Ежемесячная газета "Логоград", выпуск №6
консультация по логопедии (старшая группа) на тему

Фунтова Светлана Штефановна
Выпуск 6. «Учимся красиво рассказывать». Развитие речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Одной из основных задач детского сада является развитие связной речи, так как именно речь является необходимым звеном подготовки к началу школьного обучения, необходимым звеном для общения и взаимодействия со своими сверстниками и учителями. Хорошо развитая связная речь дает возможность для дальнейшего успешного обучения в школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл logograd_6.docx47.67 КБ

Предварительный просмотр:

Как помочь своему ребенку овладеть умениями и навыками связной речи.

Развитие речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Одной из основных задач детского сада является развитие связной речи, так как именно речь является необходимым звеном подготовки к началу школьного обучения, необходимым звеном для общения и взаимодействия со своими сверстниками и учителями. Хорошо развитая связная речь дает возможность для дальнейшего успешного обучения в школе.

Однако, многие родители уделяют ничтожно мало времени своим детям, ссылаясь на ужасную усталость. Часто приходится слышать, как ребенок с увлечением рассказывает маме об интересно проведенном им дне, а мама отрезает со словами: «Отстань, я очень устала! Одевайся быстрее!» и тому подобное. В лучшем случае, ребенок задает вопрос, а родитель отвечает на него. И все это происходит сухо, без выразительности речи, обрывками фраз. Большинство родителей слушают рассказ своего ребенка безучастно, поскорее бы отвязаться. А на речь своего ребенка вовсе не обращают внимания. Рассказ детей родителям зачастую бывает бессвязным, дети имеют небольшой словарный запас, допускают грубейшие грамматические ошибки.

Усилий педагогов в этой области оказывается недостаточным, поскольку основное время после детского сада дети проводят дома вместе со своими родителями. Именно поэтому, к моменту поступления ребенка в школусвязная речь дошкольника оказывается недостаточно сформированной. Дети совсем не умеют связно и последовательно излагать свои мысли, правильно задать вопрос и тем более четко ответить на него.

Если родители заинтересованы в развитии связной речи своих детей, то необходимо использовать все, что окружает вас и вашего ребенка. Идя по дороге в детский сад или возвращаясь из него, обращайте внимание на какой-то объект, причем очень важно не только направлять внимание детей на этот предмет, но и на его детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку наводящие вопросы о цвете, форме и величине этого предмета. Или, готовя ужин для всей семьи, задавайте вопросы из чего приготовлено это блюдо, какой величины использована эта кастрюля, из какого материала она приготовлена. Нужно учить детей сравнивать игрушки, предметы быта, описывать обобщать свои выводы. Можно придумать множество ситуаций и при этом вести с ребенком беседу. В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно на разные темы, но неизменным остается одно: с детьми нужно говорить, не отмахиваясь множеством важных дел и проблем!

Читайте дома детям сказки, обращайте внимание детей на «красивые» обороты речи, рассмотрите иллюстрации. Знакомство дошкольника с новой информацией в сказках или рассказах, расширяет круг его общих представлений и способствует развитию его монологической речи.

Попросите вашего ребенка рассказать о своей любимой игрушке, описать её. Составляя рассказ из собственного опыта, ребенок учится самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить свои предложения. При составлении рассказа из личного опыта дошкольник старается определять и подолгу удерживать в своей памяти всю последовательность этих событий.

С детьми дома можно повторять скороговорки, они являются эффективными средствами развития речи, позволяют отрабатывать правильную и четкую артикуляцию. А детям-то как нравится это занятие! Можно организовать вечер загадок, разучивать стихи - все это развивает логическое мышление, развивает кругозор, тренирует внимание и память.

Интересные факты о речи детей:

  • Считается, что возраст 7 лет является самым благоприятным для развития красивой речи у ребенка.
  • По статистике: более половины современных дошкольников имеют проблемы звукопроизношения.
  • Одной из сложных форм речевой патологии у детей является ОНР (общее недоразвитие речи). Основные признаки этого заболевания: появление первых слов только к 3-5 годам, неустойчивое внимание, плохая память.
  • Среди других серьезных речевых патологий различают: дизартрию, алалию, заикание, задержку речевого развития (ЗРР), риноалию.
  • Если ребенок не научился говорить к 6-ти годам, вероятность того, что его речь так и останется до конца жизни на примитивном уровне – огромна.
  • Мальчики подвержены проблемам с речью в три раза чаще, чем девочки.

Нормы речевого развития ребенка от рождения до 7 лет

Возраст

Признаки речевого развития

2 месяца

Произношение отдельных звуков.

6 месяцев

Гуление, реакция на обращение по имени, произношение некоторых согласных звуков (б, п, м), имитация звуков.

1 год

Подражание некоторым словам, умение произносить не менее 10 простых слов, понимание более 20-30 слов.

2-й год

Использование более 30-ти простых слов, появление первых вопросов (кто? где?).

3-й год

Появление более связанной речи, усложнение предложений, разнообразие интонаций, появление прилагательных, умение употреблять слова во множественном числе, появление вопросов взрослым, расширение словарного запаса (более 200 слов).

