Рабочая программа учителя - логопеда
рабочая программа по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему
Цель программы – коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков фонематической стороны речи.
Задачи:
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать речевое дыхание;
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать и совершенствовать фонематические процессы (фонематические слух, восприятие, анализ, синтез, фонематическое представление);
- обучить ребёнка произношению изолированных звуков и ввести их в речь;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- совершенствовать просодические компоненты речи.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Содержание
1.Целевой раздел . . . . . . . | 3 | ||
1.1.Пояснительная записка . . . . . | 3 | ||
1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы учителя-логопеда для воспитанников 5-7 лет . . | 3 | ||
1.1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы учителя логопеда для воспитанников 5-7 лет | 3 | ||
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики . . . . | 4 | ||
1.2.Ожидаемые результаты работы с воспитанниками – логопатами в соответствии с логопедическим заключением | 6 | ||
2.Содержательный раздел . . . . . . | 8 | ||
2.1.Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений речи детей. . . . . | 8 | ||
2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы . . . . | 24 | ||
2.3.Способы и направления поддержки детской инициативы | 27 | ||
2.4.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ . . . . . . . | 29 | ||
2.5.Особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников (законными представителями) . | 30 | ||
2.6.Иные характеристики . . . . . | 31 | ||
3.Организационныйраздел . . . . . . | 35 | ||
3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы учителя-логопеда . . . . . | 35 | ||
3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения . . . . . . | 35 | ||
3.3.Циклограмма занятий . . . . . | 38 | ||
3.4.Организация развивающей предметно-пространственной среды логопункта . . . . . . | 39 |
1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка
1.1.1.Цели и задачи реализации рабочей программы логопеда
Цель программы – коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков фонематической стороны речи.
Задачи:
- развивать артикуляционный аппарат;
- развивать речевое дыхание;
- совершенствовать мелкую моторику;
- развивать и совершенствовать фонематические процессы (фонематические слух, восприятие, анализ, синтез, фонематическое представление);
- обучить ребёнка произношению изолированных звуков и ввести их в речь;
- развивать лексико-грамматический строй речи;
- совершенствовать просодические компоненты речи.
1.1.2.Принципы и подходы к формированию рабочей программы логопеда для воспитанников 5-7 лет
Содержание программы коррекционной работы определяют принципы:
- соблюдение интересов ребенка (принцип определяет позицию логопеда, который призван проводить коррекционную работу с максимальной пользой для ребенка);
- принцип целостности и системности (отражает тот факт, что ни один психический процесс, ни одно психическое образование не развиваются самостоятельно, изолированно друг от друга, а развиваются в тесной связи друг с другом; речь рассматривается как сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии);
- принцип доступности, последовательности и систематичности (заключается в доступном и постепенном усложнении речевых упражнений в процессе формирования у ребенка навыков правильной речи и поведения);
- принцип индивидуализации (ориентирует на организацию образовательного процесса, при котором выбор способов, приемов, темпа обучения обуславливается индивидуальными особенностями детей) и дифференциации обучения (выделения типологических особенностей детей и объединения их на этом основании в группы по уровню развития);
- принцип развития психики в деятельности (ориентирует на то, что коррекционно-развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности, присущей определенному возрастному периоду);
- принцип формирования речевых навыков в условиях естественной речевой среды;
- принцип личностно-ориентированного взаимодействия взрослого с ребенком (указывает на признание самоценности личности ребенка, необходимости активного его участия в познавательной и чувственно-практической деятельности);
- рекомендательный характер оказания помощи обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) воспитанников.
1.1.3. Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики
Воспитанники с фонетическим недоразвитием речи
Фонетическое недоразвитие речи (ФНР) – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искажённого произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушение артикуляционной моторики.
Различают следующие нарушения звуков:
- искажённое произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
Воспитанники с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Фонетико-фонематическое недоразвитием речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детейс различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятияи произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:
- замена звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процесса восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявление речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задаржка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными.
Воспитанники с общим недоразвитием речи III уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношение, навык звукового анализа, словарь, грамматический строй речи, связная речь.
Дети с ОНР III уровня характеризуются появлением обиходной речи без грубых лексико – грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание в употреблении многих слов и недостаточно полнаясформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуковую наполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения. Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса р речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференциациях, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной ноге.
Воспитанники с не резко выраженным общим недоразвитием речи
У детей с нерезко выраженным общим недоразвитием речи (НВОНР) наблюдаются остаточные явления недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы. Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция. Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершён.
1.2.Ожидаемые результаты работы с воспитанниками – логопатами в соответствии с логопедическим заключением
Ожидаемыми результатами в работе с воспитанниками по коррекции речевых нарушений выступают целевые ориентиры, определённые ФГОС дошкольного образования:
- проявляет инициативу и самостоятельность в общении;
- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;
- ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
- у ребенка развита крупная и мелкая моторика;
- ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей.
Ожидаемые результаты коррекции речевого нарушения
Логопедическое заключение | Дети умеют: |
ФНР |
|
ФФНР |
|
ОНР |
|
НВОНР |
|
2.Содержательный раздел
2.1.Образовательная деятельность по профессиональной коррекции нарушений речи детей.
Коррекционно-развивающая образовательная деятельность с воспитанниками
Система коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением речи осуществляется в следующих направлениях:
Направления деятельности | Мероприятия | Срок |
Информационно-аналитическое | Диагностика проблем в речевом развитии дошкольников Создание банка данных | 3 раза в год |
Планово-прогностическое | Составление индивидуальных коррекционных маршрутов Прогнозирование этапов и сроков работы каждого ребёнка | В течение года |
Организационно-исполнительское | Организация систематической работы по блокам:
| В течение года |
Контрольно-диагностическое | Диагностика достижений детей в звукопроизношении Анализ реализации индивидуального коррекционного маршрута Выявление проблем и внесение изменений в индивидуальный коррекционный маршрут | В течение года |
Коррекционное | Реализация системы коррекционной работы с детьми 5-7 лет Разработка соответствующих рекомендаций (индивидуально) для родителей (законных представителей) | Постоянно |
Диагностическая работа
Вся коррекционно-развивающая работа организуется на диагностической основе и предполагает систематическое проведение мониторинга речевого развития воспитанников, включающего следующие этапы: первичный, промежуточный и итоговый. В личной карте воспитанника отражаются комплексные данные, полученные в процессе изучения воспитанника учителем-логопедом и другими педагогами ДОУ.
С целью раннего выявления проблем в речевом развитии проводится скрининговое обследование детской речи, задача которого состоит в выявлении возможных затруднений в развитии речи воспитанников ДОУ. Данные мониторинга используются для проектирования индивидуальных образовательных маршрутов воспитанников, корректировки поставленных образовательных задач с учетом достижений детей в освоении программы.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющими речевые нарушения и направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Работа ведётся на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях. Осуществляется в форме НОД (логопедических занятий) - основная форма коррекционного обучения, способствующая постепенному развитию всех компонентов речи и формированию предпосылок к учебной деятельности. Обучение правильной речи требует регулярной, последовательной работы, которая позволяет сформировать у ребенка определенный динамический стереотип произношения звуков.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности воспитанников, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактики конфликтов между воспитанниками.
К развивающему аспекту деятельности относятся задачи:
- Развития мотивации к обучению
- Профилактики нарушений устной и письменной речи, подготовка к обучению грамоте
- Развитие самоконтроля за своей речью
- Развитие психических процессов, взаимосвязанных с развитием речевой функции: зрительного и слухоречевого внимания, памяти, восприятия, сенсомоторной координации, пространственных ориентировок наглядно-образного мышления, элементов словесно-логического мышления
Для обеспечения высокой результативности коррекционно-развивающей работы с воспитанниками адаптируются и модифицируются методические разработки Н.В. Микляевой, И.В.Блыскиной, Е.Н. Бардышевой, Т.Б. Моносовой, Л.А.Сиротюк, Р.Г. Бушляковой. разнообразие, вариативность используемых методик позволяет обеспечить дифференцированный подход к коррекции речевых нарушений, индивидуализировать коррекционно-развивающий процесс, обеспечить индивидуальное сопровождение каждого ребенка в зависимости от вида и структуры речевого нарушения, наличия вторичных нарушений развития, микросоциальных условий жизни воспитанника.
Индивидуальный план работы с воспитанником с ФНР
Вся индивидуально-подгрупповая коррекционная работа делится условно на несколько этапов.
1. Подготовительный
Задача — тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
- развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
- формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
- укрепление физического здоровья (консультации врачей — узких специалистов, при необходимости медикаментозное лечение, массаж, кислородный коктейль).
Качественная подготовительная работа обеспечивает успех постановки звуков и всей коррекционной работы. Поэтому она требует максимального внимания логопеда и больших затрат времени.
Обследование детей проводится с 1 по 15 учебный день.
Содержание деятельности в период обследования
День | Содержание работы |
Знакомство с детьми в игре, беседе, наблюдение за ними с группе – в игре, в общении друг с другом. Уточнение списочного состава | |
Знакомство с медицинской документацией Знакомство детей с кабинетом, объяснение правил поведения в нём Создание игровых ситуаций, побуждающих к общению Обследование слухового и зрительного внимания | |
Обследование мелкой моторики и мимической мускулатуры Показ игр по мелкой моторике, вызывание длительного выдоха в игре | |
Обследование состояния артикуляционного аппарата Показ пособий по мелкой моторике Приглашение родителей, заполнение речевых карт – сбор анамнеза беременности и родов | |
Обследование состояния звукопроизношения Беседы с родителями: сбор анамнеза раннего развития, перенесённых заболеваний и развития речи | |
Обследование воспроизведения слоговой структуры речи Показ игр по мелкой моторике Составление экрана звукопроизношения | |
Обследование фонематических представлений Показ игр на поддувание Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха | |
Обследование словоизменения Показ упражнений для шеи и плеч Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха | |
Обследование по разделу «Словообразование» Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха | |
Обследование лексического запаса (обобщающие понятия) Упражнения для шеи и плеч Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха | |
Обследование лексического запаса (антонимы, глагольный словарь, прилагательные) Показ самомассажа лица и шеи Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха | |
Обследование понимания речи Показ упражнений по мелкой моторике с предметами Самомассаж лица и шеи Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха Упражнения для шеи и плеч | |
Обследование связной речи Показ упражнений на воспроизведение ритмов Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха Самомассаж лица и шеи | |
Уточнение диагнозов, консультации с врачами специалистами (по необходимости) Выполнение упражнений для пальцев, шеи и плеч Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха Самомассаж лица и шеи | |
Завершение обследования, подведение итогов, заполнение всех разделов речевых карт Представление результатов обследования на ПМПК ДОУ Составление перспективного и календарного планов Выполнение упражнений для пальцев, шеи и плеч Игры для развития мелкой моторики и длительного выдоха Самомассаж лица и шеи Подготовка и проведение родительского собрания |
2. Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звуков. Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2. Автоматизация каждого исправленного звука в слогах по мере постановки может проводиться как индивидуально, так и в подгруппе.
3. Автоматизация звука в словах проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности. По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом.
4. Автоматизация звуков в предложениях. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стишки с данным словом.
5. Дифференциация звуков.
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и др.).
3.Совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа исинтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения
4.Систематические упражнения на развитие внимания, памяти, мышления на отработанном в произношении материале
5.Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков:
- лексические и грамматические упражнения;
- нормализация просодической стороны речи;
- обучение рассказыванию.
Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий
для воспитанников с ФФНР
Основная цель подгрупповых занятий — первоначальное закрепление поставленных звуков в различных фонетических условиях. Организуются они для 3—4 детей, имеющих однотипные нарушения звуковой стороны речи.
На занятиях осуществляется:
- закрепление навыков произношения изученных звуков;
- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильно произносимых звуков;
- звуковой анализ и синтез слов, состоящих из правильно произносимых звуков;
- расширение лексического запаса в процессе закрепления поставленных ранее звуков;
- закрепление доступных возрасту грамматических категорий с учетом исправленных на индивидуальных занятиях звуков.
Индивидуально-подгрупповая работа включает в себя:
- выработку дифференцированных движений органов артикуляционного аппарата;
закрепление и автоматизацию навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков. Это, как правило, гласные [а], [о], [у], [и], [э], [я], наиболее доступные согласные звуки [м]— [м’], [н]— [н’], [п]— [п’], [т] — [т’], [к] — [к’], [ф] — [ф’], [в] — [в’], [б] — [б’], [д]— [д’], [г]— [г’] и т.д. Нередко многие из них в речевом потоке звучат несколько смазанно, произносятся с вялой артикуляцией. Поэтому необходимо произношение каждого из этих звуков уточнить, закрепить более четкую артикуляцию. Это позволит активизировать артикуляционный аппарат, создать условия спонтанного появления в речи детей отсутствующих звуков; - постановку отсутствующих у ребенка звуков общепринятыми в логопедии методами. Последовательность появления в речи этих звуков зависит от того, какие конкретно звуки дефектно произносятся ребенком. Так, в группе свистящих и шипящих звуки ставятся в следующей последовательности [с] — [с’], [з] — [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ]. Озвончение начинается с [з] и [б], в дальнейшем от звука [з], ставится звук [ж], от [б]— [д], от [д] — [т]. Последовательность постановки сонорных [р] и [л] определяется тем, какой звук поддается коррекции быстрее.
