Пальчиковая гимнастика и координация речи с движением (старшая группа)
статья по логопедии (старшая группа) по теме

Ефимова Наталья Анатольевна

Пальчиковая гимнастика и координация речи с движением (старшая группа), по лексическим темам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пальчиковая гимнастика и координация речи с движением

(старшая группа)

Составила

учитель-логопед

Ефимова Н.А.

  1. Лексическая тема: Осень. Осенний лес.

Развитие общей моторики

Капля раз!

Капля два!

Очень

Медленно

Сперва!

А потом,

Потом,

Потом,

Все бегом,

Бегом,

Бегом!

Мы зонты свои раскрыли,

От дождя себя укрыли.

Прыжок на носочках, руки на поясе

Прыжок

3 прыжка

6 прыжков

Руки развести в стороны

Руки полукругом над головой

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем листья собирать.

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба мы соберем,

Маме осенний букет отнесем

загибаем пальчики, начиная с большого

сжимаем и разжимаем кулачки

загибаем пальчики, начиная с большого

  1. Лексическая тема: Дары леса. Грибы. Ягоды.

Развитие общей моторики

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.

Спелых ягод наберем, наберем.

Солнышко высоко, а в лесу тропинка.

Сладкая ты моя, ягодка-малинка.

идут в хороводе, взявшись за руки

собирают воображаемые ягоды

встают лицом в круг, тянутся руками вверх

бегут по кругу, взявшись за руки

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять,

В лес идем мы погулять

За черникой,

За малиной,

За брусникой,

За калиной,

Землянику мы найдем

И братишке отнесем.

пальчики обеих рук «здороваются»

обе руки «идут» указательными и средними пальцами по столу

загибают пальчики, начиная с большого

  1. Лексическая тема: Обувь. Одежда. Головные уборы.

Развитие общей моторики

Туфельки нарядные,

Туфельки парадные,

Лаковые, с ремешком,

И подошва с каблучком.

Туфли Маше в самый раз

Можно выходить на пляс!

 правая нога вперед, на носок

 левая нога вперед, на носок

 правая нога вперед, на пятку

 левая нога вперед, на пятку

 руки на поясе, «пляшут»

Развитие мелкой моторики

Жили-были в домике

Маленькие гномики:

Токи, Пики, Лики, Чики, Микки.

Раз, два, три, четыре, пять,

Стали гномики стирать:

Токи — рубашки,

Пики — платочки,

Лики — штанишки.

Чики носочки.

Микки умница была,

Всем водичку носил.

сжимают и разжимают кулачки.

загибают пальчики, начиная с больших

разгибают пальчики, начиная с больших

трут кулачки друг о друга

загибают пальчики, начиная с больших

  1. Лексическая тема: Летят перелетные птицы.

Развитие общей моторики

Опустел скворечник, улетели птицы,

 машут, руками, как крыльями

Листьям на деревьях тоже не сидится.

 приседают

Целый день сегодня все летят, летят...

 встают, идут по кругу и машут руками

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

 бегут по кругу

Развитие мелкой моторики

Зимовать у нас остались

Дятлы, совы, воробьи,

Сойки, голуби, синицы.

Прилетели снегири.

на столе разводить пальцы в стороны и соединять

последовательно поднимать пальцы правой руки

последовательно поднимать пальцы левой руки

пальцами изобразить птичку

  1. Лексическая тема: Семьи домашних птиц.

Развитие общей моторики

Наши уточки с утра
«Кря-кря-кря! кря-кря-кря!»
Наши гуси у пруда —
Га-га-га! га-га-га!
Наши курочки в окно —
Кко-кко-кко! Ко-ко-ко-ко!
А как Петя-петушок
Раным-рано поутру
Нам споет ку-ка-ре-ку!