4-й год

Использование более распространенных предложений (более чем 4-5 слов), способность отвечать на несложные вопросы, использование глаголов. Словарный запас – до 1 тыс. слов.

5-й год

 

Использование развернутых предложений, сочинение коротких рассказов, умение называть антонимы к словам. Словарный запас – до 2 тыс. слов.

6-й год

Обогащение словарного запаса (до 3 тыс. слов). Умение составлять простые рассказы по картинке и отвечать на вопросы. Речь полностью понятна и в целом грамматически правильна.

7-й год

Использование сложных и распространенных предложений, составление длинных рассказов с развитием сюжета. Активный рост словарного запаса.

Вопрос???

«Дочка, вернувшись из садика, рассказывала… Обуреваемая эмоциями, торопилась, начинала одно, перепрыгивала на другое, переключалась на третье. Местоимения шли плотными вагончиками, наезжая и давя друг друга: «Она меня… а потом я, а тут они, а мы не хотели, а они!..» Я ничего не поняла. Стала расспрашивать, малышка занервничала, заторопилась и окончательно запуталась, расплакалась, понимая, что так ничего и не рассказала. Я огорчилась не меньше. Дочке пять лет, через год - в школу, а она не умеет ни пересказывать услышанный текст, ни передать свои чувства».

Ответ!!!

Вся школьная программа основана на пересказе, прочел - пересказал, поэтому пока есть время, нужно постараться развить этот навык.

Обратимся к себе.

Дети говорят на том языке, на котором изъясняются окружающие. В повседневной речи используется минимальный словарный запас, такой, чтобы тебя поняли окружающие. «Подай, пожалуйста, чашку. Ты пойдешь гулять?» Наречия и прилагательные вставляются в случае необходимости, сравнительные обороты - крайне редко. Речь наша предметна, унифицирована. Поэтому, важно развить связанную речь у ребенка, раскрасить ее образными словосочетаниями, прежде всего, мы сами должны говорить, используя все многообразие русского языка. Основной принцип – речь обогатить сравнительными оборотами и прилагательными, использовать сложно-подчиненные предложения и развернутые высказывания, говорить ярко            и образно.                                                   
Это требует внимания и времени. Вы будете уставать говорить развернутыми предложениями, утомитесь подбирать прилагательные и образные сравнения, но постепенно это разовьется в привычку. Постарайтесь и других членов семьи переключить на такой раскрашено - развернутый способ общения.

С чего начать развитие речи?

Развивая связную речь у ребенка, важно научить малыша пересказывать короткие сказки и рассказы. Он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом ("Репка", "Колобок", "Курочка Ряба"). При этом вырабатывается умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения, как бы помогая ему. Так малыш подводится к самостоятельному рассказу литературного произведения.
Ребенок 
четвертого года жизни почти дословно запоминает тексты народных сказок, усваивает последовательность действий.
Если у ребенка нет опыта пересказа, можно вернуться к сказкам, историям, которые хорошо знает малыш. Мама начинает рассказывать, начав предложение, замолкает, предлагая ребенку, закончить фразу. "Жили-были дед и..." - "Баба" - "Была у них..." - "Курочка Ряба". Затем можно переходить к пересказу по вопросам: "Кого встретил колобок?" - "Зайчика" - "Какую песенку он ему спел?.."

После закрепления этого навыка, малыш уже сам начинает повествование, а подхватывает мама. Постепенно ребенок сможет пересказать сказку полностью.
Для запоминания сюжета детям младшего возраста помогает театрализация с помощью игрушек или пальчиковых кукол. Вы проиграли перед малышом сказку, попросите его побыть актером и перед вами разыграть ту же сказку, с озвучиванием всех персонажей. 
Старайтесь фразу: «Перескажи услышанное, прочитанное» заменить игрой. Предложите малышу поиграть в радио. Он будет диктором, который разыгрывает радио-спектакль. Вечером вы его уложили в кровать и рассказали сказку, а он в свою очередь укладывает спать свои игрушки и, так же как и вы потчует их сказочной историей.

Пересказ по картинке

Детские книги хорошо оформлены, и любая иллюстрация является поводом поговорить. «Ты так себе представлял главного героя? А как ты думаешь, художник правильно нарисовал это время года? А какой момент сказки проиллюстрирован? А какие события произошли дальше?» По одной иллюстрации можно придумать не один десяток вопросов. Можно предложить малышу проиллюстрировать прочитанный текст самому и потом обсудить его «картинку к тексту».

Сюжетные рассказы – описываем игрушки

Очень любят малыши рассматривать игрушки. Именно это скорее другого побуждает их к высказыванию.
Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности внешнего вида предмета (форма, цвет, величина). Более старшим детям (пятого года жизни) можно предложить сравнить две игрушки. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы дети высказывались законченными предложениями.

