Игровые приёмы определения уровня сформированности у дошкольников речевых и языковых средств.
методическая разработка по логопедии на тему
Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, задача которой выявить характер патологии, её структуру, индивидуальные особенности проявления. В настоящее время существует достаточно широкий выбор методической литературы, посвящённой проблеме дидактического и методического обеспечения логопедического обследования. Для определения уровня сформированности у дошкольников речевых и языковых средств я разработала диагностический инструментарий.
За основу диагностики взята разработанная методика Н.В. Нищевой «Методика обследования речи детей от 4 до 7 лет». Диагностический инструментарий использую для детей 4-5,5-6, 6-7 лет. Данный материал предлагаю в форме игр и игровых ситуаций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika_rechevogo_razvitiya.docx | 51.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Игровые приёмы определения уровня сформированности у дошкольников
речевых и языковых средств.
Организация эффективного коррекционного обучения невозможна без проведения тщательной всесторонней диагностики, задача которой выявить характер патологии, её структуру, индивидуальные особенности проявления. В настоящее время существует достаточно широкий выбор методической литературы, посвящённой проблеме дидактического и методического обеспечения логопедического обследования. Для определения уровня сформированности у дошкольников речевых и языковых средств я разработала диагностический инструментарий.
За основу диагностики взята разработанная методика Н.В. Нищевой «Методика обследования речи детей от 4 до 7 лет». Диагностический инструментарий использую для детей 4-5,5-6, 6-7 лет. Данный материал предлагаю в форме игр и игровых ситуаций.
Диагностика речевого развития у дошкольников 4-5 лет.
№ | Содержание задания | Оборудование, речевой материал | Игровая ситуация | |
Исследование импрессивной стороны речи | ||||
1 | Понимание имён существительных. | Игрушки: Кукла, мишка, машинка, чашка, ложка, тарелка, кастрюля, шапку, куртка, брюки, платье, туфли, тапки, ботинки сапоги, руки и ноги куклы, глаза и уши мышки, колёса машины. «Игрушки», «Посуда», «Одежда»,«Обувь». | Игра «Магазин».Сегодня мы отправимся в магазин. Покажи куклу,…, ложку…,шапку,…,туфли… Покажи игрушки, посуду, одежду, обувь. | |
2 | Обобщение | |||
3 | Понимание глаголов. | Наблюдение за действиями детей в режимные моменты. | «Игры в группе». Покажи, где Катя сидит, Ваня стоит, Кукла лежит, Рома идёт; где Петя ест, пьёт,читает, рисует. | |
4 | Понимание прилагательных. | Большая и маленькая чашки, красный и синий шар, конфета, лимон, круглое и квадратное печенье. | «Угощение». Мы пришли в гости к Кате. Она хочет нас угостить чаем с печеньем. Покажи, где большая чашка, а где маленькая; где сладкая еда (конфета), а где кислая (лимон); где круглое печенье, а где квадратное. Подарим Кате синий шар. Покажи, где синий шар, а где красный. | |
5 | Понимание различных форм словоизменения. | ИКТ: Игра «Один-много» | «Электронное письмо». Сегодня мне пришло письмо по электронной почте. Помоги мне его прочитать. Покажи, где дом, дома; кот, коты; кукла, куклы; груша, груши; ведро, вёдра. | |
6 | Понимание предложно-падежных конструкций. | Игрушки: котёнок, коробка. | «Озорной котёнок». Котёнок очень любит прятаться. Покажи, где котёнок в коробке, на коробке, у коробки. | |