- В работе над произношением выделяется два этапа— собственно постановка звука при изолированном произношении и отработка его в сочетании с другими звуками на соответствующем речевом материале. Приемы постановки и коррекции звуков разнообразны и специфичны не только для каждого звука, но и для каждого ребенка с нарушенным произношением в зависимости от этиологии нарушения. В период автоматизации большое значение придается неоднократному повторению слов, включающих заданный звук.
- Одновременно с постановкой звуков проводятся упражнения по их различению на слух. Восприятие звука стимулирует правильное произношение, а четкая, осознанная артикуляция, в свою очередь, способствует лучшему различению звуков. Поэтому с самых первых занятий детей приучают узнавать звук даже в том случае, если самостоятельно ребенок этот звук произносить еще не может.
Направления работы с воспитанниками – логопатами
в соответствии с логопедическим заключением
Логопедическое заключение | Направления работы |
ФНР | 1. Подготовить органы артикуляции к постановке звуков 2. Сформировать правильную артикуляцию звуков 3. Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях 4. Дифференцировать акустически сходные звуки 5. Развивать умение свободно владеть поставленными звуками в устной речи |
ФФНР | 1. Развивать фонематическое восприятие 2. Развивать психические функции 3. Подготовить органы артикуляции к постановке звуков 4. Формировать правильную артикуляцию звуков 5. Развивать моторные функции 6. Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях 7. Развивать способность различать звуки по акустическим признакам 8. Развивать умение свободно владеть поставленными звуками в устной речи |
ОНР, НВОНР | 1.Укрепить соматический и неврологический статус воспитанника 2.Развивать психические функции 3.В случае необходимости развивать просодическую сторону речи (дыхание, темп, ритм, высота и сила голоса, интонационная выразительность) 4.Подготовить органы артикуляции для постановки дефектно произносимых звуков 5.Формировать правильную артикуляцию звуков 6.Развивать моторные функции 7.Автоматизировать поставленные звуки в слогах, словах, предложениях 8.Развивать способность различать звуки по акустическим признакам 9.Формировать навык фонематических операций: анализа и синтеза 10.Развивать умение свободно владеть поставленными звуками в устной речи 11.Обогатить словарный запас, уточнить лексические значения слов, активизировать словарь предметов, признаков, действий; работать над использованием в речи антонимов и синонимов 12.Совершенствовать практическое употребление грамматических категорий 13.Формировать навыки диалогической и монологической речи |
Тематический план коррекционно-развивающей образовательной деятельности в старшей и подготовительной к школе группе для воспитанников с НВОНР, ОНР
Месяц | Тема события | неделя | Лексическая тема групповой коррекционной деятельности |
Сентябрь | День знаний Обследование | 1-4 | Обследование воспитанников |
Заполнение речевых карт | |||
Октябрь | Осень | 1 | Овощи |
2 | Фрукты | ||
3 | Ягоды. Домашние заготовки | ||
4 | Осень. Деревья. Осенняя одежда | ||
Ноябрь | Мой посёлок, моя страна, моя планета. День народного единства | 1 | Дикие животные |
2 | Дикие животные готовятся к зиме | ||
3 | Перелётные птицы | ||
4 | Зимующие птицы | ||
Декабрь | Новый год | 1 | Домашние животные |
2 | Домашние животные и птицы и их детёныши | ||
3 | Зима. Зимняя одежда | ||
4 | Зимние забавы. Новый год | ||
Январь | Зима | 2 | Человек. Части тела |
3 | Транспорт | ||
4 | Транспорт. Правила дорожного движения | ||
Февраль | День защитника Отечества | 1 | Материалы и инструменты |
2 | Профессии | ||
3 | Защитники Отечества | ||
4 | Времена года. Календарь. Весна | ||
Март | Международный женский день | 1 | Мамин день. Семья |
2 | Ранние признаки весны. Первоцветы | ||
3 | Электроприборы. Ателье | ||
4 | Весна в природе | ||
Апрель | Весна | 1 | Труд людей весной |
2 | Космос | ||
3 | Возвращение птиц. Насекомые | ||
4 | Посуда. Продукты питания | ||
Май | День Победы Лето | 1 | Животные жарких стран |
2 | День Победы | ||
3 | Лето (До свидания детский сад, здравствуй школа!) |
Перспективно-тематическое планирование логопедических занятий
по преодолению фонетико-фонематического нарушения (ФНР, ФФНР)
Группа №1. Свистящие С, СЬ, З, ЗЬ, Ц
Количество занятий в неделю: 2
месяц | недели | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
сентябрь | Обследование речи детей | Обследование речи детей | 1-2. Знакомство с артикуляционным аппаратом | 3-4. Знакомство с комплексом арт. гимнастики для воспитания свистящих звуков. | |
октябрь | 5-6. Постановка звука С твердого. Знакомство с правильной артикуляцией звука. Автоматизация С в прямых слогах и в начале слов с ними. | 7-8. Постановка и автоматизация звука С твердого в прямых слогах в начале и середине слов с ними. | 9-10.Автоматизация звука С твердого в слогах со стечением согласных в начале и середине слов. | 11-12 Произнесение мягкого звука [сь] в слогах, словах, предложениях. | 13-14. Произнесение мягкого звука [сь] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихах. |
ноябрь | 15-16. Постановка и автоматизация звука З в слогах, словах. | 17-18. Автоматизациязвука 3 в словах, предложениях. | 19-20. Автоматизация [Зь] в слогах, словах, предложениях, стихах, играх. | 21-22. Дифференциация звуков [С-Сь-З-Зь] в слогах, словах, предложениях. | |
Декабрь | 23-24. Постановка звука Ц. Знакомство с правильной артикуляцией звука. Упражнения для постановки звука. Автоматизация Ц в прямых слогах и в словах с ними. | 25-26 Автоматизация Ц в прямых и обратных слогах и в сломах сними. | 27-28. Автоматизация Ц в прямых и обратных слогах и в словах с ними. | 29-30. Дифференциация звуков [С-Ц] в слогах, словах.предложениях, стихах. | 31. Дифференциация звуков [C-Ц] в слогах, словах, предложениях. |
Январь | 32-33 Дифференциация звуков [C-Ц] в предложениях, стихах, играх. | 34-35. Дифференциация звуков[С-3-Ц] в связной речи, текстах. | |||
