Статья на тему: Причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста
статья по логопедии

Цалко Наталья Леонидовна

Основными причинами нарушения звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

1. Снижение слуха (тугоухость).

2. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи.

3. Нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата.

4. Нарушение нормального функционирования речевого аппарата (недостаточная подвижность артикуляционных органов).

5. Неблагоприятные социальные условия для развития речи (неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное их внимание к его речи).

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста»

Основными причинами нарушения звукопроизношения у детей с нормальным интеллектом и без выраженных отклонений в поведении являются следующие:

1. Снижение слуха (тугоухость).

Снижение слуха, наступившее в раннем возрасте, отрицательно сказывается на формировании у детей не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.

 2. Нарушение слуховой дифференциации звуков речи.

При нарушении слуховой дифференциации речевых звуков дети слышат хорошо (имеется в виду физиологический слух), но имеют нарушения фонематического слуха. Фонематический слух – это такой слух, который позволяет правильно различать звуки речи между собой. Так, при нарушении фонематического слуха, некоторые сходные по звучанию звуки (например, [С] и [Ш]) кажутся ребёнку одинаковыми. По этой причине ребёнок, овладевший, скажем, правильным произношением звука [C], не чувствует никакой необходимости в том, чтобы усваивать ещё и произношение звука [Ш], в силу чего спокойно говорит «САПКА» вместо «ШАПКА» или «САРИК» вместо «ШАРИК».

В раннем возрасте такие нарушения могут сойти за возрастные особенности произношения звуков, однако, в отличие от них, они не только не исчезают без специальной логопедической помощи, но и обязательно «переходят» и в письмо. Вот почему так важно в возрасте не позднее 3 – 4 лет проверить у ребёнка состояние слуховой дифференциации звуков близких по звучанию (как правило, это происходит в группах свистящих и шипящих звуков, сонорных звуков: [Л] - [ЛЬ] - [Р] - [РЬ], парных звонких и глухих согласных) и в случае её нарушения безотлагательно принять соответствующие меры.

3. Нарушения анатомического строения артикуляционного аппарата.

К анатомическим нарушениям артикуляционного аппарата относятся: неправильное строение челюстей и зубов, нёбные и губные расщелины, короткая подъязычная уздечка языка и прочее. Все они во многих случаях препятствуют овладению правильным произношением некоторых и даже большинства звуков речи. Например, при укороченной подъязычной уздечке ребёнку не удаётся поднять язык к верхним резцам, без чего не может быть усвоена нормальная артикуляция звуков [Л] и [Р].

4. Нарушение нормального функционирования речевого аппарата (недостаточная подвижность артикуляционных органов).

В первую очередь, языка и губ. Недостаточная подвижность органов артикуляции не может не сказаться отрицательно на овладении звукопроизношения, поскольку при произнесении каждого звука артикуляторные органы должны занимать вполне определённое положение. Точные и скоординированные движения губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок возможны потому, что их работой управляет головной мозг. К этим группам мышц из двигательных отделов коры головного мозга по проводящим нервным путям передаются нервные импульсы. При органическом повреждении как коры головного мозга, так и проводящих нервных путей или периферических нервов передача этих импульсов нарушается или даже совсем становится невозможной. Это приводит к нарушению подвижности артикуляторных мышц: в них наблюдаются явления паралича или пареза (мышечной слабости, вялости). Естественно, что при этих условиях звуки речи или вообще не могут артикулироваться (это мы наблюдаем при тяжёлых формах ДЦП) или артикулируются с большим трудом и приблизительно, то есть дефектно.

5. Неблагоприятные социальные условия для развития речи (неправильная речь окружающих ребёнка людей или недостаточное их внимание к его речи).

К таким условиям относятся следующие:

1) быстрая, неряшливая речь окружающих, не позволяющая ребёнку чётко воспринимать произносимые ими звуки ни на слух, ни зрительно;

2) «двуязычие» в семье, при котором ребёнок постоянно слышит разные образцы произношения звуков;

3) наличие дефектов звукопроизношения у окружающих людей, что приводит к усвоению ребёнком этих дефектов по подражанию;

4) так называемая «педагогическая запущенность», выражающаяся в недостаточном внимании взрослых к речи ребёнка;

5) подлаживание взрослых под детскую речь, умиление его неправильным произношением, «сюсюканье» с ребёнком, вследствие чего он не только не имеет нормального образца для подражания, но даже и не стремится овладеть правильным звукопроизношением, раз взрослым так нравится его «очаровательная» речь;

6) длительное пребывание ребёнка среди неправильно говорящих сверстников, где он тоже не слышит нормальной речи.

Во многих случаях у одного и того же ребёнка может наблюдаться взаимодействие сразу нескольких рассмотренных причин, что особенно неблагоприятно сказывается на овладении им правильным звукопроизношением


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста

Консультация для родителейС каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям.     Для того чтобы помочь детям справиться с ...

Программа коррекционно-педагогической направленности “Коррекция нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста”.

   Для успешной работы по разделу «Звукопроизношение» разработала  программу, где внедрила технологию поэтапного формирования звукопроизношения.В программе выделила следующ...

Скороговорки и считалки Речевой материал для занятий по устранению нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

СкороговоркиСобирала МаргариткаМаргаритки на гореРастеряла МаргариткаМаргаритки на дворе.++++++++++МУХА.Муха в гости собираласьЕхать очень далекоУмывалась,Одевалась,Волновалась,Завивалась, передЗеркал...

Основные причины нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста.

Основные причины нарушения звукопроизношения детей: нарушение строения органов артикуляционного аппарата, нарушение просодической стороны речи, снижение фонематического слуха....

Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье".

Консультация из опыта работы для родителей на тему: "Организация работы по исправлению нарушения звукопроизношения у детей дошкольного возраста в семье"....

Статья по логопедии на тему: ""Причины нарушения звукопроизношения у детей".

В настоящее время выявляется большое количество детей с нарушениями произношения (более 50 % детей старшего дошкольного возраста). Причин  может быть очень много.Среди факторов, способствующих во...