НОД по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему

Мордовская Татьяна Владимировна

НОД по развитию лексико-грамматического стороя речи: Образование относительных прилагательных потеме "Посуда"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_posuda.docx25.26 КБ

Предварительный просмотр:

Примерный сценарий НОД с детьми подготовительной группы:

«Образование относительных прилагательных  

по теме: «Посуда»

Цель: создание условий для активизации и актуализации словаря по теме, для формирования грамматического строя речи.

Задачи:

- коррекционно-обучающая: уточнить, расширить и активизировать словарь по теме; учить образовывать и использовать в речи относительные прилагательные; согласовывать числительные с существительными; образовывать множественное число сущ.+прилаг.

- коррекционно-развивающая: развивать связную речь, зрительное внимание и восприятие, речевое дыхание, речевой слух,  внимание, память, координацию речи с движением;

- воспитательная: воспитывать навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности; ответственности..

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с детьми.

- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

- предметно-практическая среда: предметные картинки: дидактические картинки по теме занятия, разрезные картинки,  предметы посуды из разных материалов, кукла Федора, шарики Су-джок, дидактический материал для развития дыхания.

Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».

Планируемые результаты: дети будут образовывать и использовать в речи относительные прилагательные, согласовывать числительные с существительными, образовывть множественное число сущ.+прилаг., составлять простые и распространенные предложения.

Примерный план деятельности:

Этапы деятельности

Совместная деятельность педагога с детьми

Мотивационно-побудительный

1.К нам сегодня пришла Федора. (Кукла Федоры)

(слова Федоры на аудиозаписи)

«Ой вы, бедные сиротки мои,
Утюги и сковородки мои!
Вы подите-ка, немытые, домой,
Я водою вас умою ключевой.
Я почищу вас песочком,
Окачу вас кипяточком,
И вы будете опять,
Словно солнышко, сиять.

Основной

1.Что случилось у Федоры?

Почему от нее убежала посуда?

Как нужно обращаться с посудой?

Я предлагаю помочь вернуть посуду. Для этого мы будем выполнять разные задания.

2.Отгадайте загадки

(Дети отгадывают с пояснениями, картинки-отгадки помещаются на доску):

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду. 
Ложка

Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко. 
Терка 

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница 

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река. 
Тарелка

Ручки две,

Сверху крышка,

В ней кашу, компот,

Варят быстро!

Кастрюля

3.Каждая посуда имеет свое назначение. Расскажем Федоре, какая посуда бывает.

Посуда, в которой готовят пищу, с ней мы ежедневно встречаемся на кухне. Это какая посуда? Назовите кухонную посуду.

Посуда, из которой едят, которую мы видим на обеденном столе. Как называется эта посуда? Какую вы знаете столовую посуду?

Если мы позовем гостей на чай, какая посуда нам нужна? Назовите предметы чайной посуды.

4.А сейчас мы расставим посуду, в зависимости от ее назначения. Чайную посуду вы поставите в буфет, столовую – на стол, кухонную – на плиту.

(На доске большие картинки стола, кухни, буфета)

Дети берут картинку и помещают на доску. (Я поставлю блюдце в буфет, потому что это чайная посуда).

5. Игра на внимание. Я буду называть разные предметы посуды. Когда я назову чайную посуду, вы хлопните, столовую – топните, кухонную – подпрыгните.

6. Посуду можно делать из разных материалов. Из каких? (Из металла, из пластмассы, из фарфора, из глины и т.д.).

Расскажем Федоре, какая есть у нас. На столе предметы посуды из разных материалов.

Дети подходят по одному, берут предмет, называют его и материал из которого он сделан. (У нас есть деревянная ложка и т.д.).

7.Физминутка.

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Вот фарфоровые чашки,

очень хрупкие бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Вот пластмассовый поднос-

Он посуду нам принес.

8. Звук разбитой посуды. Что случилось?

Поможем Федоре собрать посуду.

Раздаются разрезные картинки с изображением посуды разного количества из разного материала.

(Дети собирают и называют, что они собрали. «Я собрал три стеклянных стакана).

9. Ребята, подойдите к столу, посмотрите, посуда и здесь спряталась. В контейнерах с фасолью спрятана игрушечная посуда из разных материалов. («Я нашел много пластмассовых вилок»).

10. Федора так хочет подружиться с посудой, что решила ее похвалить.

Дополним предложения словами-признаками. Сначала вспомним, какие слова-признаки вы знаете.

Дети встают в круг, передают друг другу массажный шарик и называют прилагательные (стекляннная, тяжелая, кухонная и т.д.).

 

Я почищу … сковороду.  (Я почищу большую чугунную сковороду)

Я протру … стаканы.

Я начищу … ложки.

Я составлю в буфет … блюдца.

Я поставлю на стол … сервиз.

Я протру … кастрюлю.

Я помою … тарелки.

Я помою все … чашки.

11. Федора так вам благодарна, что предлагает попить чаю из чистых фарфоровых чашек.

Речь с движением и музыкой.

Чашка красная для Мити,

Чтобы чаю мог попить он,

Соку, сливок, лимонаду,

Нам украсить чашку надо.

Упражнение на дыхание «Остудим чай».

Рефлексивный

11. (Слова Федоры аудиозапись).

«Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать,
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!»

Чему мы научили ее сегодня?

Федора благодарит вас.

Сюрприз от Федоры, похвала детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Зимушка-зима" по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе ОНР

В конспекте представлены игры по развитию лексико-грамматического строя речи у детей подготовительного возраста с диагнозом ОНР....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме».

Материал содержит конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе для детей с ТНР «Видеописьмо о Зиме». Данное занятие бы...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи

Этот конспект предназначен для проведения итогово занятия по лексической теме "Морские жители". Можно использовать как интегрированное занятие для пелагогов работающих на группе, или как зан...

НОД по развитию лексико – грамматического строя речи в подготовительной группе Тема: «Путешествие в космос с Лунтиком»

Логопедическое групповое занятие в подготовительной группе "Путешествие в космос с Лунтиком" помогает детям в игровой форме расширить представления о космосе, активизировать словарь по теме ...

Досуг по физической культуре и лексико-грамматическому строю речи в подготовительной группе (ТНР) по теме: "Путешествие в космос".

Досуг по физической культуре и лексико-грамматическому строю речи в подготовительной группе (ТНР) по теме "Путешествие в космос"...