Февраль | Работа по закреплению произношения звуков | ||||
март | |||||
апрель | |||||
май | Обследование речи детей |
Группа №2. Шипящие Ш, Ж, Ч, Щ
Количество занятий в неделю: 2
месяц | недели | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
сентябрь | Обследование речи детей | Обследование речи детей | 1-2. Знакомство с артикуляционным аппаратом | 3-4. Знакомство с комплексом арт. гимпастики для воспитания шипящих звуков. | ||
октябрь | 5-6. Постановка звука Ш. Автоматизация в прямых слогах ША ШИ ШЕ ШУ ШО и в начале слов с ними. | 7-8. Автоматизация в прямых слогах ША ШИ ШЕ ШУ ШО в начале и середине слов. | 9-10. Автоматизация в прямых слогах ША ШИ ШЕ ШУ ШО в начале и середине слов. | 11-12. Автоматизация звука Ш в обратиыкслогах середине и на конце слог. | 13-14. Автоматизация звука Ш в слогах со стечением согласных в начале и середине слов. | |
ноябрь | 15-16. Автоматизация звука Ш в предложениях, стихах, текстах. | 17-18. Постановка звука Ж. Автоматизация в слогах, словах. | 19-20. Автоматизация звука Ж в слогах, словах, предложениях, стихах. | 21-22. Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах, словах. | ||
декабрь | 23-24. Дифференциация звуков Ш-Ж в словах, предложениях, тексте. | 25-26. Автоматизация звуков Ш, Ж в связной речи, в пересказе | 27-28. Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, предложениях. | 29-30. Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, чистоговорках, скороговорках. | 31-32. Дифференциация звуков С-Ш в слогах, словах, скороговорках, стихах, текстах (пересказе). | |
январь | 33-34. Дифференциация звуков С-Ш в скороговорках, текстах (пересказе). | 35-36. Дифференциация звуков 3-Ж в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, играх. | 37-38. Дифференциация звуков 3-Ж в словах, словосочетаниях, предложениях, играх | |||
февраль | 39-40.3акренление произношения и различения звуков С-Ш-3-Ж в речевых играх, предложениях, текстах (пересказе). | 41-42. Постановка и автоматизация Щ в слогах, словах, речевом материале | 43-44. Дифференциация звуков [Щ]-[С]-[Сь] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках. | 45-46. Дифференциация звуков [Щ]-[С]-[Сь] в слогах, словах, предложениях, чистоговорках. | ||
март | 47-48. Звук и буква Ч. Автоматизация звука в слогах, словах, предложениях, стихах | 49-50. Звук и буква Ч. Автоматизация звука В слогах, словах, предложениях, стихах.загадках. | 51-52. Дифференциация звуков [Ц] - [Ч] | 53-54. Дифференциация звуков | Ч]-[С]-[Сь| в разном речевом материале. | 55-56.Дифференциация звуков [Ч]-[Т]-[Ть] в разном речевом материале. | |
апрель | 57-58.Дифференци.ация звуков [Ч]-[Щ] в разном речевом материале | 59-60. Дифференциация звуков [Ц]-[Ч]-[Щ] в розном речевом материале. | 61-62. Дифференциация звуков [Ц]-[Ч]-[Щ] в разном речевом материале. | |||
май | Обследование речи детей |
Группа №3. Соноры Л, ЛЬ
Количество занятий в неделю: 2
месяц | недели | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
сентябрь | Обследование речи детей | Обследование речи детей | 1-2. Знакомство с артикуляционным аппаратом. | 3-4. Знакомство с ком плексом арт. гимнастики - подготовительные упражнения к воспитанию звука Л (твердого). | |
октябрь | 5-6. Разучивание подготовительных упражнении к воспитанию звука Л. Постановка звука Л. | 7-8. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Л. Постановка твердого звука Л.Автоматизация звука Л в прямых слогах ЛА, ЛЫ, ЛЭ | 9-10. Автоматизация звука Л в прямых слогах и в начале слов с ними. | 11-12. Автоматизация звука Л в прямых слогах в середине слов. | 13-14. Автоматизация звука Л в обратных слогах и в словах с ними (в конце и середине слов). |
ноябрь | 15-16. Закрепление звука Л в скороговорках, стихах, загадках, предложениях, чистоговорках. | 17-18. Автоматизация звука Л в слогах со стечением согласных и в словах с ними (в конце и середине слов) | 19-20. Закрепление звука Л в стихах, предложениях, скороговорках. | 21-22. Закрепление звука Л в словах, скороговорках, предложениях, стихах, рассказе. | |
декабрь | 23-24. Закрепление звука Л в словах, скороговорках, предложениях, стихах, рассказе. | 25-26. Закрепление звука Л в словосочетаниях, стихах, загадках. | 27-28. Закрепление звука Л в словосочетаниях, стихах.тексте. | 29-30. Закрепление звука Л в связной речи. | 31. Закрепление звука Л в связной речи. |
январь | 32-33. Автоматизация ЛЬ в слогах, словах, фразах, предложениях. | 34-35. Автоматизация ЛЬ в слогах, словах, предложениях. | 36-37. Автоматизация ЛЬ во фразах, словосочетаниях, стихотворных текстах. | ||
февраль | 38-39. Автоматизация ЛЬ в речевых упражнениях и играх. | 40-41. Дифференциация звуков Л-ЛЬ в слогах, словах, фразах, предложениях. | 42-43. Закрепление звуков Л, ЛЬ в связной речи, | 44-45. Закрепление звуков Л, ЛЬ в связной речи. | |
март | 46-47. Закрепление звуков Л, ЛЬ в связной речи. | 48-49. Закрепление звуков Л, ЛЬ в связной речи. | 50-51.Закрепление звуков Л, ЛЬ в связной речи. | 52-53. Закрепление звуков Л, ЛЬ в диалогической речи | 54-55. Дифференциация звуков Л-В в слогах, словах, предложениях, скороговорках, чистоговорках,текстах |
апрель | 56-57. Дифференциация звуков Р-Л, РЬ-ЛЬ в слогах, словах, словосочетаниях, стихах. | 58-59. Дифференциация звуков Р-Л, РЬ-ЛЬ в скороговорках. | 60-61. Дифференциация звуков Р-Л, РЬ-ЛЬ в скороговорках. | ||
май | Обследование речи детей |
Группа №4. Соноры Р, РЬ
Количество занятий в неделю: 2
месяц | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |||
сентябрь | Обследование речи детей | Обследование речи детей | 1-2. Знакомство с частями Артикуляционного аппарата. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Р | 3-4. Знакомство с правильной артикуляцией звука Р. Постановка твердого звука Р от артикуляционных упражнений, с механической помощью | ||||