7 | Понимание уменьшительных суффиксов. | ИКТ: Игра «Назови ласково» | «В гостях у гномика». Сейчас мы пойдём в гости к гномику. У гномика все вещи маленькие. Покажи, где столик, а где стол, носок – носочек, машина – машинка, ведро – ведёрко. | |
8 | Различие глаголов единственного, множественного числа. | Наблюдение за действиями детей в режимные моменты. | «Игры в группе». Покажи, где Катя сидит, дети сидят? Рома идёт, дети идут; | |
9 | Различие глаголов с различными приставками. | Сюжетные картинки: девочка, которая наливает воду в чашку; девочка, которая выливает воду из чашки; девочка, которая поливает цветы. | «Помощница». Девочка решила помочь маме. Покажи девочку, которая наливает воду в чашку; девочку, которая выливает воду из чашки; девочку, которая поливает цветы. | |
10 | Понимание отдельных предложений и содержания знакомой сказки («Репка»). | Сюжетные картинки. Персонажи сказки «Репка» | «Что нарисовал художник?» Художник нарисовал картины. Покажи картинку, на которой мальчик поздравляет девочку, а потом – девочка поздравляет мальчика. Ты помнишь из какой сказки эти герои? Давай вспомним «Что посадил дед? Покажи. Кто стал репку тянуть? Покажи. Кого позвал дед? Покажи Кого позвала бабка? Покажи. Кого позвала внучка? Покажи. Кого позвала Жучка? Покажи. Кого позвала кошка? Покажи Кто помог вытянуть репку? Покажи.» | |
11 | Проверка состояния фонематического восприятия. | ИКТ: Кот – кит, дом – дым, уточка – удочка, киска – миска, коса – коза, мишка – миска, кочка – кошка, малина – Марина. | «Научи Незнайку». Незнайка не знает, где на картинке кот, а где кит. Помоги ему.Покажи, где дом – дым, уточка – удочка, киска – миска, коса – коза, мишка – миска, кочка – кошка, малина – Марина. | |
Исследование экспрессивной речи | ||||
1 | Существительные. | Назвать несколько игрушек, предметов посуды, одежды, обуви. | «День рождения Кати». Сегодня у Кати день рождения. Что дарят на день рождения? Назови, что можно подарить Кате? Как назвать одним словом? Что наденем на себя? Как назвать одним словом? Что наденем на ноги? Как назвать одним словом? Из чего будем есть? Как сказать одним словом? | |
2 | Обобщение. | «Игрушки», «Посуда», «Одежда»,«Обувь». | ||
3 | Части тела и части некоторых предметов. | Игрушки: кукла, машина, стул. | «На приёме у врача». Катя заболела. Давай полечим Катю. Ты будешь врачом. Посади куклу на стул. Назови части стула. (спинка стула, ножки стула, сиденье стула).Что болит у куклы? Педагог показывает части куклы(ноги, руки, голова, глаза, уши). Ребёнок называет. Помоги кукле увезти игрушки на машине. Назови части машины (кузов машины, колёса машины). | |
4 | Глаголы. | Наблюдение за действиями детей в режимные моменты. | «Игры в группе». Что делает Ваня? Что делает Настя? Что делает Соня? (Ваня ест. Настя спит. Соня играет). | |
5 | Название цвета. | Предметы на участке. | «Игры на прогулке» Какой у тебя мяч? Красный мяч. Какая шапка?Синяя шапка. Какое ведро?Жёлтое ведро. Трава какая? Зеленая трава. Какой мел? Белый мел. Земля какая? Чёрная земля. Песочница какая? Квадратная песочница. Какой у тебя мяч? Круглый мяч. | |
6 | Согласование имён прилагательных с именами существительными единственного числа. | |||
7 | Название формы предметов. | |||
8 | Образование формы множественного числа имён существительных. | ИКТ: Игра «Один-много» | «Электронное письмо». Сегодня мне пришло письмо по электронной почте. Помоги мне его прочитать.Стол –столы, кот – коты, дом – дома, кукла – куклы, рука –руки, окно – окна. | |
