Конспект "В мире театра"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы "В мире театра"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspeket_-_v_mire_teatra.docx | 25.8 КБ |
dokument_microsoft_office_word.docx | 2.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого занятия в старшей логопедической группе «В мире театра»
Цель: познакомить детей с понятием «театр».
Задачи:
- Знакомство детей с историей возникновения театра.
- Развитие интереса к театральной профессии актер.
- Развитие артикуляционного аппарата, а также умения использовать жесты, мимику, действия для создания целостного образа.
- Побуждение к импровизации с использованием доступных средств выразительности.
- Развивать умение чувствовать настроение и характер музыки.
- Развивать у детей желание играть с театральными куклами различных систем.
- Совершенствовать память, внимание, мышление, воображение, восприятие детей.
- Познакомить детей с театральными профессиями: костюмер, сценарист, режиссер, гример ;воспитывать уважение к ним.
- Развивать способность передавать с помощью мимики, жестов, интонации эмоциональное состояние героя.
- Воспитывать культуру поведения в театре.
- Активизировать словарь: костюмер, сценарист, режиссер, гример, оркестр, кастаньеты, маракасы, сцена.
Интеграция областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация».
Предварительная работа:
1. Просмотр сказки «Скоморошники»(выездной театр)
2. Занятия театрального кружка.
3. Игры с театральными куклами.
4. Знакомство с театрами: Большой в Москве, кукольный театр в Радуга в Томилино.
Материал: проектор, компьютер. экран, микрофон (игрушечный, персонажи настольного театра (волк, заяц, медведь, колобок, лиса, сказочные персонажи театра, маски-шапочки персонажей, правила поведения в театре, музыка и картинки сказочных героев (баба-яга, богатыри, царевна-лебедь, буратино, корзинка с картинками, , театральные костюмы на вешалках, элементы костюмов, настольная лампа, бейджики, вывеска «Театр», краски, ткань, музыкальные инструменты, магнитофон, билеты.
Ход занятия:
Логопед:- Давайте порадуемся солнцу и птицам!
Давайте порадуемся улыбчивым лицам!
«Доброе утро» скажем друзьям мы!
«Доброе утро» останется с нами!
Логопед: - Я хочу сегодня вам пожелать, чтобы у всех было доброе утро, добрый день и замечательным вечер, потому что я приглашаю вас совершить увлекательное путешествие в необычную, сказочную страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери.
Но прежде, чем начать наше занятие - игру, я хочу загадать вам загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно. (театр)
Да, речь сегодня пойдет о театре. Знаете ли вы, что такое театр? Я хочу немного рассказать об истории театра, а вы мне будете помогать.
Слово «театр» греческое. Что оно означает? Означает оно и место, где зрелище происходит, и само зрелище. Театральное искусство возникло очень давно, более двух с половиной тысяч лет тому назад. В какой стране? Правильно, в Древней Греции.
Жители этой страны строили театры под открытым небом, в театре была сцена и высокие зрительные места. Женщинам играть в спектаклях не разрешалось. Женские роли играли мужчины. Когда играли грустную пьесу, одевали (какие) хмурые маски, когда весёлую пьесу (какие) – улыбающиеся маски.
Со временем театры изменились, на улицах городов появились балаганы. Что это такое? Балаганы – это весёлое, смешное представление, которое разыгрывали актёры на ярмарках и народных гуляниях. Участвовали бродячие актёры, жонглёры, театральные куклы – петрушки. Выступали на улице, и каждый прохожий мог подойти, посмотреть представление.
Прошли годы, в каждом городе появились большие, красивые здания – театры. В них выступают актёры, которые показывают спектакли для нас, для зрителей. Что есть в театре? (Уютные зрительные места, сцена, гардероб, буфет и т. д) Какие театры есть в нашем городе? (дети называют).
- Ребята, вы любите театр?
-А вы знаете кто работает в театре? (артисты)
-Сегодня я приглашаю вас на экскурсию в театр и хочу познакомить с тем, как там все устроено. (в музыкальный зал, дверь украшена занавесом и табличкой «Театр»)
-Итак, проходите в «здание театра» и усаживайтесь на стульчики, согласно своим билетам. (детям предварительно раздаются билеты с геометрическими фигурами разных цветов)
- Присаживайтесь поудобнее. Театр - это такое помещение, в котором устраиваются представления (спектакли). Как называют людей, которые приходят в театр, чтобы посмотреть представление? (Зрители). Как нужно вести себя в театре? (Ответы детей). Во время спектакля надо внимательно смотреть на сцену и слушать. Во время спектакля нельзя мешать другим зрителям. В конце спектакля артистов приветствуют аплодисментами – зрители дружно хлопают в ладоши.
- Ребята, а вы знаете, кто для зрителя показывает представление? Правильно, артисты (актеры). Давайте попробуем заглянуть в театр и узнать, как появляется спектакль, и кто его создает. Закроем глаза, зазвучит музыка и мы с вами перенесемся в театр.
1. - И для вас у меня есть игра: «Волшебная корзинка»
Предлагается детям сложить в неё слова, которые имеют отношение к к театру (занавес, афиша, сцена, актер, репетиция, гардеробная и т. п.), которые представлены на доске.
- Пока вы ищите картинки я побуду артистом и подготовлю для вас сюрприз. (переодеваюсь за ширмой в костюм)
2. - А вы хотите стать настоящими артистами?
Дети: - Хотим.
Логопед: - Чтобы стать артистом, нужно очень многому научиться. Что же должен уметь делать артист?
Дети: - Выразительно, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться.
Логопед: - Сегодня мы с вами станем настоящими артистами, для этого следует подготовиться.
Логопед: - Начнем с занятия по технике речи, которое обязательно посещают все артисты. Сейчас мы с вами будем учиться правильному речевому дыханию. Без него невозможно красиво, четко и громко говорить со сцены (проводится дыхательная гимнастика)
Свистит ветер — ССССССС.
Шумят деревья — ШШШШШ.
Летит пчела — ЖЖЖЖЖЖ.
Комар звенит — 3333333333.
Работает насос — ССССС! ССССС! ССССС!
Метет метель — ШШШШ! ШШШШ! ШШШШШ!
Сверлит дрель — 33333! 33333! 33333!
Кошка сердится — Ф! Ф! Ф! Ф1
Пилит пила — С! С! С! С!
Заводится мотор — Р! Р! Р! Р!
3. -А сейчас продолжим экскурсию по театру. (подходим к шкафу с костюмами).
-Это костюмерная и я костюмер (одеваю бейджик) .
- Почему эта «комната» так называется? (ответы) .
-Действительно здесь хранятся костюмы к разным спектаклям и костюмер бережно ухаживает за ними.
-Интересно чей это элемент костюма?
Дети: Это нос бабы-Яги.
-А это?
Дети: Это борода деда Мороза.
-А этот элемент?
Дети: Это уши кошки.
-Сейчас я предлагаю Артему превратиться в медведя и сказать слова «Сяду на пенек, съем пирожок» соответствующей интонацией.
-Из какой сказки этот персонаж?
-А сейчас наденьте зеленые перчатки и покажите дремучий лес. (имитация)
Логопед достает бороду и предлагает одному ребенку изобразить старого человека (движения, жесты, а другому показать лису из сказки «Кот, петух и лиса»» и произнести хитрым голосом фразу «Петушок, петушок золотой гребешок масляна головушка, шелкова бородушка, выгляни в окошко, дам тебе горошку».
-Молодцы ребята! Стоит надеть какой-нибудь элемент костюма и ты уже не Маша или Сережа, а герой любимой сказки.
4. – Давайте еще поиграем в «костюмерной» нашего театра. Артисты очень часто дают интервью. Игра " Давайте познакомимся".
- Интервью буду брать у вас я, а вы на мой вопрос будете отвечать, но с разной силой голоса и разными выражениями лица. По моему сигналу вы должны произнести своё имя тихо и с грустным выражением лица.
Внимание вопрос.
-Как тебя зовут?
А теперь отвечаем на мой вопрос громко и весело.
-Как тебя зовут?
Молодцы!
5. Мы продолжаем. И следующее чудо, с которым мы встретимся в театре "Изобрази жестом". Я буду называть слово, а вы только жестами их изображать:
-высокий;
-толстый;
-тише;
-здравствуйте;
-дай;
-нельзя;
-иди сюда;
-не хочу.
Молодцы! Очень хорошо выполнили это задание.
6. - Переходим в другую комнату. Она называется гримерная. Сейчас я гример (одеваю бейджик). Это очень интересная профессия. С помощью грима (помады, разноцветных кремов, пудры, париков) я могу превратить например, обыкновенную девочку в принцессу, молодого человека – в старичка. В гримерной гримируют актеров, т.е. накладывают грим, делают прически. Например, можно нарисовать усы кошке (показ на ребенке, зеленый цвет лица для лягушки, а клоуну большие губы и брови (показ на мольберте).
7. - Идем дальше. Ни один спектакль не обходится без музыки. В театре звучит разная музыка: тихая, громкая, волшебная. (используется фонограмма) .
-Исполняет музыку оркестр.
-Какие музыкальные инструменты вы знаете? (скрипка, барабан, гармошка, дудочка, бубен, пианино) .
-Я познакомлю вас с другими инструментами (металлофон, кастаньеты, маракасы) .
- Давайте послушаем дождь на металлофоне, стук копыт на кастаньетах, ветер на маракасах (исполняют дети) .
Игра «Музыкальное послание».
- Сейчас вы будете выбирать к звучащим мелодиям героя сказки. Но сначала мы назовем этих героев и охарактеризуем их.
Баба-яга: страшноватая, злобноватая и хитрая женщина, которая умеет колдовать.
Царевна-Лебедь: девушка-птица, царственная, плавная, волшебница.