октябрь | 5-6. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Р. Повторение артикуляции звука. Характеристика Звука Р Постановка твердого звука Р от артикуляционных упражнений, с механической помощью и по подражанию. | 7-8. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Р. Постановка твердого звука Р от артикуляционных упражнений, с механической помощью и по подражанию. Автоматизация звука Р в прямых слогах и в начале слов с ними | 9-10. Подготовительные упражнения к воспитанию звука Р. Постановка твердого звука Р от артикуляционных упражнений, с механической помощью и по подражанию. Автоматизация звука Р в прямых слогах в начале и середине слов с ними | 11-12. Автоматизация звука Р в обратных слогах и словах с ними (в конце, середине слов) | 13-14 Автоматизация звука Р в обратных слогах и словах с ними (в середине слов). Автоматизация звука Рв слогах со стечением согласных -ТР, -ДР и в словах с ними. | |||
ноябрь | 15-16. Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных -ТР, -ДР, -КР, -ГР, -ПР, -БР, -СР, -ФР, -ВР, -ШР, -СТР, -ЗДР и в словах с ними (в начале и середине и на конце слов) | 17-18. Автоматизация звука Р в слогах со стечением согласных -ТР, -ДР, -КР, -ГР, -ПР, -БР, -СР, -ФР, -ВР, -ШР, -СТР, -ЗДР и в словах с ними (в начале и середине и на конце слов). Закрепление звука Р в словосочетаниях, стихах,загадках. | 19-20. Закрепление звука Р в словосочетаниях,стихах, тексте, скороговорках. Закрепление произношения звука Р в связной речи | 21-22 Закрепление произношения звука Р в связной речи | ||||
декабрь | 23-24. Закрепление произношения звука Р в связной речи | 25-26. Закрепление произношения звука Р в связной речи Постановка мягкого звука Рь. Автоматизация Рь в обратных слогах, словах, чистоговорках, предложениях | 27-28. Автоматизация Рь в прямых слогах и слогах со стечением согласных, словах, чистоговорках, предложениях. | 29-30. Автоматизация Рь в словах, чистоговорках, играх, скороговорках, загадках. | 31. Автоматизация Рь в стихах, фразах, скороговорках, в связной речи. | |||
январь | 32-33. Дифференциация звуков Р-Рь в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, скороговорках, стихах | 34-35 Дифференциация звуков Р-Рь в словах, словосочетаниях, предложениях, скороговорках, стихах. Закрепление звуков Р-Рь в диалогической речи. | 36-37. Закрепление звуков Р-Рь в диалогической и связной речи. | |||||
февраль | 38-39. Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль в слогах, словах, словосочетаниях, стихах | 40-41. Дифференциация звуков Р-Л, Рь-Ль в слогах, словах, словосочетаниях, стихах, скороговорках. | 42-43. Закрепление произношения звуков Р, Рь в связной речи. | 44-45.Закрепление произношения звуков Р, Рь в связной речи. | ||||
март | Работа по закреплению произношения звуков | |||||||
апрель | ||||||||
май | Обследование речи детей |
2.2.Вариативные формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Формы реализации рабочей программы
Содержание | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
1.Подготовка артикуляционного аппарата к звукопроизношению | Артикуляционные упражнения Игровая ситуация | Артикуляционные упражнения |
2.Постановка нарушенных звуков | Артикуляционная гимнастика Упражнения Игровая ситуация | Упражнения |
3.Автоматизация поставленных звуков в речи | Упражнения Дидактические игры Игровая ситуация Заучивание стихов, потешек Пересказ рассказов Составление рассказов по серии картинок Составление описательных рассказов, рассказов из личного опыта Логопедический досуги, конкурсы Инсценировка Драматизация Беседа | Упражнения Дидактические игры |
4.Дифференциация поставленных звуков | Упражнения Дидактические игры Игровая ситуация Заучивание стихов, потешек Пересказ рассказов Составление рассказов по серии картинок Составление описательных рассказов, рассказов из личного опыта Логопедический досуги, конкурсы Инсценировка Драматизация Беседа | Упражнения Дидактические игры |
Способы и методы воспитания и обучения
Методы воспитания – способы взаимосвязанной деятельности взрослых и детей, направленные на достижение воспитательной цели.
Методы обучения – совокупность путей, способов достижения целей.
Приём обучения – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.
Методы:
Наглядные методы – это методы, которые наблюдаются детьми непосредственно, педагог применяет метод наблюдения или его разновидность: осмотр помещения, рассматривание натуральных предметов. Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, педагог знакомит с ними детей опосредованным путем, показ картин и фотографий, кинофильмов, мультфильмов. Опосредованные наглядные методы применяются для ознакомления с объектом, закрепления полученных знаний, формирования связной речи. Во всех этих процессах обязательно предполагается слово педагога, которое направляет восприятие детей, объясняет и называет показываемое. Источником же, определяющим круг разговоров, рассуждения педагога и детей, является наглядные предметы или явления.
Словесные методы применяются в основном с художественным словом. Логопед читает детям художественные произведения, предусмотренные программой. Использует и более сложные методы – заучивание наизусть, пересказ. Для закрепления сообщенных ранее знаний и для приучения к коллективному разговору используется метод беседы.
Возрастные особенности дошкольников требуют опоры на наглядность, поэтому для всех словесных методах применяют или наглядные прием обучения или демонстрацию наглядного объекта в целях отдыха, разрядки детей.
Цель практических методов – обучить детей на практике применять полученные знания, помочь усваивать и совершенствовать речевые умения и навыки. В детском саду практические методы носят чаще всего игровой характер. Дидактическая игра – универсальный метод закрепления знаний и умений. Она используется для решения задач коррекции и развития речи. Работу со знакомым литературным текстом можно проводить с помощью игры – драматизации, настольные инсценировки.
Каждый метод представляет собой совокупность приемов служащих для решения дидактических задач (ознакомит с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное).
Прием – это элемент метода.