9 | Образование формы имён существительных в косвенных падежах. | Кукла, машина. | «Игры с куклой». Что у тебя в руках? (кукла, машина) Что ты видишь? (куклу, машину) Чем играешь? (куклой, мячом) О чём думаешь? (о кукле, о машине). Чего нет у тебя? (куклы, машины) | |
10 | Использование простых предлогов. | Кукла, коробка, карандаш. | «Действия с игрушками». Дай Кате карандаш?У кого карандаш? (у Кати) Где стоит коробка? (на столе) Где лежит карандаш? (в коробке) | |
11 | Согласование имён числительных с именами существительными. | ИКТ: Игра «Сосчитай-ка» | «Помоги Незнайке сосчитать предметы».Незнайка не умеет считать. Помоги ему сосчитать предметы. Два кота, пять котов, две машины, пять машин. | |
12 | Суффиксальный способ самообразования. | ИКТ: Игра «Назови ласково» | «В гостях у гномика». Сейчас мы пойдём в гости к гномику. У гномика все вещи маленькие. У меня стол, а у гномика столик, сумка – сумочка, чашка – чашечка, ведро – ведёрочко. | |
13 | Образование названия детёнышей животных. | ИКТ: Игра «Назови детёныша» | «Помоги детёнышу найти маму». Детёныши животных потеряли свою маму, помоги им её отыскать. У кошки – котёнок, у лисы – лисёнок, у утки – утёнок, у слонихи – слонёнок. | |
Состояние связной речи | ||||
1 | Пересказ рассказа | Предметные картинки Мальвина и Буратино. Текст рассказа. | Сегодня у нас в гостях Мальвина. Она тебе прочитает рассказ, а ты послушай внимательно, а потом ответь на вопросы. «У Кати жил маленький котёнок. Она очень любила своего котёнка. Катя поила его молоком. Котёнок любил играть с клубком ниток…» Ответить на вопросы Мальвины: «Кто жил у Кати? Катя любила котёнка? Что любил делать котёнок?» А сейчас Мальвина ещё раз прочитает рассказ, а ты потом расскажешь его Буратино. (Повторное чтение рассказа). | |
Исследование фонетической стороны речи | ||||
1 | Звукослоговая структура слова. | Игрушка попугай. | «Научи попугая говорить» Сегодня мы будем учить попугая говорить. Я называю слово, а ты его говори попугаю. Кот, вода, стук, мост, спина, банка, фантик, ступенька. | |
2 | Навыки фонематического восприятия. | Бы-па, па-ба, га-ка, ка-га, да-та, та-да, ма-ба ,ба-ма, ва-ка, ка-ва, ня-на, на-ня. | ||
3 | Звукопроизношение. | Игрушка Малыш | «Научи Малыша говорить». Малыш очень маленький и ещё не умеет говорить. Научим его. Повторение ребёнком последовательно звуков всех групп, состояние произношения звуков всех групп в словах и предложениях. | |
4 | Навыки фонематического анализа и синтеза. | Игрушка собачка. | «Сердитый пёс» Показать собачку. Собачка когда сердится, то рычит: р-р-р. Погладь собачку, как только услышишь в слове «её рычание» - звук [Р]: дом, рак, вода, рыба, банка, труба. |
Диагностика речевого развития у дошкольников 5-6 лет
Содержание задания | Оборудование, речевой материал | Игровая ситуация |
Исследование импрессивной стороны речи | ||
1.Понимание имен существительных 2.Обобщение | Игрушки: Яблоко, апельсин, банан, морковь, огурец, помидор, стул, стол, шкаф. Разрезные картинки: спинка стула, сиденье стула, ножки стула. «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Посуда», «Мебель», «Овощи», «Фрукты». | «Магазин» Сегодня мы отправимся в магазин. Покажи: яблоко…, морковь…, стол…. Собери стул из частей. Покажи игрушки, посуду, одежду, обувь, овощи, фрукты, мебель. |
3.Понимание глаголов. | Маски: птица, рыба, лягушка, змея, слон. | «Театральная разминка» - надень маску того, кто летает, плавает, идет и т. д. |
4.Понимание прилагательных. | Игрушки: кукла, круглое, квадратное, треугольное и овальное печенье (можно заменить геометрическими фигурами); конфета, лимон. | «Угощение» Мы пришли в гости к Кате. Она хочет нас угостить чаем с печеньем. Покажи, где сладкая еда (конфета), а где кислая (лимон); где круглое печенье, а где квадратное, овальное, треугольное. |
