Программа ЛОГОРИТМИКА
методическая разработка по логопедии (средняя группа) на тему

Егорова Ольга Александровна

 Программа ЛОГОРИТМИКА 4-5 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Логоритмика 14.03 КБ

Предварительный просмотр:

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕЧСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

«ЛОГОРИТМИКА»

4-5 лет

на 1 год

Составлена:

Музыкальным руководителем

Антоновой Ольгой Александровной

п. Панковка

2017г

Пояснительная записка.

  Речь – одна из важных сторон развития ребёнка. Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи. Часто это очень сложная и трудоёмкая работа для ребёнка.

Любые недостатки речи ограничивают общение ребёнка со сверстниками и взрослыми, отрицательно влияют на формирование эмоционального интеллекта.

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально – двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой моторики, песни и стихи, сопровождаемые движениями, двигательные упражнения, несложные танцы, дидактические игры, способствующие развитию чувства ритма. Работа по созданию ритмического строя речи в основном принадлежит играм, которые созданы на основе стихотворного текста. Такие игры учат детей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Сюжетно-тематическая организация занятий позволяет каждому ребёнку чувствовать себя комфортно, уверенно, т.к. в игре максимально реализуются потенциальные возможности детей.

Комплексно-игровой метод наиболее целесообразен для развития познавательных процессов и соответствует детским психофизическим данным. Такое построение занятий позволяет добиться устойчивого внимания на протяжении всего занятия и соответственно повышает результативность в усвоении знаний.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Цели и задачи кружка.

Цель: 
 профилактика и преодоление речевых нарушений путем развития воспитания и коррекции у детей двигательной сферы, в сочетании со словом и музыкой.
Задачи: 
- развитие умения понимать смысл предлагаемых заданий 
- развитие эмоциональной отзывчивости 
- формирование навыков общения и взаимодействия в детском коллектив

- развитие чувства ритма 
- развитие координации между ритмом, словом, движением 

- развитие слухового внимания 

- развитие правильного дыхания

- развитие мимики и артикуляции 
- развитие форм и функций речи 
- пополнение пассивного и активного словаря детей 
- автоматизация произношения звуков, слогов, слов 
- развитие навыков произношения слов на длительном и коротком выдохе 
( в логопедических стишках и чистоговорках, навыков пропевания – в логопедических распевках ). 

Предполагаемый результат:

- сформировано умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ;

- правильно выполнят артикуляционные упражнения, удерживают артикуляционные позы;

-сформирован правильный речевой и физиологический выдох;

-улучшается интонационная выразительность речи;

- улучшается способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении;

-улучшаются показатели слухового, зрительного и двигательного внимания, памяти;

- улучшается способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений;

-улучшения показателей диагностики развития речи.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН:

В кружок могут записаться все желающие в возрасте 4-5 года.

Учебная программа рассчитана на 1 года

Занятия проводятся с октября по апрель.

Форма и режим занятий: Расписание занятий строится в соответствии с возрастными требованиями из расчета 1 раз в неделю по 20 минут

Учебный план

Содержание работы

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

Занятия по тематическому плану

1

4

27

Учебно-тематический план

№ занятия

Тема

Цели задачи

Наименование формы работы

Кол-во часов

1-5

Осень в лесу

- Развитие умения расслаблять и напрягать определённые группы мышц, развивать мимическую и артикуляционную моторику (подвижность губ и щек); 
- развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений (в том числе и упражнениями пассивной гимнастики); 
- выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха; 
- развивать фонематическое восприятие:(узнавание неречевых звуков умение дифференцировать их между собой, 
уточнение артикуляции свистящих звуков, развитие силы и высоты голоса, формируем умение различать одинаковые звуки); 
- сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении; 
-совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию движений; 

- Мимическая зарядка «Найдем хорошее настроение» (методика Волковой Г.А.); 
- Двигательное упражнение «Машина» (Логоритмические занятия Картушиной М.Ю.); 
- Дыхательная гимнастика «Машина»,«Ветер» 
(методика Пантелеевой Е.В. ); 
- Листочки. 
(методика И.Н. Новоскольцевой); 
- Разное настроение (упражнение с гласными звуками), (методика Бабушкиной Р Л., Кисляковой О.М); 
- «Ёжик» пальчиковая гимнастика 
(Соколова Ю.А. Игры с пальчиками.); 
- «Мишкины песни» песня.(методика И.Н. Новоскольцевой); 
- «Дождик» музыкальная игра; 
-«Кусаем яблоко», «Улыбка», «Дудочка», «Собачка устала» «Часики» артикуляционная гимнастика (методика Нищевой Н.В.); 