Наиболее распространены следующие словесные приемы: речевой образец, повторение, объяснение, указание, словесное упражнение, оценка детской речи, вопрос.
Речевой образец – правильная, заранее обработанная речевая (языковая) деятельность педагога. Образец должен быть доступен для повторения подражания. Для того чтобы добиться осознанного восприятия детьми образца, увеличит роль самостоятельности полезно сопровождать образец другими приемами – пояснениями, указаниями. Речевой образец преподносится детям подчеркнуто, четко, громко, неторопливо.
Повторение – преднамеренное, неоднократное использование одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания и закрепления поставленных звуков. Практикуется индивидуальное повторение ребенка, совместное повторение (педагога и ребенка или группы детей).
Объяснение – раскрытие учителем-логопедом сущности образа действия.
Указания – разъяснение детям, как надо действовать, как достичь требуемого результата.
Словесное упражнение – многократное выполнение детьми определенных речевых действий для выработки и совершенствования речевых умений и навыков. В отличие от повторения упражнения отличаются большой частотой, вариативностью, большей долей самостоятельных усилий детей.
Оценка детской речи – развернутое мотивированное суждение об ответе ребенка раскрывающее степень усвоений знаний и речевых умений. Как правило, оценка касается одного-двух качеств детской речи.
Вопрос – словесное обращение, требующее ответа, предполагающее использование или переработку имеющихся знаний.
Наглядные приемы – показ картинки, игрушки, движения или действия, показ положения органов артикуляции при произнесении звуков и др. Обычно сочетаются со словесными приемами, например образец произношения звуков и показ картинки, название одного слова и показ объекта им обозначенного.
В развитии речи дошкольников очень важны игровые приемы и просто эмоциональность в применении некоторых приемов; интригующая интонация голоса при вопросе, утрированно обозначенная интонация при постановке трудного задания, использование шутки при объяснении задания. Живость эмоций повышает внимание детей в игре, вследствие чего активизируются все процессы речи.
Средства реализации образовательной программы - это совокупность материальных и идеальных объектов:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные;
Средства, направленные на развитие деятельности детей:
- игровой (игры, игрушки);
- коммуникативной (дидактический материал);
- чтения художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);
- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты, карты, модели, картины и др.);
- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
- музыкально-художественной (детские музыкальные инструменты, дидактический материал и др.).
2.3.Способы и направления поддержки детской инициативы
Инициатива:
- Внутреннее побуждение к новой деятельности, начинание, почин. Руководящая роль в каких-либо действиях.
- Способность к самостоятельным, активным действиям; предприимчивость.
- Активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
- Можно сказать инициатива – внутреннее побуждение к новым действиям, вовлечение окружающих людей в эту деятельность, беря на себя руководящую роль.
Для развития инициативности нужно:
- Давать простые задания (снимать страх "не справлюсь"), развивать у детей инициативу.
- Давать задания интересные или где у человека есть личный интерес что-то делать.
- Поддерживать инициативы (быть готовым платить за ошибки и неудачи).
- Научить грамотно реагировать на собственные ошибки.
Если мы хотим, чтобы наши дети верили в себя, развивались и экспериментировали, мы должны подкреплять инициативу, даже когда она сопровождается ошибками.
В образовательном процессе ребёнок и взрослые (педагоги, родители, медицинский персонал) выступают как субъекты педагогической деятельности, в которой взрослые определяют содержание, задачи, способы их реализации, а ребёнок творит себя и свою природу, свой мир.
Детям предоставляется широкий спектр специфических для дошкольников видов деятельности, выбор которых осуществляется при участии взрослых с ориентацией на интересы, способности ребёнка.
Взрослым необходимо научиться тактично сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
5-6 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в старшем дошкольном возрасте является вне ситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, а также информационно познавательная инициатива.
Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- создавать в группе положительный психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем детям: выражать радость при встрече, использовать ласку и теплое слово для выражения своего отношения к ребенку;
- уважать индивидуальные вкусы и привычки детей;
- поощрять желание создавать что- либо по собственному замыслу; обращать внимание детей на полезность будущего продукта для других или ту радость, которую он доставит кому-то (маме, бабушке, папе, другу)
- создавать условия для разнообразной самостоятельной творческой деятельности детей;
- при необходимости помогать детям в решении проблем организации игры;
- привлекать детей к планированию жизни группы на день и на более отдаленную перспективу. Обсуждать совместные проекты;
- создавать условия и выделять время для самостоятельной творческой, познавательной деятельности детей по интересам.
6-7 лет
Приоритетной сферой проявления детской инициативы в данном возрасте является научение, расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, а также информационная познавательная деятельность. Для поддержки детской инициативы взрослым необходимо:
- вводить адекватную оценку результата деятельности ребенка с одновременным признанием его усилий и указанием возможных путей и способов совершенствования продукта деятельности;
- спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать несколько вариантов исправления работы: повторное исполнение спустя некоторое время, доделывание, совершенствование деталей. Рассказывать детям о своих трудностях, которые испытывали при обучении новым видам деятельности;
- создавать ситуации, позволяющие ребенку реализовать свою компетентность, обретая уважение и признание взрослых и сверстников;
- обращаться к детям, с просьбой продемонстрировать свои достижения и научить его добиваться таких же результатов сверстников;
- поддерживать чувство гордости за свой труд и удовлетворение его результатами;
- создавать условия для различной самостоятельной творческой деятельности детей по их интересам и запросам, предоставлять детям на данный вид деятельности определенное время;
- при необходимости помогать детям решать проблемы при организации игры;
- проводить планирование жизни группы на день, неделю, месяц с учетом интересов детей, стараться реализовывать их пожелания и предложения;
- презентовать продукты детского творчества другим детям, родителям, педагогам (концерты, выставки и др.)
2.4.Особенности взаимодействия учителя-логопеда с педагогами ДОУ.
Достижение положительного результата коррекционно-развивающей деятельности предполагает реализацию комплексного подхода к деятельности всех специалистов ДОУ. Только систематическое взаимодействие всех педагогов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника. Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает создание следующих условий:
- Речевая среда, содержащая образцы использования языка как средства общения и познания
- Организация детской деятельности, в которой активизируются процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные
- Обогащение содержания самой детской деятельности, что составляет основу содержания речи
- Развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, прилагать волевые усилия для достижения цели, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Взаимодействие учителя-логопеда со специалистами ДОУ осуществляется в следующем:
- учитель-логопед и воспитатель - педагогическая диагностика, составление и реализация индивидуальных программ развития, реализация образовательных программ;
- учитель-логопед и старший воспитатель - помощь в организации взаимодействия, координационное функционирование, отслеживание результатов, анализ;
- учитель-логопед и медицинская сестра – сбор анамнестических данных, определение нагрузки наребенка;
- учитель-логопед и музыкальный руководитель - логоритмика, музыкально-речевые игры;
- учитель-логопед и инструктор по физической культуре - двигательная активность, дыхательная гимнастика, совершенствование мелкой моторики, координация речи с движением.