5.Понимание различных форм словоизменения. | ИКТ: Игра «Один-много» (глаз- глаза, стул- стулья, лист- листья,окно- окна) | «Электронное письмо» Сегодня мне пришло письмо по электронной почте. Помоги мне его прочитать. Покажи, где глаз, а где глаза и т. д. |
6.Понимание предложно-падежных конструкций. | Сюжетная картинка. | «Непослушный цыпленок»: Цыпленок очень любит шалить. Покажи, где цыпленок в ведре, на ветке, ходит по крыльцу, за крыльцом, сидит под крыльцом. |
7.Понимание уменьшительных суффиксов. | ИКТ: Игра «Назови ласково» (носок - носочек, чашка - чашечка,окно – окошечко). | «В гостях у гнома» Сейчас мы пойдём в гости к гномику. У гномика все вещи маленькие. Покажи, где носок, а где носочек, и т. д. |
8.Различение глаголов единственного и множественного числа. | Наблюдения за действиями детей во время режимных моментов. | Игры в группе Покажи, где Саша сидит, дети сидят? Ваня рисует, дети рисуют? Таня играет, дети играют? |
9. Различение глаголов с различными приставками. | Сюжетная картинка, игрушечная птичка. | Игра с птичкой Покажи, гдептица, которая вылетает из клетки; птица, которая влетает в клетку. |
10. Понимание отдельных предложений и содержания знакомой сказки. | Игрушки: собачка и мальчик. Сказка «Колобок» (настольный театр) | Действия с игрушками: - покажи, как собака бежит за мальчиком, а как мальчик бежит за собакой; Инсценировка сказки «Колобок» Вопросы и задания по сказке «Колобок»: «Кто попросил бабку испечь колобок? Покажи. Куда бабка положила колобок? Покажи. Кого встретил колобок сначала? Покажи. Кого встретил колобок потом? Покажи. Кто съел колобка? Покажи». |
11.Проверка состояния фонематического восприятия. | Предметные картинки: Речка—редька, цвет—свет, челка—щелка, рейка—лейка. | «Помоги Незнайке» Незнайка не знает, где на картинкеречка, а где редька. Помоги ему.Покажи, где цвет, а где свет, и т. д. |
Исследование экспрессивной речи | ||
1. Существительные. 2. Обобщение. | Предметные картинки по темам: Мебель, овощи, фрукты, птицы. Перечислить известные ребенку овощи, фрукты, птиц, мебель. | Использование личного опыта детей Ты ходил с мамой в магазин? Вспомни, какие овощи (фрукты) продают в магазине? Какая мебель стоит у вас дома? Каких птиц ты видел на улице (на кормушке, в лесу, в саду и т. д.)? Назови одним словом (ребенку предъявляются картинки овощей, фруктов и т. д.). |
3. Части тела и части некоторых предметов. | Игрушки: Кукла в платье, машина «скорая помощь». | «На приеме у врача» Катя заболела. Давай полечим Катю. Ты будешь врачом. Помоги Кате снять платье. Назови части платья (рукав, воротник, пуговица). Что болит у куклы? Педагог показывает части куклы(нос, рот, шея, живот, грудь). Ребёнок называет. Отвезем куклу в больницу на скорой помощи. Назови части машины (кабина машины, руль). |
4.Глаголы. | Что делают животные: птица, змея, рыба, лягушка, слон | Пластический этюд Логопед предлагает ребенку превратиться в птицу, змею,… Спрашивает, что делает птица, змея и т. д.? |
5.Называние цвета. 6.Название формы предметов. 7. Согласование имен прилагательных с именами существительными единственного числа. | Рисунки художника. Солнце круглое, печенье квадратное, косынка треугольная, огурец овальный. Оранжевый апельсин, голубая бабочка, белое блюдце. | Что нарисовал художник? Какой формы солнце, печенье, косынка, огурец? Какого цвета апельсин, бабочка, блюдце? |
