идти» по столу указательным и средним пальчиками лепить комочек двумя ладонями крошащие движения всеми пальчиками вести указательным пальцем правой руки по ладони левой положить ладошки на стол то одной, то другой стороной потрясти ладошками движения воображаемой ложкой; руки под щёку |
| |
Развитие общей моторики | |
Вот на ветках, посмотри, В красных майках снегири. Распушили перышки, Греются на солнышке. Головой вертят, Улететь хотят. - Кыш! Кыш! Улетели! За метелью, за метелью! | 4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы. частые потряхивания руками, опущенными вниз. 2 поворота головы на каждую строку. разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крыльями. |
Развитие мелкой моторики | |
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? Мы расскажем. Две синицы, воробей, Пять сорок и голубей, Дятел в пёстрых пёрышках. Всем хватило зёрнышек. | ритмично сжимают и разжимают кулачки на каждое название птицы загибают по одному пальчику, начиная с большого опять сжимают и разжимают кулачки |
| |
Развитие общей моторики | |
Наша ёлка велика В гости к нам прийти опять! | круговое движение руками встать на носочки присесть и встать на носочки потянуться плясать, притопывая ногами, разводя руками в стороны и ставя на пояс |
Развитие мелкой моторики | |
У сосны, у пихты, ёлки Очень колкие иголки. Вас уколет можжевельник! | Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп |
| |||
Развитие общей моторики | |||
| |||
Развитие мелкой моторики | |||
Перед нами ёлочка: шишечки, иголочки, шарики, фонарики, зайчики и свечки, звёзды, человечки | пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх сжатые кулачки растопыренные пальцы так же сложенные ладошки обращены вниз сложенные ладони со сведёнными пальцами положение «ушки» вниз |
| |
Развитие общей моторики | |
Мы царевну Несмеяну Будем целый день смешить, Как снежинки, как пушинки Будем радостно кружить. Будем пятиться как раки, не смотря на буераки. Спрячемся как крот в нору И появимся к утру. Несмеяна захохочет, С нами поиграть захочет. Скажет нам: «А дошколята Все - весёлые ребята!» | кружатся на месте вправо, влево шаги назад присесть высоко подпрыгнуть хлопки в ладоши ходьба по кругу |
Развитие мелкой моторики | |
Будем пальчики считать Будем сказки называть: Эта сказка – «Теремок», Эта сказка – «Колобок», Эта сказка – «Репка» Про внучку и про дедку. «Волк и семеро козлят» - Этим сказкам каждый рад! | хлопок, кулачок поочерёдно загибать пальчики на каждое название сказки |
| |
Развитие общей моторики | |
Снова зимняя игра, Олимпийская пора! Каждый очень – очень рад! Будут лыжи и коньки, Будут санки и снежки, Будет кёрлинг, скелетон, И фристайл, и сноуборд, Биатлон, бобслей, хоккей, Покажи, мой друг, скорей! Раз, два, три – Фигура замри! | выполняют имитационные движения замирают в позе лыжника, хоккеиста, конькобежца и т.д. |
Развитие мелкой моторики | |
Мы едем на лыжах, Мы мчимся с горы, Мы любим забавы Холодной поры. | две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх — это лыжи. Указательный и средний пальцы встают на них, как на ноги, и двигаются по столу |
| |
Развитие общей моторики | |
Мы по городу шагаем, То, что видим, называем: Светофоры и машины, Ярмарки и магазины, Скверы, улицы, мосты И деревья и кусты! | идут по кругу поворот головы влево поворот головы вправо потянулись вверх - присели |
Развитие мелкой моторики | |
Раз, два, три, четыре, пять, В город выйду погулять. Вдоль по улице иду, Во все стороны смотрю. Как красиво все кругом, В моем городе родном! | загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке загибают пальцы на левой руке разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке разгибают пальцы на правой руке загибают пальцы на левой руке загибают пальцы на правой руке |
| |
Развитие общей моторики | |
Утром в магазин пойдём, Мебель там приобретём: Высокий шкаф И табурет, Кровать – на ней нам будет мягко спать Купим стул И стол большой И отвезем домой. | ходьба на месте встают на носочки, тянутся руками вверх приседают кладут сложенные ладони под левую щёку к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул» разводят руки в стороны крутят руль |