Идут по кругу вперевалочку, подражая походке уток

Идут по кругу, вытянув шеи вперед и отставив руки-крылья назад

Останавливаются, встают лицом в круг, бьют руками по бокам

Встают спиной в круг, вытягивают шею вверх, поднимаются на цыпочки

Развитие мелкой моторики

Зернышки все, что хозяйка давала,

Курочка клювом по штучке склевала

Насыпать на блюдце горох или фасоль. Ребенок большим и указательным пальцем берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод), потом берет еще одну, еще одну и так набирает целую горсть. Каждая горошина берется на ударный слог.

  1. Лексическая тема: Мир домашних животных.

Развитие общей моторики

Бу-бу, Я рогатый.

Бу-бу, Я хвостатый.

Бу-бу, Я ушастый.

Бу-бу, Очень страшный.

Бу-бу, Испугаю.

Бу-бу, Забодаю.

Два прыжка. «Рожки» из пальчиков.

Два прыжка. «Хвостик» из руки — за спиной.

Два прыжка. «Ушки» из ладошек.

Два прыжка. «Рожки» из пальчиков.

Два прыжка. Топают.

Два прыжка. «Бодаются»

Развитие мелкой моторики

Кусается сильно котёнок – глупыш,

Он думает: это не палец, а мышь.
Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться – скажу тебе: «Кыш!»

Взять не тугие пластмассовые прищепки, поочередно «кусаем» подушечки пальцев на ударные слоги стихотворения от большого пальца к мизинцу (котенок кусается)

  1. Лексическая тема: Животные нашего леса.

Развитие общей моторики

С барабаном ходит ежик,

Бум-бум-бум!

Целый день играет ежик,

Бум-бум-бум!

С барабаном за плечами,

Бум-бум-бум!        

Очень яблоки любил он,

Бум-бум-бум!

Барабан в саду забыл он,

Бум-бум-бум!

Ночью яблоки срывались,

Бум-бум-бум!

И удары раздавались,        

Бум-бум-бум!

Зайцы здорово струхнули,

Бум-бум-бум!

Глаз до зорьки не сомкнули,

Бум-бум-бум!

Дети маршируют по кругу, изображая игру на барабане.

Маршируют, спрятав руки за спину.

Подносят ко рту то одной, то другой рукой воображаемое яблоко.

Разводят руками.

Руки на поясе, выполняют прыжки на месте.

Приседают, сделав «ушки» из ладошек.

Развитие мелкой моторики

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

Поочередное соединение всех пальцев с большим сначала на одной руке, затем на второй.

  1. Лексическая тема: Я – человек. Мои помощники – органы чувств.

Развитие общей моторики

Левой ножкой — прыг, прыг.

Правой ножкой — прыг, прыг.

Мы попрыгаем на двух:

Ух, ух, ух, ух!

Влево мы попрыгаем,

Вправо мы попрыгаем.

Мы вперед пойдем

И назад отойдем!

На каждую строчку стихотворения —

четыре прыжка.

Развитие мелкой моторики

         Есть на пальцах наших ногти,

         На руках – запястья, локти.

         Темя, шея, плечи, грудь

         И животик не забудь.

         Есть колени. Есть спина.

         Но она всего одна.

поочерёдно загибать пальчики

  1. Лексическая тема: Моя семья. День Матери.

Развитие общей моторики

Осенью, весною,
Летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку:
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.

Выполняют движения в соответствии с текстом

Развитие мелкой моторики

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

А этот пальчик – Я!

Вместе – дружная семья!

показать большой палец

показать указательный

средний палец

безымянный палец

показать мизинец

сцепить пальцы в замок и покрутить им

  1.  Лексическая тема: Такая разная осень.

Развитие общей моторики

К нам на длинной тонкой ножке

Скачет дождик по дорожке.

В лужице – смотри, смотри!

Он пускает пузыри.

Стали мокрыми кусты,

Стали мокрыми цветы.

Мокрый серый воробей

Сушит перышки скорей.

