Форма работы с детьми, имеющих диагноз: «Задержка речевого развития (ЗРР)"
консультация по логопедии (младшая группа) на тему
При задержке речевого развития детей особое место в активизации речи занимают сюжетные игры. Предлагаю вашему вниманию варианты таких игр: Сюжетно-ролевая игра: «Созвать гостей».
Спрашиваю ребенка: «Кого позовем? Собачку позовем?» Протягиваю телефонную трубку. Звони собачке: «Алло, собачка, приходи в гости». Козу позовем? Звони: «Коза иди в гости». Уточку позовем?… Ой, а вот бежит собачка, как она лает? «Ав-ав». Вот коза пришла, как она кричит? «Ме-ме». Вот уточка идет, переваливаясь с боку на бок, как она крякает? «Кря-кря-кря». Ой, а ослика пригласить забыли. Видишь, он обиделся. Позови ослика: «Ослик, иди к нам». Поставь диванчик. Поставил? Куда посадим козу? Посади на диван. Пригласи ее: «Садись, коза». А рядом кто сядет?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_raboty_s_detmi.docx | 359.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Форма работы с детьми, имеющих
диагноз:
«Задержка речевого развития (ЗРР)»
При задержке речевого развития детей особое место в активизации речи занимают сюжетные игры. Предлагаю вашему вниманию варианты таких игр:
Сюжетно-ролевая игра: «Созвать гостей».
Спрашиваю ребенка: «Кого позовем? Собачку позовем?» Протягиваю телефонную трубку. Звони собачке: «Алло, собачка, приходи в гости». Козу позовем? Звони: «Коза иди в гости». Уточку позовем?… Ой, а вот бежит собачка, как она лает? «Ав-ав». Вот коза пришла, как она кричит? «Ме-ме». Вот уточка идет, переваливаясь с боку на бок, как она крякает? «Кря-кря-кря». Ой, а ослика пригласить забыли. Видишь, он обиделся. Позови ослика: «Ослик, иди к нам». Поставь диванчик. Поставил? Куда посадим козу? Посади на диван. Пригласи ее: «Садись, коза». А рядом кто сядет? Ослик. Позови ослика. Как ослик кричит? «Иа-иа». «Иди сюда! Сядь!». Позови собачку: «Собачка садись! Иди сядь!» Ой, а уточке не хватило места! Давай ей из кирпичиков сделаем стульчик. Вот какой удобный стульчик получился. «Утка садись! Иди сюда! Сядь на стул!» Поставь стол. А чем будем угощать гостей? Давай испечем блинчики. Вот у нас пластилин. Из него будем блинчики делать. Отщипни кусочек, сделай блинчик и на сковородку. Поставили сковородку на импровизированную плиту. Теперь блинчики положи на тарелку. Осторожно, горячие, подуй на них! Теперь угощай! «На, собачка, кушай! На, уточка, кушай! Осторожно! Не обожгись! На, ослик, на коза, кушай! Ой, как вкусно!» Они говорят спасибо. А теперь они захотели пить. «Пить, пить!» просит собачка. Давай нальем чай. «На, пей собачка! На, пей уточка, на, пей коза!» Предложи ослику. «На, пей ослик!» Все гости поели, попили чай и спать захотели. Давай их уложим спать. Козу положим на диван. А собачку куда? Давай сделаем кроватки собачке, уточке, ослику. Из кирпичиков делаем кроватки, укладываем остальных спать. Давай споем им песенку: «А-а-а. Баю-бай». Тихо не шумите! Наши гости спят. А потом гости просыпаются. Вызываем такси. Из кирпичиков строим машины и провожаем гостей. Коза в красной машине уезжает, ослик в зеленой и т.д. (в зависимости от цвета игрушек).
На следующем занятии играем в СРИ «Паровозик».