Развитие мелкой моторики | |
Раз, два, три, четыре, Много мебели в квартире. В шкаф повесим мы рубашку, А в буфет поставим чашку. Чтобы ножки отдохнули, Посидим чуть–чуть на стуле. А когда мы крепко спали, На кровати мы лежали. А потом мы с котом Посидели за столом, Чай с вареньем дружно пили. Много мебели в квартире. | Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках Сжимают и разжимают кулачки Загибают пальчики, начиная с большого Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками |
| |
Развитие общей моторики | |
Вот большой стеклянный чайник, Очень важный, как начальник. Вот фарфоровые чашки, Очень хрупкие, бедняжки. Вот фарфоровые блюдца, Только стукни — разобьются. Вот серебряные ложки, Вот пластмассовый поднос — | «надуть» живот, одна рука на поясе, другая рука — изогнута, как носик |
Развитие мелкой моторики | |
Раз, два, три, четыре, Мы посуду перемыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварёшку. Мы посуду перемыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали Так мы маме помогали. | удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши одна ладонь скользит по другой по кругу загибают пальчики по одному одна ладонь скользит по другой загибают пальчики по одному |
| |
Развитие общей моторики | |
Мы лётчики, пилоты Мы водим самолёты. Мы славные разведчики. Мы храбрые бойцы. А пока игра идёт! | руки в стороны, повороты туловища наклоны в стороны приседания шагают на месте |
Развитие мелкой моторики | |
Сегодня праздник всех отцов, Всех сыновей, всех, кто готов, Свой дом и маму защитить, Всех нас от бед отгородить! | хлопают в ладоши сжимают и разжимают пальцы из ладошек делают «домик» сжимают и разжимают пальцы |
| |
Развитие общей моторики | |
Ток бежит по проводам, Свет несёт в квартиру нам. Чтоб работали приборы, Холодильник, мониторы. Кофемолки, пылесос, Ток энергию принёс. | Дети бегут по кругу Делают круговые движения руками перед собой Повороты влево, вправо. Бегут по кругу |
Развитие мелкой моторики | |
Пылесос, пылесос, | Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы тот весь уместился в его кулачке. |
| |||
Развитие общей моторики | |||
| |||
Развитие мелкой моторики | |||
Раз, два, три, четыре, пять, К нам зима пришла опять И с собою принесла Ветер, снег и холода. | каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу |
| |
Развитие общей моторики | |
Маме надо отдыхать, Я на цыпочках хожу, Я на кухню проскользну, Подарок мастерить начну. | идут по кругу идут на цыпочках идут на пятках, спина ровная семенящий шаг |
Развитие мелкой моторики | |
Первые подснежники Я в руках несу. Нежные цветочки Маме подарю. Будь всегда красивой, Нежной, как цветы! Хорошо, что рядом Есть со мною ты! | подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены сжать обе руки в кулак пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей развести руки в стороны пальцы лодочкой соединить ладони, прижать вытянуть руки вперед ладонями |
| |||
Развитие общей моторики | |||
| |||
Развитие мелкой моторики | |||
Кап, кап, кап – звенит капель. Приближается апрель. | Ритмично на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого. |
| |
Развитие общей моторики | |
Возле пальмы на полянке Скачут, скачут обезьянки. С ноги на ногу весь день, Им скакать совсем не лень. | Прыжки с ноги на ногу |
Развитие мелкой моторики | |
Там, где с деревьев свисают лианы, Разные в джунглях живут обезьяны, Лазают там шимпанзе, павианы, Есть и гориллы, орангутаны. | Ребенок сжимает в руках узлы веревки |
| |
Развитие общей моторики | |
Идут себе вразвалочку, Ступают вперевалочку Пингвин-папа, Пингвин-мама И сынишка пингвинишка В черном фраке и манишке. | имитировать движения пингвинов, шагать по кругу |
Развитие мелкой моторики | |
Два пингвина пошли гулять, А вторые – догонять. Третьи пингвины – бегом. А четвертые – пешком. Пятые поскакали И в конце пути упали. | руки сжимают в кулаки, большие пальцы вытягивают указательные пальцы начинают «скакать» «скачут» средними пальцами не спеша передвигают безымянные пальцы кулаки раскрываются полностью: «скачут» мизинцы расслабленные ладони падают на стол |
