Конспект занятия «Путешествие по сказкам» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Савелюк Татьяна Ивановна

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 94 компенсирующего вида Невского района Санкт-Петербурга

Конспект занятия «Путешествие по сказкам»

для детей подготовительной группы

компенсирующей направленности с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой

Составил учитель-логопед Савелюк Т.И.    

Высшая квалификационная категория

Санкт-Петербург

2017

Цель: дифференцировать звуки С, Сь – З, Зь.

Задачи:

- закреплять различение и правильное произношение звуков [с, сь, з, зь];

- формировать фонематическое восприятие, звуковой анализ и синтез;

- прививать любовь к сказкам, развивать умение действовать согласованно;

- развивать психические процессы: речь, воображение, память, мышление.

Оборудование: картинки с изображением сказочных героев, пазлы, карточки с символическими изображениями букв, характеристиками звуков, магнитная доска, мел, письмо, звуковые линейки, сигнальные карточки, предметные картинки для задания деления на команды, карточки с загадками «Доскажи словечко», карточки с буквами (д, о, б, р, о, д, р, у, ж, б, а), предметные картинки, буквы к заданию «Найди общий звук», карточки со слогами: Нез-най-ка, карточки со словами для игры «Что бы покушать?», 3 картинки с изображением домиков (1, 2, 3-х этажный), предметные картинки «Жители животного мира»), магнитофон, песня «Дорогою добра».

       

 Ход занятия.

Организационный  момент. 

Дети – участники викторины сидят на стульчиках в группе. (Под каждым стульчиком лежит предметная картинка, в названии которой есть звук [с] либо звук [з]).

Логопед.  Здравствуйте, сегодня мы с вами будем вспоминать две буквы, четыре звука, а о каких буквах будем говорить – догадайтесь сами.

 Основная часть.

Логопед.  Сейчас я вам загадаю загадки о буквах: «Полумесяц в небе тёмном этой буквой повис над домом» (Буква С).

Дети проговаривают, что она обозначает два звука [c, сь], твёрдый и мягкий согласные звуки, звуки глухие.

 (Картинки с символическими изображениями появляются на доске).

«На эту букву посмотри – она совсем как цифра три» (Буква З).

Дети вспоминают, что она обозначает два звука [з, зь], твёрдый и мягкий согласные звуки, звуки звонкие.

(Картинки с символическими изображениями появляются на доске).

 

Сюрпризный момент.

Ведущий: Ребята, нам пришло сегодня письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте , дорогие ребятишки: девчонки и мальчишки. Мы вас в гости приглашаем в страну веселья и чудес. Ждут вас здесь игры разные, задания разнообразные…»

Логопед. Интересно, а кто нам его написал? Дальше тут написано:

«Мы к вам явились вчетвером

В сказку всех гостей зовём,

Кто задание выполняет

Тот с нами в сказку попадает!»

 Логопед.  Ребята, хотите совершить путешествие по сказкам? (Ответы детей).

Чтобы попасть в первую сказку, нам надо выполнить задание, разделившись на две команды. А как нам быстро разделиться? Смотрите, перед вами стоят два стола с сигнальными карточками (На одном столе картинки: луна, перечёркнутый колокольчик, синий и зелёный квадратики; На втором столе лежат картинки: цифра три, колокольчик, синий и зелёный квадратики). Возьмите картинки под вашими стульями, подойдите к столам и подумайте, как эти картинки помогут вам разделиться на две команды? (Ответы детей). Правильно, к одному столу подойдут дети, у которых картинка, в названии которой есть звук [c], к другому - звук [з]. Молодцы, быстро разделились.

Игра «Поймай звук».

Логопед.  Первая команда хлопает в ладоши, когда услышит звук [c], вторая команда – когда услышит звук [з]: б, щ, з, в, г, с, з, с, р, ф, с, н, з…. Теперь я вижу, что вы готовы и мы можем отправиться путешествовать по сказкам! И первый, кто нас встречает, это … (включается песня из сказки про Буратино) … скажите, как его зовут? Буратино.

«В гостях у Буратино». Игра «Доскажи словечко».

Логопед.  Буратино подготовил для нас загадки.

Загадаю вам, ребятки,

Очень трудные загадки.

Отгадаешь, не зевай,

Дружно, хором отвечай!

Я в любую непогоду 
Уважаю очень воду. 
Я от грязи берегусь — 
Чистоплотный серый... (гусь)

2. Мчится без оглядки, 
Лишь сверкают пятки. 
Мчится что есть духу, 
Хвост короче уха. 
Живо угадай-ка, 
Кто же это?... (зайка)

Уймись, уймись, колдунья злая,

Себя надеждами не тешь-ка,

В лесу семь гномов повстречала –

Спасётся наша… (белоснежка)

4. Работу знала и золу,

Но побывала на балу,

Обиды были от сестриц,

Но ей, не им достался принц! (золушка)

5. Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Пушистый хвост-краса.

Кто же это?... (лиса)

6. Что за коняжки?

На всех тельняжки! (зебры)

Логопед.  С заданием Буратино мы справились и получаем карточки с буквами Д, О, Ж.  А теперь давайте вспомним слова-отгадки и найдём, где спрятались звуки [с, сь, з, зь]: первый, последний, в середине слова. (Дети работают со звуковыми линейками и сигнальными карточками).

Логопед.  Идём дальше…

(Дети  подходят ко второму столу.  На столе лежит рисунок сказочного героя изображением вниз). 

Логопед. А здесь нас встречает кто?...

 (Детям предлагают карточку с изображением сказочных персонажей. Они должны собрать пазлы. У каждого ребёнка свой пазл: 7 козлят и 1 волк).

