Роль использования дидактических игр в коррекционной работе с детьми с ОВЗ
статья по логопедии на тему

Джуганян Елена Николаевна

Важным моментом при подготовке к школе детей с ТНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_ispolzovaniya_didakticheskih_igr.docx18.63 КБ

Предварительный просмотр:

Роль использования дидактических игр

в коррекционной работе с детьми  с ОВЗ

Важным моментом при подготовке к школе детей с ТНР становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической (обучающей) игры как одной из форм обучающего воздействия взрослого на ребёнка и в то же время – основного вида деятельности старшего дошкольника. Таким образом, у дидактической игры две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, другая - игровая, ради которой действует ребёнок. Необходимо, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.  Поэтому детям с тяжелыми нарушениями речи, необходимо в игровой форме предлагать задания, направленные на формирование навыков звукового анализа (разложение слова на отдельные звуки) и синтеза (складывание слова из отдельных звуков), обучение чтению, развитие речи, предупреждение возможных ошибок, которые могут возникнуть во время школьного обучения: нарушение письма и нарушение чтения. Дошкольный возраст наиболее благоприятен для развития и формирования речи у детей, а ее недостатки в это время легче и быстрее преодолеваются, если коррекция нарушений речи проводится с учетом ведущей деятельности. Такой деятельностью в дошкольном возрасте является игра.

У дошкольников игровая деятельность становится средством развития аналитико-синтетической деятельности, моторики, сенсорной сферы, обогащения словаря, усвоения языковых закономерностей. У детей, увлеченных игрой, повышается способность к непроизвольному вниманию, обостряется наблюдательность, а это необходимые качества для развития ребенка. Практический опыт показывает, что использование развивающих игр в работе с детьми с нарушением речи способствует развитию связной речи, высших психических функций, лексико-грамматического строя речи. Игры учат детей применять имеющиеся знания в различных ситуациях, активизируют мыслительные процессы, помогают преодолевать затруднения в изучении и закреплении материала. Дидактическая игра  одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В процессе коррекционной работы с дошкольниками большое внимание уделяется играм. Игры включаются в структуру групповых и индивидуальных занятий, в образовательную деятельность, которая осуществляется в ходе организации различных видов взаимодействия детей и взрослых. В дидактических играх перед детьми ставятся такие задачи, решение которых требует сосредоточенности, внимания, умственного усилия, умения осмыслить правила, последовательности действий.

Дидактические игры позволяют выполнять обучающую функцию, являясь средством умственного развития дошкольников. В играх отражается окружающая жизнь, с их помощью дошкольники приобретают новые знания, умения, навыки. Их содержание формирует у детей правильное отношение к предметам и явлениям окружающего мира, развиваются сенсорные способности детей, дети знакомятся с цветом, формой, величиной предметов. В процессе игр развивается связная речь детей, расширяется словарный запас. У детей формируется правильное звукопроизношение, они учатся чутко и правильно высказывать свои мысли. Формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим предметам, о нормах поведения, о положительных и отрицательных качествах личности. Такая игра требует от ребенка умения играть вместе, регулировать свое поведение, быть справедливым и честным, уступчивым и требовательным. Игры воспитывают уважение к труду человека, интерес к трудовой деятельности, эстетические способности. Игры способствуют физическому развитию, вызывают положительный эмоциональный настрой. Развивается и укрепляется мелкая и общая моторика. На второй ступени обучения содержание игровой деятельности детей с ТНР обогащается за счет их возросших речевых возможностей. Взрослые побуждают детей к самостоятельному выбору тематики игр, к распределению ролей, объясняют правила. В работе с детьми активно используются дидактические игры. Прежде всего, к ним относятся настольно-печатные игры. Такие игры способствуют формированию у детей умений действовать в коллективе в соответствии с правилами игры, выполняя простые игровые алгоритмы. Настольно-печатные игры, с одной стороны, позволяют формировать у детей умение объяснять сверстникам правила игры, принимать игровую задачу, замечать и называть неполное соответствие игровой задачи и результата. С другой стороны, настольно-печатные игры могут быть использованы в работе учителя-логопеда и воспитателя для обогащения и расширения словаря, автоматизации и дифференциации звуков, развития связной речи детей. Дидактические игры могут быть включены в занятия по разным направлениям работы с детьми.