прыжки на одной ноге по кругу

стоят лицом в круг, ритмичные приседания

руки вверх, потряхивания кистями

наклон, руки к полу, потряхивания кистями

встали, руки вдоль тела, потряхивания кистями

Развитие мелкой моторики

Солнце нас уже не греет,                  

Ветер дует все сильнее,                    

К югу полетели птицы,                    

Дождик к нам в окно стучится.        

Шапки, куртки надеваем                  

И ботинки обуваем                            

Знаем месяцы:                                       

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.  

сжимаем и разжимаем кулаки по очереди

синхронно наклоняем руки в разные стороны

«птица» из двух скрещенных рук

барабаним пальцами по ладони

делаем вид

постучать ногами

похлопать ладошками по коленкам

кулак, ребро, ладонь

  1.  Лексическая тема: Зима. Зимние забавы.

Развитие общей моторики

Сегодня из снежного

Мокрого кома

Мы снежную бабу

Слепили у дома.

Стоит наша баба

У самых ворот.

Никто не проедет,

Никто не пройдет.

Знакома она уже

Всей детворе,

А Жучка все лает:

«Чужой во дворе!

идут по кругу, катят перед собой

воображаемый ком.
«
рисуют» руками три круга, начиная с маленького.

грозят указательным пальцем сначала правой руки, потом — левой.

идут по кругу, взявшись за руки,

последние слова произносит один ребенок, сидящий в центре круга.

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы во двор пришли гулять.

Бабу снежную слепили,

Птичек крошками кормили,

С горки мы потом катались,

А ещё в снегу валялись.

Все в снегу домой пришли.

Съели суп и спать легли.

загибать пальчики по одному

«идти» по столу указательным и средним пальчиками

лепить комочек двумя ладонями

крошащие движения всеми пальчиками

вести указательным пальцем правой руки по ладони левой

положить ладошки на стол то одной, то другой стороной

потрясти ладошками

движения воображаемой ложкой; руки под щёку

  1.  Лексическая тема: Покорми птиц зимой.

Развитие общей моторики

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири.

Распушили перышки,

Греются на солнышке.

Головой вертят,

Улететь хотят.

-  Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью!

4 хлопка руками по бокам и 4 наклона головы.

частые потряхивания руками, опущенными вниз.

2 поворота головы на каждую строку.

разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крыльями.

Развитие мелкой моторики

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Пять сорок и голубей,

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек.

ритмично сжимают и разжимают кулачки

на каждое название птицы загибают по одному пальчику, начиная с большого

опять сжимают и разжимают кулачки

  1.  Лексическая тема: Елочка-красавица. Мои любимые игрушки.

Развитие общей моторики

Наша ёлка велика
Наша ёлка высока
Выше мамы, выше папы
Достаёт до потолка
Будем весело плясать. Эх, эх, эх!
Будем песни распевать. Ля-ля-ля!
Чтобы ёлка захотела

В гости к нам прийти опять!

круговое движение руками

встать на носочки

присесть и встать на носочки

потянуться

плясать, притопывая ногами, разводя руками в стороны и ставя на пояс

Развитие мелкой моторики

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.
Но ещё сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

Ребёнок катает мяч или круглую щётку для волос между ладонями движениями вверх-вниз сначала медленно, затем увеличивает темп

  1.  Лексическая тема: К Нам приходит Новый год.

Развитие общей моторики

С Новым годом! С Новым годом!

Здравствуй, Дедушка Мороз!

Он из леса мимоходом

Елку нам уже принес.

На верхушке выше веток

Загорелась, как всегда,

Самым ярким жарким светом

Пятикрылая звезда.

стоят лицом в круг, кланяются

идут по кругу, изображают, что несут на плече елку.

встают лицом в круг, поднимают руки вверх

поднимаются на носочки.

бегут по кругу, поставив руки на пояс.

Развитие мелкой моторики

Перед нами ёлочка:

шишечки,

иголочки,

шарики,

фонарики,

зайчики

и свечки,

звёзды,

человечки

пальцы рук  переплетены,  большие пальцы, поднятые вверх

сжатые кулачки

растопыренные пальцы
«полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх

так же сложенные ладошки обращены вниз
кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами

сложенные ладони со сведёнными пальцами
сложенные ладошки с растопыренными пальцами

положение «ушки» вниз

  1.  Лексическая тема: Волшебные зимние сказки.

Развитие общей моторики

Мы царевну Несмеяну

Будем целый день смешить,

Как снежинки, как пушинки

Будем радостно кружить.

Будем пятиться как раки, не смотря на буераки.

Спрячемся как крот в нору

И появимся к утру.

Несмеяна захохочет,

С нами поиграть захочет.

Скажет нам: «А дошколята

Все - весёлые ребята!»

кружатся на месте вправо, влево

шаги назад

присесть

высоко подпрыгнуть

хлопки в ладоши

ходьба по кругу

Развитие мелкой моторики

Будем пальчики считать

Будем сказки называть:

Эта сказка – «Теремок»,

Эта сказка – «Колобок»,

Эта сказка – «Репка»

Про внучку и про дедку.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

хлопок, кулачок

поочерёдно загибать пальчики на каждое

название сказки

  1.  Лексическая тема: Малые Олимпийские игры. Зимние виды спорта.

Развитие общей моторики

Снова зимняя игра,

Олимпийская пора!

Каждый очень – очень рад!

Будут лыжи и коньки,

Будут санки и снежки,

Будет кёрлинг, скелетон,

И фристайл, и сноуборд,

Биатлон, бобслей, хоккей,

Покажи, мой друг, скорей!

Раз, два, три –                                                                            

Фигура замри!

выполняют имитационные движения

замирают в позе лыжника, хоккеиста, конькобежца и т.д.

Развитие мелкой моторики

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры.

две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх — это лыжи. Указательный и средний пальцы встают на них, как на ноги, и двигаются по столу

  1.  Лексическая тема: Наша Родина (большая и малая). Наш город Санкт-Петербург.

Развитие общей моторики

Мы по городу шагаем,

То, что видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты

И деревья и кусты!

идут по кругу

поворот головы влево

поворот головы вправо

потянулись вверх - присели

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять,

В город выйду погулять.

Вдоль по улице иду,

Во все стороны смотрю.

Как красиво все кругом,

В моем городе родном!

загибают пальцы, начиная с большого, на правой руке

загибают пальцы на левой руке

разгибают пальцы, начиная с мизинца, на левой руке

разгибают пальцы на правой руке

загибают пальцы на левой руке

загибают пальцы на правой руке

  1.  Лексическая тема: Мебель в моем доме.

Развитие общей моторики

Утром в магазин пойдём,

Мебель там приобретём:

Высокий шкаф

И табурет,

Кровать – на ней нам будет мягко спать

Купим стул

И стол большой

И отвезем домой.

ходьба на месте

встают на носочки, тянутся руками вверх

приседают

кладут сложенные ладони под левую щёку

к прямой правой ладони присоединяют согнутую левую, чтобы получился «стул»

разводят руки в стороны

крутят руль

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре,

Много мебели в квартире.

В шкаф повесим мы рубашку,

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть–чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили.

Много мебели в квартире.

Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках

Сжимают и разжимают кулачки

Загибают пальчики, начиная с большого

Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками

  1.  Лексическая тема: Такая разная посуда. Полезные продукты питания.

Развитие общей моторики

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни — разобьются.

Вот серебряные ложки,

Вот пластмассовый поднос —
Он посуду нам принес.

«надуть» живот, одна рука на поясе, другая рука — изогнута, как носик
приседать
руки на поясе
кружиться
хлопок
потянуться, руки сомкнуть над головой
сделать большой круг

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали

Так мы маме помогали.

удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши

одна ладонь скользит по другой по кругу

загибают пальчики по одному

одна ладонь скользит по другой

загибают пальчики по одному

  1.  Лексическая тема: Защитники отечества. Рода войск.

Развитие общей моторики

Мы лётчики, пилоты

Мы водим самолёты. 
Танкисты и ракетчики,

Мы славные разведчики. 
Мы моряки, подводники,

Мы храбрые бойцы. 
Скоро в Армию пойдём,

А пока игра идёт!

руки в стороны, повороты туловища 

наклоны в стороны

приседания

шагают на месте

Развитие мелкой моторики

Сегодня праздник всех отцов,

Всех сыновей, всех, кто готов,

Свой дом и маму защитить,

Всех нас от бед отгородить!

хлопают в ладоши

сжимают и разжимают пальцы

из ладошек делают «домик»

сжимают и разжимают пальцы

  1.  Лексическая тема: Бытовая техника. Опасные предметы.

Развитие общей моторики

Ток бежит по проводам,

Свет несёт в квартиру нам.

Чтоб работали приборы,

Холодильник, мониторы.

Кофемолки, пылесос,

Ток энергию принёс.

Дети бегут по кругу

Делают круговые движения руками перед собой

Повороты влево, вправо.

Бегут по кругу

Развитие мелкой моторики

Пылесос, пылесос,
Ты куда суёшь свой нос?
Я жужжу, я жужжу,
 
Я порядок навожу.

Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок так, чтобы тот весь уместился в его кулачке.

  1.  Лексическая тема: Зима. Обобщение.

Развитие общей моторики

Давай, дружок, смелей, дружок,

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в толстый ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка —

Увы! — и нет снеговика.

Идут по кругу, изображая, что катят перед собой снежный ком.

«Рисуют» обеими руками большой круг.

«Рисуют» снеговика из трех комков.

Широко улыбаются.

Показывают глаза, прикрывают голову ладошкой, дотрагиваются до носа, встают прямо, как  бы держа воображаемую метлу.

Медленно приседают.

Разводят руками, пожимают пленами.      

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре, пять,

К нам зима пришла опять

И с собою принесла

Ветер, снег и холода.

каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу

каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу

каждый палец правой руки по очереди ударяет по столу

каждый палец левой руки по очереди ударяет по столу

  1.  Лексическая тема: Мамин праздник. Женские профессии.

Развитие общей моторики

Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать

Я на цыпочках хожу,
Маму я не разбужу.
Я на пяточках хожу,
Маму я не разбужу.

Я на кухню проскользну,

Подарок мастерить начну.

идут по кругу

идут на цыпочках

идут на пятках, спина ровная

семенящий шаг

Развитие мелкой моторики

Первые подснежники

Я в руках несу.

Нежные цветочки

Маме подарю.

Будь всегда красивой,

Нежной, как цветы!

Хорошо, что рядом

Есть со мною ты!

подушечки пальцев обеих рук сомкнуты, ладони округлены

сжать обе руки в кулак

пальцы лодочкой, запястья прижаты друг к другу

вытянуть руки вперед, не меняя положения кистей

развести руки в стороны

пальцы лодочкой

соединить ладони, прижать

вытянуть руки вперед ладонями

  1.  Лексическая тема: Весна. Признаки весны

Развитие общей моторики

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко,

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в саду ручей,

Прилетели сто грачей,

А сугробы тают, тают,

А цветочки подрастают.

Дети идут по кругу, взявшись за руки.

Бегут по кругу друг за другом на носочках.

Бегут, взмахивая руками, как крыльями.

Медленно приседают.

Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки

Развитие мелкой моторики

Кап, кап, кап – звенит капель.

Приближается апрель.

Ритмично на каждый слог стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого.

  1.  Лексическая тема: Животные жарких стран.

Развитие общей моторики

Возле пальмы на полянке

Скачут, скачут обезьянки.

С ноги на ногу весь день,

Им скакать совсем не лень.

Прыжки с ноги на ногу

Развитие мелкой моторики

Там, где с деревьев свисают лианы,

Разные в джунглях живут обезьяны,

Лазают там шимпанзе, павианы,

Есть и гориллы, орангутаны.

Ребенок сжимает в руках узлы веревки

  1.  Лексическая тема: Животные холодных стран.

Развитие общей моторики

Идут себе вразвалочку,

Ступают вперевалочку

Пингвин-папа,

Пингвин-мама

И сынишка пингвинишка

В черном фраке и манишке.

имитировать движения пингвинов, шагать по кругу

Развитие мелкой моторики

Два пингвина пошли гулять,

А вторые – догонять.

Третьи пингвины – бегом.

А четвертые – пешком.

Пятые поскакали

И в конце пути упали.

руки сжимают в кулаки, большие пальцы вытягивают

указательные пальцы начинают «скакать»

«скачут» средними пальцами

не спеша передвигают безымянные пальцы

кулаки раскрываются полностью: «скачут» мизинцы

расслабленные ладони падают на стол

  1.  Лексическая тема: Обитатели рек, морей, океанов.

Развитие общей моторики

Рыбки в озере живут,

Вверх и вниз они снуют.

По команде «Раз, два, три»

Выпускают пузыри.

И кружатся, и шалят,

И хвостами шевелят.

Имитация по тексту

Развитие мелкой моторики

Жил да был один налим,

Два ерша дружили с ним.

Прилетали к ним три утки

По четыре раза в сутки.

И учили их считать:

Раз, два, три, четыре, пять.

Ладони сложены, плавные движения ими, имитирующие движения плавников

Ладони раздвинуты; движения двумя ладонями порознь

Руки сложены накрест, взмахи ладонями

Сжимать и разжимать кулачки.

Загибать пальцы, начиная с большого

  1.  Лексическая тема: Планета Земля. Первые космонавты.

Развитие общей моторики

В небе плавает луна. 

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять 

Можем мы луну достать.

Шесть, семь, восемь, девять, десять — 

И пониже перевесить. 

Десять, девять, восемь, семь –

Чтоб луна светила всем. 

плавные покачивания влево и вправо

хлопки в ладоши

руки вверх

хлопки над головой

руки вниз

ходьба на месте

дети тихо садятся

Развитие мелкой моторики

Вокруг Земли Луна летает,

А вот зачем – сама не знает.

Ребенок держит в одной руке два грецких ореха и вращает их один вокруг другого.

  1.  Лексическая тема: Сад, парк, луг, лес – наше богатство. День Земли.

Развитие общей моторики

На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

К солнцу тянутся цветы.

С ними потянись и ты.

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

А потом опять встают

И по-прежнему цветут.

потягивания — руки в стороны

потягивания — руки вверх

дети машут руками, изображая ветер

наклоны

Развитие мелкой моторики

Лето по полю гуляло.

Лето шило-вышивало

Луг – цветами,

Лес – листами,

День – лучами,

Ночь – звездами

«шагают» пальцы по столу

загибают пальцы по одному

  1.  Лексическая тема: ПДД. Транспорт. Профессии на транспорте.

Развитие общей моторики

Самолеты загудели

Самолеты полетели

На полянку тихо сели

Да и снова полетели.      

вращение перед грудью согнутыми в локтях руками

руки в стороны, поочередные наклоны влево и вправо

присесть, руки к коленям

Развитие мелкой моторики

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –

О них ты на улице не забывай!

В морях – корабли, ледоколы, суда,

Они очень редко заходят сюда.

соединение всех пальцев с большим по очереди на каждый ударный слог.

  1.  Лексическая тема: День Победы. Отечественная война.

Развитие общей моторики

Мы празднуем Победу!

Салют! Салют! Салют!

Кругом цветы весенние

Цветут, цветут, цветут!