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом...

Кем же были эти Маленькие дети? (Козлята)

«В гостях у Серого волка».  Игра «Найди общий звук»

Логопед.  Волк с козлятами приготовили картинки, нам надо определить, какой звук спрятался во всех словах?

(На столе: предметные картинки, буквы. При выполнении задания на магнитную доску прикрепляется буква. Картинки показывает и слова проговаривает логопед).

Материал: зонт, змея, арбузы, морозы (З), улитка, сумка, уши, сушка (У), белка, слон, крокодил, лошадь (Л), сумки, скрипка, сапог, сова (С), сова, воробей, корова, варежки (В), облако, барабан, бант, бусы (Б), облако, остров, колесо, солнышко (О), звонок, кот, кора, поводок (К), машина, дрова, арбуз, азбука (А).

Логопед.  А теперь, ребята подумайте, что нам можно сделать с этими буквами? (Ответы детей). Правильно, нам надо вновь разделиться на такие же две команды и составить как можно больше слов из этих букв. Первая команда составляет слова со звуком [c]: сова, оса, ус, сок, сук… Вторая команда составляет слова со звуком [з]: зал, ваза, зуб, база, коза…

(Слова логопед записывает на доске в два столбика).

 Логопед.  Молодцы, много слов мы составили из этих букв и волк делится с нами буквами: Б, Р, А.

Физминутка.

Логопед.  А не пора ли нам отдохнуть? Давайте подвигаемся под музыку. (Дети выполняют упражнения на развитие общей моторики под песню "Дорогою добра", по показу логопеда).

Логопед.  Наше путешествие продолжается,  и нас встречает…

(Дети подходят к третьему столу. На столе лежит рисунок сказочного героя изображением вниз).

Кто? «НАЙ-КА-НЕЗ» (Слоги написаны на карточках). Нам надо собрать слово из слогов и прочитать кто это – Незнайка.

«В гостях у Незнайки». (Переворачиваем изображение героя).

Игра "Что бы покушать?"

Ведущий: Незнайка не знает, чем ему можно полакомиться? Давайте ему поможем.

Надо внимательно прослушать 3 близких по звучанию слова и назвать только то, что можно есть. (Слова написаны на карточках на третьем столе.  Логопед  читает слова).

КАРТОШКА - ЛОЖКА - ОКРОШКА

АПЕЛЬСИН -БЛИН - МАНДАРИН

КОНФЕТА - КОТЛЕТА - РАКЕТА

МИСКА - СОСИСКА - ИРИСКА

БАНАН - ДИВАН - БАРАБАН

ПИРОГИ - САПОГИ - УТЮГИ

ВИНОГРАД - МАРМЕЛАД – ФОТОАППАРАТ

 Логопед . Какой звук чаще повторялся в этих словах [c] или [з]? Конечно, [c]: сосиска, сапоги, апельсин, ириска. Отлично, выполнили эти задания. Незнайка дал нам буквы О, Д, Б.

 Логопед. Пора продолжать дальше наше путешествие.

(Дети подходят к четвёртому столу). И перед нами появляется…

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор .... Айболит

 «В гостях у Айболита». Игра «Найди домик для героя»

(Переворачиваем картинку и видим изображение Айболита. На столе лежат 3 картинки с изображением домиков (1, 2, 3-х этажный) и предметные картинки «Жители животного мира»).

Логопед. А кто такой Айболит? (Ответы детей). Что он делает? (Ответы детей). К нему сегодня пришли лечиться разные жители животного мира. Давайте поможем ему расселить их по домикам. (Детям по очереди ведущий даёт картинку с изображением животного или насекомого, а другие дети проговаривают это слово, деля его на слоги, затем ребёнок, у которого эта картинка кладёт её на изображение соответствующего домика, проговаривая количество слогов).

Логопед. Молодцы, вы правильно расселили жителей по домикам, и Айболит даёт нам буквы: Р, У. Смотрите, ребята, сколько у нас букв! А что мы можем с ними сделать? (Ответы детей). Давайте соберём слова из этих букв и узнаем, что нам помогло справиться со всеми сложными заданиями. (Дети делятся на 2 команды:

1 команда собирает слово - добро (буквы чёрного цвета);

2 команда собирает слово – дружба (буквы коричневого цвета).

 Логопед. Молодцы! С самого раннего детства мы слышим сказки. Их любят не только дети, но и взрослые. Слушая и читая сказку, мы попадаем в волшебный мир, где происходят чудеса, где добро всегда побеждает зло. Сегодня мы, путешествуя по сказкам, справились со всеми заданиями сказочных героев благодаря дружбе и доброму отношению друг к другу.

III. Итог занятия.

Логопед.  Наше путешествие закончилось, мы показали сегодня свои умения. О каких буквах говорили? (Ответы детей). Какие звуки различали? (Ответы детей). Мы увидели, какие вы все грамотные и умные. А теперь…

Вокруг себя повернись

И в группу возвратись!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «Путешествие на ферму» для детей подготовительной группы компенсирующей направленности с ТНР.

Решение задач по коррекции речи через составление рассказа по серии сюжетных картинок о домашнем животном....

Конспекты занятий по обучению грамоте, для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Цель занятий: формировать умение различать звуки близкие по артикуляции, учить определять звуки и их мягкие варианты, совершенствовать навык звукобуквенного анализа, развивать фонематический слух....

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В поисках друзей» для детей среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, ИКТ - технологии

Программное содержаниеЗадачи:Образовательные:закреплять умения распознавать эмоциональные состояния;активизировать словарь детей по теме «Эмоции» (страх, страшно, испуганный, радость, радо...