"Похищение колобка", конспект открытого занятия для детей старшей группы второго года обучения.
план-конспект занятия по логопедии (старшая, подготовительная группа) на тему

Калюшинникова Надежда Викторовна

Занятие по знакомству со звуком и буквой "Л", направленное на развитие фонематического анализа и синтеза. Включает различные приемы пальчиковой гимнастики и самомассажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    «Похищение колобка»

                             (для детей старшей группы  второго года обучения)

Цель: Развивать фонематический анализ и синтез при актуализации знаний о звуке {Л}.

- познакомить с буквой «Л»

Задачи: 

Образовательные: совершенствование фонематического анализа и синтеза,  уточнение знаний о характеристике звука.

Развивающие: развитие фонематического восприятия,  развитие логического мышления, развитие мелкой моторики на примере различных упражнений,  развитие мимической мускулатуры, развитие зрительного внимания и логического мышления.

Воспитательные: формирования чувства эмпатии и взаимопомощи.

Оборудование: колобок, текст сказки, загадки, конверты с заданиями, паровозики, картинки на заданный звук, ребусы, слова, магниты, две доски, подносы, карандаши, орехи, загадки, пробки, музыкальное сопровождение, костюм волка, индивидуальные карточки.

  1. Орг. Момент

Логопед зачитывает начало сказки «Колобок».

«Жили-были старик со старухой. Вот и говорит старик старухе:
— Поди-ка, старуха, по коробу поскреби, по сусеку помети…»

 Дети отгадывают сказку.

Логопед предлагает показать, каким может быть колобок.

Психогимнастика

- Изобразить толстощекого колобка. Надуть щеки.

- Показать руками, как катится колобок

- Изобразить грустного, веселого колобка.

 Дети садятся.

  1. Сюрпризный момент. Появление Колобка  (игрушка)

Колобок. - Ребята, а вы знаете, кто я?

Ответы детей.

- Колобок – это мое имя. И в моем имени спрятался звук, с которым мы будем сегодня знакомиться! Чтобы узнать, что это за звук нужно отгадать загадки.

  1. Загадки 

     -Сама не ем, а других кормлю.(Ложка)

     - Сидит дед, в 100 шуб одет,

        Кто меня раздевает, тот слезы проливает (Лук )

      - Ночью по небу гуляю,

  Тускло землю освещаю.

  Скучно, скучно мне одной

  А зовут меня  (Луной)

Повторение отгадок вместе с детьми.

Логопед. - С какого звука начинаются все отгадки?(со звука {Л})

А где он может стоять в слове? (начале, середине или конце)

- Где спрятался звук Л в имени колобка?

  1. Характеристика звука.

(Какой это звук, гласный или согласный, твердый или мягкий, звонкий или глухой) - дети дают характеристику звуку вместе с логопедом.

5.Проблемная ситуация.

Вдруг вбегает Волк, хватает Колобка и убегает. (ребенок в роли волка)

Логопед: Что же нам делать, чтобы вернуть Колобка, ведь, без него ничего не получится?  (варианты детей)

Давайте позовем Волка, может он отпустит Колобка.

(Волк возвращается).

Дети просят отпустить Колобка. Волк соглашается, только, если дети помогут Колобку и выполнят задания правильно. Волк вносит конверты с заданиями.

 

  1. Задание на развитие фонематического анализа.

 «Паровозики»

    Вывешиваются три паровозика. Детям нужно взять карточку, определить, где     находится звук {Л} (в начале, в середине или в конце). Затем  повесить под нужный  паровозик (карточки: луна, галоши, стул, стол, ландыш, пол, лук).

  1. Физ. минутка с элементами пальчиковой гимнастики под музыку. «Эх, вы сени, мои сени»
  2. Развитие фонематического анализа, синтеза, памяти.

« Ребусы- картинки».

Логопед: Давайте посмотрим на эти ребусы и подумаем, какие слова в них зашифрованы

Составить новое слово, определив и запомнив первые звуки в словах.

лампа, облако, маска = лом

лампа, аквариум, курица = лак

собака, топор, утюг, лампа = стул

Дети  составить рядом с ребусом схему слова.

  1. Знакомство с буквой «Л».  

Образец на доске. Дети выкладывают ее из палочек, прописывают в воздухе

  1. Логопед предлагает найти среди букв и в словах букву «Л», обвести в кружок.

(каждому ребенку индивидуально).

-Прежде, чем приступить к выполнению, давайте  покажем, как мы тренируем свои пальчики.

Пальчиковые упражнения: «Упражнение с пробками», «Упражнение с орехами», «Лыжи».

-Давайте, покажем волку, какие мы ловкие, и как умеем показывать лыжи пальчиками.

Дети берут пробки и выполняют упражнение.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы

мы любим забавы холодной поры»

«Орехи»

Научился два ореха

Между пальцами держать.

Это в школе мне поможет буквы новые писать

«Карандаши»

Карандаш в руках катаю.

Между пальчиков верчу

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу.

  1. Логопед вместе с детьми подводит итоги:  

Ребята, сегодня вы были дружными и добрыми, старались помочь колобку изо всех сил. Для этого прошли испытания и справились с новыми сложными заданиями. Скажите, что было самое интересное, а что самое трудное для вас?

 Самооценка детей

12. Волк возвращает Колобка. Игра с Волком под музыку «Гули, гули...».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия для детей старшего возраста: "Волшебное электричество"

Занятие включает в себя 2 направления по ФГТ: познавательно-речевое и социально-личностное....

Конспект открытого занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание. Уточнить знания детей о мире птиц: их внешнем виде, образе жизни, о мире растений: (ель, береза, дуб). Стимулировать проявление речевой активности. Поощрять интерес к свойствам...

"Наше настроение". Конспект открытого занятия для детей старшей группы.

Цель: учить детей ориентироваться в пиктограммах человеческих эмоций, настроений, отражать эти умения в своих рисунках. Обогащение эмоционального словаря дошкольников. Учить детей взаимодействовать в ...

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ПУТЕШЕС ТВИЕ В ИГРАЙ - ГОРОДОК»

1.Развивать у детей умение слышать звуки в словах, интонационно выделять и находить место звука в слове.2.Закреплять звук «Р», уметь придумывать слова с этим звуком.3.Развивать воображение, мышление р...

Конспект открытого занятия «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с устройством трех миров в якутском народном эпосе - олонхо « Нюргун Боотур Стремительный».

Воспитывать у детей чувства любви к Родине; чувства гордости ее традициями и культурой; Прививать детям интерес и уважение к культуре народа саха....

Конспект открытого занятия для детей старшей группы по теме: "Путешествие в страну здоровья"

Конспект открытого занятия для средней группы на тему: «Путешествие в страну здоровья»Конспект проведения непосредственно образовательной деятельности в первой средней группе на тему: «Путешествие в с...