Фонематический слух.
консультация по логопедии на тему
Что такое фонематический слух? Как его развивать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chto_takoe_fonematicheskiy_sluh_i_kak_ego_razvivat.docx | 15.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое фонематический слух и как его развивать?
Фонематический слух- это способность правильно слышать и узнавать звуки (фонемы).
У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и при собственном проговаривании слов. Развитие фонематического слуха у детей проходит индивидуально. Наиболее чувствительным периодом является возраст до 2 лет. Правильно читая простые детские стихи, чистоговорки, потешки, песенки (понятные для ребенка этого возраста), незаметно идет развитие фонематического слуха.
К 3 году жизни ребенок приобретает возможность различать на слух все звуки речи.
К 4 годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки т.е. у него должно быть сформированно фонематическое восприятие.
к 5 годам дети узнают звуки в потоке речи, могут подобрать слово на заданный звук.
К 6 годам дети способны правильно произносить все звуки родного языка и слова различной слоговой структуры. Хорошо развитый фонематический слух позволяет ребенку выделить слоги или слова с заданным звуком из группы других слов. Дифференцировать близкие по звучанию фонемы.
Фонематический слух нужен для того, чтобы можно было соотнести звук и букву, для правильного понимания слов (рак- лак теряется смысл слов) и правильному произношению. При обучении чтению и письму ошибки становятся более явными. Трудности в первыю очередь связаны с путаницей звуков, сложностью слияния звуков в слоги, а в дальнейшем и слияние слогов в слова.Отсюда идет побуквенное и послоговое чтение и ряд других проблем. В письменной речи появляются постоянные орфографические ошибки. В дальнейшем, когда ребенок пойдет в школу у него это проявится в виде дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма), в результате к логопедическим проблемам добавятся плохие оценки, проблемы психологического характера и негативное отношение к процессу обучения.
По развитию фонематического слуха можно выделить несколько этапов:
1. Узнавание неречевых звуков- это фундамент развития фонематического слуха.
Игра: Угадай, что звучало. Выслушайте с ребенком шум воды, шелест бумаги, звон музыкальных инструментов, др. бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать- что звучало.
Игра волшебная палочка. Возьмите карандаш, постучите им по разным предметам. Волшебная палочка заствит звучать вазу, стол, стену, миску. Потом усложните задание- ребенок отгадывает закрытыми глазами, какой предмет звучал.
Игра шумящие мешочки. Вместе с детьми насыпьте в коробочки крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок должен угадать, что внутри мешочка по звуку.
Игра "Жмурки". Ребенку завязывают глаза и он двигается в сторону звенящего колокольчика, свистка и т.д.
Игра "Похлопаем". Ребенок повторяет ритмический рисунок хлопков. В усложненном варианте малыши повторяют ритм с закрытыми глазами.
2. Различение звуков речи по силе, тембру и высоте.
Игра громко- тихо. Договоритесь, что дети быдут выполнять определенное действие, когда вы произносите слова громко и когда тихо. Есть похожий вариант игры далеко- близко.
Игра Три медведя. Ребенок отгадывает за кого из персонажей сказки говорит взрослый. Более сложный вариан- ребенок сам говорит за трех медведей изменяя высоту голоса.
3. Различение сходных по звучанию слов.
Игра слушай и выбирай. Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком- сом- лом- дом). Взрослый называет предмет, ребенок поднимает соответствующую картинку.
Игра "Верно- неверно. Взрослый показывает ребенку картинку и заменяет первый звук в слове (форота, корота, морота, ворота, хорота). Задача ребенка хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант.
4. Различение слогов.
Игра Прохлопаем. Воспитетель объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова. Проговаривает их, интонационно и хлопками разделяет слова на слоги. Предлогаем ребенку самому отхлопать количество слогов в слове.дом,
Игра что лишнее. Ребенок хлопает в ладоши, когда слышит нужный звук.
5 уровень. Различение звуков. Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. Поиграть в звуки. Комарит поет песенку- ззз, ветер дует- ссс, жук жужжит- жжж, тигр рычит- ррр.. Взрослый произносит звук, дети отгадывают, кто (что) его издает.
Игра похлопаем. взрослый проговаривает ряды слогов, дети хлопают, когда слышат нужную фонему.
6 уровень. Освоение навыков анализа и синтеза.
Игра Сколько звуков. Воспитатель произносит слова, дети определяют звуки и называют их количество. Не берутся слова с буквами : я,е, е, ю, я (они озночают 2 звука).
Игра Похлопаем. Взрослый проговаривает ряды слов, дети хлопают, когда слышат слово с заданным звуком. Сначало слова начинающиеся с заданного звука, далее заканчивающиеся на заданный звук, затем слова содержащие нужный звук в середине.
Игра Отгадай слово. Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком- нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук л (..ампа, мы..о, ..ук).
Сушествует еще множество игр на развитие фонематического слуха:
Игра Путаница. Воспитатель называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, дети угадыват, как их исправить.
Русская красавица, своей козою славится.
Тащит мышонок в норку, огромную хлебную горку.
Можно использовать двустишия со словами- паронимами. Зимой наденем тапки. В квартире носим шапки. На обед дали вкусный халат. У Аленошки новый салат.
Игра. Цепочка: называется слово, а ребенок определяет последний звук в слове и подбирает слово, начинающееся с этого звука.
Итак, уделяя особое внимание развитию фонематического слуха, вы облегчаете ребенку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальшейшем чтения и письма. Нсложная система игр позволит детям самостоятельно и продуктивно овладеть родным языком, избежать возможных трудностей и предотвратить речевые нарушения. Если же нарушения уже имеются, то развитие фонематического слуха будет первым шагом на пути их преодоления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фонематического слуха у детей с диагнозом: ТНР. (Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду.)
Методика по развитию фонематического слуха у детей с тяжёлым нарушением речи в детском саду....
Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.
Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.
Развитие фонематического слуха у детей 5-6 летФонематический слух – основа правильной речи МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...
Консультация родителям: Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...
Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"
Аннотация. Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...
Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед
Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...
Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"
Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...