Консультация-практикум для воспитателей "Роль артикуляционной гимнастики в коррекционной работе с детьми"
консультация по логопедии на тему

Маннанова Наиля Кимовна

Дана консультация для воспитателей по артикуляционной гимнастике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_praktikum_dlya_vospitateley.docx17.34 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Берёзка» с.Кунашак

КОНСУЛЬТАЦИЯ – ПРАКТИКУМ

для воспитателей

на тему:

«Роль логопедической

артикуляционной гимнастики

в коррекционной работе с детьми».

Подготовила:

учитель-логопед

МКДОУ «Детский сад «Берёзка»

Маннанова Н.К.

   Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов кинем. Выработка той или иной кинемы открывает возможность освоения тех речевых звуков, которые не могли быть произнесены из-за её отсутствия. Мы правильно произносим различные звуки, как изолированно, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата.

Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык.

   Уже с младенческих дней ребёнок проделывает массу разнообразнейших артикуляторно – мимических движений языком, губами, челюстью, сопровождая эти движения диффузными звуками ( бормотание, лепет).Такие движения и являются первым этапом  в развитии речи ребёнка; они играют роль гимнастики органов речи в естественных условиях жизни. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребёнка постепенно.

   Для чёткой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое нёбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе жевательных, глотательных, мимических.

   Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

   Чтобы правильно подобрать упражнения для артикуляционной гимнастики, надо знать, какие движения свойственны различным органам артикуляционного аппарата.

   Наиболее подвижным речевым органом является язык. Он состоит из корня языка ( основание, которым язык прикреплён к подъязычной кости) и спинка, в которой различают заднюю, среднюю и переднюю части.

   Особо следует выделить кончик языка, которым заканчивается передняя часть языка и боковые края передней и средней частей языка, так как от их работы зависит качество звуков (см. Приложение 1,2,).

   При регулярном использовании статических и динамических упражнений для артикуляционного аппарата, у детей будет сформировано правильное звукопроизношение.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА.

   «ПТЕНЧИКИ». Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости.

   «ЛОПАТОЧКА». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

   «ЧАШЕЧКА». Рот широко открыт. Передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

   «ИГОЛОЧКА». «СТРЕЛОЧКА». «ЖАЛО». Рот открыт. Узкий напряжённый язык выдвинут вперёд.

   «ГОРКА». «КИСКА СЕРДИТСЯ». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка поднята вверх.

   «ТРУБОЧКА». Рот открыт. Боковые края загнуты вверх.

   «ГРИБОК ». Рот открыт. Язык присосать к нёбу.

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА.

   «ЧАСИКИ». «МАЯТНИК». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

   «ЗМЕЙКА». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперёд и убрать в глубь рта.

   «КАЧЕЛИ». Рот открыт. Напряжённым языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

   «ФУТБОЛ». «СПРЯЧЬ КОНФЕТУ». Рот закрыт. Напряжённым языком упереться то в одну, то в другую щёку.

   «ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ». Рот закрыть. Круговыми движениями языка обвести между зубами и губами.

   «КАТУШКА.  Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперёд и упирается в глубь рта.

   «ЛОШАДКА». Присосать язык к нёбу, щёлкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

   «ГАРМОШКА». Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

   «МАЛЯР». Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведём от верхних резцов до мягкого нёба.

   «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.

   «ОБЛИЖЕМ ГУБКИ». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

ЛИТЕРАТУРА.

1.«Логопедическая гимнастика». Т.В.Будённая.

2.«Уроки логопедии». З.А.Репина.

3.Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки (р), (р,).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование фитбол-гимнастики в коррекционной работе с детьми, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Новая форма непосредственно-образовательной деятельности по физическому развитию, коррекции осанки у детей с нарушенем опорно-двигательного аппарата  -  фитбол-гимнастика....

Консультация для педагогов «Зрительная гимнастика в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения»

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья дошкольников....

Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе

Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе...

Артикуляционная гимнастика в коррекционной работе логопеда.

Артикуляционная гимнастика в форме видеопрезентации под музыку. Я использую как биоэнергопластику....

Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

статья на тему:"Роль артикуляционной гимнастики в коррекционно-образовательной работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ"...

Значение артикуляционной гимнастики в коррекционной работе логопеда.

Консуьтация для родителей о пользе применения артикуляционнной гимнастики при работе с детьми с речевыми нарушениями....