Использование песка в индивидуальной работе с детьми 5-7 лет
консультация по логопедии на тему

Шекула Наталья Александровна

Использование игр и игро­вых упражнений с песком в индивидуальной лого­педической работе с дошкольниками весь­ма эффективно

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesok1.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Использование песка

в индивидуальной работе

с детьми 5-7 лет

 

С песком ребенок знакомится очень рано. Наблюдая за детьми, во время игры в песочнице, видно, как они погружают руки в песок, строят замки, делают пасочки,  строят дороги. При этом обязательно работают обе руки, а не одна, ведущая, как при письме в тетради или на доске. Между песком и руками ребенка возникает свой разговор. Ведь руками можно собрать песок в горку, снова выровнять его поверхность, оставить на нем свои отпечатки, следы, выдавить углубления, нарисовать целые картины, создать озера, моря, наливая в песочные ямки воду...

Использование игр и игровых упражнений с песком в индивидуальной логопедической работе с дошкольниками весьма эффективно. Погружение обеих рук в песок снимает мускульное, психоэмоциональное напряжение ребенка и развивает моторику рук, а также можно решать  задачи по преодолению речевого недоразвития.

Если дети не умеют сочетать речь с движениями рук в песке — они либо играют, либо говорят, необходимо обучить их этому. Для исправления звукопроизношения ребенка сначала учат сочетать движения языка и пальцев в песке при разучивании и отработке артикуляционных упражнений, автоматизации изолированных звуков, проговаривании слогов, слов.

Если звукопроизносительная сторона речи ребенка не страдает, нужно заставлять его рассказывать знакомые стихотворения, потешки с ритмичными движениями в песке. Часто от логопеда требуется брать руки ребенка в свои и действовать совместно. Принципом работы должна быть  установка: «Играй и говори одновременно».

На индивидуальных занятиях с детьми (время занятия до 15 мин) можно использовать ящик

 размером 50x70 см, наполняя его мелким просеянным и прокаленным песком слоем 9 см.

  При выполнении упражнений пальцы обеих рук ребенка должны быть погружены в песок, поэтому он может совершать ими любые произвольные движения. Для игр с песком ребенок должен иметь клеенчатый фартучек и индивидуальное полотенце.

Вот несколько примеров использования песка и воды в индивидуальной коррекционной работе с заикающимися детьми 5—7 лет.

Развитие диафрагмального дыхания

Перед началом работы по развитию дыхания необходимо обучить детей следующим правилам, применяя игровые моменты:

 - «Выровняй дорогу» — от детской машинки логопед проводит неглубокую канавку в песке, ребенок воздушной струей выравнивает дорогу перед машинкой;

- «Что под песком?» — картинка засыпается тонким слоем песка. Сдувая песок, ребенок открывает изображение;

—        «Ямка» — ребенок, следуя правилам дыхания, через нос набирает воздух, надувая живот и медленно, плавно, долгой струей выдувает ямку в песке;

 - «Секрет» — в песок не глубоко закапывается игрушка или небольшой предмет. Необходимо сдуванием песка обнаружить спрятанное;

«Добрый великан» — из песка насыпается невысокая горка. Перед ней игрушка (слоник, черепашка и др.). Ребенок, дуя на песочную гору, разрушает ее, помогая герою продолжить свой путь.

Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук и совершенствование мелкой моторики

  • Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки.
  • Погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно.
  • Погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки»-
    «рожки», «один пальчик — все пальчики»).

      При выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок или теплую воду. Но желательно выполнять упражнения двумя руками.

Артикуляционные упражнения

«Лошадка» — щелкать языком, одновременно пальцами ритмично, в такт щелчкам, «скакать по песку».

«Индюки» — языком быстро облизывать верхнюю губу со звуком «бл-бл-бл», пальцами в такт движениям языка двигать в толще песка.

«Качели» — языком ритмично двигать вверх-вниз, указательными пальцами обеих   рук в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики» — языком ритмично двигать вправо-влево, указательными пальцами обеих рук в такт движениям языка двигать в том же на правлении по песку.

«Накажи непослушный язычок» — губами ритмично шлепать по высунутому языку со звуком «п-п-п», ладонями обеих рук легко похлопывать по песку.