Все люди пляшут, празднуют,

Поют, поют, поют! 
Пусть в мире страны разные

Живут, живут, живут!

шагают на месте. 
руки поднять вверх, пальцы сжимаем, разжимаем 
руки на пояс, повороты туловища, 
руки развести в стороны. 
приседания с выставлением ног вперёд. 
вдох, круговое движение руками, изображая земной шар

Развитие мелкой моторики

Что такое день победы?

Это праздник, ордена

И награды боевые,

И салюты золотые

И тюльпанчики цветные

И чистая земля.

соединение всех пальцев с большим по очереди

  1.  Лексическая тема: В мире доброты. День семьи.

Развитие общей моторики

На всей большой планете

Куда не посмотри

И взрослые и дети

Мечтают о любви

Дарить друг другу радость

Тепло и доброту.

Приду домой и сразу

Я маму обниму

И бабушку и папу.

Люблю я всю семью!

чертим руками невидимый круг
голова влево-прямо-вправо
руки на пояс-вытянуться; присесть-руки на коленки
обе ладони к сердцу

поднять руки вверх и покружиться
ладонь влево; ладонь вправо
ходьба на месте
обнять себя руками
вяжет на спицах; отдает честь
начертить в воздухе сердце двумя руками

Развитие мелкой моторики

Кто приехал?
Мы, мы, мы!
Мама, мама, это ты?
Да, да, да!
Папа, папа, это ты?
Да, да, да!
Братец, братец, это ты?
Да, да, да!
Ах, сестричка, это ты?
Да, да, да!
Все мы вместе, да, да, да!

пальцы обеих рук сложены вместе

быстро хлопают кончики больших пальцев

хлопают кончики указательных

хлопают кончики больших пальцев

хлопают кончики средних

хлопают кончики больших пальцев

хлопают кончики безымянных

хлопают кончики больших пальцев

хлопают кончики мизинцев

хлопают кончики больших пальцев

хлопаем в ладоши

  1.  Лексическая тема: Народная культура и традиции.

Развитие общей моторики

Хлопают в ладошки

Дружные матрешки. 

На ногах сапожки, 

Топают матрешки.

Влево, вправо наклонись, 

Всем знакомым поклонись.

Девчонки озорные, 

Матрешки расписные.

хлопать в ладоши перед собой

правую ногу вперед на пятку, левую ногу вперед на пятку,

руки на пояс, притопывать

наклоны вправо – влево

наклон головы вперед с поворотом туловища

наклоны головы вправо-влево

наклон назад, руки в стороны

Развитие мелкой моторики

У Матрешкиной сестрицы

По деревне небылиц                                              

Ходит утка в юбке,                                                
В теплом полушубке.
Курочка — в жилете, 

Петушок — в берете, 
Коза — в сарафане, 
Заинька — в кафтане, 
А всех их пригоже                                                    

Корова в рогоже.

ритмичные удары пальцами правой рукиначиная с указательного, по  левой ладони

ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по правой ладони

на каждое название животного загибают пальцы на руках

ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и удары кулачками

  1.  Лексическая тема: Насекомые.

Развитие общей моторики

Шла сороконожка

По сухой дорожке.

Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!

- Ой, промокнут сорок лап!

Насморк мне не нужен

Обойду я лужи!

Грязи в дом не принесу

Каждой лапкой потрясу!

И потопаю потом

- Ой, какой от лапок гром!

идут ритмичным шагом, слегка пружиня

дети останавливаются и приседают

идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи

останавливаются, трясут одной ногой

трясут другой ногой

дети топают ногами

Развитие мелкой моторики

Прилетела к нам вчера

Полосатая пчела.

А за нею шмель-шмелек

И веселый мотылек,

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза.

Пожужжали, полетали,

От усталости упали.

машут ладошками

на каждое название загибают один пальчик

делают круги из пальцев, подносят к глазам

машут ладошками

роняют ладони на стол

  1.  Лексическая тема: Здравствуй, лето!

