РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по логопедии на тему
В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь - она нужна везде и на этапе обучения тоже. А поскольку всем детям необходимо учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность обучения, поэтому одним из основных направлений в подготовке детей к обучению в школе является развитие речи.
Речь-это одна из сложных психических функций человека. Как бы хорошо не были развиты внимание, память, мышление - все эти достижения останутся незамеченными, если у ребенка на достойном уровне не будет развита речь.
Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Потому что, даже при нормальном речевом развитии ребенку в определенном возрасте допускается произносить некоторые звуки неверно.
Необходимо охватывать все стороны речевого развития дошкольников - это и фонетика, и грамматика, и лексика, и связная речь. Таким образом, ребенок за период дошкольного детства практически овладевает речью. В это время у ребенка происходит не просто механическое накопление словаря, не просто копирование взрослой речи и усвоение набора определенных речевых штампов, а постижение и усвоение законов, по которым действует такой сложный механизм, как язык.
Значимость развития речи трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители предавали большое значение умению выражать свои мысли.
Сегодня развитию речи необходимо уделять больше внимания и времени, как родителям, так и педагогам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi.docx | 28.85 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
В человеческой деятельности практически нет областей, где не употреблялась бы речь - она нужна везде и на этапе обучения тоже. А поскольку всем детям необходимо учиться, то от качества речи ребенка зависит и успешность обучения, поэтому одним из основных направлений в подготовке детей к обучению в школе является развитие речи.
Далее, необходимо учитывать, что речь не является врождённой способностью человека, она формируется постепенно, вместе с развитием ребёнка. Речь-это одна из сложных психических функций человека. Как бы хорошо ни были развиты внимание, память, мышление, все эти достижения останутся незамеченными, если у ребенка на достойном уровне не будет развита речь. Но для нормального становления речи необходимо, чтобы кора головного мозга достигла определённой зрелости и органы чувств ребёнка – слух, зрение, обоняние, осязание – были также достаточно развиты. Поэтому при организации работы по развитию речи детей дошкольного возраста важно учитывать и возрастные, и психологические, и физиологические особенности каждого ребенка. Речь маленького ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми, поэтому речь взрослого должна быть четкой, неторопливой, грамматически и фонетически правильной. Следовательно, взрослый является источником знаний для ребенка в этом возрасте. В процессе общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Но как только ограничивается его познавательная и предметная деятельность, так накопленные им речевые богатства утрачиваются: объем понятий сужается, словарь беднеет. Окружающая ребенка социальная и речевая среда является не только условием, но и источником развития речи. Без наличия здоровой языковой среды немыслимо полноценное речевое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.
Кроме того, нужно четко представлять каждый этап речевого развития ребенка, каждый «качественный скачок», чтобы вовремя заметить те или иные отклонения в этом процессе, необходимо знать особенности речи детей. Далеко не у всех детей процесс овладения речью проходит легко и непринужденно.
Знание закономерностей речевого развития детей необходимо также и для правильной диагностики нарушений речи. Потому что даже при нормальном речевом развитии ребенку в определенном возрасте допускается произносить некоторые звуки неверно.
Исследователи выделяют разное количество этапов в становлении речи детей, по-разному их называют, указывают различные возрастные границы каждого. Например, А.Н. Гвоздев предлагает в развитии речи от года до семи лет различать три периода.
Первый период - период предложений, состоящих из аморфных слов - корней; 1 год З. месяца -1 год 8 месяцев – произносятся однословные предложения - слоги; 1 год 8 месяцев - 1 год 10 месяцев – произносятся предложения из нескольких слов-слогов.
Второй период - период усвоения грамматической структуры предложения: 1 год 10 месяцев - 2 года 1 месяц - в предложениях употребляется полные слова, но без окончаний или с неправильными окончаниями; 2 года 1 месяц - 2 года 3 месяца – в предложениях употребляются оформленные слова: усваиваются падежные окончания существительных, прилагательных, личные окончания глаголов; 2 года 3 месяца - 3 года - в предложениях употребляются служебные слова для выражения синтаксических отношений.
Третий период - период усвоения грамматической системы русского языка: 3 года - 7 лет - совершенствуются грамматическая структура и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
Следует отметить, что в период между тремя и семью годами речь ребенка интенсивно обогащается грамматическими формами, и при достаточном развивающем потенциале речевой среды он может в совершенстве усвоить грамматический строй родного языка и его фонетическую систему, что делает возможным быстрое обогащение словаря.
С появлением у ребенка первых слов заканчивается подготовительный этап и начинается этап становления активной речи. В это время у ребенка появляется особое внимание к артикуляции окружающих. Он много и охотно повторяет за говорящими взрослыми и сам произносит слова. При этом ребенок путает звуки, переставляет их местами, искажает, опускает.
Наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в пред дошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. — 10 — 15 слов; к концу 2-го г. — 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. — около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов).
На дошкольном этапе у большинства детей еще отмечается неправильное звукопроизношение. Можно обнаружить дефекты произношения свистящих, шипящих, сонорных звуков р и л, реже — дефекты смягчения, озвончения и йотации.
На протяжении периода от 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля над собственным произношением, умение исправлять его в некоторых возможных случаях. Иными словами, на протяжении дошкольного периода постепенно формируются фонематические процессы. Фонематический слух - это способность воспринимать звуки человеческой речи. Однако первичного фонематического слуха, достаточного для повседневного общения, недостаточно для овладения навыком чтения и письма. Необходимо развитие более высоких его форм, при которых дети смогли бы расчленять поток речи, слова на составляющие их звуки, устанавливать порядок звуков в слове, то есть производить анализ в звуковой структуре слова.
Развитие фонематических процессов включает в себя:
1. Развитие умения услышать звук и выделить его в ряду других звуков, слогов и слов;
2. Развитие умения разделять слова на звуки;
3. Развитие умения объединять отдельные звуки в слоги и слова;
4. Развитие умения сопоставлять слова, различающиеся одним звуком.
Умение различать фонемы - это основа основ: и понимание речи другого человека, и контроля над собственной речью, и грамотного письма в дальнейшем
Программа воспитания и обучения в детском саду предусматривает развитие всех компонентов устной речи: словаря, грамматического строя, звукопроизношения. Но не стоит забывать, что у некоторых детей в период формирования устной, а затем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка.
В дошкольный период продолжается быстрое увеличение словарного запаса. Активный словарь ребенка к 4 — 6 г. достигает 3000 — 4000 слов. Значения слов еще больше уточняются и во многом обогащаются. У ребенка растет опыт речевого общения и на его основе формируется чувство языка, способность к словотворчеству.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью. После трех лет происходит значительное усложнение содержания речи ребенка, увеличивается ее объем. Это ведет к усложнению структуры предложений. К пяти годам высказывания детей, напоминают короткий рассказ.
Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений. Работа над звукопроизношением требует системного подхода, то есть добиваться совокупных координированных действий дыхательного, голосового и артикуляционно-резонаторного аппаратов. В норме формирование правильного звукопроизношения заканчивается у детей к 4-5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка. Следовательно, воспитание звуковой культуры речи детей является составной частью системы работы по развитию речи.
Необходимо охватывать все стороны речевого развития дошкольников - это и фонетика, и грамматика, и лексика, и связная речь. Таким образом, ребенок за период дошкольного детства практически овладевает речью. В это время у ребенка происходит не просто механическое накопление словаря, не просто копирование взрослой речи и усвоение набора определенных речевых штампов, а постижение и усвоение законов, по которым действует такой сложный механизм, как язык.
Хотелось бы отметить важность использование игр в развитии речи, ведь, усвоение знаний происходит значительно быстрее в игре, чем на занятии. Существует много речевых игр, в которые можно играть по дороге в детский сад, на прогулке и поэтому их необходимо предлагать вниманию родителей.
Определенное место в этих играх отводится мелкой моторике (развитию движений пальцев рук, их координированной), находящейся в прямой связи с развитием речи, памяти, мышления, логики. Упражнения подготавливают кисть ребенка к овладению письмом, учат делать точные, ритмичные движения и улучшают их координацию. Например, шнуровки. Мелкая моторика напрямую связана с речью и сказывается не только на ее развитии, но и на предотвращении и устранении дефектов, кроме того, напрямую влияет на способность ребенка учиться - чем "умнее" руки, тем умнее и малыш. Пока ребенок маленький, шнуровка станет отличным тренажером для освоения навыков шнуровки, поможет развить моторику, глазомер, усидчивость. Игра способствует развитию сенсомоторной координации, гибкости кисти и раскованности движений и, как любое упражнение на мелкую моторику, активизирует развитие речи, формирует познавательный интерес, любознательность.
Нарушения артикуляционной моторики сочетаются с недостаточным развитием общей и мелкой моторики пальцев рук. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Гибкость кисти, раскованность движений и любое упражнение на мелкую моторику, активизирует речевое развитие. Рука и язык должны выполнять синхронные движения. Язык отклоняется вправо, и кисть руки отводится в правую сторону; язык поднимается вверх и кисть руки направляется вверх и т.д.
На начальном этапе для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи эффективна артикуляционная гимнастика. Основная цель всех упражнений - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произношению фонем. Описание артикуляционных упражнений можно сопровождать рисунками и стихотворениями.