5

6-10

В гости к зайке

- Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений; 
- выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха; 
- развивать фонематическое восприятие: 
(-узнавание неречевых звуков(бубен, маракас, колокольчик) умение дифференцировать их между собой; уточнение артикуляции свистящих звуков 
- сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении; 
-совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию движений; 

-Упражнение «Поезд» 
(методика Нищевой Н.В.); 
-«Гудок паровоза» (дыхательная гимнастика Т.В. Нестерюк.); 
- «Семья» «Ёжик» пальчиковая гимнастика (методика Картушиной М.Ю.); 
- «Зайка и друзья» речевая игра (методика Кузнецовой Е. В.); 
- «Ветерок с разным настроением» упражнение с гласными звуками), (методика Бабушкиной Р. Л., Кисляковой О.М.); 
-«Дудочка», «Хомячок», «Лакаем молочко», «Иголочка» «Грызем морковку», «Конфетка» «Покажи зубки», «Пощелкай зубками», «Зубки кусают верхнюю губу», «Зубки кусают нижнюю губу» ,артикуляционная гимнастика (методика Нищевой Н.В.); 
- упражнения пассивно-активной артикуляционной гимнастики; 
- «Догонялки с Мишкой»Игра (методика Картушиной М.Ю.); 
- «Дождик» песня 
(методика Картушиной М.Ю.); 

5

11-15

Зимушка-зима

- Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений; 
- выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха; 
- развивать фонематическое восприятие: 
-узнавание неречевых звуков умение дифференцировать их между собой; 
- различение одинаковых звукокомлексов и звуков по силе звучанию (громко — тихо); 
уточнение артикуляции шипящих звуков; 
- сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении; 
-совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию движений 

- Марш «Танец снеговиков» 
(методика И.Н. Новоскольцевой); 
-«Разное настроение» мимическое упражнение (методика Волковой Г.А.); 
-«Едем на лошадке» песенка на запоминание звукокомплексов [но, ну]; 
- «Умелые пальчики», пальчиковая гимнастика (методика Картушиной М.Ю.); 
- пальчиковая гимнастика «Снежинки»(Соколова Ю.А. Игры с пальчиками.); 
- «Остуди варенье» дыхательная гимнастика; 
- «Зимняя песенка» песенка (методика Картушиной М.Ю.); 
- «Кто как кричит» речевая игра (методика Кузнецовой Е. В.) 
-«Дудочка», «Хомячок», «Лакаем молочко»,«Вкусный мед», «Часики», «Конфетка», «Иголочка» артикуляционная гимнастика (методика Нищевой Н.В.); 
-упражнения артикуляционной гимнастики с сопротивлением; м

5

16-20

Мишка и друзья

- Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений; 
- выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха; 
- развивать фонематическое восприятие: 
-узнавание неречевых звуков, умение дифференцировать их между собой; 
- уточнение артикуляции шипящих звуков 
- различение одинаковых звукокомлексов и звуков по силе звучанию (громко — тихо); 
- сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении; 
-совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию движений; 
- развивать слуховое внимание 

Двигательная игра «Идем-бежим» 
(методика И.Н. Новоскольцевой); 
-«Угости миша медком» мимическое упражнение (методика Волковой Г.А.); 
-«Едем на лошадке» двигательная игра (развитие слухового внимания) 
- «Лесные звери», пальчиковая гимнастика (методика Картушиной М.Ю.); 
(Соколова Ю.А. Игры с пальчиками.); 
- «Остуди варенье» дыхательная гимнастика; 
- «Мишка по лесу идет» песенка (методика Картушиной М.Ю.); 
- «Кто как кричит» речевая игра (методика Кузнецовой Е. В.) 
-«Дудочка», «Хомячок», «Лакаем молочко»,«Вкусный мед», «Часики», «Конфетка», «Иголочка» артикуляционная гимнастика (методика Нищевой Н.В.); 
- упражнения артикуляционной гимнастики с сопротивлением 

5

21-27

Весна в лесу

- Развивать подвижность языка, челюстей, губ, способствовать хорошей переключаемости артикуляционных движений; 
- выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха; 
- развивать фонематическое восприятие: 
(-узнавание неречевых звуков,умение дифференцировать их между собой; 
- уточнение артикуляции шипящих звуков 

- различение одинаковых звукокомлексов и звуков по силе звучанию (громко — тихо); 
- сформировать у детей чувство музыкального ритма в движении; 
-совершенствовать общую и мелкую моторику, вырабатывает хорошую координацию движений 

-- Упражнение «Поезд» 
(методика Нищевой Н.В.); 
-«Гудок паровоза» (дыхательная гимнастика Т.В. Нестерюк.); 
- «Цветочки-листочки» «Солнышко» пальчиковая гимнастика (методика Картушиной М.Ю.); 
- «Распускаются цветы», «Птицы прилетели» речевая игра (методика Кузнецовой Е. В.); 
- «Ветерок с разным настроением» упражнение с гласными звуками), (методика Бабушкиной Р. Л., Кисляковой О.М.); 
-«Дудочка», «Хомячок», «Лакаем молочко», «Иголочка» «Грызем морковку», «Конфетка» «Покажи зубки», «Пощелкай зубками», «Зубки кусают верхнюю губу», «Зубки кусают нижнюю губу» ,артикуляционная гимнастика (методика Нищевой Н.В.); 
- упражнения пассивно-активной артикуляционной гимнастики; 
- «Птички на поляне», «» Игра (методика Картушиной М.Ю.); 
- «Дождик» песня 
(методика   Нищева Н.В.)

7

Диагностика по логоритмике

(Диагностика неречевых психических функций Н. В. Серебрякова,

 Л. С. Соломаха)

Диагностика проводится в начале учебного года логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику  изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий.

Критерии:

Слуховое внимание.

1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала:

бубен, погремушка, дудочка»). По 1 баллу за каждую угаданную

игрушку.

2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) –

впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление.

Восприятие и воспроизведение ритма.

1-й элемент: - - .. -

2-й элемент: - .. - -

3-й элемент: - - …

По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение.

Ориентирование в пространстве.

1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо.

По 1 баллу за правильное выполнение.

2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди,

сзади.

По 1 баллу за каждое правильно указанное направление.

Состояние общей моторики.

1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений

сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за

детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале:

силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений,

переключение от одного движения к другому.

Состояние мелкой моторики.

1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза,

корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру.

2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру

«Апельсин». Оценка от 1 до 3-х.

3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую

игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов.

4. Переключение от одного движения к другому.

 «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3

– 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение.

Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу.

По 1 баллу.

Максимальное количество за четыре задания – балл.

Фамилия, имя ребенка

Слуховое внимание

Восприятие и воспроизведение ритма.

Ориентирование в пространстве.

Состояние общей моторики.

Состояние мелкой моторики.

Список литературы

1. Бабушкина, Р.Л. Логоритмическая ритмика: Методика работы с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи / Р.Л Бабушкина, О.М. Кислякова. - СПб.: Каро, 2005.

2. Боромыкова О. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением». - Детство-пресс 1999. 

3. Боромыкова О. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением». - Детство-пресс 1999. 

4.  Волкова, Г.А. Логопедическая ритмика / Г.А. Волкова. - М.: Владос, 2003.

5. Картушина М.Ю. «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет». - М.: М.Ю. Картушина. Творческий Центр, 2008.

6. Лукинап Н.А., Сарычева И.Ф. Логоритмические занятия с детьми раннего возраста. Санкт- Петербург «Паритет» 2004

7. Лифиц Е.А. Развитие речи, движения мелкой моторики. М.: Айрис-пресс, 2010.

8.  Новоскольцева И.Н. «Мы играем, рисуем, и поем», - Невская нота. 2009

9.  Т. В. Нестерюк  «Звуковая и дыхательная гимнастика». – Книголюб,  2007.

10. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи». - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.

11. Соколова Ю.А. «Игры с пальчиками.» / Соколова Ю.А. - Эксимо, 2013.

12. Сдюсарь К.Н. Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет. М.: Имдательство Гном и Д. 2009.

13. Схема обследования ребенка раннего и младшего дошкольного возраста. Сост. Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2000.

14. Г. Р. Шашкина.    Логопедическая ритмика для дошкольников с нарушениями речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Гульнара Рустэмовна Шашкина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Логоритмика"

Разработка образовательнойпрграммы "Логоритмика" Для детей ФФНР подготовительной группы...

Рабочая программа "Логоритмика для малышей"

           Одной из универсальных базовых способностей человека является ритмическая способность. По слова известного педагога Э. Жака-Далькроза, «Пространство и в...

Дополнительная общеразвивающая программа «Логоритмика»

Дополнительная общеобразовательная программа«Логоритмика»(для детей 2 – 4лет)срок реализации – 2 года...

Мастер – класс для родителей по программе «ЛОГОРИТМИКА» «Путешествие в зимний лес»

Мастер-класс для родителей проводился с целью ознакомления и представлений, что такое логоритмическое занятие....

Дополнительная общеобразовательная программа "Логоритмика"

Данная работа будет интересна педагогам дополнительного образования,учителям-логопедам,музыкальным руководителям,воспитателям и родителям детей дошкольного возраста.Тут можно подобрать упражнения и иг...

Рабочая программа "Логоритмика для малышей"

Логоритмические упражнения способствуют всестороннему развитию детей младшего возраста....

Авторская программа "Логоритмик"

ПРОГРАММАпо развитию памяти и логического мышленияу детей подготовительной к школе группы«ЛОГОРИТМИК»...