КОНСУЛЬТАЦИЯ для педагогов «Игры за дружным столом»
консультация по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Шабалина Елена Николаевна

Представлена консультация для педагогов, направленная на повышение компетентности педагогов в вопросах речевого развития

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_za_druzhnym_stolom.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

 


Игра пронизывает всю жизнь

 ребёнка, это норма даже тогда,

 когда малыш делает серьезное

 дело. Вся его жизнь - это игра.

А.С. Макаренко

Цель: повышение компетентности педагогов в вопросах речевого развития дошкольников.

Задачи:

  1. Формировать представление о значимости игры для речевого развития детей;
  2. Знакомить воспитателей с особенностями проведения речевых игр с дошкольниками;
  3. Давать педагогам практические рекомендации по использованию игр и упражнений, направленных на развитие речи детей.

Оборудование: полоска, памятки-буклеты.

 Логопед. Сегодня мы поговорим с вами о речи. Грамотная речь ребёнка – важное условие его нормального развития, а в дальнейшем успеваемости в школе. Ведь, основной формой обучения детей в дошкольном возрасте служит игра. Чтобы детство было счастливым и радостным, детей необходимо вовлекать в различные игры. Играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. При проведении любой игры нужно помнить золотое правило: ребёнку должно быть интересно и комфортно.

Игры бывают разные: подвижные, сюжетно-ролевые, настольно – печатные. Но сегодня я хочу предложить вам «застольные» речевые игры, на организацию которых не нужно тратить времени и которые с пользой для ребёнка могут быть выбраны как часть досуга.

Правильное речевое дыхание очень важно для развития речи. Дыхательные упражнения развивают продолжительный равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю через рот. Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике. Необходимо соблюдать: вдох (носом), выдох (ртом), плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щёки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4 раза.

«Горох»

Что-то спряталось на дне.

Но пока не видно мне.

На горох подую я

И скажу, что там, друзья.

(На дно неглубокой тарелки (крышки) приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребёнка-раздуть горох с середины и увидеть картинку).

«Самолётики»

Самолёт построил я

Поиграть зову вас я.

Чей дальше улетит.

Тот пилот и победит.

(Готовые бумажные самолётики выставить на старт на столе, каждый пилот дует на свой самолёт. У кого лучше работает двигатель, чей самолёт улетит дальше, тот и выигрывает)

«Курочка Ряба»

Курочка Ряба яички снесла,

Ребятишек к себе позвала.

Нужно яички срочно поймать,

Не уронить, в корзинку собрать.

(Ведущий должен корзинкой поймать все киндер-яйца, сдуваемые игроками со стола).

«Мяч»

Будем вчетвером играть,

Мяч по полю мы гонять.

У кого мячик упал,

Тот выходит, проиграл.

(вокруг круглого стола встают четыре игрока, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал. Тот выходит из игры).

Большую роль в развитии звукопроизношения играет артикуляционная гимнастика. Выполнение артикуляционных упражнений - трудная работа для ребенка, сделайте ее интересной для детей младшего возраста, поможет сказка «Путешествие язычка»

Проснулся однажды Язычок, а вокруг темно рот закрыт и страшно.

рот закрыт

Стал он искать выход. Сначала в одну щечку постучал, потом в другую — дети «протыкают» языком сначала одну щеку, потом другую.

Решил тогда Язычок поискать выход в другом месте и ткнул сначала верхнюю, а затем и нижнюю губу.

«протыкают» сначала верхнюю, затем нижнюю губу.

В это время Ротик зевнул и открылся.

зевают

Язычок увидел выход и направился к нему, но Зубки не пропустили его, а стали тихонько покусывать.

покусывают кончик языка.
Зубки покусали Язычок сначала с одной стороны, а потом и с другой

покусывают язык слева и справа

Язычок снова попытался протиснуться между Зубками, но они продолжали его покусывать.

покусывая всю поверхность языка, высовывать его вперед и убирать назад

А Зубки не унимались и продолжали жевать. Они пожевали нижнюю Губу, а затем и верхнюю.

Покусывают верхнюю губу по всей длине, затем нижнюю.
Потом Зубки попытались откусить кусочек щеки

Закусывают изнутри щеки боковыми зубами. 
Язычок смотрел на Зубки и думал: «Почему они такие сердитые? Может, оттого, что сегодня еще никто не сделал им ничего приятного?» 
 Язычок принялся мыть сначала верхние, а потом и нижние Зубки.

Чистят языком верхние и нижние зубы

Зубки посмотрели в зеркальце и промолвили: «Ах, какая чистота! Ах, какая красота! Спасибо тебе, Язычок! Мы больше не будем тебя кусать».

С детьми постарше

Приоткрыл Язык окно, 
А на улице тепло. 

(Упражнение "Окно")

Язычок наш потянулся, 
Широко нам улыбнулся,

(Упражнение "Иголочка - Лопаточка") 
А потом пошел гулять, 
На крылечке загорать.
(Упражнение "Улыбка")

Затем увидел маляра:

Красить потолок пора

(Упражнение "Маляр")

Вот и банка с краской рядом,

Обновить заборчик надо

(Упражнение "Заборчик")

Язычок наш погулял,

Много нового узнал.