| |
Развитие общей моторики | |
Рыбки в озере живут, Вверх и вниз они снуют. По команде «Раз, два, три» Выпускают пузыри. И кружатся, и шалят, И хвостами шевелят. | Имитация по тексту |
Развитие мелкой моторики | |
Жил да был один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки. И учили их считать: Раз, два, три, четыре, пять. | Ладони сложены, плавные движения ими, имитирующие движения плавников Ладони раздвинуты; движения двумя ладонями порознь Руки сложены накрест, взмахи ладонями Сжимать и разжимать кулачки. Загибать пальцы, начиная с большого |
| |
Развитие общей моторики | |
В небе плавает луна. В облака зашла она. Один, два, три, четыре, пять Можем мы луну достать. Шесть, семь, восемь, девять, десять — И пониже перевесить. Десять, девять, восемь, семь – Чтоб луна светила всем. | плавные покачивания влево и вправо хлопки в ладоши руки вверх хлопки над головой руки вниз ходьба на месте дети тихо садятся |
Развитие мелкой моторики | |
Вокруг Земли Луна летает, А вот зачем – сама не знает. | Ребенок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого. |
| |
Развитие общей моторики | |
На лугу растут цветы Небывалой красоты. К солнцу тянутся цветы. С ними потянись и ты. Ветер дует иногда, Только это не беда. Наклоняются цветочки, Опускают лепесточки. А потом опять встают И по-прежнему цветут. | потягивания — руки в стороны потягивания — руки вверх дети машут руками, изображая ветер наклоны |
Развитие мелкой моторики | |
Лето по полю гуляло. Лето шило-вышивало Луг – цветами, Лес – листами, День – лучами, Ночь – звездами | «шагают» пальцы по столу загибают пальцы по одному |
| |
Развитие общей моторики | |
Самолеты загудели Самолеты полетели На полянку тихо сели Да и снова полетели. | вращение перед грудью согнутыми в локтях руками руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо присесть, руки к коленям |
Развитие мелкой моторики | |
Автобус, троллейбус, машина, трамвай – О них ты на улице не забывай! В морях – корабли, ледоколы, суда, Они очень редко заходят сюда. | соединение всех пальцев с большим по очереди на каждый ударный слог. |
| |
Развитие общей моторики | |
Мы празднуем Победу! Салют! Салют! Салют! Кругом цветы весенние Цветут, цветут, цветут! Все люди пляшут, празднуют, Поют, поют, поют! Живут, живут, живут! | шагают на месте. |
Развитие мелкой моторики | |
Что такое день победы? Это праздник, ордена И награды боевые, И салюты золотые И тюльпанчики цветные И чистая земля. | соединение всех пальцев с большим по очереди |
| |
Развитие общей моторики | |
На всей большой планете Куда не посмотри И взрослые и дети Мечтают о любви Дарить друг другу радость Тепло и доброту. Приду домой и сразу Я маму обниму И бабушку и папу. Люблю я всю семью! | чертим руками невидимый круг поднять руки вверх и покружиться |
Развитие мелкой моторики | |
Кто приехал? | пальцы обеих рук сложены вместе быстро хлопают кончики больших пальцев хлопают кончики указательных хлопают кончики больших пальцев хлопают кончики средних хлопают кончики больших пальцев хлопают кончики безымянных хлопают кончики больших пальцев хлопают кончики мизинцев хлопают кончики больших пальцев хлопаем в ладоши |
| |||
Развитие общей моторики | |||
| |||
Развитие мелкой моторики | |||
У Матрешкиной сестрицы По деревне небылиц Ходит утка в юбке, Петушок — в берете, Корова в рогоже. | ритмичные удары пальцами правой руки, начиная с указательного, по левой ладони ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони на каждое название животного загибают пальцы на руках ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками |
| |
Развитие общей моторики | |
Шла сороконожка По сухой дорожке. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап! - Ой, промокнут сорок лап! Насморк мне не нужен Обойду я лужи! Грязи в дом не принесу Каждой лапкой потрясу! И потопаю потом - Ой, какой от лапок гром! | идут ритмичным шагом, слегка пружиня дети останавливаются и приседают идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи останавливаются, трясут одной ногой трясут другой ногой дети топают ногами |