На третьей ступени обучения детей с ТНР возрастает значение дидактических игр, которые активно используются в общеразвивающей и логопедической работе. Особая роль отводится дидактическим играм в процессе формирования у детей общефункциональных и специфических механизмов речевой деятельности. Успешное проведение дидактических игр предполагает четкий отбор и продумывание их содержания, определение задач игры, а также определение места и роли в образовательном процессе, взаимодействие с другими формами обучения. Все игры должны быть направлены на развитие познавательной активности, инициативы, самостоятельности дошкольников, обеспечивать доброжелательные дружеские отношения между участниками, готовность пойти на помощь.

Дидактическая игра  это средство обучения, поэтому она используется при усвоении программного материала и может проводиться на занятиях, как учителем-логопедом, так и воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия.

Педагогу необходимо поддерживать интерес детей, постепенно ставя перед детьми более сложные задачи. Сама игра дошкольников становится более осознанной, дети стремятся довести начатое дело до конца, получить положительный результат. Руководство игрой должно поддерживать интерес детей, сохранять соответствующий эмоциональный настрой. Дети должны получать радость от выполнения поставленных задач.

Важным условием в дидактической игре является правильное сочетание наглядности, слова педагога и действий дошкольников с игрушками, картинками, игровыми пособиями. Педагог направляет внимание детей, уточняет их представления, расширяет кругозор. С помощью педагога дети овладевают разнообразными формами обучения, совершенствуют игровые навыки. Также должны быть созданы такие условия, в которых дошкольник получает возможность действовать самостоятельно в определенной ситуации, тем самым приобретая чувственный и действенный опыт.

Раскрытие сущности игры привело к пониманию того, что дидактическая игра выступает как средство всестороннего развития личности ребенка. С помощью дидактических игр можно обеспечить обучение и воспитание детей с тяжелыми нарушениями в структуре различных образовательных областей ФГОС ДО.

Дидактическая игра содержит в себе большие возможности в обучении,  воспитании дошкольников. Она может успешно использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность, и как средство воспитания различных сторон личности ребенка.

Список литературы

  1. Арсеньева М. В., Бородулина Ю. Ю. Игры в логопедической работе с дошколь-никами с тяжелыми нарушениями речи: Учебно-методическое пособие. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2016. — 56 с

  1. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. — М.: Просвещение, 1991.
  2. Бумаженко. Н. И. Управление образованием лиц с ограниченными возможностя-

ми: практическое пособие. — Витебск: УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2012.

  1. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошколь-ников с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. профессора Л.В. Лопатиной. - СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015. - 445 с



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЕ

Виды театрализованной деятельности используемой в дошкольной педагогике(из опыта работы с детьми с нарушением зрения)...

Мастер-класс для учителей-логопедов "Роль интерактивных технологий в коррекционной работе учителя-логопеда ДОУ"

Проект мастер-класса для практикующих логопедов ДОУ.Идея мастер-класса: демонстрация возможностей программы MimioStudio при коррекции специфических нарушений речи.Содержание: знакомство с разноплановы...

Тема: «Роль дыхательной гимнастики в коррекционной работе учителя – логопеда».

Развитие правильного дыхания - важная задача в коррекционной работе учителя - логопеда. Дыхание -это основа правильного речевого процесса в целом. Предлагаю несколько упражнений, которые способствуют ...

Роль родителей в процессе коррекционной работы учителя-логопеда с детьми, имеющими нарушения речи

Родители – это самые заинтересованные участники коррекционно-педагогического процесса....

Роль пальчиковых игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно передать детям, а усвоение этих знаний должно ...

Роль игры в организации коррекционной работы с детьми с ОНР

Данная статья раскрывает основные направления коррекционной работы с детьми с ОНР в игре...