Особенности работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.
статья (подготовительная группа)

Колышницына Светлана Сергеевна

В данной статье освещается вопрос о том, с какими трудностями может сталкнуться воспитатель детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Особенности работы воспитателя в группе для детей с ТНР

Специфика работы воспитателя в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи определяется имеющимися у каждого ребенка:

  • речевыми нарушениями;
  • неполной сформированностью процессов, связанных с речевой деятельностью (внимания, памяти, словесно-логического мышления, мелкой моторики);
  • особенностями личности воспитанников.

Обогащение, уточнение и активизация словарного запаса детей в процессе всех режимных моментов

Воспитатель находится с детьми в течение всего дня в самой разной обстановке: в раздевалке, в умывальной комнате, спальне, уголке природы, игровом уголке, на участке и в других местах, где имеется  широкая наглядная база для формирования словарного запаса у детей с общим недоразвитием речи. Кроме того, в продолжение дня  (в отличие от учителя-дефектолога), воспитатель имеет возможность многократного повторения и закрепления новых слов, без чего не может происходить введение их в самостоятельную речь ребенка.

Во время умывания, дежурств, коллективного труда, одевания на прогулку воспитатель своими вопросами побуждает детей к речевому общению. Например, при одевании детей на прогулку, воспитатель  спрашивает: «Что ты делаешь?», «Что ты надеваешь?», «Что надевает Маша?», «Скажи, Маше, чтобы она надела шапку» и т.д. Не следует стремиться для таких вербальных  упражнений каждый раз собирать всю группу. Достаточно объединить для этой цели  четверых-пятерых детей. Главное, чтобы они занимались добровольно, с желанием и всегда с положительными эмоциями.

Систематический контроль за поставленными звуками и грамматической правильностью речи детей

Воспитателю необходимо  внимательно следить за речью детей и исправлять их ошибки не только на занятиях, но и на протяжении всех режимных моментов. Очень важно, чтобы ошибки исправлялись воспитателем корректно. Нельзя дразнить ребенка, высмеивать его, так как это может спровоцировать снижение речевой активности или речевой негативизм, замкнутость, отрицательное отношение ребенка к воспитателю.

Методика исправления ошибок на занятии и вне занятия отличаются друг от друга. Во время игры, бытовой деятельности не следует привлекать внимание детей к ошибкам кого-либо из них. Воспитатель, используя перерыв в игре, подзывает к себе ребенка и работает с ним над исправлением ошибки индивидуально. Если ошибка встречается в обращении к педагогу, то воспитатель предлагает ребенку правильный ответ и просит  повторить сказанное.

На занятиях ошибки ребенка фиксируются воспитателем, к исправлению неточностей  привлекаются все дети подгруппы. Сам воспитатель исправляет грамматические ошибки в том случае, если это не могут сделать дети. Ошибки в произношении также исправляются по ходу ответа, от ребенка следует добиваться   проговаривания правильного варианта.

Задачи коррекционной работы воспитателя в группе для детей с ТНР.

При ведущей роли учителя-дефектолога  в коррекционном процессе по преодолению речевых нарушений, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателем специальной группы, чрезвычайно важны и  тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Это:

  • развитие восприятия, внимания, памяти, мышления  у детей с речевыми нарушениями;
  • развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия;
  • совершенствование  артикуляционной, тонкой и общей моторики у детей;
  • автоматизация произношения звуков, поставленных учителем-дефектологом;
  • уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах;
  • закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий;
  • формирование диалогической и монологической речи  у воспитанников;
  • закрепление умений  звуко-слогового  анализа и синтеза;
  • подготовка детей к письму, формирование графических умений;
  • устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями речевого дефекта
  • закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на логопедических занятиях;
  • сочетание всех видов деятельности дошкольников  с развитием и коррекцией речи;
  • формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения 
  • обеспечение необходимой познавательной и мотивационной  базы для формирования речевых умений.

Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем  на специально организованных занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении в течение дня.

Воспитатель  решает общеобразовательные задачи и формирует необходимый  объем знаний во время наблюдений на прогулках, во время экскурсий, при ознакомлении с окружающим миром и природой. Одновременно он способствует развитию речи детей, проводит работу по обогащению, уточнению и активизации  словарного запаса у детей, развивает элементарные математические представления, обучает детей изобразительным навыкам  рисования, лепки, аппликации и конструирования. Воспитатель формирует у детей навык общения, подсказывает, как лучше обратиться к товарищу, что сказать.

Воспитатель принимает активное участие  в подготовке детей к логопедическим занятиям. При наблюдении за предметами и явлениями окружающего мира  воспитатель знакомит детей с новыми словами, уточняет их значение и смысловые оттенки.

