Выступление на НПК
статья по логопедии на тему

Злобина Виктория Николаевна
Обучение повествовательному монологу дошкольников с речевым
недоразвитием

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение повествовательному монологу дошкольников с речевым недоразвитием

Злобина Виктория Николаевна,

учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 212», г.Зимы.

В дошкольном возрасте развитие навыков повествовательного монолога является необходимым условием для формирования других видов монологической речи.

Под монологической речью понимается связная речь одного лица, которая сообщает о разных фактах, явлениях действительности. Это форма речи, которая обращена к одному или группе слушателей, иногда - к самому себе; активный вид речевой деятельности, рассчитанный на восприятие.

Если монологическая речь будет сформирована перед поступлением ребенка в школу, то это позволит ему обучаться более успешно, даст возможность давать развернутые ответы на вопросы, обоснованно, доказательно и четко излагать собственную точку зрения, высказывать свое мнение, пересказывать как учебные, так и художественные тексты, писать изложения и сочинения.

        В условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования вопросы обучения связной речи дошкольников не теряют своей социальной значимости.

В методиках развития речи детей с нормальным и нарушенным речевым развитием вопросы формирования связной речи отражены в работах В.П. Глухова, Л.Н. Ефименковой, Т.Б. Филичевой, Т.А. Ткаченко, Г.В.Чиркиной и других. В своих работах они отмечали, что монологическая речь дошкольников с ОНР III уровня речевого развития имеет ярко выраженные недостатки, которые обусловлены своеобразием процесса их речевого развития. Речевая активность дошкольников недостаточная и монолог не реализует коммуникативную функцию языка из-за ограниченности, примитивности имеющихся лексико-грамматических средств. Учитывая сложность разных видов монолога для дошкольников с ОНР, недоступность некоторых из них (например, рассуждения), необходимо осуществлять коррекционную работу последовательно, начиная с наиболее простого вида монологической речи – с повествовательного монолога. Обучение повествовательному монологу требует целенаправленной коррекционно-педагогической работы. В то же время нужно отметить, что в имеющейся методической литературе отдельно рекомендации по формированию повествовательного монолога у дошкольников с ОНР не представлены.

        Все выше указанное подтверждает актуальность темы и определение содержания целенаправленной логопедической работы по обучению повествовательному монологу дошкольников с речевым недоразвитием.

        Для исследования повествовательного монолога детей дошкольного возраста с ОНР использовала методику В.П. Глухова «Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи», по которой обследование состояния связной речи детей осуществлялось по 5 заданиям:

задание 1- Пересказ текста (знакомой сказки);

задание 2 – Составление рассказа по серии сюжетных картинок;

задание 3 – Составление рассказа на основе личного опыта;

задание 4 – Составление рассказа-описания;

задание 5 – Продолжение рассказа по заданному началу.

Для определения уровня овладения навыками рассказывания в целом используется суммарная балльная оценка, которая составлялась на основании суммирования балов за все пять заданий.

От 20 до 16 баллов - характеризует достаточно «хороший» уровень сформированности связной речи.

От 15 до 11 баллов - соответствует «удовлетворительному» уровню сфоормированности связной речи.

От 10 до 6 баллов - соответствует «недостаточному» уровню сфоормированности связной речи.

В начале 2014 - 2015 учебного года после зачисления в группу компенсирующей направленности провела обследование речи детей с ОНР по указанным выше заданиям. В результате чего получила следующие результаты. Наиболее сложным видом задания оказалось продолжение рассказа по заданному началу, наиболее доступным оказалось - составление рассказа на основе личного опыта. По результатам обследования выявлены уровни сформированности повествовательного монолога: 7 человек (43,8 %) набрали удовлетворительный уровень, а 9 (56,2%) детей набрали недостаточный уровень сформированности.

Учитывая выделенные характеристики уровней сформированности монологической речи у дошкольников с речевым недоразвитием, дифференцировала задачи работы по формированию повествовательного монолога каждого недостаточного уровня.

- обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;

         - развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной речевой деятельности;

- формирование умения построения связного высказывания.

Для детей, имеющих удовлетворительный уровень сформированности повествовательного монолога, определены задачи:

- обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка;

- развитие творческих способностей детей в процессе самостоятельной речевой деятельности;

- формирование навыков планирования собственного высказывания, умения построения связного высказывания и формирование  фразовой речи;

- обогащение и активизация словарного запаса;

- формирование умения построения связного высказывания.

Для достижения поставленных задач были определены методы и приемы работы. Среди них наиболее эффективными являются:

1. работа со схемами – в процессе обучения связной описательной речи эта работа служит средством планирования высказывания.

2. мнемотехника – это система методов и приемов, которые обеспечивают успешное усвоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации и развитие речи (мнемодорожки, мнемотаблицы, модельные схемы).