Строим из кирпичиков паровозик, из кубиков — дома. Назначаем машиниста, например, медведя. Поезд едет, по дороге забирает пассажиров-животных и развозит их, делая остановки возле домов зверей. Добиться от детей речевой реакции можно и другими методическими приемами. Это может быть эмоциональный настрой (эффект неожиданности), создаваемый до появления предмета с помощью вопросов «Угадай, что у меня за спиной? Что у меня в пакете? Кто там?», внезапным появлением предмета, его исчезновением. Если ребенок не называет предмет, я это делаю сама, произнося несколько раз правильные и упрощенные слова («кукла» – «ляля»). Пряча предмет, говорю: « Ай – нет!», а затем снова достаю со словами: «Ай – вот зайчик». Прячу игрушки, вынимаю из «чудесного мешочка» другие и показываю их ребенку. После чего игрушки «возвращаются» в «чудесный мешочек», и малышу предлагается на ощупь определить ту или иную игрушку. В случае, если ребенок угадывает, это вызывает у него на эмоциональном подъеме стимуляцию речевой активности. Для стимуляции речевой активности также хорошо показывать детям «кукольный театр» с игрушками би-ба-бо, где перед ребёнком разыгрываются сюжеты с несколькими действующими лицами. Такого рода спектакли, как правило, вызывают у малышей речевые реакции, связанные с эмоциональной вовлеченностью в игровой процесс. Например, в своей практике я разыгрываю перед детьми сценку «Бабушка и утка». Рассказываю: «Жила-была бабушка». Появляется кукла би-ба-бо в виде бабушки. «Была у нее уточка, которую бабушка очень любила…» Рассматриваем с ребёнком уточку, трогаем лапки, клювик, крылышки. «Вот, как-то раз позвала бабушка уточку. Как она ее позвала? Утя-утя-утя. Позови ее. Иди кушать. Давай насыпем ей зерна в тарелочку. «Поела уточка и стала просить пить. Пошла бабушка за водой, а в это время к уточке стала подкрадываться лиса, которая хотела схватить уточку и унести к себе, чтобы съесть». Вызывая эмоциональную реакцию малышей, побуждаю их к активным действиям. Грозим пальцем лисе. Не позволяем хватать утку. Некоторые дети кричат: «Нельзя!». Зовем Бабушку на помощь. Некоторые дети кричат: «Баба иди!». Но бабушка не слышит и лиса уносит с собой утку. Приходит бабушка с водой, зовет утку, но ее нигде нет. Она спрашивает: «Где же уточка? Кто унес?» Некоторые дети говорят: «Лиса». Бабушка плачет: «Кто же поможет мне спасти уточку? Кто покажет дорогу?» Дети обычно вызываются помочь. Боремся с лисой. Отнимаем утку. Скажи: «Уйди! Отдай!» И дети на эмоциях, переживая, кричат: «Уйди! Отдай!» и отнимают утку. Бабушка благодарит, целует. И мы вместе с детьми строим забор из кирпичиков, чтобы лиса не смогла в следующий раз унести уточку.
Инсценируем также и другие сюжеты: колобок, лиса и заяц: Например:
Как Лиса Зайца выгнала из домика или сюжет сказки Теремок. Все эти игры воздействуют на эмоциональную сферу малышей, вызывают переживания, стимулируют речевую активность, эмоциональное отношение к содержанию спектакля и его героям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушение речи
Дети с нарушениями речи требуют к себе особого внимания. Им требуется помощь логопеда, который работает над звуковой стороной, общим развитием речи, и педагога-психолога, который помогает справиться с...
Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющими нарушения речи (куклотерапия, пескотерапия, арт-терапия, сказкотерапия).
в статье описаны формы работы с детьми с ОНР...
Использование нетрадиционных форм работы с детьми, имеющими отклонение в развитии.
"У каждого ребенка свободное место , и если мы не заполним его чем-то увлекательным интересным и полезным для него , он сам заполнит его чем-то увлекательным , интересным и , возможно , вредным"...
Содержание и формы работы с детьми имеющие тяжелые нарушения речи
Представление практик коррекционно-развивающей работы с инвалидами и лицами с ОВЗ...
Формы работы с детьми, имеющими затруднения в развитии математических представлений.
Консультация для педагогов....
Из опыта работы тьютора «Нетрадиционные формы работы с детьми, имеющих нарушения речи»
Материал из опыта работы тьютора на педсовте ДОО...
Использование нетрадиционной формы работы с детьми, имеющими речевые нарушения.
Для эффективности процесса автоматизации звуков у детей с нарушениями речи, необходимо многократное повторение скучного речевого материала. Камешки МАРБЛС помогут разнообразить педагогически...