Музыка при выполнении артикуляторных комплексов и при выполнении пальчиковой и артикуляционной гимнастики является «естественным стимулятором и регулятором движений. Музыка, подобранная к артикуляторным комплексам, должна быть знакома детям, иметь простую ритмическую структуру, четкую музыкальную фразировку и характер, поэтому музыкальные комплексы должны основываться на детских песнях из мультфильмов. Веселая песня повышает активность и увеличивает амплитуду движений, грустная – «ассенизирует», делает движения плавными, мягкими и пластичными. Но еще и благодаря занятиям под музыку, ребенок учится правильно дышать, а это умение ему необходимо в процессе речи. Речь образуется в фазе выдоха. Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного дыхания, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Для более длительного выдоха необходим и большой запас воздуха.
Особый вид работы над речью логоритмика. Она способствует развитию ритмического чувства, а также нормализации и регулированию темпа и ритма высказывания. В результате соединения речи с движением, создаются устойчивые связи «видимых» движений (рук, ног, пальцев) с аналогичными «невидимыми» движениями «крупной» и «мелкой» моторики.
В работе по формированию у детей правильной речи могут помочь и скороговорки. Скороговорки - это маленькие словесные игры, которые увлекают и детей и взрослых. Скороговорки и стихи могут читаться с различной силой и высотой голоса в различном темпе. Скороговорки помогают научиться четко выговаривать труднопроизносимые слова и словосочетания, с их помощью вырабатывается ясная четкая дикция, необходимая каждому человеку. Скороговорки всегда можно переложить на пальцы, т.е. придумать поначалу несложные движения для пальчиков, затем эти движения усложнять.
Значимость развития речи трудно переоценить. Недаром во все времена выдающиеся мыслители предавали большое значение умению выражать свои мысли.
Сегодня развитию речи необходимо уделять больше внимания и времени, как родителям, так и педагогам. В дошкольном учреждении педагогам необходимо решать две наиболее важные задачи: профилактическую, направленную на формирование у детей правильной речи, и коррекционную, предусматривающую своевременное выявление нарушений речи и помощь в их устранении. Для успешного решения этих задач необходимо также учитывать закономерности нормального развития детской речи, активно и правильно руководить этим процессом. А родителям разговаривая с ребенком, постоянно обращать внимание на собственную речь. Не говорить с ребенком быстро, громко. Ведь ребенок овладевает речью с помощью слуха. Сначала он учится понимать обращенную к нему речь. А потом начинает говорить сам. Взрослым никогда не следует подделываться под детскую речь. Разговаривать с ребенком нужно простой, понятной для него правильной речью, с четким, правильным произношением каждого слова и в нормальном темпе Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, правильно выдерживать паузы.
Литература
Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей. – М., 1999.
Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М., 1961.
Жинкин Н. И. Психологические основы развития речи // В защиту живого слова. – М., 1966.
Леонтьев А.А. Речь и общение. – В кн.: Общая психология. – М., 1976.
Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика - СПб.,2006.
Серебрякова Н.В., Лалаева Р.И. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – М., 1993.
Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения- М.,1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи детей дошкольного возраста в НОД - развитие речи. Программа педагога.
Развитие речи детей дошкольного возраста в непосредственной образовательной деятельности - развитие речи. Данна программа направлена на реализацию задач по образовательной области "Коммуникация" в соо...
Консультация по развитию речи на тему: "Развитие речи детей дошкольного возраста" (памятка для родителей).
Речь как исторически сложившая форма общения развивается в дошкольном возрасте. Семье принадлежит ведущая роль в развитии ребенка....
Памятки для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста и приобщению детей старшего дошкольного возраста к чтению.
Советы родителям по развитию речи детей.1.Разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой ,правильной. Разговаривайте всегда спокойным то...
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст)
Консультация для воспитателей "Развитие речи детей дошкольного возраста на основе использования метода мнемотехники" (младший дошкольный возраст) с презентацией...
Статья: «Развитие речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности» (развитие речи, младшая группа)
Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи.В работе затронута проблема развития речи детей в игровой деятельности, та...
Конспект педагогического совета по развитию речи - «Особенности современных форм, методов работы ДОУ по развитию речи детей дошкольного возраста»
В последнее время все чаще поднимается вопрос о применении инновационных технологий в ДОУ, так как внедрение инноваций в работу детского сада, помогают нам реализовать личностно - ориентированный подх...
«Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» (старший дошкольный возраст)
Речь – основа психического развития дошкольников. Развитие речи – одна из основных задач процесса образования. Дошкольный возраст – период интенсивного развития ребёнка. Поэтому, важ...