Развитие общей моторики

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!

Шлепаем по лужам.

Шлеп! Шлеп! Шлеп! Шлеп!

Зонтик нам не нужен.

Нам не страшен сильный дождь!

Лето наступило!

идут по кругу друг за другом, шлепая ногами

останавливаются лицом в круг, смыкают руки над головой

выполняют прыжки на носочках, руки на поясе

тянутся вверх, раскинув руки

Развитие мелкой моторики

Вот и лето наступает

Всех на отдых приглашает

Будем плавать, загорать

И на даче отдыхать

последовательно соединять пальцы обеих рук с большими, начиная с мизинцев

соединять одноименные пальцы рук, начиная с больших

круговые движения кистями, «солнце»

«домик»

  1.  Лексическая тема: Цветы вокруг нас

Развитие общей моторики

Раз –два-три выросли цветы
К солнцу потянулись высоко:
Стало им приятно и тепло!
Ветерок пролетал, стебелечки качал
Влево качнулись- низко прогнулись.
Вправо качнулись – низко пригнулись.
Ветерок убегай!
Ты цветочки не сломай!
Пусть они растут, растут,
Детям радость принесут!

сидели на корточках, встаем

тянутся на носочках

смотрят вверх

раскачивают руками влево - вправо над головой

наклоняются влево

наклоняются вправо

грозят пальчиком

приседают

медленно приподнимают руки вверх, раскрывают пальчики

Развитие мелкой моторики

Утром алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок подует –

Цветики волнует.

А под вечер все цветки

Закрывают лепестки,

Головой качают,

Тихо засыпают.

округлить ладони, раздвинуть пальцы

двигают ладони вправо-влево

постепенно смыкают пальцы

покачивают «бутонами»

подкладывают сложенные руки под щеку

  1.  Лексическая тема: Малые олимпийские игры. Летние виды спорта

Развитие общей моторики

Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду. 
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь.

Аккуратно распрямлюсь

И до неба дотянусь.

движения по тексту.

Развитие мелкой моторики

Чтобы пальчик стал сильней,
И подвижней, и ловчей,
Пальцу надо помогать –
Хорошо тренировать.

ставят подушечки больших пальцев на край парты и опускают руку как можно ниже, растягивая пальцы. Затем то же самое проделывают указательными, средними, безымянными пальцам и мизинцами.

  1.  Лексическая тема: Загадочный мир насекомых

Развитие общей моторики

Поднимайте плечики

Раз, два,

Раз, два

Прыгайте кузнечики

Прыг-скок, прыг-скок,

Сели, травушку покушали

Тишину послушали

Тише, тише высоко

Прыгай на носках легко.

движения по тексту.

Развитие мелкой моторики

У тропинки под рябиной

Сеть раскинул паучок,

Нить прозрачной паутины

Намотал на кулачок.

сжимают и разжимают кулачки

стучат пальцами по столу

держат в пальцах воображаемую нить

наматывают воображаемую нить


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), упражнения на координацию речи с движением.

Коррекция мелкой моторики (пальчиковая гимнастика),упражнения на координацию речи с движением....

Иллюстративный материал к проведению гимнастики для глаз и координации речи с движением с уставшими малышами

Предложенный к использованию учебный материал в форме слайд-шоу позволяет педагогу дошкольного образовательного учереждения провести физкультминутку с детьми с элементами гимнастики для глаз и общей к...

Использование пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников разных возрастных групп. Проблемы и рекомендации.

Использование пальчиковой гимнастики в развитии речи дошкольников разных возрастных групп. Проблемы и рекомендации....

Картотека пальчиковых гимнастик по темам недели (рекомендовано для старших групп)

В данной картотеке подобраны пальчиковые гимнастики по темам: "Человек", "Детский сад", "Зимующие птицы", "Дикие животные зимой", "Домашние животные",...