3. Графический план - для работы над составлением связного рассказа ребенку дается чистый бланк с шестью окошечками. Педагог на доске поочередно заполняет «пустые» клетки мнемотаблицы. Ребёнок рисует соответствующие изображения на собственном бланке. Каждый ребенок в ходе занятия заполняет свою мнемотаблицу, с помощью которой он имеет возможность самостоятельно составить по аналогии рассказ-описание о любом другом предмете по данной лексической теме.

4. План рассказа (устный план, картинный) – два-три вопроса, определяющие его содержание и последовательность. Он помогает последовательному вычленению и характеристике деталей предмета, признаков и качеств, а в повествовании - отбору фактов, описанию героев, места и времени действия, развитию сюжета. В рассказывании вопросы в виде плана помогают вспомнить и воспроизвести события в определенном порядке.

5. Использование детского рисунка – считается высокоэффективным при обучении пересказу. После разбора и пересказывания текста по вопросам логопеда детям рекомендуют создать рисунок на любой сюжетный фрагмент рассказа, после чего они самостоятельно составляют пересказ фрагмента произведения на основе своего рисунка.

6. «Иллюстративное панно». «Опорные» объекты размещаются на картине-панно в линейном ряду в соответствии с имеющимся порядком эпизодов рассказа (сказки). Демонстрация осуществляется посредством перемещения предметов и плоскостных фигурок персонажей. Панно применяется для сопровождения текста при чтении и разборе произведения, иллюстрирования ребенком пересказа, а также для обучения планированию пересказа.

7. Коллективное составление рассказа – применяется на первых этапах рассказыванию. Дети должны продолжить предложения, начатые педагогом или другими детьми. В процессе последовательного обсуждения плана они вместе с педагогом отбирают наиболее интересные высказывания и объединяют их в целостный рассказ. Педагог может повторить весь рассказ целиком, вставляя и свои фразы. Затем рассказ повторяют дети.

Перечисленные выше методы и приемы работы использовались на протяжении двух лет. В ходе проведения итоговой диагностики по выпуску детей из группы в мае 2016 года уровень сформированности повествовательного монолога проводился по той же методике, что и при зачислении.

Данные таблицы показывают, что положительная динамика у дошкольников отмечается в каждом задании. Это значит, что за этот период обучения дошкольники приобрели и закрепили определенные навыки употребления повествовательного монолога. Но успешность детей по всем заданиям, по-прежнему, недостаточная. Самые сложные задания – составление рассказа по серии сюжетных картинок (задание 2), составление рассказа – описания (задание 4), продолжение рассказа по заданному началу (задание 5). Самыми доступными заданиями – пересказ текста (знакомой сказки) (задание 1), составление рассказа из личного опыта (задание 3). Это объясняется тем, что в данных случаях у детей отсутствует опора (наглядная или словесная).

По результатам количественных данных выполнения заданий по выпуску детей из группы были определены уровни сформированности повествовательного монолога. В результате проведенной логопедической работы дети достигли удовлетворительного и недостаточного уровня.

Дети, достигшие удовлетворительный уровень сформированности повествовательного монолога, самостоятельно составили пересказ и рассказ, передавали содержание текста, соблюдали связность и последовательность изложения при передачи событий, отмечалась связь между фрагментами-эпизодами. Наряду с положительными моментами можно отметить, что у них встречались единичные нарушения в построении фраз, в лексико-грамматическом оформлении высказывания.

Дошкольники, набравшие недостаточный уровень, составили рассказ при помощи наводящих вопросов, который был недостаточно информативен, беден по содержанию. Наблюдалась стереотипность грамматического оформления, неточное словоупотребление, незавершенность ряда микротем.

Положительные результаты коррекционной работы говорят о правильном определении методов и приемов работы по формированию повествовательного монолога.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию речи" Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей старшего дошкольного возраста". Выступление на педагогическом совещании "Нетрадиционные формы работы по развитию

Выступление на педагогическом совещании"Нетрадиционные формы работы по развитию речи"  Тема:"Ознакомление с семьей и родословной детей     старшего дошкольного возраста"...

Выступление на педагогическом совете. Тема выступления: «Значение психологического здоровья детей дошкольного возраста в логопедической работе»

Кто такой учитель-логопед? Взаимосвязь психологии с логопедией, психологическое здоровье детей. Используемые методы и приемы в коррекционно-логопедической работе. Значение психологического климата на ...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление на методическом объединении учителей начальных классов. Методы проблемного обучения детей предшкольного возрас

С данным материалом я выступала на методическом объединении учителей начальных классов. В нём методы проблемного обучения детей предшкольного возраста. Выступление сопровождается презентацией....

Выступление на муниципальном семинаре «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего возраста» (выступление из опыта работы)

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры потребность, привычка.Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, ч...

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"

Презентация - выступление на заседание РМЦ. Тема выступления "Нетрадиционные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи по формированию здорового образа жизни у детей среднего возраста"...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Тезисы выступлений. Тема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы».

Тезисы выступленийТема выступления: «Система работы по экологическому воспитанию, формы, методы»....