Конспекты занятий Ноябрь 3 неделя
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа) на тему
Тема : "Дикие животные нашихлесов" занятия разработаны по Нищевой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ines.docx | 31.16 КБ |
Предварительный просмотр:
НОЯБРЬ 3неделя
Занятие 1
Тема «Дикие животные наших лесов»
Коррекционно-образовательные цели: Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Дикие животные наших лесов» (лее, зверь, животное, медведь, вояк, лиса, заяц, белка, лось, кабан, еж, барсук, бобер, детеныш, зимовка, шерсть, мех, берлога, логово, нора, дупло; зимовать, питаться, менять, линять, накапливать; дикий, хищный, пушной, осторожный, хитрый, опасный). Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок-, -енок-, притяжательных прилагательных). Совершенствование синтаксической стороны речи (сложноподчиненные предложения), Совершенствование навыков звукового и слогового анализа слов. Автоматизация правильного произношения и дифференциация сонорных звуков в игровой деятельности.
Корекционно-развивающие цели: Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикуляционной и общей моторики.
Воспитательные цели: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, навыков сотрудничества, бережного отношения к природе.
Оборудование. Коврограф, мольберт, сюжетная картинка с изображением медведя, строящего берлогу; плоскостные изображения дуба и диких животных наших лесов, контейнеры с фишками для звукового и слогового анализа слов, плоскостные изображения желудей с написанными на них слогами.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Послушайте стихотворение Е. Головина
Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу,
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Заяц в мех оделся белый,
Стало зайчику тепло.
Носит белка месяц целый
Про запас грибы в дупло.
Рыщут волки ночью темной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетерке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне - снегири!
О чём это стихотворение? ( О том как животные готовятся к зиме ) И как же животные готовятся к зиме?( Утки улетают в жаркие края, медведи устраивают себе берлогу, заяц меняет серую шубку на белую. Белка готовит запасы на зиму собирая их в дупло.)
Сегодня мы продолжим разговор о диких животных наших лесов, о том, что происходит в их жизни с наступлением осени.
2.Чтение А. Клыкова «Медведь».
Давайте прочитаем рассказ о медведе.
Медведь.
К осени у медведя заканчивается период линьки, его мех становится густым, длинным, пышным. Зимой мех защищает медведя от лютых морозов.
За осень медведь нагуливает много жира.
С наступлением холодов он выбирает место для устройства берлоги, нагребает туда мху, опавшей листвы, забрасывает сверху ветками.
Когда падают первые снежинки, медведь уже в берлоге.
3. Беседа по тексту
- Вы послушали рассказ о жизни медведя осенью. Вы запомнили, когда у него заканчивается период линьки?
- Как вы понимаете слово линька?
- Почему мех медведя должен стать более теплым?
- А как вы понимаете выражение медведь нагуливает много жира?
- Что делает медведь с наступлением холодов?
- Когда же медведь впадает в зимнюю спячку?
- Вы очень хорошо слушали и поэтому смогли ответить на все вопросы.
4. Повторное чтение рассказа
5. Коллективное составление плана пересказа.
Попробуйте составить план рассказа. С чего вы его начнете?
(Мы расскажем о том, когда у медведя заканчивается период линьки.)
Логопед. О чем вы расскажете потом?
(Потом мы расскажем о том, что медведь накапливает много жира)
Что вы опишете дальше?
(Дальше стоит рассказать о том, как медведь устраивает себе берлогу.)
Чем вы закончите рассказ?
(Мы расскажем, что медведь уже залег в берлогу, когда выпадает первый снег.)
Ну что же, это очень хороший план. А сейчас подумайте одну минутку и начинайте пересказ.
- Пересказ рассказа детьми. [Развитие связной речи.]
Дети по очереди пересказывают текст. Логопед предлагает им определить лучшего рассказчика и объяснить свой выбор.
- Подвижная игра «На водопой».
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение. Он ориентирует детей на правильное произношение сонорных звуков.
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой —косые зайчата, Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят. | Дети идут по кругу друг за другом Идут, громко топая. Идут крадучись. Передвигаются в глубоком приседе. Идут вперевалку Скачут на носочках, согнув руки перед грудью. Скачут, сделав ушки из ладоней. |
8.Игра «В лесной глуши»
В лесной глуши спрятались дикие животные. Посмотрите внимательно кто прячется за дубом. Расскажите, что вы видите. Составьте предложения со словом «значит». ( Я вижу лосиные рога, значит за деревом прячется лось.
