Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука С"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему
Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука С в слогах, словах"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_individualnogo_zanyatiya_zvuk_s.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального занятия по теме:
«Автоматизация звука [с] в слогах и словах».
Цель: Автоматизация звука [с] в слогах и словах.
Задачи:
- Коррекционно - образовательные:
- упражнять в определении наличия и места звука в слове.
- Коррекционно-развивающие:
- развитие слухового, зрительного образа звука «С», ощущение правильного положения органов артикуляции;
- развитие умения дифференцировать звук от других звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам на фоне слогов, слов;
- развитие речевого дыхания;
- развитие фонематического слуха;
- развитие внимания, мышления, памяти;
- развитие интонационной выразительности, чувства ритма;
- обогащение и активизация словаря по теме «Игрушки»;
- развитие общей и мелкой моторики;
- упражнение в пространственной ориентации;
- употребление в речи предлогов /за, между, после/.формировать навыки самоконтроля за собственной речью;
- Коррекционно - воспитательные:
- воспитание умения работать индивидуально, развитие навыков самоорганизации контроля.
Оборудование: Стол, стулья, зеркало, мольберт, мягкая игрушка лягушка - Квака, схематичное изображение «История про девочку Соню», «звуковые дорожки», «кочки», чудесная коробка с игрушками /тигр, лиса, часы, оса, дракон, бусы и др./, сюрприз.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед: Малика, посмотри, у нас сегодня гости. Давай с ними поздороваемся.
Ребёнок: Здравствуйте!
Логопед: Малика, сегодня к нам на занятие пришёл ещё один гость, точнее гостья. Я расскажу о ней, а ты попробуй отгадать, кто это!
Скачет зверушка
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Логопед: Кто это? Как ты думаешь?
Ребёнок: Лягушка.
Логопед: Давай проверим.
/Логопед достает лягушку и вместе с ребенком рассматривают её.
Квака рассказывает о себе./
Квака:
Я горжусь красой своей:
Ртом, конечно, до ушей,
Длинным красным язычком
И зеленым пиджачком.
Знают все мои друзья:
Добрая я и веселая.
Не ворчу, не забияка
И зовусь красиво – Квака.
Логопед: Нравится тебе наша гостья? Как она о себе говорит? /Рот у неё до ушей, длинный красный язычок, зелёный пиджачок/.
Логопед: А чем ещё нравится? /Улыбается широко/.
Логопед: Давай, мы с тобой тоже поучимся широко улыбаться, как Квака.
Квака любит улыбаться
Рот у Кваки до ушей
Хоть завязочки пришей.
/Выполняем перед зеркалом артикуляционное упражнение «Улыбка»/
Логопед: Молодцы! Хорошо получилось. Ну, что ж оставим её на занятии и посмотрим, действительно ли она такая хорошая.
Упражнение по методике «Расскажи стихи руками».
Логопед: Малика, а сейчас, давай мы с тобой расскажем и покажем Кваке и гостям, что мы знаем о лягушках – хохотушках.
«Лягушки - хохотушки»
Две лягушки – хохотушки Увидали комара,
Прыгали, скакали. Закричали: «Ква – ква – ква!»
Лапкой – хлоп, другою – хлоп, Улетел комар, как ветер.
Щёки раздували. Хорошо пожить на свете!
Логопед: Молодец! Я думаю, Кваке понравилось.
Артикуляционная гимнастика
Логопед: Малика, посмотри, Квака в своих лапках принесла нам что-то. Давай откроем и посмотрим.
/Открываем конверт.
В нем схематичное изображение «История про девочку Соню»/
- Да это же история про девочку Соню. Давай расскажем и покажем эту историю вместе. А Квака будет повторять за нами.
С самого утра у Сони хорошее настроение, поэтому она улыбается (упражнение «Улыбка»). Ей подарили самокат, и она собиралась на нем покататься. Выходя из дома, (упражнение «Лопатка») она увидела у дверей огромную собаку. Испугалась Соня и спряталась за дверь (упражнение «Прятки»).
Соня выглянула из-за двери (упражнение «Лопатка»), собака не уходит, стоит у самой двери (упражнение «За зубки»). Соня снова спряталась (упражнение «Прятки»).
«Не буду я больше бояться собаки». Только она так подумала, смотрит, а собака-то убежала (упражнение «Почистим нижние зубки»). Вышла Соня на улицу (упражнение «Лопатка»), встала на самокат и стала кататься по кругу в одну сторону (круговые движения языка по губам, рот широко раскрыт), потом в другую сторону.
Соня каталась, а веселый ветерок обдувал ее во время езды (упражнение «Желобок»). Но вдруг у Сониного самоката спустило шину колеса. Она взяла насос и стала накачивать шину. Вот так «с-с-с». Давай поможем Соне (произносим звук «с» подражая звуку насоса). Теперь накачаем шину на другом колесе «с-с-с».
Какую интересную песенку пел насос! – подумала Соня. И вдруг она увидела интересные дорожки и решила по ним покататься. Но кататься не молча, а напевая песенку насоса, причем каждый раз по-разному: са-, со-, су-, сы- и т.д.