Богатыри: воины, защитники, силачи.
Буратино: Веселый, смелый, очень любопытный деревянный мальчик.
Мелодия №1 –Богатыри
Мелодия №2-Царевна -Лебедь
Мелодия №3-Баба-Яга
Мелодия №4 Буратино
8. Физкультминутка «В театр мы идем».
С тобой гуляем весело,
В театр мы идем!
Шагаем мы на месте
И песенку поем.
Ля-ля-ля-ля (4 хлопка)
В театр мы идем (шаги на месте).
Ля-ля-ля-ля (4 хлопка)
Мы песенку поем (шаги на месте).
9. - А сейчас мы заходим в зал, на сцене которого происходит главное действо. (стелется на пол ткань) и я, как режиссер театра (одеваю бейджик), проведу с вами репетицию.
Тише, детки, не шумите.
Нашу сказку не спугните.
Здесь бывают чудеса.
Сказка спряталась пока!
Не грусти, улыбнись,
Сказка дарит нам сюрприз.
"Живые куклы".
-Ребята, оденьте героев кукольного театра на правую руку, мы их сейчас оживим.
-Давайте поиграем с ними.
-"Поздороваемся". Кукла кивает головой.
-"Покажите свой наряд". Кукла поворачивается.
-"Похлопайте в ладоши друг другу". Кукла хлопает.
-"Поклонитесь друг другу". Кукла кланяется.
-"Попрощаемся". Кукла машет рукой.
Молодцы, и это вам удалось.
10. - В программе у нас следующее артистическое задание "Пойми меня".
- Давайте поиграем. Тот кого я назову, не скажет вам какой он сказочный герой, а изобразит его движением, мимикой. Вам нужно его угадать (зайчик, волк, медведь, лиса, лягушка, мышка). (Дети по одному изображают сказочного героя. Кого узнали, надеваю маску).
11. -Вот и закончилась наша экскурсия по театру. Вам понравилось? Давайте вспомним еще раз кто работает в театре (ответы детей) .
-Все театральные профессии взаимосвязаны.
-Кто хотел бы работать в театре? Почему?
- Молодцы. Мы сегодня много беседовали о театре. Сегодня вы все побывали артистами. Мы с вами подготовим сказку. Как вы думаете, кому бы мы могли ее показать? (дети предлагают выступить перед детьми других групп).
- Как хорошо, я очень рада. Чуть позже мы с вами подумаем, как лучше всего это сделать. Может, мы сделаем пригласительные билеты. Подумаем, какие декорации поставить, выберем костюмы персонажам. А напоследок я предлагаю вам выбрать картинки, с тем изображением, которое соответствует вашему настроению (похвала детей). Давайте попрощаемся с нашими гостями.
Список литературы:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду., М, Сфера, 2003,
2. Т. В. Волосовец, С. Н. Сазонова. Коррекционная педагогика. М. : Гуманит. издание центр. Владос, 2004 г
3. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. М., 2005г.
4. Доронова Т. Н. Играем в театр: Театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / М. : Просвещение, 2004.
5. Иванова Г. П. Театр настроений. М., 2006г.
7. Речевые игры и упражнения для дошкольников под ред. Ушаковой О. С. М., 2001г.
8. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКАСИНТЕЗ, 2016 г.
9. Развитие речи детей дошкольного возраста под ред. Сохина Ф. А., м., 1984г.
10. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников. М., 2001
11. Использование интернет ресурсов
http://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-otkrytogo-zanjatija-v-starshei-logopedicheskoi-grupe-v-mire-teatra.html
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Театральный досуг в рамках проекта "Знакомство с миром театра"
Тема: «Жили у бабуси два веселых гуся...».Цель:продолжать знакомить детей с настольным театром, самостоятельно участвовать в театрализованной деятельности, сопровождать свои действия с бумажными фигур...
Театральная страничка для родителей "В мире театра"
Презентация этапов работы по театрализованной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.. Папка для родителей в рамках проектной деятельности....
Методическая разработка "В мире театра"
Методическая разработка "В мире театра"...
"В мире театра"
Проектная деятельность...
Проект на тему: «Ребенок в мире театра. Теневой театр»
Значение театра в развитии личности дошкольника переоценить невозможно. Для каждого ребенка театр может быть представлен в двух ипостасях: как вид искусства, с которым он соприкасается как зритель, и ...
Конспект по художественному труду "В мире театра" (в рамках проекта "Час творчества"как реализация интереса ребенка в выборе деятельности)
В мире театраЦель: Формирование умения самостоятельно создавать театральных кукол.Задачи:• продолжить совершенствовать умение работать с клеем; изготавливать театральную куклу подбирая подходящие по ц...
Педагогический проект "Жизнь в мире театра"
Театр - это волшебный мир. Он дает уроки красоты, морали и нравственности. А чем они богаче, тем успешнее идет развитие духовного мира детей... " (Б. М. Теплов)...