Я вижу беличий хвост, значит за деревом прячется белка. Я вижу лисью голову, значит за дубом прячется лиса…)
Молодцы вы угадали, кто прячется в лесной глуши.
- Упражнение «Составь схему»
На доске картинка «лиса». Определите сколько слогов в слове- лиса. А теперь выложите слоговую схему. А это картинка – «лось». Определите сколько слогов в слове лось. . А теперь выложите слоговую схему слова лось.
- Окончание занятия.
Оценка детей. Вспомните, что нового вы узнали, в какие игры играли.
НОЯБРЬ 3неделя
Занятие 1
НОЯБРЬ 3 неделя Занятие 3. Тема «Дикие животные наших лесов»
Коррекционно-образовательные цели: Актуализация и активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов». Совершенствование грамматического строя речи (образование существительных с суффиксами -онок-. -енок-. -их-, -иц-; образование и употребление существительных в форме множественного числа в родительном падеже). Совершенствование навыка звукового анализа слов. Автоматизация в рассказе и в игре правильного произношения и дифференциация сонорных звуков
Коррекционно-развивающие цели: Развитие связной речи, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной, тонкой и общей моторики, творческого воображения.
Воспитательные цели: Воспитание активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: Мольберт, альбом «Мир природы. Животные», плоскостные изображения поезда и диких животных, резиновый мяч среднего размера, контейнер с фишками для звукового анализа, контейнер с карандашами, тетрадь № 1 по числу детей
.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие с ними, предлагает им занять места возле стульчиков, стоящих перед мольбертом.
Сегодня мы с вами продолжим разговор о диких животных наших лесов и составим рассказ по картине «Медведица с медвежатами». Но сначала послушайте стихотворение
Шла медведица к реке
С медвежонком бурым.
Повалялась на песке !
Отряхнула шкуру
Сына дальше повела,
Поискала броду,
Поискала и нашла,
И полезла в воду
Смотрит маленький медведь
Хмурится упрямо,
А потом давай реветь:
— Как же я-то, мама?
А медведица идет,
Прибавляет ходу,
Сына ласково зовет
За собою в воду.
Мишка в воду не полез,
Мать окликнул снова
И на весь зеленый лес
Закатился ревом!
Оглянулась мать, ворча,
И вернулась к мишке,
Мокрой лапой сгоряча
Шлепнула трусишку
Мишка в воду угодил,
Забарахтался, поплыл! '
Ну а если плавать начал,
2. Рассматривание картины «Медведица с медвежатами». Беседа по картине.
Логопед предлагает детям сесть на стульчики, помещает на мольберт картину.
Кого вы видите на картине? . На картине изображены медведица и медвежата. Куда привела медведица своих медвежат?
( Медведица привела медвежат на лесную речку).
Расскажите о лесной речке и о лесе. Опишите лес. Подумайте, какие слова подойдут для описания леса. Какими словами можно описать лесную речку? Она спокойная или шумная, бурлива. Обратите внимание на небо. Какой день изображен на картине: солнечный или пасмурный? ?
(На картине изображен глухой, смешанный лес. Через лес, среди холмов, по камушкам бежит шумная, бурливая речка. По берегам речки растут ели и берёзы. Стоит ранняя осень, тёплый осенний день. Небо покрыто светлыми облаками. )
Теперь расскажите о медведице ( Справа нарисована медведица. Она большая, коричневая, лохматая. У неё крупная голова с круглыми ушами. На лапах у медведицы длинные когти. Она стоит в воде на задних лапах и строго смотрит на своих медвежат.)
Теперь расскажите о медвежатах. (Медвежата маленькие, коричневые, забавные. Они похожи на маму медведицу. Один медвежонок стоит на камушке и трогает воду передней лапой. А другой стоит на большом камне на задних лапах. Видно он боится лезть в воду)
Какими кажутся медвежата? (Они кажутся испуганными)
Наверно их пугает шумная речка и холодная вода в ней. Может они пришли купаться в первый раз.
3.Подвижная игра «На водопой»
Логопед приглашает детей пройти на ковер и предлагает выполнить знакомое упражнение. Он ориентирует детей на правильное произношение сонорных звуков.