/На стол, перед ребенком положить лист бумаги, на котором нарисованы «звуковые дорожки» разной конфигурации. Ребенок водит пальцем по «звуковой дорожке» и тянет звук [с]: с-с-с-с-а-а, с-с-с-о-о, с-с-с-с-у-у, с-с-с-с-ы-ы и т.д./
Но вдруг пошел дождик, и Соне пришлось вернуться домой.
Логопед: Понравилась тебе история про Соню?
Автоматизация звука [c] в слогах СА- и СЫ-
Логопед: Знаешь, а Квака говорит, что ей нравиться дождик и она хочет выйти погулять и по кочкам поскакать, порезвиться, поиграть.
/На стол, перед ребенком кладется схема-образец «кочки» по которым скачет – прыгает лягушка. Ребенок водит пальцем по «кочкам» и произносит слог СА-: са-са-са - медленно и длительно.
Затем образец убирается и ребенок повторяет за логопедом.
Логопед произносит слоги са- и сы- меняя интонацию и ритм/.
Логопед: Посмотри, здесь нарисована Квака, которая прыгает по кочкам. Послушай как: са- са- са - /медленно и длительно/. Повтори.
Молодец! А сейчас Квака будет прыгать по-другому.
Послушай: са – са - са? - са - са! /Логопед произносит слоги, меняя темпо-ритмическую и интонационно-выразительную окраску слога. Ребенок повторяет на слух/.
Молодец! А теперь по-другому. Послушай: сы – сы – сы /ударение падает на первый слог/; сы – сы- сы /ударение на втором слоге/, сы – сы – сы /ударение на 3-м слоге/.
Логопед: Ну, что, понравилось тебе прыгать и скакать по кочкам вместе с Квакой? /Понравилось/.
Автоматизация в слогах СА-, СЫ- и в словах с ними.
Логопед: Знаешь, а ведь именно по этим кочкам Квака прискакала в наш детский сад. И в лапках у неё была вот эта красивая коробка. Давай посмотрим, что там внутри.
/На стол выставляется коробка с игрушками/.
Ребёнок: Игрушки.
Логопед: Правильно, игрушки. Давай посмотрим, какие.
- Вынимая игрушку из коробки, называй её, и если услышишь в названии игрушки звук «с» - даешь игрушке Кваке, ставишь игрушку перед ней. А если в названии игрушки ты не услышишь звука «С», то берешь игрушку себе.
/Ребенок достает из коробки по одной игрушке, называет её, определяет –
есть ли звук «с» в названии игрушки и распределяет
кому какая игрушка: лиса, тигр, оса, часы, петух, бусы, лев/.
Логопед: Молодец! Справилась с заданием. А сейчас, давай придумаем и поиграем в «Повторялочки» с названиями этих игрушек, а Квака пусть послушает.
/Логопед берет одну игрушку у Кваки, проговаривает слоги, называет игрушку и выставляет её в ряд. Ребенок повторяет.
Все остальные игрушки ребенок обыгрывает сам/.
Логопед: Са – са – са - лиса. Повтори. /Ребенок повторяет/.
А теперь ты придумай.
Ребёнок: Са - са – са - оса; сы – сы – сы - часы; сы – сы – сы - бусы; сы – сы м- сы - абрикосы.
Логопед: Молодец! Я думаю, наши «Повторялочки» Кваке понравились. Посмотри, что у нас с тобой получилось – целый ряд игрушек. Назови их по порядку./Ребенок называет все игрушки/. Умница!
А сейчас внимательно посмотри на эти игрушки, запомни, где какая игрушка стоит. Закрой глазки и назови их в том порядке, в котором они стоят. /Ребенок называет игрушки с закрытыми глазами/. Молодец! Открой глазки и проверь себя.
А теперь закрой глазки, и здесь что-то изменится. /Логопед меняет игрушки местами/. Открой глаза и посмотри, что изменилось. /Ребенок называет, что изменилось/.
Где сидит лиса? /Лиса сидит между часами и осой./
Которая по счету лиса? /Лиса по счету третья/.
Какая игрушка стоит перед осой?, часами? И др.
Логопед: Молодец! Умница! Кваке так понравилось с тобой заниматься и играть, что она хочет подарить тебе одну из этих игрушек. А вот какую, отгадай сама. Эта игрушка лежит между осой и часами. Что это? /Бусы/.
Логопед: Правильно, бусы. А сейчас ты можешь взять все игрушки, с которыми мы сегодня играли и идти в группу к своими ребяткам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального занятия «Звук Ш в слогах, в словах»
Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...
Конспект индивидуального занятия ЗВУК Р
Презентация конспекта по звукопроизношению...
Конспект индивидуального занятия. Звук [С]. Подготовительный этап.
ЦЕЛЬ:Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [с]ЗАДАЧИ:1.Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.2. Формировать длительную направленную во...
Конспект индивидуального занятия "Звук Ж"
Тема: Звук «Ж» Цель: автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, чистоговорках, предложении....
Конспект индивидуального занятия - звук [С]. Овощи.
В конспекте представлены артикуляционные упражнения для звука [С] в игровой форме по русско народней сказке "Теремок"...
Конспект индивидуального занятия. Звук [С] подготовительный этап.
Конспект индтвтдуального занятия....
Конспект индивидуального занятия "Звук Ш"
Конспект индивидуального занятия...