«Звук [л]» в старшей группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект занятия по формированию фонематического слуха в группе для детей с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_l_v_starshey_gruppe.docx | 15.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук [л]
Конспект образовательной игровой ситуации по формированию фонетико-фонематических представлений по теме: «Звук [л]» в старшей группе.
Цель: формирование знаний о фонетических и
фонематических свойствах звука Л.
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух и слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление;
развивать ориентировку в пространстве;
способствовать развитию навыков конструирования у детей;
Коррекционно-образовательные:
формировать умение последовательно и грамотно давать характеристику звука;
автоматизировать чёткое произнесение звука [л] в слогах, словах и предложениях;
учить грамматически правильно строить предложение;
закреплять умение делить слова на слоги, определять количество звуков в слове;
закреплять навыки работы с загадками;
закрепить в речи детей употребление многозначных слов;
Коррекционно-воспитательные: воспитывать активность
к образовательному процессу.
Оборудование: дидактическая игра «Подбери слово», предметные картинки на звук, предметные картинки многозначных слов (лук, лапа, ласты, иголка).
Ход:
1. Мотивация:
(На доске карточки с силуэтами ласточки, лопаты, лося, лампочки)
- Дети, кто-то пришел к нам и не хочет показываться. Давайте посмотрим на эти силуэты и попробуем отгадать – кто это?
Дети называют: ласточка, лопата, лось, лампочка.
- С какого звука они начинаются?
- Правильно со звука [л].
2. Сообщение темы занятия
- Как вы думаете, о каком звуке мы будем говорить сегодня на занятии?
3. Работа по теме занятия
а) Характеристика звука
- Произнесем звук [л].
- Рассмотрим положение органов артикуляции (губы в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в верхние зубы).
- Дадим характеристику звуку. У вас на столах карточки, отберите нужные и выложите схему характеристики. (синяя карточка и карточка с колокольчиком).
- Кто расскажет всё секреты про этот звук?
- Рассказы детей.
б) Упражнения на развитие фонематического слуха.
- Сколько раз я хлопну, столько раз … произнесёт слог «ла».
е) Игра «Подбери слово»
(У детей схемы слов из 3-4 звуков, на доске картинки, в названии которых есть звук [л], состоящие из 3-4 звуков)
- Внимательно посмотрите на схему, найдите на доске, подходящую картинку.
- … какое слово ты подобрал?
- Объясни, как ты подбирал слово к своей схеме?
ж) Работа со схемами:
- Выложите своё слово.
- Будьте внимательны!
- Обратите внимание на осанку.
(Дети выкладывают каждый своё слово)
- Сколько слогов в твоём слове?
- Как ты узнал?
- Назови первый, второй.
- Назови слово по звукам.
- Назови по порядку гласные звуки.
4. Физминутка.
- Немного отдохнём.
(Дети выходят на ковёр и играют с мячом)
- Наступила весна. Яркое солнышко светит к нам в окошко! Давайте подберём слова, какое солнышко весной. Но в этих словах обязательно должен быть звук [л]. (Желтое, ласковое, улыбчивое, лучистое).
- Небо весной какое? (голубое)
- Облака весной какие? (белое)
5. Работа по теме занятия (продолжение)
Игра «Кроссворд», осложненная и определением многозначных слов.
- У вас на столах карточки с таким же кроссвордом. Мы будем вместе отгадывать слова кроссворда, и находить соответствующие картинки.
-Готовы?
- Итак, отгадываем первое слово:
Скинули с Егорушки
Золотые перышки —
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
Заставит плакать
всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук)
- Как вы думаете, что это?
- Как вы догадались?
- Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?
(Лук – оружие для стрельбы)
(Логопед вывешивает картинки лука – овоща и лука - оружия)
- Следующее слово
Есть у кошки, нет у папы,
У папы руки, у кошки … (Лапы)
- Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?
(Пушистая еловая ветка называется «лапа»).
- Отгадываем третье слово по горизонтали:
- Как называются передние лапы у таких животных, как тюлень, морской котик, морж? (Ласты)
- Что ещё можно назвать ластами? (Приспособление для плавания)
- Молодцы!
- Отгадываем последнее слово:
Маленькая колючка
Весь мир одевает. (Иголка)
- Как вы думаете, что это?
- Как вы догадались?
- Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?
(у ежа, у ели)
6. Работа над предложением
- Кто справился с предыдущим заданием, придумайте предложение с одним из слов кроссворда. Постарайтесь употребить слова в различном значении.
- Какое предложение придумал …?
- Сколько слов в твоём предложении?
7. Рефлексия:
- С каким звуком познакомились?
- Какие задания выполняли?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности (образовательная область «Коммуникация») по звукороизношению "Звук И" в старшей группе для детей с тяжелыми нарушениями речи (первый год обучения).
Конспект фронтального логопедического занятия "Звук И" в старшей группе (второй период обучения) по звукопроизношению....
Праздник звука [Р] в старшей группе, "Старшие - младшим"
Автоматизация поставленного звука [Р]...
Конспект НОД "Дифференциация звуков [Б - П]. Старшая группа.
Формировать умение дифференцировать звуки [Б], [П] в слогах, в словах; делить слова на слоги; преобразовывать слоги. Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ и синтез слов....
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "ЧУДО-ДЕРЕВО"
Игра представляет собой панно с изображением сказочного дерева, на котором с помощью липучек прикреплены изображения листьев, фруктов и овощей; с тыльной стороны силуэтного изображения прикреплены кар...
Конспект фонетико-фонематического занятия по теме: «Звук «С»» в старшей группе
Тема: Звук «С»Цели:1.Закрепить правильную артикуляцию и произношение звука.2.Характеристика звука (согласный, глухой, твердый).3.Развивать фонематическое восприятие.4.0предилять позицию звука «с» в сл...
Конспект открытого подгруппового мероприятия непосредственно – образовательной деятельности по коррекции произношения звука «Л» в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. «День рождения гнома Лапушки».
В ходе занятия решается задача по автоматизаци звука Л в слогах, предложениях, тексте. Для поддержания интереса, речевой активности, мотивации в данном мероприятии внесён персонаж – гном Лапушка...
Занятие по развитию речи на звук [Р] в старшей группе
Задачи:- закреплять понятия: «согласный звук»; «твёрдый звук», «звонкий звук»;- учить выделять звук [Р] из ряда звуков, слогов и слов;- учить определять место звука [Р] в словах;- соотнесение звука [Р...