Он немного притаился-

К себе в домик воротился.

Сегодня я покажу вам несколько игр и игровых упражнений, которые мы используем в работе для развития звуковой культуры речи.

Игры на развитие фонематического слуха

Детям младшего возраста нужно слушать и распознавать разные звуки (шум транспорта, улицы, голоса).

Игра «Колхозный двор», «В лесу»

 Взрослый подражает голосам домашних и диких животных и птиц (ку-ку» - кукушка, «уф-уф» - сова, «у-у»- волк, «иго-го» -лошадь, «мяу-мяу»- кошка, «му-му»- корова), а ребёнок угадывает.

С детьми постарше можно играть в игру «Услышь слово».

Взрослый отчетливо произносит ряд слов, а ребёнок слушает и называет слово, которое отличается от остальных по своему звуковому составу:

 Винт- винт - бинт – винт,

 билет-балет - балет- балет;

 дудка- будка-дудка-дудка.

Игра «Придумай слово»

Детям младшего возраста в качестве подсказки можно использовать картинки.

У зайца длинные…(уши). В огороде выросли…(овощи). Наступила золотая…(осень).

С детьми постарше можно играть в игру «Закончи предложение»

Взрослый просит ребёнка закончить, одним словом предложения; назвать первый звук в каждом из этих слов.

На крышу поставили телевизионную… (антенну). Солдат стреляет из …(автомата). Маше купили новую …(игрушку).

Игры на определение количество слогов в слове или на умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Для младшего возраста игра «Раздели слова на слоги»

Взрослый предлагает ребенку произнести слово по слогам, хлопая в ладоши на каждый слог.

Помидор, огурец, тыква, лук…

Для старшего возраста игра «Придумай слово»

Детям предлагается придумать слово с заданным количеством слогов, слово с заданным звуком в начале, середине, конце слова.

Игры на развитие лексико-грамматических конструкций

Игра «Подбери признак» или «Какой предмет?»

Взрослый показывает предмет и называет его, а ребенок перечисляет его признаки. Например: «Яблоко красное, круглое, сладкое».

Мяч (какой?) — резиновый, круглый, красивый, прыгучий, большой, твердый, гладкий.

Кукла (какая?) — нарядная, красивая, большая, пластмассовая.

«Кто знает, пусть продолжает»

Взрослый называет слово с обобщенным значением (например, «мебель»), а ребенок произносит слова с конкретным значением (например, «диван, кресло, стол, стул»).

Игра «Назови одним словом»  

Детям младшего возраста предлагаются картинки с изображением машина, кукла, мяч — это что? и т.д.

Игра «Назови ласково»

Взрослый называет слово «дерево», а ребенок должен сказать «деревце» (улица— улочка, дом— домик и т.п.).

Детям младшего возраста предлагаются картинки с изображением больших и маленьких птиц, предметов. «Петух большой — цыпленок маленький, утка большая — утенок маленький Мяч большой — мячик маленький. Кукла большая — куколка маленькая» и т.д.

Игра «Считай и называй»

Дети считают предметы: «Один мяч, два мяча, три мяча, четыре мяча, пять мячей…».

Детям младшего возраста Игра «Посчитай-ка» от трёх до пяти.

Уважаемые коллеги, наша встреча сегодня подошла к концу. Я благодарю вас за внимание и усердие, надеюсь, что консультация была информативна, полезна и интересна.

На ваших столах лежат цветочные полоски. Логопед предлагает участникам оценить информацию, полученную на мастер-классе:

—красная полоска— « считаю полученную информацию полезной»;

—синяя полоска— « считаю информацию недостаточно полезной»;

—зеленая полоска— « мне на мастер-классе было не интересно».

Вы можете написать название игр, которые вам больше всего понравились, и отзыв. Удачи вам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Игра - средство развития творческой личности дошкольника. Игры на развития воображения ребенка.

Развивая воображение ребенка педагоги часто делают упор на образовательную область "Художественное развитие". Данный материал содержит несколько игр, которые развивая воображение, способствуют также р...

Логопедическая гостиная "Игры за дружным столом". Тема: Транспорт.

В своей работе каждый логопед ищет наиболее эффективные и интересные формы взаимодействия с родителями воспитанников. Родителей необходимо знакомить с приёмами логопедической работы, учить их быть наш...

Консультация для педагогов " Играем в сюжетные игры летом на участке"

Для выступления на педсовете я подготовила конкультацию для педагогов , в которой рассказала как организовать сюжетные игры на участках в летний период....

Консультация для педагогов. Рисование на песочном столе с подсветкой для детей раннего возраста с ОВЗ.

Консультация для педагогов. Рисование на песочном столе с подсветкой для детей раннего возраста с ОВЗ....

Консультация для педагогов "Культура поведения за столом"

Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового...

Семейная гостиная «Игры за дружным столом».

Досуг совместный родителей и детей, к Международному дню семьи....