Автоматизация звуков

  • «Сильный мотор» — произносить звук [р], проводя указательным пальцем дорожку по песку. Вариант этого упражнения — рисовать на песке букву р, произнося одновременно звук [р]. Аналогично можно работать с другими звуками, сочетая написание буквы с произнесением звука.
  • «Слабый моторчик»— произносить звук [р'], проводя мизинцем дорожку по песку.
  • «Горочка» — набрать в руку песок и произносить звук [с], насыпая горку. Вариант этого упражнения — выбрать из лежащих или наполовину закопанных в песке игрушек игрушку со звуком [с] и, набрав песок и произнося этот звук, засыпать ее.
  • «Дорожка» — произносить заданные логопедом слоги, «прошагивая» их пальчиками или легко отшлепывая по песку ладошками.
  • «Совпадение» — логопед закапывает в песок игрушки со звуком [ш]: мышку, мишку, матрешку, кошку так, чтобы игрушка на песке обозначалась невысоким холмиком. Затем предлагает ребенку вспомнить игрушки, в названии которых есть звук [ш]. Ребенок называет игрушку и раскапывает песок. Если происходит совпадение выкопанной игрушки с названной ребенком, то он получает возможность поиграть с этой игрушкой.

Развитие фонематического слуха

- «Спрячь ручки» — прятать руки в песок, услышав заданный звук.

- «Слоговые дорожки» — рисовать круги на песке, проговаривая слоговые дорожки.

- «Два города» — под толстым слоем песка спрятаны предметы, игрушки или защищенные картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенок откапывает их и раскладывает на две группы.

Формирование слоговой структуры слова

  • «Полоски» — ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.
  • «Исправь ошибку» — логопед чертит на песке ошибочное количество полосок.
    Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.
  • «Раздели слово на слоги» — ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

Словарная работа

• «Родные слова» — в играх с водой и при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: вода, водичка, наводнение, водяная (мельница), приводнился (гидросамолет); в играх с песком — песок, песочек, песочница, песочные (часы), а для детей 7 лет в пассивный словарь вводится идиоматическое выражение «пропесочить» кого-то.

•        «Я делаю — я сделал» — глаголы первого лица единственного числа настоящего и
прошедшего времени: закапываю (в песок) — закапывал, лью — лил и т.п.

Совершенствование грамматического строя речи

• «Верблюжонок» — в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории: — предлоги от, к, над, между, в, из-за, из-под, у, перед;

—        приставочные глаголы пошёл, перешёл, ушёл, отошёл, построили, пристроили, надстроили;

—        наречия далеко, близко, быстро  медленно, глубоко.

«Чего не стало» — игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Это упражнение используется только при работе с песком, когда логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

• «Подбери слово» — ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (рыбка — полосатая, кораблик — легкий, блюдце — пластмассовое).

Звуковой анализ слова и предложения

На песке можно чертить схемы слов и предложений разной степени сложности.

Обучение грамоте

• «Напиши на песке» — ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а логопед их читает. Допускается и обратный вариант: логопед пишет, а ребенок читает. Детям 7 лет можно предложить написать на песке короткое слово (с одним слогом), пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Логопед угадывает задуманное и написанное ребенком слово.

Связная речь

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

  • «Дорисуй картинку и составь предложение» — логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.
  • «Начни предложение» — ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение,
    логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу.
  • «Друзья» — при рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения
    («У Тани воздушный шар, а у Миши — резиновый мяч»).
  • «Что случилось?» — при создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»).

Очень нравится детям пересказывать рассказы и сказки с демонстрацией действий и используя игрушки. Часто в процессе пересказа дети начинают фантазировать, придумывая продолжение рассказа.

Удачнее, чем по картинкам и предметам, проходят на песке занятия по составлению рассказов-сравнений, рассказов-описаний.

  • «Две игрушки» — на песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный   шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже.

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу.

Мяч. А если по мне ударят — я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками.

Шар. Меня надувают воздухом.

М я ч. И у меня внутри воздух.

Особенно любят дети сочинять небылицы, сказки. В процессе рисования на песке и одновременного рассказывания дети дополнительно используют короткие веточки, шишки, косточки плодов, пуговки, счетные палочки, которые становятся пришельцами из космоса, сказочными драконами, волшебниками.

Логопедические игры с песком на индивидуальных занятиях с детьми 5—7 лет являются достаточно эффективными. Они вызывают у детей положительные эмоции, желание вновь и вновь играть и сочетаются с другими видами ежедневной коррекционной работы. На одном индивидуальном логопедическом занятии при использовании песка можно сочетать работу как над разными сторонами речи ребенка, так и отдельно над звукопроизношением, грамматикой, связной речью и т.д.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование занимательной математики в индивидуальной работе с детьми.

Некоторые игры и упражнения математического содержания....

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.

Можно выдвинуть     гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...

презентация "Использование УМК в индивидуальной работе с детьми"

Данный материал полезен для представления родителям по ознакомлению по УМК в ДОУ...

«Использование кинетического песка в коррекционной работе с детьми».

Кинетический песок - это очень современный и уникальный материал, предназначенный для детских игр....

Презентация "Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения".

Презентация "Использование световых планшетов с песком в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения"....

Использование игр с водой и песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР

В данной работе рассматривается использование игр с водой и песком в коррекционной работе с детьми с ТМНР, их польза на развитие детей и направленность на корректировку их психофизического состояния. ...