Обеспечение преемственности
в работе учителя-логопеда и педагогов
- Выработка единых подходов в образовательном процессе, обеспечивающих благоприятные условия для развития воспитанников
- Обеспечение устойчивости результатов логопедической коррекции
- Оптимизация деятельности по профилактике речевых нарушений.
- Формирование представлений о факторах риска в речевом развитии, критериях и условиях благоприятного речевого развития
- Обучение педагогов приемам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактики речевых нарушений у воспитанников
- Разработка эффективных приемов педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения.
2.5.Особенности взаимодействия учителя – логопеда с семьями воспитанников (законными представителями)
Взаимодействие с родителями как участниками образовательного процесса значительно повышает результативность коррекционно-развивающей и профилактической работы.
Основные задачи взаимодействия с родителями воспитанников:
- Создание единого коррекционно-развивающего пространства
- Формирование у родителей представлений об особенностях развития детей с нарушениями речи
- Развитие позиции родитель-эксперт по оценке динамики коррекционной работы с детьми
- Освоение родителями эффективных приемов взаимодействия с детьми с целью преодоления нарушений речи
Формы работы с родителями
Формы | Виды | Цели |
Индивидуальная | Первичная беседа | Довести до сведения каждого родителя результаты обследования ребенка. Заручится поддержкой семьи для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития ребенка. Распределить обязанности между садом и семьей. Заполнение анкет и анамнеза. |
Работа в течение года | Совместное обсуждение хода и результатов коррекционной работы, анализ причин незначительного продвижения (если есть) в развитии различных сторон речевой деятельности и совместная выработка рекомендаций по преодолению негативных тенденций в развитии речи ребенка. | |
Домашняя тетрадь | Закрепление тех знаний, умений и навыков, которые были приобретены ребенком на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. | |
Коллективная | Групповые собрания | Сообщить об особенностях развития воспитанников с различными речевыми нарушениями и возможной педагогической запущенности при неверном воспитании и обучении. |
Родительский стенд «Советы логопеда» | Дать практические рекомендации по вопросам развития речи воспитанников дошкольного возраста. | |
Родительский клуб «Родительская академия» | Дать родителям теоретические и практические знания по какой-либо теме (лекция + просмотр занятия). Обучить родителей формам совместной деятельности с детьми, носящими коррекционную направленность (артикуляционная, пальчиковая гимнастика…) | |
Организация речевых праздников | Родители имеют возможность увидеть результаты работы с ребенком. | |
Анкетирование | Выявление представлений родителей по какому-либо вопросу. |
2.6.Иные характеристики.
Речевая карта воспитанника
Фамилия, имя ребёнка______________________________________________________________
Возраст ребёнка _________________Домашний адрес ___________________________________
ФИО родителей (законных представителей)____________________________________________
Анамнез (какая беременность по счёту, как протекали беременность и роды) ________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности раннего речевого развития_______________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности физического развития ребёнка____________________________________________
__________________________________________________________________________________
Строение артикуляционного аппарата:
Губы ____________________язык, подъязычная уздечка __________________________________
Строение зубного ряда ______________________________________________________________
Прикус ____________________________Твёрдое нёбо ___________________________________
Мягкое нёбо______________________Саливация________________________________________
Обследование речи:
Общее звучание речи(темп, голос, дыхание)____________________________________________
Состояние словаря ________________________________________________________________
Соответствует ли словарь возрасту____________________________________________________
Правильно ли произносит слова или искажает___________________________________________
__________________________________________________________________________________
Состояние фразовой речи __________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Говорит фразами или словами________________________________________________________
Правильно ли строит фразу___________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Состояние связной речи____________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Слоговая структура слов: повтори слова: клубника________________тыква _______________
Аквариум__________________милиционер-регулировщик________________________________
Сковородка_______________космонавт__________________экскаватор_____________________
Звукопроизношение:
звонкие | свистящие | шипящие | ||||||||||
в | б | д | г | с | сь | з | зь | ц | ш | ж | ч | щ |
соноры | заднеязычные | мягкие | |||||||||||
л | ль | р | рь | й | к | кь | г | гь | х | хь | ть | дь | нь |
Фонематическое восприятие:
выделение заданного звука из ряда звуков, слогов, слов | |
«Т»-м,п,т,к,д,т,н,к,п,т | |
«П»-та,ма,па,та,ка,да,та | |
«К»-мак,паук,там,дом,кот,крот | |
произнесение слоговых рядов, слов с оппозиционными звуками: | |
па-ба – балка-палка | |
то-до – ток-дог | |
ба-па-ба – балка – палка - балка | |
ту-ду – тушь - душ | |
ту-ду-ту – тушь – душ - тушь |
Фонематический анализ
Выделить первый звук в словах (Аня, утка, волк,зонт)____________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выделить последний звук в словах (шар,лес,столы, гора) _________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Выделить гласный звук в словах (мак,суп,нос,сыр) ______________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Заключение:
Дата обследования ребёнка __________________________________________________________
Подпись учителя-логопеда __________________________________________________________
Дата начала занятий с учителем-логопедом ____________________________________________
Динамика речевого развития ребёнка__________________________________________________
__________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________
Дата окончания занятий с логопедом___________________________________________________
Состояние речевого развития ребёнка по завершению занятий с учителем-логопедом_________
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Подпись учителя – логопеда__________________________________________________________
Индивидуальные образовательные маршруты воспитанников
На основе полученных данных обследования и логопедического заключения составляются индивидуальные образовательные маршруты воспитанников,в соответствии с которыми проводится коррекционная работа.
Примерный индивидуальный образовательный маршрут:
ФИ ребёнка_______________________________________________________
Возраст___________________________________________________________
Возрастная группа: ______________________________________
Этапы работы:
I. Подготовительный этап
Задача: Подготовить ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
- вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
- развивать слуховое внимание, память, фонематическое восприятие в играх и специальных упражнениях;
- формировать и развивать артикуляционную моторику до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
- развивать мелкую моторику.
II. Формировать произносительные умения и навыки.
Задачи:
- способствовать устранению дефектного звукопроизношения;
- развивать умения и навыки дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1. Постановка звука (способ постановки по подражанию, с механической помощью или смешанный).
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
- ...
- …
2. Автоматизация звука в слогах
3. Автоматизация звуков в словах
4. Автоматизация звуков в предложениях.
5. Дифференциация звуков: (слогах, словах, предложениях, если это необходимо)
6. Автоматизация звуков в спонтанной речи (в диалогической речи, в играх, развлечениях)
III. Совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза параллельно с коррекцией звукопроизношения.
IV. Развивать внимание, память, мышление на отработанном в произношении материале.
V. Развивать связную выразительную речь на базе правильно произносимых звуков. (Лексические и грамматические упражнения; нормализация просодической стороны речи; обучение рассказыванию).
3.Организационныйраздел
3.1. Материально-техническое обеспечение рабочей программы учителя-логопеда
Материально-технического обеспечения
- Настенное зеркало (1.5м - 0.5м)
- Детские столы
- Детские стулья
- Стол для логопеда
- Шкафы для пособий
- Коробки, папки для хранения пособий.
- Компьютер
- Магнитофон
- Ковровая дорожка
- Доска – мольберт
- Набор логопедических зондов
- Спирт медицинский.
- Вата стерильная.
- Одноразовые марлевые салфетки.
Количественные характеристики смотреть в паспорте логопункта.
3.2.Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения.
Программы и методические пособия
- Волкова Т.А. Рабочая программа для логопедического пункта ДОО // Журнал «Дошкольная педагогика», №5, 2015. – С. 48-52.
- Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под общ. Ред. М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.
- Крупенчук О.И. План работы логопеда на учебный год: Подготовительная группа детского сада. – СПб.: Издательский дом «Литера», 2014. – 80 с.
- Коноваленко С.В., Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповые занятия. М.: Просвещение, 1998г.
- Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: пособие для логопеда. - М.:, Просвещение, 1985.
- Нищева Н.В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет».- СПб: Издание третье, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2014.
- Пожиленко Е.А. «Артикуляционная гимнастика». Методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста-СПб.: КАРО. 2006г.
- Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков С, Ш, Р, Л. - СПб.:Каро, 2006.
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков. – М.: Владос, 1999.
- Комплексная диагностика детей раннего и дошкольного возраста: Методическое пособие /Под ред. Стребелевой Е.А. - М., 2005.
- Стрельникова А.Н. Дыхательная гимнастика. - М.,2005.
- Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции ОНР у детей 5-6, 6-7 лет. - М.: Гном-пресс, 1999.
- Ткаченко Т.А. Коррекция фонетических нарушений у дошкольников. – М.:2005.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей с ОНР. - М., 2009.
Средства обучения и воспитания
Раздел | Содержание |
Звукопроизношение | «Повтори не ошибись (слова сложной слоговой структуры)» Картинный материал для автоматизации звуков:
|
Словарь | Лото по лексическим темам:
Дидактические игры:
Мир животных (наглядно-демонстрационный материал):
Мир растений и грибов (наглядно-демонстрационный материал):
Мир человека (наглядно-демонстрационный материал):
|
Грамматический строй | Дидактические игры:
|
Фонематическое восприятие Обучение грамоте | Дидактические игры:
|
Связная речь | Дидактические игры:
|
Психические процессы | Дидактические игры:
|
3.3.Циклограмма занятий.
Вид деятельности | Дни недели | ||||
Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница | |
Индивидуальные занятия | 11.20-11-30 | 17.20-17.30 | |||
Подгрупповые занятия | 09.00-12.10 | 09.00-11.15 11.30-12.00 | 09.00-12.10 | 15.00-17.20 17.35-18.00 | |
Групповые занятия | 09.35-10.00 10.10-10.35 12.30-12.50 | ||||
Работа с педагогами ДОУ | 12.30-13.00 | 12.50-13.00 | |||
Работа с родителями | 12.10-13.00 | 12.10-13.00 | 18.00-19.00 | ||
Методическая работа | 12.00-12.30 | 09.00-09.35 10.35-12.25 |
Учебно-тематический план
Образовательной деятельности для воспитанников с ОНР, НВОНР
Раздел речи | Количество занятий в неделю |
1.Звукопроизношение, фонематическое восприятие, дифференциация звуков на слух и в произношении | 2 |
2.Лексико-грамматический строй | 1 |
Итого | 3 |
Образовательная деятельность с воспитанниками с ФФНР, ФНР
Подгрупповая НОД | 2 раза в неделю |
Индивидуальная коррекционная работа | 2-3 раза в неделю (в зависимости от количества нарушенных звуков) |
3.4.Организация развивающей предметно-пространственной среды логопункта.
Сенсорный центр – стол, предметы по цвету, по форме, настольно - печатные, дидактические игры, игрушки для развития тактильных ощущений и др.
Центр занятий –зеркала настенные, столы детские, стульчики, мольберт, предметные картинки для индивидуальных и подгрупповых занятий.
Центр моторного развития – трафареты, обводки, массажные мячики, шнуровки, разрезные картинки, мягкие игрушки, конструктор и многое другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерный конструктор рабочей программы учителя-логопеда, учителя -дефектолога
Данный материал, был предоставлен слушателям курсов АППО для написания рабочей программы учителя-логопеда(дефектолога)...
Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) Автор-составитель: учитель-логопед Зайцева Е.В.
Представленная «Рабочая программа учителя-логопеда в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи (старший и подготовительный дошкольный возраст) МБДОУ « Детски...
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Коррекционно - развивающая работа с детьми с ОНР подготовительной к школе группы компенсирующей направленности....
Рабочая программа учителя – логопеда по реализации адаптированной образовательной программы муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребенка – детский сад №8 «Золотая рыбка» г. Валуйки Белгородской области по реализации образ
Рабочая программа учителя - логопеда с детьми подготовительной группы с нарушениями речи....
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)
Структурные и содержательные аспекты проектирования рабочей программы учителя-логопеда дошкольного образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС (в помощь учителю-логопеду)...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда «Логопедический клуб для родителей «ЛОГОПЕДиЯ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя-логопеда«Логопедический клуб для родителей«ЛОГОПЕДиЯ»...
Рабочая программа учителя - логопеда для детей 6-7 лет группы компенсирующей направленности срок реализации программы 2019-2020 учебный год
Структура рабочей программы учителя-логопеда 1ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ31.1.Пояснительная записка 32.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ52.1. Образовательная дея...