«Говорящая фасоль» как средство развития мелкой моторики и закрепления звукопроизношения на логопедических занятиях
статья по логопедии (подготовительная группа) по теме

Щукина Елена Сергеевна

Уже много лет в своей работе, я использую на своих занятиях фасоль, как альтернативу пескотерапии.

Самое главное отличие и безусловное преимущество в использовании фасоли, это отсутствие проявления аллергических реакций у детей, при ее использовании, а также более легкая обработка и хранение, нежели содержание песочницы в небольшом по площади кабинете с очень активными детьми. Хранится фасоль достаточно долго, а когда она приходит в негодность, то мы используем ее как корм для птиц.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Статья фасоль21.28 КБ

Предварительный просмотр:

«Фасолевый уголок» как средство развития мелкой моторики и закрепления звукопроизношения на занятиях логопеда ДОУ.

Учитель - логопед МБДОУ №17 города Нерюнгри Нерюнгринского района

Щукина Елена Сергеевна

Ежегодно растет количество детей со сложными речевыми нарушениями, если в 1998 году статистика указывала на 13 – 17% таких детей дошкольного возраста, то спустя два десятилетия количество детей с данными нарушениями возросло почти в три раза.

Причин этому много, как объективных, так и субъективных: суровые климатические условия Крайнего Севера, высокая заболеваемость новорожденных детей, связанная с неблагополучным течением беременности и родов; учащение случаев алкогольной и наркотической зависимости; низкая активность родителей, по причине большой загруженности на работе и т.д.

Сложность различных речевых нарушений заключается в том, что они ведут за собой и другие нарушения, в частности, нарушение эмоционально-волевой, коммуникативной сферы.

Многие дети с возрастом начинают осознавать свой речевой дефект и стесняться его. Страдающий нарушением речи ребенок может быть чрезмерно агрессивным, или, наоборот, замкнутым и подавленным. В общении со сверстниками такие дети могут бояться быть несостоятельным. Они либо вообще стараются избегать общения, либо вступают в конфликты.

У многих детей с нарушениями развития речи проявляются еще и следующие симптомы: нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, сопутствующие движения при разговоре (моргание, непроизвольные движения руками, постукивание ногой по стулу и др.), неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления, чем у детей того же возраста без нарушений в развитии речи, и т.д.

Для улучшения эффективности коррекционного процесса в педагогике получили широкое распространение нетрадиционные методы коррекционного воздействия, такие как:

  • фитотерапия – лечение с помощью лекарственных растений. Особенно рекомендуется при разных формах дизартрии и неврозоподобном заикании.
  • ароматерапия – лечение с помощью фитокомпозиций ароматов цветов и растений.
  • мелотерапия – воздействие музыки на человека с терапевтическими целями.
  • хромотерапия – терапевтическое воздействие цвета на организм человека.
  • литотерапия - терапевтическое воздействие камней (минералов) на организм человека.
  • имаготерапия – театрализация. Включает в себя: куклотерапию, сказкотерапию.
  • пескотерапия (sand-play) - игра с песком как способ развития ребенка.

Игра с песком - это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Но есть те категории детей, которым пескотерапия в детском саду противопоказана. К ним относят:

  • дети с эпилепсией;
  • дети с аллергическими заболеваниями;
  • дети с болезнями кожи или легких;
  • гиперактивные дети.

 Поэтому уже много лет в своей работе, я использую на своих занятиях фасоль, как альтернативу пескотерапии.

Самое главное отличие и безусловное преимущество в использовании фасоли, это отсутствие проявления аллергических реакций у детей, при ее использовании, а также более легкая обработка и хранение, нежели содержание песочницы в небольшом по площади кабинете с очень активными детьми. Хранится фасоль достаточно долго, а когда она приходит в негодность, то мы используем ее как корм для птиц.

Игры с фасолью:

  • развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;
  • снимают мышечную напряжённость;
  • стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;
  • позволяют ребёнку соотносить игры с реальной жизнью, осмыслить происходящее, найти способы решения проблемной ситуации;
  • совершенствуют зрительно-пространственную ориентировку, речевые возможности;
  • способствуют расширению словарного запаса;
  • помогают освоить навыки звуко-слогового анализа и синтеза;
  • позволяют развивать фонематический слух и восприятие;
  • способствуют развитию связной речи, лексико-грамматических представлений.

