ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В ДОУ
статья по логопедии на тему

Кравцова Екатерина Александровна

В статье приведены задания, которые необходимо выполнять в ходе занятий с детьми для предотвращения специфического стойкого нарушения процесса письма - дисграфии. Задания классифицированы с учетом разных видов дисграфии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_disgrafii_v_dou.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФИЛАКТИКА ДИСГРАФИИ В ДОУ

   Многие игры и упражнения, используемые педагогами в ходе совместной деятельности и индивидуальной работы с детьми в ДОУ, направлены на профилактику дисграфии – специфического стойкого нарушения процесса письма, причиной которого является несформированность высших психических функций:

- зрительного анализа и синтеза;

- пространственных представлений;

- слухо-произносительной дифференциации звуков речи;

- фонематического анализа и синтеза;

- деление предложений на слова;

- лексико-грамматического строя речи;

- расстройства памяти,

- внимания;

- сукцессивных (последовательных) и симультанных (одновременных)        процессов;

- эмоционально-волевой сферы.

   В зависимости от того, какое нарушение лежит в основе дисграфии, выделяют следующие ее виды:

1. Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока.

2. Аграмматическая дисграфия.

3. Оптическая дисграфия.

4. Акустическая дисграфия.

5. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

   Дисграфия на почве несформированности анализа и синтеза речевого потока проявляется в следующих нарушениях:

- несоблюдение границ предложений;

- пропуски;

- замены;

- перестановки;

- добавления;

- контаминации (складывание частей слов);

- искажение слоговой структуры слов;

- уподобление слогов;

- слитное написание слов;

- разрывы слов.

   Профилактика данного вида дисграфии включает в себя ряд заданий.

1. Задания для работы над предложением:

- Деление предложения на слова и составление схем (используются предложения с предлогами).

- Придумывание предложения к схеме.

- Подбор предложения к схеме.

2. Задания для работы над слоговым анализом и синтезом слов:

- Деление слов на слоги.

- Синтез слогов в слова.

   Необходимо помнить о том, что деление предложения на слова и деление слова на слоги нужно обозначать по-разному (считая слова в предложении – загибать пальцы; слоги в слове прохлопывать или прошагивать (старшая группа), определять по количеству гласных (подготовительная группа)).

3. Задания для работы над фонематическим (звуковым) анализом и синтезом слов:

- Деление слов на звуки. Составление схем.

   В старшей группе схемы слов составляются с помощью квадратиков, в подготовительной можно вводить слог-слияние.

- Подбор схемы к слову/картинке.

- Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

- Придумывание слов на заданный звук.

- Синтез звуков в слова.

   Важно сразу разграничить понятия «буква» и «звук», объяснив детям, что буквы мы пишем и видим, звуки слышим и произносим.

   Говоря о буквах, можно перейти к следующему виду дисграфии – оптической, в основе которой лежит неразличение букв, сходных по оптическим признакам.

Оптическое сходство: с – е, о – с, м – ш, ш – щ и т.п.

Кинетическое сходство: У – Ч, п – т, х – ж, ч – ъ, н – ю, и – ш, л – я и т.п.

   Для данного вида дисграфии характерно зеркальное написание букв.

   Чтобы избежать ошибок в дальнейшем, при изучении букв следует обращать внимание на то, из каких элементов состоит буква, в какую сторону «смотрит». Для лучшего усвоения материала можно предложить детям занимательные игры с буквами («На что похожа буква», «Спутанные буквы», «Заштрихованные буквы» и т.д.).

   У детей дошкольного возраста часто встречаются нарушения звукопроизношения, выраженные в заменах (в основе звуковых замен – неразличение звуков на слух) или в отсутствии некоторых звуков, что может привести к артикуляторно-акутической дисграфии.

   Исходя из того, что принцип русской словесности построен на проговаривании записываемых слов, можно сделать следующий вывод: ребенок запишет слово так, как произнесет (при замене шипящих звуков на свистящие: «сапка» вместо «шапка»; при отсутствии звука «Р»: «ыба» вместо «рыба»). Поэтому крайне важно исправить неправильное звукопроизношение до школы (на занятиях с логопедом).

   Ребенок может правильно произносить все звуки, но не различать на слух акустически близкие (шипящие – свистящие, р – л, звонкие – глухие, твердые – мягкие), аффрикаты и их составляющие гласные по степени лабиализации (О – У, Ё – Ю, Е – И) и даже далекие по акустическим признакам звуки (Л – Н). Такие нарушения приводят к акустической дисграфии.

   Важно четко произносить неразличаемые звуки, прибегая к помощи зрительного и тактильного анализаторов. Объясняя твердость и мягкость звуков, в качестве наглядности можно использовать мягкую зеленую губку и твердый синий карандаш. Для определения звонкости и глухости звуков дети могут приложить тыльную сторону ладони к горлу или закрыть уши руками и послушать, как произносится звук (при звонкости будет вибрация на гортани, звон в ушах). Дифференцируя звуки «О» - «У», можно использовать зеркало, в котором ребенок увидит свою артикуляцию, четко произнеся звук. Также используются символы звуков: «О» обозначается овалом, «У» - маленьким кружком.

   Следующим видом дисграфии является аграмматическая дисграфия, в основе которой морфологические и синтаксические аграмматизмы.

   Если не исправлять неправильно сказанные ребенком слова, подобные нарушения укрепятся в его речи (В парке растет много деревов. В комнате стоит маленький стольчик.).

   Таким образом, чтобы в дальнейшем избежать специфических ошибок на письме, необходимо еще в дошкольном возрасте принять необходимые меры:

- четко произносить звуки и слова, чтобы ребенок мог слышать правильную речь;

- исправить неправильное звукопроизношение;

- исправлять неправильно произносимые ребенком слова;

- проводить работу по развитию фонематической стороны речи (деление предложений на слова, звуко-слоговой анализ и синтез слов, работа с буквами).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Для вас, родители! Профилактика дисграфии.Учимся рассказывать о буквах по схемам - пиктограммам.

Уважаемые родители! Если ваш ребенок путает буквы, то вам пригодится занимательная таблица, которую хочу предложить вашему вниманию. Рассказывая по ней, ребенок запоминает буквы и учится их сравнивать...

Профилактика дисграфии у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика нарушений письменной речи имеет большое значение для овладения грамотой и успеваемости в целом. Знать о предпосылках дисграфии должны не только логопеды, воспитатели, а также родители буд...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР

Предлагаю вашему вниманию методический материал для воспитателей "Профилактика дисграфии у дошкольников с ЗПР". В нем представлено описание операций процесса письма, которыми овлад...

Профилактика дисграфии у дошкольников с ОНР.

Последовательность работы по формированию фонематичеких процессов у дошкольников с ОНР, используемые игры....

Система коррекционной работы по профилактике дисграфии у детей дошкольного возраста

Речь является важнейшей психической функцией человека. Любое речевое расстройство отражается на деятельности и поведении ребёнка. Недостатки речи обнаруживаются при обучении в...

Использование игровой технологии в системе профилактики дисграфии у дошкольников

В последнее время дисграфия стала довольно распространенной проблемой начальной школы. В письменных работах учащихся часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характ...

Консультация по теме "Игры для профилактики дисграфии у дошкольников с ОНР"

Предложенные игры помогают сформироватьу детей зрительное, слуховое внимание, способствуют совершенствованию нпавыков звукового и слогового анализа....