Особенности работы воспитателя в группах детей с ОНР
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Матова Ольга Викторовна

Консультация "Особенности работы воспитателя в группах детей с ОНР"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matova_81.docx21.27 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности работы воспитателя в группах детей с ОНР

В ДОУ кроме общеразвивающих групп есть группы компенсирующей направленности, которые посещают дети с ограниченными возможностями здоровья. В основном - это дети с общим недоразвитием речи (далее ОНР).

ОНР проявляется в нарушении различных компонентов речи: звукопроизношения, фонематического слуха, лексико-грамматического строя разной степени выраженности.

В работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать инновационные методы и приёмы в обучении детей дошкольного возраста правильной речи.

Одним из таких методов является метод проектов. Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.

Выбор темы для проектов осуществляется в соответствии с комплексно-тематическим планированием воспитательно-образовательной работы, интересами и потребностями детей, а также в связи с недостаточными знаниями по какой-либо теме.

В ходе работы над проектом «Эта удивительная посуда» происходит обогащение словаря детей, расширение знаний о предметах посуды, а также знакомство детей с историей ее появления. В результате экскурсии в «Русскую избу»- дети рассмотрели старинную посуду, узнали назначение чугуна, сита, выяснили значение слов кувшин, ухват. В повседневной работе была проведена игра «Что лишнее» для закрепления полученных знаний по теме «Посуда», которая обогатила словарь детей. 

В проекте «Добрый Дедушка Мороз» стояла задача уточнения и расширения знаний детей о Новогоднем празднике, знакомство с историей появления рождественской елочки, совершенствование грамматического строя речи и развитие связной речи. Эти задачи реализовывались в разных видах детской деятельности. Детям было предложено схематично изобразить ёлочку и закрасить её штриховкой для развития мелкой моторики. Во время работы проводилась автоматизация звука «л» в речи. Дети проговаривали слова елочка, иголки, лапа, придумывали к ним определения. В ходе игры «Найди игрушку» дети закрепили дифференциацию предлогов «на», «под».

Результатом работы стало письмо для детей в далёкую Африку, в котором дети смогли составить описательный рассказ о настоящей русской зиме, о любимом детском празднике – Новом годе и, конечно же о добром Дедушке Морозе. При составлении письма дети использовали разнообразные определения и употребляли распространенные предложения, что способствовало развитию связной речи детей.

В проекте «Морские обитатели» мы решили  расширить представления детей о рыбах, продолжать развивать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, выражая их в речи. В результате бесед, познавательных занятий совершенствовались навыки речевого общения, у детей обогатился предметный, глагольный словарь, и словарь признаков. Дети самостоятельно овладели основными понятиями «морские обитатели», «моллюски», «кораллы», «млекопитающие», «батискаф», «скафандр», что так же помогло их общению в ходе проекта. Итогом реализации проекта было развлечение «Морское путешествие» и изготовление рыбок из теста для аквариума, организована выставка детских работ.

Широко используются в проектной деятельности комплексы артикуляционной и пальчиковой гимнастики. Пальчиковая гимнастика – Су-джок, самомассаж, упражнения на развитие речевого дыхания, включаются в различные формы непосредственной организованной образовательной деятельности. С целью развития координации движений, правильного речевого дыхания используются разные логоритмические упражнения. Такие  как: «Самовар», «Угостим чаем», «Елочка-красавица», «Дождик» и т.д.

В ходе реализации проектов была сделана подборка дидактических игр по темам, направленным на развитие речи и других психических процессов. Например, игра «Распредели предметы по вагонам», направленная на коррекцию слоговой структуры слова, «Сложи из геометрических фигур елочку», на развитие пространственного мышления и закрепление знания геометрических фигур», «Выложи по контуру» на развитие тонкой моторики.

Широко используются в проектах и игры на формирование фонематического восприятия «Найди елочку для игрушки», «Распредели посуду по полочкам», «Найди посуду с заданным звуком», «Составь слово», «Найди первый звук», «Звук заблудился» и т.д.

Ещё один из приемов, используемых в работе с детьми с ОНР – это использование воды. Вода известнейшее средство для снятия напряжения и усталости. Игра «Буря в стакане» на развитие силы дыхания, когда в прозрачный стакан с водой кладется соломинка для коктейлей и ребенку предлагается подуть в соломинку, вызывая всплески и пузыри. Вода используется также для работы по автоматизации поставленных звуков, или обучению ребенка грамоте. В емкость с теплой водой (лучше всего пластмассовый тазик) кладу буквы азбуки, ребенку предлагаю вытащить (названную букву или) символ звука и придумать слова с данным звуком.

Анализ результативности реализованных проектов позволяет сделать вывод, что педагогическая работа в данном направлении способствует положительной динамике в коррекции имеющихся речевых нарушений и общем развитии дошкольников. А это в свою очередь формирует личностную готовность детей к школьному обучению, их социализацию и адаптацию в обществе.

Использованная литература:

Гомзяк О.С. «Развитие связной речи у шестилетних детей», М. «Сфера»,2007

Нищева Н.В. «Программа коррекционно - развивающей работы для детей с ОНР»

 Ушакова О.С. «Развитие речи детей 5-7 лет» - М.: ТЦ Сфера, 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи

Доклад, посвященный  особенностям работы воспитателя в группах дошкольников с общим недоразвитием речи....

Особенности работы воспитателя в группе с ребенком с заключением «Общее недоразвитие речи»

Особенности работы воспитателя в группе с ребенком с заключением «Общее недоразвитие речи»...

Особенности работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Увлекательное практическое занятие для детей подготовительной группы....

Особенности работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

В данной статье освещается вопрос о том, с какими трудностями может сталкнуться воспитатель детского сада....

цикл консультаций для воспитателей по теме "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР"

методическая разработка учителя -логопеда для воспитателей с подробным изложением особенностей работы в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи...

Лекторий в рамках взаимодействия с "Российским обществом "Знание" на тему : "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи"

Лекторий в рамках взаимодействия с "Российским обществом "Знание" на тему : "Особенности работы воспитателя в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями ...