Формирование лексико-грамматического строя речи в младшей группе ДОУ
статья по логопедии

Дельнова Наталия Владимировна

Консультация для педагогов общеобразовательных ДОУ, содержащая теоретический и практический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ЛГС2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование лексико-грамматического строя речи в младшей группе ДОУ Учитель-логопед ГБДОУ № 37 Василеостровского района г. Санкт-Петербурга: Дельнова Наталия Владимировна

Слайд 2

Лексика (словарь) – это слова, обозначающие предметы, действия и признаки окружающей действительности. Различают пассивный и активный словарь. Пассивный словарь ( импрессивная речь) – слова, которые ребёнок понимает. Активный словарь (экспрессивная речь) – слова, которые ребёнок говорит.

Слайд 3

Грамматический строй речи – это система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Различают морфологический и синтаксический уровень грамматического строя речи.

Слайд 6

Особенности формирования лексико-грамматического строя речи младших дошкольников Для речи 3-4-летних детей характерна фразовая речь, состоящая из коротких предложений. Речь младшего дошкольника ситуативна , она вызывается впечатлениями от воспринимаемого, её понимание опирается на ситуацию. При нормальном речевом развитии ребёнок 3-4-х лет начинает изменять слова по числам, образовывает формы повелительного и изъявительного наклонений глаголов, согласовывает слова в роде, числе и падеже. В возрасте 3-4-х лет у ребёнка ярко проявляется процесс опробования способов словообразования (образование слов с помощью приставок и суффиксов).

Слайд 7

Методы и приёмы формирования лексико-грамматического строя речи в младшей группе ДОУ Методы: Дидактические игры Игры – драматизации Словесные упражнения Рассматривание картин Пересказ коротких рассказов и сказок Приёмы: Образец Объяснение Повторение Создание проблемной ситуации Образец является основным приёмом на занятиях

Слайд 8

Пассивный словарь Понимание конкретных существительных (показ по словесной инструкции предметов, частей предметов, частей тела). «Покажи мяч»

Слайд 9

Понимание обобщающих слов (выбор предметов или картинок по лексическим темам). «Покажи посуду»

Слайд 10

Понимание действий (выполнение поручений по речевой инструкции: «Дай куклу, покорми куклу»; показ картинок: «Покажи, где девочка спит?»

Слайд 11

Грамматический строй импрессивной речи Понимание форм единственного и множественного числа существительных. «Покажи грибы»

Слайд 12

Понимание предложно-падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД (выполнение поручений: «Положи мяч в коробку, на стол и т.п.; показ картинок: «Где мяч под столом? Где мяч на столе?»)

Слайд 13

Понимание существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами. «Покажи, где домик, мячик, ложечка»

Слайд 14

Активный словарь Существительные (называние по картинкам игрушек, посуды, одежды, животных и т.д.)

Слайд 15

Глаголы (называние по картинкам действий) «Что делает мальчик?»

Слайд 16

Прилагательные (называние по картинкам цвета, формы, величины, вкуса предметов) «Банан какой?», «Мяч какой?»

Слайд 17

Формирование грамматического строя экспрессивной речи Употребление существительных единственного и множественного числа в И.п . (называние предметов) мяч мячи

Слайд 18

Употребление существительных единственного числа в В.п . без предлога. «Кого встретил колобок?»

Слайд 19

Употребление существительных единственного числа в Р.п . без предлога. «Кого не стало?»

Слайд 20

Кого не стало?

Слайд 21

Согласование прилагательных с существительными единственного числа мужского и женского рода (называние цвета предмета).

Слайд 22

Употребление предложно – падежных конструкций с предлогами НА, В, ПОД (называние местонахождения предметов по картинкам и по демонстрации). «Где сидит кот?», «Где лежат кубики?», «Где стоит ваза?»

Слайд 23

Употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами (называние маленьких предметов).

Слайд 25

1. «Один – много» 2. «Большой – маленький» («Назови ласково») 3. «Кого не стало?» 4. «Чего не хватает?» 5. «Скажи, какой, какая?» 6. «Кто где живёт?» 7. «Четвёртый – лишний» 8. «У кого кто?» 9. «Скажи наоборот» 10. «Что забыл нарисовать художник?» 11. «Кто что делает?» 12. «Кто что любит?» 13. «Кто где?», «Что где?» 14. «Что подарим кукле?» 15. «Чудесный мешочек»

Слайд 26

Методическая литература

Слайд 28

Спасибо за внимание !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование лексико-грамматических категорий в речи ребенка

В статье приводятся примеры аграмматизмов в речи и способы их устранения....

Конспект подгрупповой НОД по формированию лексико-грамматических категорий с детьми временной речевой группы на тему "Братцы-карандаши".

Конспект разработан для подгруппы детей с ОНР. Целью является совершенствование речевых умений и навыков, необходимых ребенку для структурного и смыслового оформления высказывания....

Конспект НОД по развитию связной речи и формированию лексико - грамматических представлений в подготовительной к школе группе для детей с ТНР (тема "Одежда")

Данный конспект НОД предназначен для детей подготовительной группы с ТНР по лексической теме "Одежда". Деятельность включает в себя игровые упражнения, используется принцип интеграции образовательных ...

Картотека дидактических игр и упражнений на формирование лексико-грамматического строя речи в младшей группе (3-4 года) по теме: "ФРУКТЫ"

Картотека составлена по основным направлениям логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи с учётом возрастных особенностей детей....

Авторское дидактическое пособие: «Вместе с мамой, вместе с папой» (по формированию лексико-грамматических средств языка у детей старшей группы с тяжелыми нарушениями речи)

Цель: вовлечение родителей в обучающий процесс, расширение Их компетентности в вопросах развития речи дошкольников. Обучать, играя, а не просто играть – главная цель учителя-логопеда в проц...