Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.
учебно-методический материал по логопедии на тему
Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе развития артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_artikulyatsionnoy_motoriki_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 24.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.
План-конспект
Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросе развития артикуляционной моторики у детей дошкольного возраста.
Задачи:
1.Формирование знаний по применению артикуляционной гимнастики на практике.
2.Совершенствование практических навыков профессиональной деятельности.
Подготовительная работа:
1.Организация выставки книг и пособий, направленных на развитие артикуляторной моторики.
2.Объявление о предстоящем мероприятии.
3.Подготовка презентации.
Оборудование: индивидуальные зеркала, артикуляционные карточки, тексты сказок, подборка стихов к артикуляционным упражнениям, комплекс упражнений по сказке о «Веселом Язычке».
Участники: педагоги ДОУ.
Форма проведения: мастер-класс.
Ход мастер-класса:
Вводная часть: знакомство педагогов с темой, целью, задачами мастер-класса.
Основная часть:
1 часть: проведение артикуляционной гимнастики для детей дошкольного возраста (младший, средний, старший);
2часть: методические рекомендации воспитателям по проведению артикуляционной гимнастики, знакомство с видами артикуляционных упражнений, их показ с комментариями; выполнение артикуляционных упражнений педагогами.
Заключительная часть: обмен мнениями присутствующих.
Часть первая: Адаптированные сказки
Сказки адаптируются в соответствии с более облегченными задачами восприятия и запоминания для детей разных возрастных групп. Сюжетные линии сказок сохранены, но герои подобраны в соответствии с упражнениями артикуляционной гимнастики.
Малыш.
Сегодня я хочу вас познакомить с малышом. Он еще очень маленький и ничего еще не умеет. Вот он у вас и хочет поучиться делать зарядку для губ и язычка. Смотрите, малыш вам улыбается, у него ещё нет зубов, давайте ему покажем, какой у вас «заборчик» из зубов.
Заборчик: Возьмите в руки зеркала и растяните губы, покажите ваши зубы.
Чистим зубы: А теперь мы научим малыша чистить зубы. Улыбнитесь, откройте рот, кончиком языка почистите за нижними зубами (влево, вправо).
Месим тесто: А теперь блинчики постряпаем. Но сначала замесим тесто.
Улыбнитесь, откройте рот и покусайте язык зубами, а теперь пошлёпайте язык губами.
Блинчики: А вот и первый блинчик получился. Улыбнитесь, откройте рот, положите широкий язык на нижнюю губу и подержите так.
Ах, какие замечательные блинчики получились и пахнут вкусно. На запах блинов прибежала кошка малыша и рассердилась, что её не угостили.
Сердитая кошка: Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, спинку выгнуть.
Киска любит, когда ей спинку гладят. Сделаем сердитую кошечку и почешем язык зубами. Вот и кошечка перестала сердиться и стала доброй. И для малыша доброе дело сделали. Дети — вы умненькие и старательные. Молодцы!
Бабочка и бегемот
Дети, вы любите сказки? Тогда слушайте! Жила-была на свете красивая бабочка. Летела она однажды, летела и вдруг увидела бегемота. А бегемот, бегемот широко открыл свой рот.
Бегемот: Откроем широко рот и подержим его так.
Подлетела бабочка к нему поближе и спросила: «Где ты живёшь, бегемот?»
А бегемот ей отвечает:
«Очень много там зверей,
приходи смотреть скорей
в этот расчудесный парк
Что же это? …» (зоопарк)
И стали бабочка и бегемот дружить. Прилетела однажды бабочка в гости к бегемоту. Вдруг обезьянки к нему прибежали. И дразнить они бабочку стали: «Пя-пя-пя, пя-пя-пя. Мы не знаем тебя!»
Обезьянка: Давайте, улыбнемся и пошлепаем язык губами: пя-пя-пя…
-Обезьянки, обезьянки, мне стыдно за вас! Это же Бабочка — мой новый друг.
Обезьянки извинились, пообещали, что больше не будут дразниться и принесли друзьям угощенье — вкусное варенье.
Ели с наслажденьем,
И перепачкались все вареньем,
Чтоб варенье с губ убрать-
Ротик надо облизать.
Часть вторая. Методические рекомендации по проведению артикуляционной гимнастики.
Хорошая речь — яркий показатель всестороннего развития ребенка и подготовленности его к обучению в школе.
На чистоту речи ребенка влияют такие факторы, как:
— речевой слух,
— речевое внимание,
— речевое дыхание,
— голосовой и речевой аппарат.
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата.
Чтобы ребенок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение. Этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.
Чем раньше начата артикуляционная гимнастика, чем больше проводится она в игровой форме, чем чаще и систематичнее проводятся игры звукоподражания с движениями и с использованием наглядного материала, чем больше артикуляционная гимнастика связана с движением рук, пальцев – тем быстрее исправляются звуки, тем подвижнее и податливее становится артикуляционный аппарат, тем быстрее развиваются самоконтроль за произношением.
Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:
1.Некоторые дети благодаря своевременному началу занятий артикуляционной гимнастикой и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут, научится говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
2.Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
3.Артикуляционная гимнастика очень полезна так же детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
4. Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.
5.Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научится говорить правильно, чётко и красиво.
Памятка по выполнению артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика — это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.
Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Виды артикуляционных упражнений
Упражнения бывают статические (неподвижные), направленные на удержание определенного положения губ, языка: «Чашечка», «Трубочка»… и динамические (подвижные): «Лошадка», «Часики», «Качели»… — требуют ритмичного повтора движений, координации движений и переключаемости.
Все упражнения объединяются в комплексы, каждый из которых имеет определенную направленность.
Статические упражнения направлены на то, чтобы ребенок научился удерживать артикуляционную позицию 5-10 секунд («Бегемот», «Ворота», «Лопаточка», «Чашечка», «Иголочка», «Горка», «Грибок»).
Динамические упражнения (ритмичное повторение движений по 6-8 раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость («Часики», «Качели», «Футбол», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Чистим зубки»).
Движения для губ и щек («Улыбка», «Заборчик», «Трубочка», «Бублик»).
Организация работы по выполнению артикуляционной гимнастики:
1. Артикуляционную гимнастику обычно выполняют сидя, так как в этом положении у ребенка спина прямая, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном состоянии.
Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
2. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 2-3 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за один раз — разбиваем комплекс на весь день.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Комплекс упражнений планируем на неделю. На следующей неделе хорошо выполняемое упражнение заменяем другим, новым, и закрепляем его на протяжении всей второй неделе. Таким образом, дети каждую неделю знакомятся с новым упражнением и отрабатывают его в артикуляционной гимнастике.
3. В комплексе должны присутствовать 2-3 упражнения статических и 2-3 упражнений динамических. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении), далее переходят к динамическим упражнениям.
4. На первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза в связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.
5. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным.
Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме. Каждое упражнение имеет своё название, свой образ. Так ребенку легче запомнить движение. А, чтобы одно и тоже движение дети не устали повторять длительное время, одному упражнению можно придумать несколько названий.
Например, упражнение «Трубочка» — придумайте несколько названий («Хоботок», «Дудочка», «Труба»,…)
Выработка артикуляционных навыков требует длительной и систематической работы.
Организация проведения артикуляционной гимнастики.
— Что необходимо для проведения артикуляционной гимнастики? (зеркало)
1. Взрослый рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы. Знакомя ребенка с новым упражнением, необходимо дать детям сюжетную зарисовку.
2. Взрослый показывает выполнение упражнения, выполняя методические указания.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение —
следит за качеством выполняемых ребенком движений: точность движения, плавность, темп выполнения, устойчивость, переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
4. Если у ребенка не получается какое-то движение, помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки). Соблюдаются гигиенические требования — чистота рук и инвентаря.
Игровых приемов великое множество. Любая история, предметы, картинка — это наглядность, с помощью которой сохраняется внимание ребенка, вследствие чего активизируется все процессы речи. Элементы соревнования, красочность, новизна атрибутов, занимательность сюжетов игр вызывает интерес и эмоциональную отдачу, тем самым решаются обучающие задачи, цели, поставленные на занятии.
В своей работе использую следующие пособия: Т. А. Куликовская «Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках», Е. Косинова «Уроки правильной речи».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие артикуляционной моторики у детей младшего возраста
Гимнастика органов речи - подготовительный этап при постановке звуков. При подборе упражнений необходимо соблюдать определенную последовательность - идти от простых упражнений к более сложным....
Презентация на тему : Развитие артикуляционной моторики у детей среднего возраста. Опыт работы.
Презентация артикуляционной гимнастики....
Методический семинар: "Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики с использованием куклы «Язычок»".
КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ "МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР"Носова Евгения АлександровнаУчитель – логопед МБДОУ «Одесский ДС»Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами ...
ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:
Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...
Конспект открытого занятия для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».
Конспект открытого занятия для детеймладшего дошкольного возрастана тему:«Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования»....
ПАПКА ВОСПИТАТЕЛЯ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Султангалиева Лейсан Мавзировна Тема: «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» на 2020 -2021 учебный год средний дошкольный возраст
Повысить свой теоретический уровень знаний посредством изучения методической литературы; повысить профессиональное мастерство и компетентность; овладение инновационными педагогическими технологиями по...
Опыт работы по развитию мелкой моторики По теме: «Пальчиковая живопись, как инструмент развития мелкой моторики руку детей дошкольного возраста»
Публикация на тему: Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста....
- Мне нравится (1)