Выступление на НПК
материал по логопедии на тему

Злобина Виктория Николаевна
Развитие монологической речи детей с ОНР по средствам использования
игры-викторины

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zlobina_viktoriya_nikolaevna.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие монологической речи детей с ОНР по средствам использования игры-викторины

Злобина Виктория Николаевна,

учитель-логопед МБДОУ

 «Детский сад № 212» г. Зимы

В дошкольном возрасте развитие навыков повествовательного монолога является необходимым условием формирования всех видов монологической речи.

Под монологической речью понимается связная речь одного лица, которая сообщает о разных фактах, явлениях действительности. Это форма речи, которая обращена к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе; активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие [5].

В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопросы обучения повествовательного монолога дошкольников не теряют своей социальной значимости.

Речь дошкольников с общим недоразвитием имеют ярко выражение недостатки, которые проявляются в низком уровне информативности высказывания, во фрагментарности высказывания, низкой речевой активности. Все это обусловлено своеобразием процесса их речевого развития. Речевая активность дошкольника недостаточная и монолог не реализует коммуникативную функцию языка из-за ограниченности, примитивности имеющихся лексико-грамматических средств.

Поэтому одними из основных задач работы учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста по развитию речи являются:

- развитие произвольного внимания к речи, умение слышать ошибки в чужой речи, совершенствование умения вслушиваться в обращенную речь, понимать её содержание;

- совершенствование умения отвечать на вопросы кратко и полно, задавать вопросы, вести диалог, выслушивать друг друга до конца;

- обучение детей составлению рассказов-описаний о предметах и объектах по образцу, предложенному плану, самостоятельно;

- совершенствование навыков пересказа хорошо знакомых сказок и коротких текстов.

Работая с детьми, имеющими речевые нарушения, пришла к выводу о том, что в коррекционно-развивающей работе по данному направлению эффективной является использование такого вида игровой технологии, как викторина.

«Виктори́на — вид игры, заключающийся в ответах на устные или письменные вопросы из различных областей знания». (Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка», 2012 г.) [9].

Данная форма проведения занятий относится к нетрадиционным, обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, характеризующимся учебно-познавательной направленностью.

Проведение викторины позволяет решить ряд задач:

- систематизировать знания по данной теме.

-Обеспечить развитие информационной и коммуникативной культуры воспитанников.

- Обогатить опыт воспитанников максимально возможным для него диапазоном.

- Формировать умения правильной постановки вопросов и ответов на них полными предложениями, умения составлять небольшие рассказы по заданной теме, описывать объекты.

- Развивать связную монологическую речь.

- Стимулировать и развивать речевое творчество детей.

- Поддерживать интерес к рассказыванию.

- Воспитывать ответственность, наблюдательность, внимание, память, расширять кругозор.

Так как проведение викторины позволяют решать такую задачу, как развивать монологическую речь дошкольников, то, начиная с 2016-2017 учебного года, я ввела в практику использование речевых викторин в нашем дошкольном учреждении. Отработала некоторую систему использования викторин для формирования повествовательного монолога.

Мною были определены направления работы по использованию викторин:

1 направление – анализ перечня лексическим тем и сроков их изучения в рамках ООП ДО и АООП, по которым возможно проведение викторин.

Кроме этого, необходимо было определить, на каком этапе работы над темой можно использовать викторины. Помня, что викторина требует наличия у детей определенных представлений, обобщений, стала активно их использовать в занятиях: в сравнительных беседах, итоговых обобщающих беседах, по определенной теме.

2 направление – определение перечня тем викторин, которые возможно использовать по сезонам (осень, зима, весна) и в праздниках, развлечениях, посвященных сезону. Как часть занятия, использовала викторины в комбинированных и интегрированных занятиях.

3 направление - составление перспективного планирования на учебный год.

4 направление – проведение викторин.

Но, кроме того, чтобы создать атмосферу игры, сохранить дух соревновательности, вызвать у каждого ребенка желание стать активным участником игры и показать свои знания, получить удовлетворения от этого, необходимо тщательно продумывать методику руководства викторинами. Прежде всего, необходимо было определить тему и содержание викторины. Вопросы должны полностью отвечать теме викторины и базироваться на тех знаниях и представлениях, которые получили дети в процессе работы над темой или по сезону. Тема и содержание викторины полностью увязаны с темой и программным содержанием занятия, праздника, экскурсии. Поэтому я очень тщательно подходила к подбору вопросов к каждой викторины.

С целью развития монологической речи посредствам использования викторин, мною в задания викторины включены вопросы, требующие полных ответов на вопрос, ответов, требующих описание какого-либо объекта, составления рассказа, описания явления природы и т.д. 

В процессе работы были проведены тематические (по темам), развлекательно-развивающие (способствуют развитию мышления, гибкости ума, логики), межтематические (включают межпредметные связи), лингвистические (способствуют осмыслению и запоминанию языкового материала) викторины.

Применяя в коррекционной работе викторины, сделала вывод о том, что они учат детей находить ответы на вопросы, грамотно их оформлять, развивать диалогическую и монологическую речь дошкольников, готовят к самостоятельной работе к школе, развивают такие психические процессы как внимание, память, мышление, и дают возможность сделать срез знаний путем анализа результатов викторины, найти проблемы в знаниях конкретного ребенка или группы.

Таким образом, у меня сложилась определенная система использования викторин.

Список литературы

1. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 1. Мир растений / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2010 - 32 с.

2. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 2. Мир животных / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2010 - 32 с.

3. Арбекова, Н.Е. Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР. Альбом 3. Мир человека / Н.Е. Арбекова. - М.: Издательство ГНОМ, 2010 - 32 с.

4. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Г.А. Быстрова, Э.А. Сизова, Т.А. Шуйская // Логопедические игры и задания – С - П: КАРО, 2002. - 16 с.

5. Глухов В.П. Особенности формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — Автореф. канд. дис. — М., 1987.

6. Граб Л.М. Творческое рассказывание. Обучение детей 5-7 лет. - Волгоград, 2012. - 136 с.

7. Гербова, В.В.Составление описательных рассказов // Дошкольное образование. - 2006. - № 9. С.- 28-34.

8. Коноваленко, В.В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР / Некоторые методы и приемы: методическое пособие. / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2008. - 48 с.

9. Ушаков Д.Н. «Толковый словарь русского языка» в 3 т. на основе 4-томного издания 1948 г., М.: «Вече», «Си ЭТС» — 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....