Задания по лексическим темам для работы с детьми 5-7 лет с диагнозом ТНР
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
В статье представлены задания по лексическим темам: «Материалы. Инструменты», «Профессии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Задания по лексическим темам для работы с детьми 5-7 лет с диагнозом ТНР | 18.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Задания по лексическим темам для работы с детьми 5-7 лет с диагнозом ТНР
Тема: «Материалы. Инструменты» | ||||||
Лексика: Бумага, вата, ватный, винт, вскапывать, выкапывать, гайка, гвоздь, грабли, дерево, деревянный, железо, железный, забивать, закручивать, каменный, камень, капрон, капроновый, нож, клещи, кожа, кожаный, копать, лопата, металл, металлический, молоток, ножницы, отвертка, откручивать, перекапывать, пила, пилить, пластмасса, пластмассовый, разбирать, резать, резина, резиновый, рубанок, рубить, сверло, сверлить, стекло, стеклянный, тиски, топор, шило, шуруп. | ||||||
Лексико-грамматические упражнения | ||||||
«Назови ласково» | ||||||
Гвоздь-гвоздик, молоток-…, лопата-…, нож-…, ключ-…, гайка - …, грабли - …, стекло - …, винт - …, топор - … | ||||||
«Один - много» | ||||||
Гвоздь - много гвоздей, ножницы -…, отвертка - , иголка-… | Бинт - много бинтов, грабли - …, камень-…, лопата-…, молоток-…, пила-…, шуруп-… | |||||
«Сосчитай до пяти» | ||||||
Один нож-два ножа, …, …, … одна гайка -…, один топор-…, одна пила-…, одна отвертка-…, | Один маленький гвоздик, …, …, …, … одни острые ножницы- … одна крестовая отвертка - … одно тонкое сверло- …. | |||||
Игры на развитие слухового и зрительного восприятия | ||||||
«Исправь ошибку» | ||||||
Острая нож; маленький ножницы; длинная гвоздь; Гвозди забивают отверткой. Бумагу режут топором. Иголкой нельзя уколоться. | Грабли нужны для того, чтобы копать землю. С помощью молотка мы пилим дрова. Гаечным ключом я открываю дверь. | |||||
«Какое слово отличается от других?» | ||||||
Грабли, грабли, сабли, грабли; Топор, мотор, топор, топор; Гайка, зайка, гайка, гайка | Гвоздь, гвоздь, трость, гвоздь; Нож, ложь, нож, нож; Дрель, трель, дрель, дрель | |||||
«Что лишнее? Почему?» | ||||||
Железо, резина, металл, ручка; Гвоздь, пила, ножницы, нитки; Деревянный, металлический, добрый, пластмассовый | Отвертка, карандаш, клещи, рубанок; Откручивать, закручивать, сгребать, прикручивать | |||||
Развитие фонематических процессов | ||||||
Определение на слух: наличие или отсутствие заданного звука в слове. Определение местоположения звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Самостоятельный подбор слов на заданный звук | ||||||
Развитие связной речи | ||||||
«Закончи предложение» | ||||||
Бумагу и ткань режут (чем?) - … Дрова пилят - … Гвозди забивают - …. | Мы вворачиваем шурупы с помощью … Старый гвоздь можно вытащить (чем?) - … | |||||
«Что мы делаем с помощью этих предметов ?» | ||||||
Пилой- пилим дрова, ножницами -…,топором -…, лопатой -…,молотком - …,клещами-… |
Тема: «Профессии» | |||
Лексика: архитектор, артист, бетон, бетонщик, благоустраивать, бульдозер, возводить, воспитатель, кран, высотный, городской, деревенский, деревянный, железобетонный, камень, каменщик, кирпич, кирпичный, кладка, класть, комфорт, котлован, красиво, красить, краска, кровельщик, кровля, крыша, маляр, мастер, свая, многоэтажный, паркет, паркетный, паркетчик, плитка, плиточник, строить, плотник, поднимать, сантехник, сваривать, сварщик, стеклить, стекло, стеклянный, стекольщик, строгать, стройка, трактор, управлять, устанавливать, фундамент, цемент, экскаваторщик, электрик, стена и т.д. | |||
