Формирование лексико-грамматического строя речи в младшей группе ДОУ
статья по логопедии
Консультация для педагогов общеобразовательных ДОУ, содержащая теоретический и практический материал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ЛГС | 2.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Лексика (словарь) – это слова, обозначающие предметы, действия и признаки окружающей действительности. Различают пассивный и активный словарь. Пассивный словарь ( импрессивная речь) – слова, которые ребёнок понимает. Активный словарь (экспрессивная речь) – слова, которые ребёнок говорит.
Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматического строя речи.
Особенности формирования лексико-грамматического строя речи младших дошкольников Для речи 3-4-летних детей характерна фразовая речь, состоящая из коротких предложений. Речь младшего дошкольника ситуативна , она вызывается впечатлениями от воспринимаемого, её понимание опирается на ситуацию. При нормальном речевом развитии ребёнок 3-4-х лет начинает изменять слова по числам, образовывает формы повелительного и изъявительного наклонений глаголов, согласовывает слова в роде, числе и падеже. В возрасте 3-4-х лет у ребёнка ярко проявляется процесс опробования способов словообразования (образование слов с помощью приставок и суффиксов).
Методы и приёмы формирования лексико-грамматического строя речи в младшей группе ДОУ Методы: Дидактические игры Игры – драматизации Словесные упражнения Рассматривание картин Пересказ коротких рассказов и сказок Приёмы: Образец Объяснение Повторение Создание проблемной ситуации Образец является основным приёмом на занятиях
Пассивный словарь Понимание конкретных существительных (показ по словесной инструкции предметов, частей предметов, частей тела). «Покажи мяч»
Понимание обобщающих слов (выбор предметов или картинок по лексическим темам). «Покажи посуду»
Понимание действий (выполнение поручений по речевой инструкции: «Дай куклу, покорми куклу»; показ картинок: «Покажи, где девочка спит?»
Грамматический строй импрессивной речи Понимание форм единственного и множественного числа существительных. «Покажи грибы»
Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД (выполнение поручений: «Положи мяч в коробку, на стол и т.п.; показ картинок: «Где мяч под столом? Где мяч на столе?»)
Понимание существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. «Покажи, где домик, мячик, ложечка»
Активный словарь Существительные (называние по картинкам игрушек, посуды, одежды, животных и т.д.)
Глаголы (называние по картинкам действий) «Что делает мальчик?»
Прилагательные (называние по картинкам цвета, формы, величины, вкуса предметов) «Банан какой?», «Мяч какой?»
Формирование грамматического строя экспрессивной речи Употребление существительных единственного и множественного числа в И.п . (называние предметов) мяч мячи
Употребление существительных единственного числа в В.п . без предлога. «Кого встретил колобок?»
Употребление существительных единственного числа в Р.п . без предлога. «Кого не стало?»
Кого не стало?
Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (называние цвета предмета).
Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД (называние местонахождения предметов по картинкам и по демонстрации). «Где сидит кот?», «Где лежат кубики?», «Где стоит ваза?»
Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (называние маленьких предметов).
1. «Один – много» 2. «Большой – маленький» («Назови ласково») 3. «Кого не стало?» 4. «Чего не хватает?» 5. «Скажи, какой, какая?» 6. «Кто где живёт?» 7. «Четвёртый – лишний» 8. «У кого кто?» 9. «Скажи наоборот» 10. «Что забыл нарисовать художник?» 11. «Кто что делает?» 12. «Кто что любит?» 13. «Кто где?», «Что где?» 14. «Что подарим кукле?» 15. «Чудесный мешочек»
Методическая литература
Спасибо за внимание !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка
В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....
Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий с детьми временной речевой группы на тему "Братцы-карандаши".
Конспект разработан для подгруппы детей с ОНР. Целью является совершенствование речевых умений и навыков, необходимых ребенку для структурного и смыслового оформления высказывания....
Конспект фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»...
Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")
Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных ...
Картотека дидактических игр и упражнений на формирование лексико-грамматического строя речи в младшей группе (3-4 года) по теме: "ФРУКТЫ"
Картотека составлена по основным направлениям логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи с учётом возрастных особенностей детей....
КОНСПЕКТ фронтального занятия по лексико-грамматической категории связной речи в старшей группе детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Обучение пересказу с опорой на последовательную серию предметных картинок»...
Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи)
Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...