Конспект образовательной ситуации по формированию лексико-грамматических категорий с использованием элементов ТРИЗ "Кто-кто в теремочке живет?"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
В конспекте представлены нетрадиционные приемы формирования лексико-грамматических категорий.
Представлены авторские морфотаблицы по образованию сложных прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_obrazovatelnoy_situatsii.docx | 186.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 4 г. Кола
Конспект
Образовательной ситуации
по формированию лексико – грамматического строя речи
«Кто – кто в теремочке живёт?»
Составила:
Учитель - логопед
Кириченко Л.Н.
г. Кола
2018 г.
Задачи: 1. Продолжать учить составлять рассказ – описание с использованием сложных прилагательных (игра «Теремок» метода «Системный оператор» технологии ТРИЗ).
2. Закрепить навык образования сложных прилагательных (метод «Морфотаблица» технологии ТРИЗ).
3. Продолжить учить образовывать существительные от глаголов с помощью суффикса – ЛКА.
4. Активизировать словарь прилагательных, глаголов.
5. Продолжать формировать понятие о том, что один и тот же признак может быть у нескольких объектов (игра «Волшебные очки» технологии ТРИЗ).
6. Развивать зрительную и слуховую память; умение синтезировать части в целое.
7. Воспитывать умение выслушивать товарища, педагога.
Оборудование: компъютер, демонстрационный экран, проектор.
Ход занятия:
Метод «Системный оператор»: I. 1. Игра «У кого что?». Подумайте и скажите – у кого или чего есть
Ноги?
Ответы: людей, домашних и диких птиц, домашних и диких животных, насекомых, мебели. (Предполагаемые ответы демонстрируются на экране)
Ноги, голова, хвост?
Ответы: домашних и диких птиц, домашних и диких животных.
Ноги, голова, хвост, крылья?
Ответы: домашних птиц, диких птиц: перелётных и зимующих.
Ноги, голова, хвост, короткий клюв?
Ответы: кукушки, стрижа, жаворонка и т.д.
Ноги, голова, хвост, короткий клюв, хвост вилочкой?
Ответы: ласточки.
II. 1. Игра «Волшебные очки».
Представьте, что вы надели волшебные очки треугольной формы. Посмотрите в них на ласточку и назовите части тела треугольной формы.
Ответы: клюв, крылья, коготки, хвост.
А теперь наденьте очки круглой формы. Какие круглые части вы увидели?
Ответы: голова, глаза.
2. Игра «Дразнилка».
Вспомните, что умеет делать ласточка и «подразните» её с помощью слов, отвечающих на вопрос что? Послушаете как это сделаю я – ласточка летает, значит она – леталка. Носит еду - носилка.
Ответы: щебеталка, ловилка, порхалка, спалка и т.д.
Метод «Морфотаблица». 3. Мы вспомнили, что умеет делать ласточка, вспомнили, какие части у неё есть. А теперь – составим про неё загадки. Только загадывать мы будем сложными словами. Поможет нам в этом наша таблица. (Презентация. Слайд с изображением частей птицы, расположенными по горизонтали.)
Назовите части, которые видите.
Теперь посмотрите сюда и вспомните, какими эти части могут быть.
(Слайд со схематичным изображением признаков)
______ | ||||
Ответы: длинный, короткий, острый.
Перед началом немножко отдохнём.
Физминутка:
Цапля ходит по воде Ходьба на месте.
И мечтает о еде. Поднимают высоко голову.
Ноги выше поднимай, Поочерёдно рывком поднимают ногу,
Ты, как цапля, не зевай! Согнутую в колене, как можно выше.
Чтоб поймать еду в водице, Наклоняются и достают правой рукой
Нужно ниже наклониться. левую ступню.
Ну – ка, тоже наклонись, Левой рукой –
До носочка дотянись. правую ступню.
4. Загадки.
«Прочитайте», пожалуйста, первую загадку.
______ | ||||
Загадка: Эта птица длиннокрылая, длиннохвостая, коротконогая, короткоклювая, острокрылая, острохвостая, остроклювая.
Ответ: ласточка.
«Прочитайте» вторую загадку.
______ | ||||
Загадка: Эта птица длинноногая, длиннокрылая, длиннохвостая длинноклювая, острокрылая, остроклювая.
Ответ: Аист, журавль, цапля.
5. Игра «Теремок». Раздаю изображения 2-3 перелётных птиц.
Ну, а теперь поиграем в игру «Теремок». Только жить в нём будут не животные, а птицы. И рассказывать они будут о себе сложными словами. И так…
Стоит в поле теремок, теремок. Он не низок, невысок-невысок. Пролетала мимо ласточка. Увидела теремок, заглянула, а он пуст. Залетела в него, стала жить-поживать. Летела мимо…утка. Видит в поле теремок, теремок. Он не низок-невысок. Подлетела, постучала и спрашивает: «Кто-кто в теремочке живёт? Кто-кто в не высоком живёт?»
Ласточка: Я ласточка –длиннохвостая, длиннокрылая,… А ты кто?
Утка: «Я утка – коротконогая, плоскоклювая,…».
III. Но вот наступила ночь, а ночью птицы спят. Вместе с ними уснула и наша сказка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционная образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи с использованием метода наглядного моделирования с детьми с ОНР "Проделки Снежной Королевы"
Уважаемые коллеги!Вашему вниманию представлена коррекционно-образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических компонентов речи по лексической теме «Врем...
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"
Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ОНР "Домашние животные и их детеныши. Составление распространенных предложений"
Конспект ООД по формированию лексико-грамматических представлений в старшей группе для детей с ОНР...
Сценарий образовательной ситуации по формированию лексико-грамматической стороны речи. Тема: Предлог «В»
Организованная образовательная деятельность по теме "Предлог В".Сценарий образовательной ситуации на тему «Предлог «В» по формированию лексико-грамматической стороны речи разработан для дошкольников с...
Конспект образовательной ситуации по формированию лексико – грамматического строя и связной речи с использованием морфотаблицы технологии ТРИЗ «ИВОВЫЙ ПИР».
Конспект образовательной ситуации по формированию лексико – грамматического строя и связной речи у детей старшего дошкольного возраста й с ТНР. Конспект составлен с использованием морфотаб...
Конспект образовательной ситуации по формированию лексико-грамматического строя с использованием элементов ТРИЗ «…Много мебели в квартире»
Конспект образовательной ситуации рекомендован воспитетлям, учителям-логопедам для использования в образователньом процессе. Основные задачи:1. Продолжать учить составлять рассказ – описание с э...