«Звук [л]» в старшей группе.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Циркунова Нина Ивановна

Конспект занятия по формированию фонематического слуха в группе для детей с ОНР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_l_v_starshey_gruppe.docx15.55 КБ

Предварительный просмотр:

Звук [л]

Конспект образовательной игровой ситуации по формированию фонетико-фонематических представлений по теме: «Звук [л]» в старшей группе.

Цель:  формирование знаний о  фонетических  и

фонематических свойствах звука  Л.

Задачи:

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух и слуховое восприятие, мелкую моторику, внимание, память, логическое мышление;

развивать ориентировку в пространстве;

способствовать развитию навыков конструирования у детей;

Коррекционно-образовательные:

формировать умение последовательно  и грамотно давать характеристику звука;

автоматизировать чёткое произнесение звука [л] в слогах, словах и предложениях;

учить грамматически правильно строить предложение;

закреплять умение делить слова на слоги, определять количество звуков в слове;

закреплять навыки работы с загадками;

закрепить в речи детей употребление многозначных слов;

Коррекционно-воспитательные:  воспитывать    активность  

к образовательному процессу.

Оборудование:    дидактическая игра «Подбери слово», предметные картинки на звук, предметные картинки   многозначных слов (лук, лапа, ласты, иголка). 

Ход: 

1. Мотивация:

(На  доске карточки с силуэтами  ласточки, лопаты, лося, лампочки)

- Дети, кто-то пришел к нам и не хочет показываться. Давайте посмотрим на эти силуэты и попробуем отгадать – кто это?

Дети называют: ласточка, лопата, лось, лампочка.

- С какого звука они начинаются?

- Правильно со звука [л].

2. Сообщение темы занятия

- Как вы думаете, о каком звуке мы будем говорить сегодня на занятии?

3. Работа по теме занятия

   а)  Характеристика звука

- Произнесем звук [л].

- Рассмотрим положение органов артикуляции (губы в улыбке, между зубами небольшая щель, кончик языка упирается в верхние зубы).

- Дадим характеристику звуку. У вас на столах карточки, отберите нужные и выложите схему характеристики. (синяя карточка и карточка с колокольчиком).

- Кто расскажет всё секреты про этот звук?

- Рассказы детей.

   б) Упражнения на развитие фонематического слуха.

- Сколько раз я хлопну, столько раз … произнесёт слог «ла».

   е) Игра «Подбери слово»

(У детей схемы слов из 3-4 звуков, на доске картинки, в названии которых есть звук [л], состоящие из 3-4 звуков)

- Внимательно посмотрите на схему, найдите на доске, подходящую картинку.

- … какое слово ты подобрал?

- Объясни, как ты подбирал слово к своей схеме?

    ж) Работа со схемами:

- Выложите своё слово.

- Будьте внимательны!

- Обратите внимание на осанку.

(Дети выкладывают каждый своё слово)

- Сколько слогов в твоём слове?

- Как ты узнал?

- Назови первый, второй.

- Назови слово по звукам.

- Назови по порядку гласные звуки.

4. Физминутка.

- Немного отдохнём.

(Дети выходят на ковёр и играют с мячом)

- Наступила весна. Яркое солнышко светит к нам в окошко! Давайте подберём слова, какое солнышко весной. Но в этих словах обязательно должен быть звук [л]. (Желтое, ласковое, улыбчивое, лучистое).

- Небо весной какое? (голубое)

- Облака весной какие? (белое)

5.  Работа по теме занятия (продолжение)

 Игра «Кроссворд», осложненная и определением многозначных слов.

- У вас на столах карточки с таким же кроссвордом. Мы будем вместе отгадывать слова   кроссворда, и находить соответствующие картинки.

-Готовы?

 - Итак, отгадываем первое слово:

Скинули с Егорушки
Золотые перышки —
Заставил Егорушка
Плакать и без горюшка.
Заставит плакать
всех вокруг,
Хоть он и не драчун,   а...     (лук)

- Как вы думаете, что это?

- Как вы догадались?

- Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?

(Лук – оружие для стрельбы)

(Логопед вывешивает картинки лука – овоща и лука - оружия)

- Следующее слово

Есть у кошки, нет у папы,

У папы руки, у кошки … (Лапы)

- Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?

(Пушистая еловая ветка называется «лапа»).

- Отгадываем третье слово по горизонтали:

- Как называются передние лапы у таких животных, как тюлень, морской котик, морж? (Ласты)

- Что ещё можно назвать ластами? (Приспособление для плавания)

- Молодцы!

- Отгадываем последнее слово:

Маленькая колючка 
Весь мир одевает.     (Иголка)

- Как вы думаете, что это?

- Как вы догадались?

- Есть ли другие предметы, которые обозначаются этим словом?

(у ежа, у ели)

 6.  Работа над предложением

- Кто справился с предыдущим заданием, придумайте предложение с одним из слов кроссворда. Постарайтесь употребить слова в различном значении.

- Какое предложение придумал …?

- Сколько слов в твоём предложении?

7. Рефлексия:

- С каким звуком познакомились?

- Какие задания выполняли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник звука [Р] в старшей группе, "Старшие - младшим"

Автоматизация поставленного звука [Р]...

Конспект НОД "Дифференциация звуков [Б - П]. Старшая группа.

Формировать умение дифференцировать звуки [Б], [П] в слогах, в словах; делить слова на слоги; преобразовывать слоги. Продолжать учить детей выполнять звуковой анализ и синтез слов....

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА ПО АВТОМАТИЗАЦИИ ПРОИЗНОШЕНИЯ ЗВУКОВ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ "ЧУДО-ДЕРЕВО"

Игра представляет собой панно с изображением сказочного дерева, на котором с помощью липучек прикреплены изображения листьев, фруктов и овощей; с тыльной стороны силуэтного изображения прикреплены кар...

Конспект фонетико-фонематического занятия по теме: «Звук «С»» в старшей группе

Тема: Звук «С»Цели:1.Закрепить правильную артикуляцию и произношение звука.2.Характеристика звука (согласный, глухой, твердый).3.Развивать фонематическое восприятие.4.0предилять позицию звука «с» в сл...

Конспект открытого подгруппового мероприятия непосредственно – образовательной деятельности по коррекции произношения звука «Л» в старшей группе с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. «День рождения гнома Лапушки».

В ходе занятия решается задача по автоматизаци звука Л в слогах, предложениях, тексте. Для поддержания интереса, речевой активности, мотивации в данном мероприятии  внесён персонаж – гном Лапушка...

Занятие по развитию речи на звук [Р] в старшей группе

Задачи:- закреплять понятия: «согласный звук»; «твёрдый звук», «звонкий звук»;- учить выделять звук [Р] из ряда звуков, слогов и слов;- учить определять место звука [Р] в словах;- соотнесение звука [Р...