8. Образование формы множественного числа имен существительных. 9. Образование формы имен существительных в косвенных падежах. | ИКТ: Игра «Один-много». Игра «Много чего?» | «Электронное письмо» Сегодня мне пришло письмо по электронной почте. Помоги мне его прочитать (глаз—глаза, рот—рты, река—реки, ухо —уши, кольцо—кольца). Много шаров, ключей, берез, ложек, окон. |
10. Использование простых предлогов. | Кукла, коробка, карандаш. Предлоги: У, НА, В, ЗА, ПО. | «Действия с игрушками». Дай Кате карандаш?У кого карандаш? (у Кати) Где стоит коробка? (на столе) Где лежит карандаш? (в коробке) Куда Катя положила карандаш? (за коробку) По чему Катя водит карандашом? (по коробке). |
11. Согласование имен числительных с именами существительными. | ИКТ: Игра «Сосчитай-ка» | «Помоги Незнайке сосчитать предметы» Незнайка не умеет считать. Помоги ему сосчитать предметы (два мяча, пять мячей, две розы, пять роз, два окна, пять окон). |
12. Суффиксальный способ словообразования. | ИКТ: Игра «Назови ласково» (забор – заборчик, носок—носочек, лента—ленточка, окно—окошечко). | «В гостях у гномика» Сейчас мы пойдём в гости к гномику. У гномика все вещи маленькие. У нас забор, а у гномика заборчик, и т. д. |
13. Образование названия детенышей животных. | ИКТ: Игра «Найди детёныша» (зайчонок, волчонок, козленок, бельчонок, медвежонок). | «Помоги маме найти детёныша» Животные потеряли своих детенышей, помоги их отыскать. У зайца – зайчонок, и т. д. |
Состояние связной речи | ||
Пересказ рассказа «Рыбалка»: | Предметная картинка: кот Матроскин Текст рассказа: «Илюша собрался на рыбалку. Он накопал червей, взял удочкуи пошел к реке. Сел Илюша на берегу и закинул удочку. Скоро ему попался лещ, а потом окунь. Мама сварила Илюше вкусную уху». | Сегодня у нас в гостях кот Матроскин. У него есть друг Илюша, про которого он хочет тебе рассказать. Логопед читает рассказ. Ответь на вопросы кота Матроскина: «Куда собрался Илюша? Как он собирался? Что он сделал, когда пришел к реке? Кого он поймал сначала, а кого потом? Что сварила мама Илюше?» А сейчас еще раз послушай рассказ, а потом расскажешь его коту Матроскину. (Повторное чтение рассказа). Далее логопед предлагает ребенку план пересказа: «Сначала ты расскажешь, куда собрался Илюша, и как он собирался. Потом расскажи, что он сделал, когда пришел к реке, кого поймал сначала, а кого потом. И наконец, расскажи, что сварила Илюше мама». |
Исследование фонетической стороны речи | ||
1. Звукослоговая структура слова. 2. Навыки фонематического восприятия. | Игрушка попугай. | «Научи попугая говорить» Сегодня мы будем учить попугая говорить. Я называю слово, а ты его говори попугаю. «Самолет, скворец, фотограф, микстура, парашютист, погремушка». Предложения: «Сестренка развешивает простыни. В универсаме продают продукты. Парашютисты готовятся к прыжку». Слоги:Ба—па—ба, па—ба—па, да—та—да, та—да—та, га—ка—га, ка—га—ка, за—са—за, са—за—са, та—тя—та, тя—та—тя. |
3. Звукопроизношение. | Игрушка Малыш | «Научи Малыша говорить» Малыш очень маленький и ещё не умеет говорить. Научим его. Повторение ребёнком последовательно звуков всех групп, состояние произношения звуков всех групп в словах и предложениях. |
4. Навыки фонематического анализа и синтеза. | Игрушка Буратино | «Научи Буратино называть звуки» Буратино собрался в школу, но не умеет называть первый звук в слове. Научи его. (Выделить начальный ударный гласный звук из следующих слов: астра, арка, осень, озеро, улей, уши, иглы, искры). |
Диагностика речевого развития у дошкольников 6-7 лет.