Лексико-грамматические упражнения | |||
«Назови ласково» | Как называется человек, который …? | ||
кирпич - кирпичик, доска - …, стена - …, краска- … | Учит детей - учитель, строит дома - …, красит стены - …, чинит часы - ..., лечит людей - …, вставляет стекла - … | ||
«Один - много» | «Измени по образцу» | ||
врач – много врачей, повар -…, кран-…, крыша - … | груз - грузовой, кирпич -…, строитель-…, высота-…, бетон-…. | ||
«Сосчитай до пяти» | |||
один камень - два камня …, один маляр - …, одна крыша- …, один мастер- … | одно тонкое стекло-два тонких стекла, …; одни сломанные часы- …; одна кирпичная стена- …; один подъемный кран- … | ||
Игры на развитие слухового и зрительного восприятия | |||
«Исправь ошибку» | |||
Повар лечит, а врач готовит. Маляр рисует, а художник красит. Летчик ездит, а шофер летает. | Врач принимает больных в магазине. Водитель красит стены. Полицейский тушит пожары. Врач строит дома. | ||
«Что лишнее? Почему?» | «Объясни слово» | ||
доктор, сварщик, водитель, лопата; автобус, продавец, музыкант, сварщик | рыболов, лесоруб, пчеловод, трубочист, садовод | ||
«Какое слово отличается от других?» | |||
продавец, молодец, продавец, продавец; строитель, учитель, строитель, строитель | учит, учитель, учет, учительская; груз, грузить, грусть, грузчик; час, часто, часовщик, часовой | ||
Развитие фонематических процессов | |||
Определение на слух: наличие или отсутствие заданного звука в слове. Определение местоположения звука в слове (в начале, в середине, в конце слова). Самостоятельный подбор слов на заданный звук | |||
Развитие связной речи | |||
Составление рассказа о профессиях родителей по плану: Ф.И.О. мамы (папы). Где работает? Назови атрибуты профессии. Где работает мама(папа) – на улице или в помещении? С кем или с чем работает мама (папа) (с людьми, с животными, с техникой, с книгами)? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексы утренних гимнастик по лексическим темам для работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Примерные комплексы утренних гимнастик разработаны на основе лексических тем. Они включат в себя речедвигательные упражнения, пальчиковую гимнастику, упражнения на развитие мелкой моторики рук. данные...
КОМПЕНСИРУЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НОДА, ИМЕЮЩИМИ ВТОРИЧНЫЙ ДИАГНОЗ: ФФНР, ФНР
Совместная статья музыкального руководителя и логопеда ДОУ об использовании музыкальных коррекционно-развивающих игр и упражнений, с помощью которых мы можем корректировать нарушения в реч...
Каталог дидактических,сюжетно-ролевых,подвижных игр по лексическим темам в работе с детьми с ОВЗ
Данный каталог может использоваться в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья...
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ. Домашнее задание по лексическим темам в подготовительной группе
Подобраны игры и упражнения для закрепления лексики и грамматики в домашних условиях...
Домашнее задание по лексической теме «Весенние работы на селе. Хлеб.»
Домашнее задание по лексической теме «Весенние работы на селе. Хлеб.»...
Методический материал: "Домашнее задание учителя-логопеда родителям для работы с детьми с ТНР среднего возраста по лексической теме "Осень".
Данное задание будет полезно для учителей -логопедов при составлении домашнего задания по теме "Осень". Возраст детей - 4-5 лет. ОНР, 2 уровень речевого развития....
"Дидактические игры по лексическим темам в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
Данные игры используются с детьми с ОВЗ...