Жарким днем лесной тропой Звери шли на водопой. За мамой-лосихой топал лосенок, За мамой-лисицей крался лисенок, За мамой-ежихой катился ежонок, За мамой-медведицей шел медвежонок, За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой —косые зайчата, Волчица вела за собою волчат. Все мамы и дети напиться хотят. | Дети идут по кругу друг за другом Идут, громко топая. Идут крадучись. Передвигаются в глубоком приседе. Идут вперевалку Скачут на носочках, согнув руки перед грудью. Скачут, сделав ушки из ладоней. |
4.Подготовка детей к рассказу по картине.
Давайте составим план рассказа по картине. С чего вы его начнёте?
( Мы расскажем про лес, лесную речку, про погоду и про небо)
О ком вы будете рассказывать дальше?( Дальше мы расскажем о медведице потом о медвежатах).
Чем можно закончить рассказ?( Можно рассказать о том, что нам понравилась картина).
5.Пауза для подготовки детей к рассказыванию
Логопед дает детям 1—2 минуты для подготовки детей к рассказыванию.
6.Рассказ по картине
Дети составляют рассказ по картине по частям. Затем рассказ повторяет целиком один из детей.
На лесной речушке
На картине изображена медведица с медвежатами. Медведица привела медвежат на лесную речку. Речка бежит через густой лес. среди холмов. По берегам растут ели и сосны. Стоит теплый осенний день. Небо покрыто светлыми облаками.
Медведица изображена на картине справа. Она большая, коричневая, лохматая. У нее крупная голова с круглыми ушами. На лапах у медведицы длинные когти. Она стоит в воде на задних лапах и строго смотрит на медвежат.
Медвежата маленькие, коричневые, забавные. Они похожи на маму-медведицу. Один медвежонок стоит на камушке и трогает воду передней лапой. А другой медвежонок стоит на задних лапах на большом камне. Видно, что он боится лезть в воду. Медвежата кажутся испуганными, их пугают шумная речка и холодная вода в ней. Может быть, они пришли купаться в первый раз.
Мне особенно понравились на картине смешные медвежата
7.Игра с мячом «Есть — нет»
Я называю части тела какого-либо дикого животного, являющиеся его отличительной особенностью, и бросаю мяч одному из вас. Вы ловите мяч, говорите, что таких частей тела нет у другого выбранного вами животного, и называете части тела этого животного, а потом бросаете мяч мне.
(У зайца неть острых когтей, зато есть длинные уши. У рыси нет длинных ушей, зато есть кисточки на ушах. У кабана нет кисточек на ушах, зато есть острые клыки. У лося нет острых клыков, зато есть ветвистые рога)
8.Игра «Зоопоезд»
Животных везут в зоопарк. В первом вагоне поедут животные со звуком Р, во втором со звуком РЬ, в Третьем со звуком Л, в четвёртом со звуком ЛЬ. (В первом вагоне поедет рысь, во втором вагоне хорёк, в третьем белка, в четвёртом лиса..
- Упражнение «Составь схему».
А теперь вы выберете по одному животному и составите звуковую схему слова – его названия.
10.Работа в тетради №1.
Откройте тетради на странице 10 Кого вы видите? (Это лось)
Заштрихуйте изображение лося, как показано стрелками, а потом правильно раскрасьте его.
Дети выполняют задание
11.Окончание занятия. Оценка работы детей.
Дети высказывают впечапиения от занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект проведения «Недели игры и игрушки» в средней группе детского сада.
Обычно в октябре-ноябре месяце во всех дошкольных учреждениях проводятся недели игры и игрушки. Хочу поделиться своим опытом проведения одной из таких недель....
Конспект дня «Недели игры и игрушки» - день толерантности.
Утренняя беседа: « Все мы разные»Цель занятия: показать различия и сходство людей разных рас, вызвать уважение к людям разной расовой принадлежности: вызвать интерес, любознательность к культуре...
План-конспект проведения "Недели игры и игрушки" в старшей группе
В разработке подробно описан каждый тематический день....
Методическая разработка конспекта открытие недели здоровья. Праздник «День чистюли».
Методическая разработка конспекта открытие недели здоровья. Праздник «День чистюли». ...
Конспект проведения "Неделя зимних игр и забав".
После новогодних праздников детям тяжело сразу включиться в учебный процесс. Дефицит двигательной активности оказывает отрицательное влияние на развитие организма, способствует возникновению значитель...
Конспекты занятий "Неделя здоровья"
Занятия направлены на ознакомление детей с человеческим телом, его физиологическими особенностями, на формирование здорового образа жизни....
Методическая разработка конспекта открытие недели здоровья. Праздник «День чистюли»
Методическая разработка конспекта открытие недели здоровья. Праздник «День чистюли»...