№ | Содержание задания | Оборудование, речевой материал | Игровая ситуация | |
Исследование импрессивной стороны речи | ||||
1 | Понимание имён существительных. | Игрушки: Кошка, собака, корова, медведь, лиса, белка, автобус, самолёт, грузовик, хвост лисы, усы кошки, кузов и кабина грузовика. «Домашние птицы», «Дикие птицы», «Домашние животные», «Дикие животные», «Транспорт». | Игры «Домашняя ферма»,«Зоопарк». Сегодня мы отправимся на домашнюю ферму (в зоопарк) Покажи кошку,…, лису…,ворону,…,курицу… Животных в зоопарк привезли с разных концов страны. Медведя доставили на самолете. Покажи, где самолет… Как мы назовем животных зоопарка (фермы)? Покажи домашних животных, домашних птиц, диких животных, диких птиц, транспорт. | |
2 | Обобщение | |||
3 | Понимание глаголов. | Наблюдение за действиями детей в режимные моменты. | «Игровые ситуации в группе».Покажи, кто строит, убирает, продает, покупает.. | |
4 | Понимание прилагательных. | Где прямоугольная и многоугольная салфетки; молодой и старый люди; веселый и грустный мальчики; высокий и низкий дома. Сюжетная картинка «День рождения Кати» | «День рождения».Сегодня у Кати день рождения и она ждет гостей. Катя живет в высоком доме, а ее бабушка в низком. Покажи, в каком доме живет Катя? А бабушка? В гостях у Кати бабушка с дедушкой, Ваня и Максим. Покажи, где старые люди? Где молодые? Катя постелила на стол салфетки. Покажи, какая салфетка многоугольная? Какая прямоугольная?Ваня пролил чай, а Максим беседует с дедушкой. Покажи, кто веселый, кто грустный. | |
5 | Понимание различных форм словоизменения. | ИКТ: Игра «Один-много» | «Электронное письмо». Сегодня мне пришло письмо по электронной почте. Помоги мне его прочитать. Покажи, где рукав, рукава, пень, пни, гнездо, гнезда, перо, перья, ухо, уши. | |
6 | Понимание предложно-падежных конструкций. | Игрушки: цыпленок, ведерко, крыльцо (звуковая лесенка). | «Озорной цыпленок» Цыпленок очень любит прятаться. Покажи, где цыплёнок выглядывает из ведра, из-за крыльца, из-под крыльца, прыгает с крыльца, качается (на ветке) над крыльцом. | |
7 | Понимание уменьшительных суффиксов. | ИКТ: Игра «Назови ласково» | «В гостях у гномика». Сейчас мы пойдём в гости к гномику. У гномика все вещи маленькие. Покажи, нож-ножичек, рукавица- рукавичка, одеяло- одеяльце. | |
8 | Различие глаголов единственного, множественного числа. | Наблюдение за действиями детей в режимные моменты. | «Игры в группе». Покажи, где мальчик читает, мальчики читают, девочка ест, девочки едят. | |
9 | Различие глаголов с различными приставками. | Сюжетная картинка «Перекресток» | Игровая ситуация «Наблюдатель» Показать мальчика, который переходит дорогу; мальчика, который перебегает дорогу; мальчика, который подбегает к дому. | |
10 | Понимание отдельных предложений и содержания знакомой сказки («Теремок»). | Книга «Теремок» | «Что нарисовал художник?» Художник нарисовал картины. Покажи картинку, на которой Показать на картинке бабочку, которая сидит на распустившемся цветке; потом — бабочку, которая сидит на еще не распустившемся цветке. Ты знаешь, как называется эта книга? «Что стоит в поле? Покажи. Кто первым прибежал к теремку? Покажи. Кто потом поселился в теремке? Покажи по порядку. Кто сломал теремок? Покажи». | |
11 | Проверка состояния фонематического восприятия. | ИКТ: Мышка—мошка, пашня—башня, сова—софа, крот—грот, лук—люк, марка—майка, ель—гель, плач—плащ | «Научи Незнайку». Незнайка не знает, где на картинке мышка, а где мошка. Помоги ему.Покажи, где пашня—башня, сова—софа, крот—грот, лук—люк, марка—майка, ель—гель, плач—плащ. | |