Формирование речи, закрепление  и усвоение речевых навыков проводится воспитателем  и во время режимных моментов:  одевания после сна и на прогулку, во время умывания перед едой, в процессе наблюдений на прогулке, во время  игр,утренников, досугов и развлечений. При этом воспитатель стимулирует речевую деятельность, возникающую по инициативе самого ребенка.

Организация деятельности воспитателя на занятиях

Компенсация речевого недоразвития ребенка, его социальная адаптация и  подготовка к дальнейшему обучению в школе  обуславливают необходимость овладения  теми же видами деятельности, которые предусмотрены для  нормально развивающихся детей. Поэтому в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи воспитатель проводит следующие виды общеобразовательных занятий:

  • ознакомление с окружающим и развитие речи;
  • формирование элементарных  математических представлений;
  • рисование;
  • лепка;
  • аппликация;
  • конструирование;
  • игра (сюжетно-ролевая и дидактическая)
  • физкультурные занятия (может проводить руководитель по физической культуре)

Построение коррекционных занятий воспитателя опирается на ряд методических правил:

  1. Соответствие содержания занятий лексическим темам и этапу коррекционного обучения
  2. Четкость, краткость, доступность всех инструкций, пояснений и вопросов на занятии
  3. Оптимальная умственная и речевая нагрузка детей на занятии. Малоэффективны и неинтересны детям как слишком легкие, так и сложные задания на занятии.
  4. Наличие разнообразных видов работы, их взаимосвязь, подчинение задачам занятия. Устойчивость восприятия у детей с тяжелыми нарушениями речи ослабевает при однообразной и одноплановой работе. Чередование видов заданий способствует лучшему пониманию и усвоению материала на занятии.
  5. Обеспечение занятия  наглядным материалом, его правильный подбор. К дидактическому материалу предъявляются следующие требования: достаточный размер (форматы А-4, А-5 - санитарно-гигиенические нормы), соответствие возрасту, эстетичность, современность.
  6. Учет возрастных, речевых и психологических особенностей детей
  7. Обеспечение индивидуального подхода  на фоне коллективной работы на занятии
  8. Постоянная стимуляция и активизация деятельности детей на занятии, чередование психической и физической активности детей на занятии.

При проведении занятий следует также учитывать  и общепедагогические требования:

  • вопросы и инструкции адресовать как всей подгруппе, так и отдельным детям индивидуально;
  • невнимательных детей и детей с ослабленным зрением следует размещать ближе к  объектам наблюдения;
  • демонстративный материал располагать на уровне глаз детей;
  • замечания делать  в корректной форме.

При организации и проведении  занятий воспитателю необходимо  учитывать психолого-педагогические особенности детей с речевыми нарушениями, проявляемые ими при восприятии материала.

  1. Объем восприятия у детей с общим недоразвитием речи  ограничен. Поэтому важно на занятии  четко выделять цель и  осуществлять ее реализацию   использованием  эффективных методов обучения.
  2. Скорость восприятия  учебного материала у детей в группе не одинакова, но замечено, что неторопливая, эмоциональная и выразительная речь педагога обеспечивает более полное понимание и усвоение материала.
  3. Устойчивость восприятия дошкольников с речевым недоразвитием  низкая и ослабевает при однообразной деятельности. Положительные  результаты дает частая смена видов работы на занятии и сочетание в расписании различных занятий: например, развитие речи – рисование. Кроме того, в занятие необходимо вводить динамические паузы, гимнастику для глаз, сюрпризные моменты и т.д., что снимает психо-эмоциональную нагрузку.
  4. Уровень восприятия материала индивидуален для каждого ребенка. Опыт показывает, что оптимальным является такое занятие, материал которого доступен, подобран с учетом зоны ближайшего развития ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к речи воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи

В статье перечислены основные речевые ошибки педагогов ДОУ, работающих в логопедических группах, и способы их преодоления....

«Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 3х-летнего возраста»

Программа представляет собой целостную методологически обоснованную, систематизированную, четко структурированную модель педагогического процесса, для реализации в логопедической группе дошкольного об...

Возрастная характеристика детей 3-4 лет, а так же речевые и психолого-педагогические особенности воспитанников второй младшей группы для детей с тяжелыми нарушениями речи

В материале излагается характеристика воспитанников младшего возраста по пяти образовательным областям, а так же речевые и психолого- педагогические особенности детей 3-4 лет с тяжелыми нарушениями ре...

Методические рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Как правильно организовать процесс коррекционной работы воспитателя в группе с тяжелыми нарушениями речи можно узнать в данной статье....

Особенности работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Увлекательное практическое занятие для детей подготовительной группы....

Основные рекомендации по организации и содержанию коррекционной работы воспитателя в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи.

Создание благоприятного психологического микроклимата в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи...