Образовательная программа "Логоритмика"
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа) на тему
Разработка образовательнойпрграммы "Логоритмика" Для детей ФФНР подготовительной группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_logoritmike_.docx | 32.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Утвержден протокол № ____ заведующей МБДОУ№19 «__» ____________г. Парулава И.Л___________
«____»_____________г.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА»
Для детей седьмого года жизни с ФФНР
на 2015 – 2016 учебный год
руководители:
учителя-логопед:
Омышева Кристина Викторовна
Музыкальный руководитель
Балдина Марина Анатольевна
Добрянка 2015
Пояснительная записка
Как показывают исследования речевой деятельности детей с отклонениями в развитии (Р.Е. Левина, Г.А. Каше, Л.Ф. Спирова, Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, Г.В. Чиркина и др.), а также практический опыт работы нашего детского сада позволяет не только полностью устранить речевые нарушения, но и сформировать устно-речевую базу.
Логопедическая ритмика помогает решать оздоровительные, образовательные (познавательные), воспитательные и коррекционные задачи.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка: совершенствование его речи, овладение коммуникативными навыками, совершенствование двигательных функций и умение ориентироваться в окружающем мире.
Занятия проводятся в музыкальном зале специалистами: учителям-логопедом и музыкальным руководителем.
Цель:
Преодоление речевых нарушений путем развития, воспитания и коррекции у детей с речевыми отклонениями двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Коррекционные задачи
1.Развитие речевого дыхания, артикуляционного аппарата; Расширение и активизация словаря
2.Грамматического строя речи и связной речи,
3. Фонематическое восприятие, формирование и развитие слухового и зрительного внимания, памяти и др.
Оздоровительные задачи. Укрепление костно-мышечного аппарата. Развитие дыхания. Развитие координации движений и моторных функций. Воспитание правильной осанки, походки. Развитие ловкости, силы, выносливости.
Образовательные задачи. Формирование двигательных умений и навыков. Развитие пространственных представлений. Развитие ловкости, силы, переключаемости, координации движений, организаторских способностей.
Воспитательные задачи. Воспитание и развитие чувства ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Воспитание умения перевоплощаться, проявлять свои художественно-творческие способности. Воспитание личностных качеств, чувства коллективизма, умения соблюдать правила и т.д. Формирование и развитие организаторских способностей.
Актуальность
Все, окружающее нас живет по законам ритма. Смена времен года, день и ночь, сердечный ритм и многое другое подчинено определенному ритму. Любые ритмические движения активизируют деятельность мозга человека. Тем более это актуально для современных детей. У которых все чаще встречаются перинатальные патологии ведущие к дисфункции головного мозга, приводящие к церебростеническим состояниям гипервозбудимости. Поэтому с самого раннего детства рекомендуется заниматься развитием чувства ритма в доступной для дошкольников форме – ритмических упражнениях и играх. Учеными доказана теснейшая связь между развитием движений рук и формированием произношения, где движения играют стимулирующую роль, активно и положительно влияя на развитие и функционирование речевых зон коры головного мозга.
Принципы деятельности
- Оздоровительная направленность
- Коррекционная направленность
- Индивидуализация (социализация)
- Единство с семьей
- Разностороннее развитие личности
- Гумманизация
- Демократизация
Принципы организации занятия:
- Комплексного подхода
- Содержательности занятияразнообразием тематики и методов
- Взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей
- Индивидуальный дифференцированный подход
- Учет мотивации
- Учет возрастных особенностей и диагнозов детей
- Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми
Занятия проводятся один раз в неделю каждую среду 11.45-12.15 Продолжительность занятий:30 минут
Структура занятия:
Подготовительная часть – продолжается 3-7 минут.
В этой части широко используется упражнения такие как: повороты, наклоны, различные виды ходьбы и бега с движениями руками, изменения направления и темпа движения. Музыкально-ритмические упражнения в подготовительной части направлены на тренировку внимания, памяти, ориентировки, тормозных реакций, координаций движений, мышечного тонуса.
Основная часть – занимает от 10 до 25 минут и включает в себя следующие виды упражнений:
• На развитие дыхания, голоса и артикуляции;
• На развитие основных сторон внимания;
• Регулирующие мышечный тонус;
• Счетные упражнения;
• Формирующие чувства музыкального размера;
• Развитие чувства темпа и ритма;
• На развитие координации движения;
• На координацию речи с движения;
• На координацию пения с движением;
• Слушания музыки для снятия эмоционального и мышечного напряжения;
• Пение, танцевальные движения;
• Игра на музыкальных инструментах;
• На развитие тонких движений пальцев рук;
• На развитие речевых мимических движений;
• Игры (статические, малоподвижные, подвижные).