Исследование экспрессивной речи | ||||
1 | Существительные. | Перечислить известные ребенку названия ягод, насекомых, животных, транспорта. | «Прогулка в лес». Сегодня мы пойдем в лес. Что можно собирать в лесу?назови, какие ягоды (грибы) ты знаешь. Кого мы можем там встретить? Назови одним словом. Беседа с детьми. На чем вы сегодня приехали в детский сад? Как можно назвать одним словом? Какие виды транспорта вы еще знаете? | |
2 | Обобщение. | Ягоды, насекомые, животные, транспорт | ||
3 | Части тела и части некоторых предметов. | Игрушки: кукла, машина, стул. | «На приёме у врача». Катя заболела. Давай полечим Катю. Ты будешь врачом. Надень халат. Какие части есть у халата?(манжета, петля для пуговицы) Что болит у куклы? Педагог показывает части куклы(локоть, ладонь, затылок, висок). Ребёнок называет. Помоги кукле увезти игрушки на машине. Назови части машины (фары, мотор). | |
4 | Глаголы. | Как подают голос разные животные Д/и «Профессии»- трудовые действияпредставителей разных профессий (учитель учит, маляр красит и т.п.). | Игра «Домашняя ферма». Как подает голос корова?(мычит) Ворона?(каркает) Игра «Профессии». Кто работает в школе? Что делает учитель? Кто работает на стройке? Что делает маляр? | |
5 | Название цвета. | Предметы на участке. | «Игры на прогулке» Какой у тебя мяч? Фиолетовыймяч. Какая шапка?розовая шапка. Какое ведро?коричневое ведро. Песочница какая? Квадратная песочница. Какой у тебя мяч? Круглый мяч. флажок какой? Треугольный флажок. Окно какое? Прямоугольное окно. Формочка какая? Овальная формочка. | |
6 | Согласование имён прилагательных с именами существительными единственного числа. | |||
7 | Название формы предметов. | |||
8 | Образование формы множественного числа имён существительных. | ИКТ: Игра «Один-много» | «Электронное письмо». Сегодня мне пришло письмо по электронной почте. Помоги мне его прочитать.Лев—львы, лист —листья, стул—стулья, воробей—воробьи, дерево—деревья, пень—пни. | |
9 | Образование формы имён существительных в косвенных падежах. | Предметные картинки: карандаши, листья, книги, вилки, ведра. | Игра «Чего не стало?» Перед ребенком выложены картинки. -Назови картинки. Закрываю одну из них фишкой. -Чего не стало? | |
10 | Использование простых предлогов. | Игрушка: птичка. | «Действия с игрушками». Где летаетптичка? (Над цветком). Откуда вылетает птичка? (Из клетки). Откуда прыгаетптичка? (С ветки). | |
11 | Согласование имён числительных с именами существительными. | ИКТ: Игра «Сосчитай-ка» | «Помоги Незнайке сосчитать предметы».Незнайка не умеет считать. Помоги ему сосчитать предметы. Два пня, пять пней, два воробья, пять воробьев, две шали, пять шалей, два ведра, пять ведер. | |
12 | Суффиксальный способ самообразования. | Д/и «Большой- маленький», «волшебная палочка» | Игра «Чудо». Сегодня мы будем волшебниками, будем превращать большие предметы в маленькие. Дотронемся «волшебной палочкой» и палец превратится в пальчик.(изба—избушка, крыльцо—крылечко, кресло—креслице) | |
13 | Образование относительных прилагательных | ИКТ : Игра «Из чего какой?» | Стол из дерева - деревянный. А аквариум из стекла какой? Крыша из соломы какая? Стена из кирпича какая? Шапка из меха какая? Носки из шерсти какие? Сапоги из резины какие? Крепость из снега какая? Лопатка из металла какая?. | |
14 | Образование притяжательных прилагательных. | Д/и «Чей, чья, чьи, чьё» Предметы одежды, очки | Д/и «Чей, чья, чьи, чьё» Как сказать про усы кошки? Про хвост лисы? Про берлогу медведя? Про гребень петуха?». Игра «Бюро находок». В нашем бюро находок много разных вещей. Как ты думаешь, кто потерял очки? (бабушка). Чьи очки? (бабушкины). Кто потерял шляпу? (папа, дядя) Чья шляпа? (папина, дядина) | |
