Проект на тему "В мире сказок"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
НА ТЕМУ: «В МИРЕ СКАЗОК»
ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА С ОНР
СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ
Участники проекта:
- дети старшей группы;
- учитель- логопед;
- родители воспитанников.
Вид проекта:
Познавательный, информационно- творческий, групповой, краткосрочный.
Проблема:
Недостаток словарного запаса по данной теме.
Актуальность:
Сказка как эпический жанр является приоритетом воспитания и обучения детей дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно развивается воображение и способность действовать в образном плане, а главное понимать текст и осуществлять элементарный анализ в умственном плане.
Формирование первичных представлений о сказке как эпическом жанре, о русских народных сказках, о многообразии стран и народов мира и их сказках, приобщение к социокультурным ценностям нашего народа является важной составляющей развития интересов детей с ОВЗ, их любознательности и познавательной мотивации, становления сознания, развития речи, воображения и творческой активности.
Этапы реализации проекта:
1. Организационный (подготовительный):
- Подбор художественной литературы (сказок, стихов, загадок, пословиц, поговорок) по теме.
- Подбор иллюстративного материала по теме.
- Разработка мероприятий по теме проекта.
- Ознакомление детей и родителей с целями, задачами проекта и его практическим осуществлением.
2. Основной:
Формы и методы работы:
- Коррекционно- развивающие занятия по темам проекта.
- Познавательные беседы по теме: «Какие бывают сказки?», «Что такое волшебные, бытовые, докучные сказки?», «Кто придумал сказки?».
- Просмотр иллюстраций по темам: «Русские народные сказки», «Сказки народов мира», «Авторские сказки».
- Чтение литературы - книг, сборников: «Волк и семеро козлят», «Черная курица», «12 месяцев», И.Гейченко «Ребусы, кроссворды», И.Гейченко «Пословицы и поговорки», «Красная шапочка», «Снежная королева», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Мальчик с пальчик», «По щучьему велению», «Царевна – лягушка», «Тараканище», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Лягушка – путешественница», «Рукавичка», «Лисичка- сестричка и серый волк», «Дюймовочка», «Сивка- бурка», «Спящая красавица».
- Игровая и театрализованная деятельность: дидактические настольно- печатные игры, пальчиковый театр, настольный театр, развивающие игры на формирование навыков словообразования, словоизменения, фонематического слуха, образования грамматических категорий.
- Обучение детей составлению кроссвордов, разгадыванию ребусов.
- Видеоэкскурсии: «Сказочные города России», «Животные в культуре разных народов и стран».
- Работа над рассказыванием сказок с детьми комбинированных групп.
- Изготовление и написание детьми приглашений для родителей.
- Участие детей в изготовлении макетов, настольных театров, игрушек совместно с родителями.
3. Заключительный. Итоги.
- Изготовление и написание детьми книжки- малышки «Дорога в сказку».
- Выступление детей совместно с родителями и презентация проекта.
Работа с родителями:
- Привлечение родителей воспитанников к:
- оказанию помощи в сборе информации по теме проекта с помощью
Интернета, просмотра телепередач канала «Детский», прочтению перечня
сказок;
- созданию поделок по выбранным сказкам;
- Консультация на тему: «Изготовление игрушек, макетов из сказок из разных материалов».
Выводы:
- Проведение проекта способствовало:
- закреплению знания русских народных сказок;
- внедрению современных методов и технологий в коррекционную работу;
- повышению темпа развития речи в целом, за счет включения детей с ОВЗ в
творческую деятельность;
- автоматизации правильного произношения у детей старшей группы;
- раскрытию творческого потенциала дошкольников;
- речевому раскрепощению детей, несмотря на имеющиеся у них речевые
возможности;
- позитивному взаимодействию детей, учителя-логопеда и родителей.
Цель: Коррекция речевых нарушений и развитие связной речи детей с ОВЗ в процессе творческой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
Систематизировать и закрепить у детей знание русских народных сказок.
Продолжать формировать умение определять сказку по загадкам и знакомым отрывкам из сказок.
Обогащать речь детей образными выразительными средствами (пословицы, поговорки, загадки).
Расширять знания детей о видах сказок.
Развивающие:
Развивать связную речь: монологическую и диалогическую, интонационную выразительность речи.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление.
Совершенствовать фонематический слух.
Закреплять навык чтения.
Использовать ИКТ.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к Родине, к ее народному творчеству.
Развивать эмоциональную отзывчивость, коммуникативные способности, умение работать в коллективе.
Воспитывать интерес к русским народным сказкам.
Создать радостное настроение от встречи с героями сказок и от общения друг с другом
Воспитывать коммуникативные и социальные качества, необходимые для полноценного развития личности.
Предварительная работа: чтение литературы об истории возникновения сказок разных видов; просмотр слайдов, телепередач о сказках; изучение сказок других стран; разучивание пословиц, поговорок, загадок о сказочных героях; изготовление игрушек из сказок из разных материалов совместно с родителями.
Оборудование: поделки детей по сказкам, слайды - ( картинки из сказок), золотой ключик, яйцо, ложка, миска, прутик, перстень, рыба, ведро, клубок, карточки с ребусами, панно; фонограммы, магнитофон; слайды; сундук, елочки, книжка- малышка, кроссворд, клубок, атрибуты для театральной постановки, пазлы.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Логопед Здравствуйте, дорогие родители. Мы с ребятами в течение месяца
проводили проект «В мире сказок» и сегодня хотим вам
продемонстрировать наши знания и достижения.
Логопед В мире много сказок – грустных и смешных
И прожить на свете нам нельзя без них.
В сказке может все случиться!
Что-то ждет нас впереди?
Слышишь, сказка в дверь стучится?
Скажем сказке: «За-хо-ди!» ( с родителями)
Заходят дети с макетами своих сказок под песню. Дети становятся полукругом
перед родителями.
2. Отгадывание загадок. Развитие связной диалогической речи.
Логопед Уважаемые родители, с вашей помощью ребята сделали такие
замечательные поделки. Предлагаем вам отгадать названия сказок
(только, кто делал данную работу, пожалуйста, не подсказывайте).
Родители называют названия и дети ставят поделки на полки.
Дети садятся.
3. Виды сказок. Развитие связной монологической речи.
Логопед Нашу жизнь просто невозможно представить себе без сказок.
А какие же бывают сказки? Об этом нам расскажут сейчас ребята.
Никита Сказки бывают народные. Народная сказка пришла к нам из глубины
веков. После тяжелого трудового дня или долгими зимними вечерами,
при зажженной в избе лучине, люди складывали и слушали сказки. Потом
пересказывали их друг другу, приукрашивая, обогащая новыми героями и
событиями. Так они и передавались из уст в уста, из поколения в
поколение.
Юлиана Но сказки складывались не только ради развлечения, в них люди хотели
выразить свое отношение к жизни. В народных сказках мы видим веру в
добро и справедливость, торжество правды над неправдой.
Логопед Народные сказки, в свою очередь, делятся на четыре вида:
Денис 1 вид- Сказки о животных. Животные испокон веков жили рядом с
человеком, поэтому не удивительно, что они часто являются главными
героями народных сказок. Причем в сказках животным присущи
человеческие качества. Бывают волшебные сказки о животных и сказки-
повторяшки, в которых есть повторения, как, например, в «Репке» и
«Курочке Рябе».
Боря 2 вид - Волшебные сказки отличаются тем, что их герои действуют в
фантастическом, нереальном мире. Волшебные сказки делятся на:
- героические сказки, в которых борются и побеждают волшебное существо
змея, людоеда, великана, ведьму, чудовище или злого волшебника;
-сказки, в которых ищут какой-то волшебный предмет;
-сказки, связанные со свадебными испытаниями;
- сказки об угнетенных в семье (например, про падчерицу и злую мачеху).
Ева 3 вид- Бытовые сказки. В бытовых сказках рассказывается об обычной
жизни людей. В них высмеиваются плохие человеческие качества и
поступки. Примером бытовой сказки является сказка «Мальчик с пальчик».
Катя 4 вид- Докучные сказки. Это сказки, в которых много раз повторяется
один и тот же кусочек текста. Часто используется фраза – не начать ли все
сначала? К таким сказкам относятся такие сказки, как сказка про белого
бычка и о попе и его собаке.
Аня Есть еще литературные сказки. У таких сказок есть автор, поэтому
их еще называют авторскими. Это произведения, которые
могут быть написаны в прозе или как стихотворение. Примерами
литературной сказки являются сказки А.С. Пушкина, Г.Х. Андерсена,
братьев Гримм и многих других замечательных авторов-сказочников.
Логопед Несмотря на различие видов и жанров, у всех сказок есть одно
объединяющее начало - добро. После всех перипетий и неправды в сказке
всегда побеждает добро и справедливость.
А теперь, ребята, поднимите руки, у кого из вас поделки по русским
народным сказкам:
У кого- авторские- Лягушка- путешественница- Всеволод Гаршин,
Снежная Королева, Дюймовочка – Г.Х.Андерсен,
Красная шапочка, Спящая красавица, Мальчик с пальчик – Ш. Перро,
Сказка о рыбаке и рыбке – А.С. Пушкин.
Тараканище - К.И.Чуковский.
4. Игра « Угадай сказку»
Логопед Отправляемся, друзья,
В чудо сказку – вы и я.
Здесь экран волшебный есть,
Сказок тут не перечесть!
Назовите сказки.
слайды - ( картинки из сказок)
Кощей Бессмертный заточил в темницу героев сказок. Наша задача
освободить их, выполняя задания. Вы знаете, что сказочным героям всегда
приходилось преодолевать трудности и препятствия, вот и на нашем пути
встретится немало препятствий, которые, я уверена, мы преодолеем.
5. Отгадывание загадок. Составление кроссвордов.
Логопед А теперь 1- ое задание:
Дети старшей группы будут отгадывать загадки, а дети
подготовительной группы будут из отгадок составлять кроссворд.
«Загадки про героев из сказки»
1) В сказке небо синее,
В сказке птицы страшные.
Яблонька, спаси меня,
Реченька, спаси меня! («Гуси – лебеди)
2) Работать умея красиво и ловко,
В деле любом проявляя сноровку,
Хлеба пекла и скатерти ткала,
Шила рубашки, узор вышивала,
Лебедью белой в танце плыла…
Кто мастерица эта была? (Василиса Премудрая).
3) Сладкий яблок аромат
Заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнём,
И светло вокруг, как днём. (Жар - птица)
4) Парень слез с любимой печки,
За водой поплелся к речке.
Щуку в проруби поймал-
И с тех пор забот не знал. Как его зовут? Емеля
5) Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слезы льет бедняжка! («Снегурочка»)
Логопед Ребята, вы отгадали загадки Кощея и он дает вам клубочек, который
покажет, какое следующее задание нужно будет выполнить. Но сначала
вспомните, в каких сказках есть волшебный клубочек.
Дети Царевна- лягушка, Мальчик с пальчик.
5. Физминутка.
Логопед Верно. Клубочек нас зовет куда-то. Становитесь за мной, повторяйте.
Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок,
Ты катись, катись, клубок,
Через поле и лесок.
Смотрите, а здесь сундук. Интересно, что там. Посмотрим?
Тут разные предметы и записка от Кощея. Слушайте.
6. Разгадывание ребусов. Деление слов на слоги.
Логопед Вот вам 2-ое задание:
Дети подготовительной группы будут разгадывать ребусы.
Дети старшей группы ответят, из каких сказок эти предметы. К нам
приползла замечательная гусеничка. Определите, сколько слогов в этих
словах и разложите на кружочках. Предметы: золотой ключик, яйцо,
ложка, миска, прутик, перстень, рыба, ведро.
7. Игра «Начни, закончи сказку». Развитие мышления.
Логопед Молодцы, вы справились с заданием. Поиграть хотите? Но игра будет
непростая. Становитесь в круг. Пока звучит музыка, вы передаете клубок
по кругу. Как только музыка прекращает звучать, тот человек, у которого
оказался клубок, должен ответить, с каких слов начинаются сказки.
Жили-были... В некотором царстве... В давние времена... В некотором
королевстве... За тридевять земель...
А теперь – какими словами заканчиваются сказки.
Стали жить-поживать, да добра наживать...
И я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало...
Мирком, пирком, да за свадебку...
И зажили припеваючи... Жили долго и счастливо...
Сказочке конец, а кто слушал, молодец.
8. Игра «Договори пословицу». Развитие диалогической речи.
Логопед Ребята, ну а теперь пришла пора поиграть с нашими родителями.
Дети подготовительной группы будут говорить начало пословиц о
сказках, а вам нужно будет договорить их.
Денис Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Юлиана Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Боря Сказки не салазки: не сядешь, да не поедешь.
Рома Сказку слушай, а к присказке прислушивайся.
Ева В сказках все есть, да в руках ничего нет.
Катя Ни в сказке сказать, ни пером описать.
Никита Сказал бы еще сказку, да дома забыл.
Аня Это присказка, а сказка будет впереди.
Логопед А теперь дети старшей группы будут называть первую часть имени
героев сказок, а вы должны назвать вторую.
Дима Лисичка (Сестричка)
Даша Зайчик – Попрыгайчик, побегайчик.
Кирилл Мышка (Норушка)
Саша Петушок – золотой гребешок.
Богдан Волчок – серый бочок.
Алиса Лягушка – поскакушка, квакушка.
Даша Лиса – Краса.
Богдан Мишка – косолапый, топтыжка.
Логопед Молодцы, родители, справились с заданием.
Логопед Хорошо. А вы знаете, в сундуке еще есть задание от Кощея.
Дети подготовительной группы сейчас постараются выполнить его.
По этим карточкам нужно прочитать слова- по первым звукам слов.
Молодцы ребята. А дети старшей группы назовут первые звуки в
словах.
Действительно молодцы, похлопаем им.
Логопед Ребята, а кого же Кощей держал в темнице?
Дети Василису Премудрую, Марью- Моревну.
Логопед Давайте-ка посмотрим, что еще нам покажет волшебный экран. Что
это за сказка?
Дети Бременские музыканты.
Логопед Кто автор?
Дети Братья Гримм.
Логопед Верно. Уважаемые родители, мы с ребятами подготовили сценку по
мотивам сказки «Бременские музыканты» - дуэт короля и принцессы.
9. Театрализованная постановка.
1. Детский сад шумит, гудит,
Под угрозой аппетит.
В старшей группе шум и гам,
Ч то случилось, дети, там?
Семка влюбился и не ест он кашу,
Семка влюбился в нянечку Наташу.
2. Бабушка, дедушка
Нянечка Наташа- чудо девушка,
Так ему сказали бабушка и дедушка.
Все в Наташу влюблены пацаны.
- Семка влюбился в нянечку Наташу.
3. Бабушка
Ах, ты бедный мой Семен, лапотулечка.
Ну смотри как исхудала фигурочка.
Я заботами тебя охвачу.
- Ничего я не хочу.
4. Семка - песня
5. Дедушка
Ах ты, Семушка, ты мой горемычный.
Скоро будут здесь девицы заграничные,
Выбирай любую- все оплачу,
- Ничего я не хочу.
6. Дефиле красавиц. - Семка влюбился в нянечку Наташу.
Логопед И в завершении нашего проекта мы хотим вам показать книжку-
малышку, которую сделали вместе с ребятами.
10. Итог занятия.
Логопед Ребята, а в сундуке еще что-то есть, смотрите это сюрпризы- пазлы со
сказками в память о нашем празднике и сладкие угощения.
-Ребята, скажите, пожалуйста, что вам больше всего понравилось в нашем путешествии?
Ответы детей.
Логопед -Молодцы. Спасибо всем. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В мире сказок.»
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром....
Проектная деятельность " В мире сказок"
Предлагаемый мною материал -это одна из форм взаимодействия нашего детского сада и родителей. ...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «В мире сказок»
Окружающий мир...
Презинтация по окружающему миру " В мире сказок"
Театрализованная деятельность в детском саду вносит разнообразие в жизнь ребенка. Она дарит ему радость. Создает условиядля развития творческой активности детей, развивает воображение, память, внимани...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «В МИРЕ СКАЗОК» С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ
Сказка является неотъемлемой частью духовных ценностей калмыков, богатейшим источником народной мудрости, дошедшим до нашего времени. В мудрой калмыцкой пословице говорится «Тууҗас уха авд...