Фасоль хранится в 15-ти литровом глубоком кашпо с узким дном и широкими краями, на подставке, на уровни пояса детей, для облегчения доступа и возможности работать в паре.

Кашпо заполнено фасолью на половину, промытой и прокаленной в духовом шкафу фасолью (около 3-5 мин., при 200 градусах). Используемая фасоль время от времени очищается и дополняется. Очищение производится не реже одного раза в месяц. Фасоль нужно изъять из кашпо, перебрать, промыть и прокалить. В этой работе мне очень охотно помогают дети, представляя себя маленькими Золушками из сказки.

Частичный перенос логопедических занятий в фасолевом уголке, даёт больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения.

Во-первых, у детей усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

Во-вторых, при игре с фасолью развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

В-третьих, в играх с фасолью более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.

В-четвёртых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка. 

Опираясь на приёмы работы с фасолью по аналогии с играми в песочнице, я стараюсь сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей старшего дошкольного возраста более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Перед тем, как мы начинаем игры в фасолевом уголке, мы проговариваем с детьми правила игры, слова стихотворения мы придумывали совместно с детьми:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы в фасоль играть.

Только нам нельзя толкаться,

Сыпать на пол, баловаться.

Если применить старанье

Сразу выполним заданье!

5,4,3,2, раз -

Начинаем мы сейчас.

Вашему вниманию представлена часть занятия по закреплению звука Л в слогах с использованием фасоли.

«Звук Л в гостях у домашних животных и птиц»

Цель: автоматизация звука л в слогах на материале лексической темы домашние животные и птицы.

Задачи:

  • закрепление произношения звука л;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • закрепление притяжательных прилагательных;
  • развитие умений согласовывать числительные с существительными во мн. числе;
  • знакомство с буквой Л.

2 часть: После отработки чистоговорок со звуком Л (стр. 3, рабочая логопедическая тетрадь на закрепление звука Л) детям предлагается отправиться в путешествие по фасолевой дорожке. На ковре расстелена импровизированная тканевая дорожка, на которой рассыпана белая и красная фасоль.

Логопед:

- Ребята, для того, чтобы дойти до гоЛубого озера, вам необходимо перебрать всю фасоль на беЛую и коричневую. И сделать каждому по одной букве Л, на каком этаже живет эта буква в звуковом домике, кто может её показать? (дети показывают букву).

- А сейчас произнесём наше заклинание:

Раз, два, три, четыре, пять.

Будем мы в фасоль играть.

Только нам нельзя толкаться,

Сыпать на пол, баловаться.

Если применить старанье

Сразу выполним заданье!

5,4,3,2, раз -

Начинаем мы сейчас.

- Перебирайте и на каждую фасоленку произносите слоги: - ЛА-ЛА-ЛА.

Дети перебирают фасоль и выкладывают на дорожке буквы Л.

3 часть: Наши животные собрались у водопоя, а сколько их мы сейчас узнаем. Для этого каждый должен с закрытыми достать цифру из кашпо с фасолью и на ощупь определить, что это за цифра.

Дети находят цифры в фасоли и называют количество животных у водопоя.

- пять телят, семь ягнят, два быка и т.д.

Используемый источник: https://www.logoped.ru/kozilv01.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Рисование скотчем - как средство развития мелкой моторики и речи детей, имеющих нарушения в развитии"

Обоснование выбора данной темы, задачи, этапы работы, результаты работы....

Программа занятий по изготовлению цветов в старших группах как средство развития мелкой моторики

Это книга содержит подробное описание действий по созданию цветов из бумаги и детские стихи о цветах ....

опыт работы по теме: "Влияние развития мелкой моторики в коррекции звукопроизношения"

содержание написанного является практическим опытом логопедической работы по коррекции фонетической стороны речи с включением развития мелкой моторики в коррекционном процессе....

Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при проведении занятий продуктивной деятельности.

Использование специфических средств, отвечающих клинико-психологическим особенностям детей с ДЦП, для тренировки движений рук, развития мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия при пров...

Курсовой проект. по профессиональному модулю ПМ 03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования Кинезиологические упражнения, как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста с моторной алалией.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического разв...

Конспект занятия на тему"Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"

Конспект занятия на тему: "Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста"Цели:  Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для разви...