Заключительная часть – занимает от 2 до 7 минут. В неё входят упражнения на восстановление дыхания, снятия мышечного и эмоционального напряжения.
Формы работы
- Групповая
- Открытые занятия
Прогнозируемый результат:
Улучшение состояния общей и мелкой моторики;
Скоординированность движений рук и ног;
Улучшение ориентировки в схеме собственного тела и в пространстве;
Более точное воспроизведение ритмических рисунков;
Адаптация к условиям внешней среды.
Учебный план по ПДОУ «Логопедическая ритмика» для детей 6-7 лет с детьми 7,1,8 группы
№ | месяц | Тема занятия | часы |
1 | Сентябрь | Путешествие по осеннему лесу. Звуки: А, У, И,О. | 30 мин |
2 | Октябрь | Урожай. Овощи и фрукты. Дифференциация звуков: К-Т | 30 мин |
3 | Ноябрь | Домашние животные. Дифференциация звуков: М-Мь; Н-Нь. | 30 мин |
4 | Декабрь | Дикие животные. Звуки М;Н. | 30/30 мин |
5 | Январь | Четыре желания. Звуки Т-Д | 30/30 мин |
6 | Февраль | Оловянные солдатики. Звуки К-Г. | 30/30 мин |
7 | Март | Снегурочка. Звуки С-Ш; Ж-З | 30/30 мин |
8 | апрель | Космонавтом быть хочу. Звуки Л-Р | 30/30 мин |
9 | май | Подарки гномов. Звуки Л-Р | 30/30 мин |
Литература.
- Власова Т.М., Пфафенродт А.Н.
Фонетическая ритмика: Пособие для учителя.- М.: Гуманит. Изд. Центр «ВЛАДОС», 1996
- Волкова Г.А.
Логопедическая ритмика. – М., 2002.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б.
Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, второе издание, М., Просвещение, 1990
- Кольцова М.М.
Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. – М., 1973.
- Костылева Н.Ю.
Покажи и расскажи. Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.
- Кузнецова Е.В.
Логопедическая ритмика в играх и упражнениях для детей с тяжелыми нарушениями речи. Методика коррекционно-восстановительной работы с детьми 3-4 лет; - М.: Издательство ГНОМ и Д. 2002
- Левина Р.Е.
Особенности акустического восприятия у детей с речевыми нарушениями. – М., 1966.
- Макарова Н.Ш.
Коррекция неречевых и речевых нарушений у детей дошкольного возраста на основе логопедической ритмике. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2009
- Метельская Н. Г.
100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2008
- Мухина А.Я.
Речедвигательная ритмика. – М.: АСТ: АСТРЕЛЬ; ВЛАДИМИР: ВКТ, 2009.
- Слюсарь К.Н.
Логоритмические занятия с детьми 3-5 лет / М.: Издательство Гном и Д, 2009
- Филичева Т.Б. Чиркина Г.В.
Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. Пособие – М.: Айрис – пресс, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
комплексная непосредственно образовательная деятельность по теме "Я б в строители пошел, пусть меня научат" подготовительная к школе группа, образовательная область" Музыка", образовательная область"Познание"
Обобщение знаний детей о труде строителей,о строительных профессиях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация». Тема: "Потерянная сказка".
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание. ФЭМП (ориентировка в пространстве)» в интеграции с образовательной областью «Коммуникация» в старшей группе ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Образовательная область: Познание Возрастная группа: Подготовительная к школе группа Тема: «Солнце – большая звезда» Интеграция образовательных областей: Художественное творчество
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОбразовательная область: ПознаниеВозрастная группа: Подготовительная к школе группаТема: «Солнце – большая звезда»Интеграция образовательных ...
Интеграция образовательной области «Безопасность» с другими образовательными областями по задачам и содержанию психолого-педагогической работы, а также по средствам организации и оптимизации образовательного процесса.
Дошкольное образование призвано обеспечить создание основного фундамента развития ребенка. В современной системе дошкольного образования складываются новые модели организации воспитательно-образовател...
Конспект Непосредственно- образовательной деятельности в средней группе «Новые приключения Колобка» Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
«Новые приключения Колобка»Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для старшей группы "Знакомство с календарём".Образовательная область познание (математическое развитие) +образовательная область коммуникация (развитие речи)
Цель: Познакомить детей с календарём.Учить отвечать детей полным предложением.Развивать логическое мышление , сообразительность.Закрепить пространственные представления : слева , справа, между.М...