Прежде, чем сравнивать, малышу придется внимательно рассмотреть обеих кукол: как они одеты, какие у них волосы, глаза, а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются.
Овладел малыш описанием отдельных игрушек - переходите к составлению
 небольших сюжетных рассказов. Предложите ему несколько игрушек, позволяющих наметить простую сюжетную линию: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т.п. Пусть ребенок подумает, что могло произойти с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой в корзинке. Взрослый может для образца придумать свой рассказ, а затем предложить ребенку придумать рассказ самому. И не беда, если ребенок сначала просто повторит за вами ваш рассказ - он упражняется в рассказывании. Постепенно уводите детей от подражания, предлагайте придумать самостоятельный рассказ.
Рассказ о событии

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как ходили в гости, в парк, на новогоднюю елку, что он видел интересного на прогулке в лесу.
Перед ребенком четко ставится задача: 
"Расскажи, что ты видел на празднике". Здесь можно использовать образец: "Сначала послушай, что я видел на празднике, а потом ты будешь рассказывать". Рассказ взрослого должен быть близок детскому опыту, четко построен, иметь ясный конец; язык рассказа должен быть живым и эмоциональным.
Постепенно дети отучаются от копирования образца и подходят к самостоятельному творческому рассказыванию, обучение которому начинается уже после 5 лет.

Чтение

Чтение играет огромную роль в формировании словарного запаса ребенка. Проанализируйте, какую литературу вы читаете малышу, и что читает он сам. Постарайтесь перейти с книг, где активно развивается сюжет, много действия и встроенных диалогов, на описательную литературу. Это рассказы и повести о природе, о животных, о путешествиях. Обратитесь к книгам наших немеркнущих классиков, и уже через небольшой промежуток времени вы почувствуйте красоту и богатство русского языка, его мелодику. 

Если в тексте встречаются незнакомые слова и понятия, объясняйте их малышу, приведите примеры, в каких случаях они употребляются. Пусть ребенок сам сочинит предложения с использованием новых слов и понятий.

Обсуждаем прочитанное

Если раньше вы читали малышу минут тридцать, а потом закрывали книгу, то теперь измените процесс чтения. Пятнадцать минут – читаете, пятнадцать минут – говорите о прочитанном. Уровень обсуждения зависит от интеллектуального развития ребенка. Если мал, то и вопросы самые простые: «О чем рассказывается в сказке? Что сделал зайка? Куда побежал медвежонок?» Ребенку постарше и вопросы более взрослые: «Правильно ли поступил мальчик? А как ты думаешь, что могло произойти дальше? А чтобы ты предпринял на месте героя?»
Мама не только направляет беседу, задавая вопросы, а строит диалог. Высказывает свое мнение, иногда оно сознательно бывает «неправильным» чтобы ребенок мог заметить ошибку, неверную мысль и маму поправить. Взрослый вынуждает малыша высказать свое мнение и говорить о том, что «не написано» в книжке.
По ходу чтения мама обращает внимание на то, что ей понравилось или ее поразило. Это может быть красивый сравнительный оборот, яркое красочное описание объекта или смелый поступок героя. «Я бы, наверное, испугалась, а ты бы смог перейти через бушующую реку?» Чтение – это диалог между книгой и ребенком. Книга – это непассивный объект, прочел и поставил на полку - это повод поговорить, обсудить, поразмышлять.
Читая хорошую литературу, вы будете получать удовольствие сами, и ваше наслаждение чтением передастся ребенку.

Пересказ содержания своими словами

Часто встречаемое задание на уроках – пересказ прочитанного своими словами. Ребенок зачастую пугается, и все свое внимание направляет на вспоминание текста, считая, чем точнее к оригиналу он расскажет, тем «правильнее» он выполнит задание. И забыв авторский текст, он «стопорится» и замолкает. Решить эту проблему можно, научив ребенка внимательно читать или слушать текст, а затем «войти» в прочитанное, увидеть содержание своими глазами, стать на время действующим лицом и пересказать то, что его окружает, то, что он видит.
Нередко ребенок не понимает смысл и содержание текста, поэтому не может грамотно его пересказать. Сначала изучаемый материал нужно подробно разобрать, уяснив смысл каждого слова и понятия, найти к новым терминам синонимы, уже знакомые ребенку. Если потом он и забудет новое для него слово, то сможет заменить его другим, схожим по смыслу. Перед каждым пересказом разбирайте, «разжевывайте» текст, это залог грамотного пересказа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ежемесячная групповая газета выпуск № 2 Март

Нетрадиционный метод работы с родителями. Выпуск ежемесячной газеты....

Ежемесячная групповая газета выпуск № 3 Апрель

Выпуск газеты посвящен теме: "Зачем детям нужна мама?"...

Ежемесячная газета "Весёлые лисята" Выпуск 1

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9029903","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9029910","at...

Ежемесячная газета "Весёлые лисята" Выпуск 2

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9030033","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"339"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"9030043","at...

Ежемесячный выпуск газеты МДОУ №1 "Чудеса на летней веранде"

Информационное издания для родителей дошкольного образовательного учреждения в виде газеты....

Ежемесячная газета-консультация для родителей. Выпуск 1

Для чего нужна артикуляционная гимнастка?...