Развитие мелкой моторики | |
Прилетела к нам вчера Полосатая пчела. А за нею шмель-шмелек И веселый мотылек, Два жука и стрекоза, Как фонарики глаза. Пожужжали, полетали, От усталости упали. | машут ладошками на каждое название загибают один пальчик делают круги из пальцев, подносят к глазам машут ладошками роняют ладони на стол |
| |
Развитие общей моторики | |
Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлепаем по лужам. Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп! Зонтик нам не нужен. Нам не страшен сильный дождь! Лето наступило! | идут по кругу друг за другом, шлепая ногами останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой выполняют прыжки на носочках, руки на поясе тянутся вверх, раскинув руки |
Развитие мелкой моторики | |
Вот и лето наступает Всех на отдых приглашает Будем плавать, загорать И на даче отдыхать | последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших круговые движения кистями, «солнце» «домик» |
| |
Развитие общей моторики | |
Раз –два-три выросли цветы | сидели на корточках, встаем тянутся на носочках смотрят вверх раскачивают руками влево - вправо над головой наклоняются влево наклоняются вправо грозят пальчиком приседают медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики |
Развитие мелкой моторики | |
Утром алые цветки Раскрывают лепестки. Ветерок подует – Цветики волнует. А под вечер все цветки Закрывают лепестки, Головой качают, Тихо засыпают. | округлить ладони, раздвинуть пальцы двигают ладони вправо-влево постепенно смыкают пальцы покачивают «бутонами» подкладывают сложенные руки под щеку |
| |
Развитие общей моторики | |
Я спортсменом стать хочу, Аккуратно распрямлюсь И до неба дотянусь. | движения по тексту. |
Развитие мелкой моторики | |
Чтобы пальчик стал сильней, | ставят подушечки больших пальцев на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая пальцы. Затем то же самое проделывают указательными, средними, безымянными пальцам и мизинцами. |
| |
Развитие общей моторики | |
Поднимайте плечики Раз, два, Раз, два Прыгайте кузнечики Прыг-скок, прыг-скок, Сели, травушку покушали Тишину послушали Тише, тише высоко Прыгай на носках легко. | движения по тексту. |
Развитие мелкой моторики | |
У тропинки под рябиной Сеть раскинул паучок, Нить прозрачной паутины Намотал на кулачок. | сжимают и разжимают кулачки стучат пальцами по столу держат в пальцах воображаемую нить наматывают воображаемую нить |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по области ПОЗНАНИЕ и КОММУНИКАЦИЯ с использованием пальчиковой гимнастики, игр на развитие мелкой моторики, упражнений на координацию речи с движением, в подготовительной группе.
ВИКТОРИНА: «ПРОЩАНИЕ С ОСЕНЬЮ».ЦЕЛь : Формировать грамматический строй речи, ра...
Сборник физминуток, пальчиковых игр, и упражнений на координацию речи и движения на тему «Космос» для детей старшего дошкольного возраста
Материал для воспитателей, могут использовать в любой деятельности с детьми....
Коррекция мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), упражнения на координацию речи с движением.
Коррекция мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),упражнения на координацию речи с движением....
Иллюстративный материал к проведению гимнастики для глаз и координации речи с движением с уставшими малышами
Предложенный к использованию учебный материал в форме слайд-шоу позволяет педагогу дошкольного образовательного учереждения провести физкультминутку с детьми с элементами гимнастики для глаз и общей к...
Использование пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников разных возрастных групп. Проблемы и рекомендации.
Использование пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников разных возрастных групп. Проблемы и рекомендации....
Картотека пальчиковых гимнастик по темам недели (рекомендовано для старших групп)
В данной картотеке подобраны пальчиковые гимнастики по темам: "Человек", "Детский сад", "Зимующие птицы", "Дикие животные зимой", "Домашние животные",...
Пальчиковая гимнастика и координация слова с движением
Речь с движением...