15 | Префиксальный способ словообразования | Игрушка: машинка | «Действия с игрушками». Машина из гаража (выехала). От гаража (отъехала), мост (переехала), лужу (объехала), в гараж (заехала, въехала). | |
16 | Образование глаголов совершенного вида | Наблюдение за детьми в режимные моменты. | Что делает Маша? Маша строит домик. Что сделала Маша?Маша построила домик. Что делает Ваня?Ваня красит самолёт. Что сделал Ваня? Ваня покрасил самолет. | |
Состояние связной речи | ||||
1 | Составить рассказ по любой серии из трех-четырех картинок. | Сюжетные картинки Игрушка: Буратино. | Сегодня у нас в гостях Буратино. Он принес с собой картинки. Рассмотрим их. Помоги Буратино разложить их по порядку. Расскажи, что нарисовано на каждой картинке так, чтобы получился рассказ. | |
Исследование фонетической стороны речи | ||||
1 | Звукослоговая структура слова. | Игрушка попугай. | «Научи попугая говорить» Сегодня мы будем учить попугая говорить. Я называю слово, а ты его говори попугаютротуар, градусник, фотоаппарат, экскаватор, виолончелист, регулировщик. Виолончелист укладывает инструмент в футляр. У фотографа фотоаппарат со вспышкой. | |
2 | Навыки фонематического восприятия. | Са—ша—са, ша—са—ша, жа— ша—жа, ша—жа—ша, са—ца—са, ца—са—ца, ча—тя—ча, тя—ча—тя, ла—ля—ла, ля—ла—ля. | ||
3 | Звукопроизношение. | Игрушка Малыш | «Научи Малыша говорить». Малыш очень маленький и ещё не умеет говорить. Научим его. (Повторение ребёнком последовательно звуков всех групп) | |
4 | Навыки фонематического анализа и синтеза. | Игрушка: мяч | Игра «Мяч лови и бросай последний звук называй» (слова: кот, суп, сом, лимон, мох, сок). Игра «Мяч лови и бросай первый звук называй» (слова: мост, банка, пол, тапки, дом, нос, вода, фартук, кот, год, хлеб). Игра «Прошагай слово» (слова:бык, дом, вата, банан) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Диагностика для определения уровня сформированности знаний и представлений о Великой Отечественной войне у детей 5-6 лет.
Данная диагностика помогает выявить знания и представления детей старшего дошкольного возраста о Великой Отечественной Войне....
Определение уровня сформированности монологической речи у детей с ОНР Диагностика связной речи по методике В.П. Глухова
Определение уровня сформированностимонологической речи у детей с ОНРДиагностика связной речи по методике В.П. Глухова. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯДля определения...
Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста
Статья посвящена методике определения уровня сформированности связной монологической речи детей дошкольного возраста...
Педагогическая диагностика определения уровней сформированности предложно - падежных конструкций у детей 4 -7 лет
Понимание и употребление предлогов детьмиСредняя группа: на; в; под; у;Старшая группа: на; в; под; у; из; к; от; с (со);Подготовительная группа: на; в; под; у; из; к; от; с (со); из-за; около; из-под...
Определение уровня сформированности и особенности связной монологической речи детей дошкольного возраста
Методика оценки эффективности коррекционной работы в логопедической группе...
Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников
Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников...
Диагностические методики определения уровня сформированности основ экологического сознания у дошкольников
Данный материал поможет выявить уровень сформированности экологических представлений о живой и неживой природе у старших дошкольников....