Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука С"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа) на тему

Конспект индивидуального занятия "Автоматизация звука С в слогах, словах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_individualnogo_zanyatiya_zvuk_s.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект индивидуального занятия по теме:

«Автоматизация звука [с] в слогах и словах».

Цель: Автоматизация звука [с] в слогах и словах.

Задачи:

   - Коррекционно - образовательные:

  • упражнять в определении наличия и места звука в слове.

   - Коррекционно-развивающие:

  • развитие слухового, зрительного образа звука «С», ощущение правильного положения органов артикуляции;
  • развитие умения дифференцировать звук от других звуков, близких по акустическим и артикуляционным признакам на фоне слогов, слов;
  • развитие речевого дыхания;
  • развитие фонематического слуха;
  • развитие внимания, мышления, памяти;
  • развитие интонационной выразительности, чувства ритма;
  • обогащение и активизация словаря по теме «Игрушки»;
  • развитие общей и мелкой моторики;
  • упражнение в пространственной ориентации;
  • употребление в речи предлогов /за, между, после/.формировать навыки самоконтроля за собственной речью;

   - Коррекционно - воспитательные:

  • воспитание умения работать индивидуально, развитие навыков самоорганизации контроля.

Оборудование: Стол, стулья, зеркало, мольберт, мягкая игрушка лягушка - Квака, схематичное изображение «История про девочку Соню», «звуковые дорожки», «кочки», чудесная коробка с игрушками /тигр, лиса, часы, оса, дракон, бусы и др./, сюрприз.

Ход занятия:

   Организационный момент.

   Логопед: Малика, посмотри, у нас сегодня гости. Давай с ними поздороваемся.

   Ребёнок: Здравствуйте!

   Логопед: Малика, сегодня к нам на занятие пришёл ещё один гость, точнее гостья. Я расскажу о ней, а ты попробуй отгадать, кто это!

        Скачет зверушка

        Не рот, а ловушка.

        Попадут в ловушку

        И комар, и мушка.

   Логопед: Кто это? Как ты думаешь?

   Ребёнок: Лягушка.

   Логопед: Давай проверим.

/Логопед достает лягушку и вместе с ребенком рассматривают её.

Квака рассказывает о себе./

   Квака:

        Я горжусь красой своей:

        Ртом, конечно, до ушей,

Длинным красным язычком

И зеленым пиджачком.

Знают все мои друзья:

Добрая я и веселая.

Не ворчу, не забияка

И зовусь красиво – Квака.

   Логопед: Нравится тебе наша гостья? Как она о себе говорит? /Рот у неё до ушей, длинный красный язычок, зелёный пиджачок/.

   Логопед: А чем ещё нравится? /Улыбается широко/.

   Логопед: Давай, мы с тобой тоже поучимся широко улыбаться, как Квака.

        Квака любит улыбаться

        Рот у Кваки до ушей

        Хоть завязочки пришей.

/Выполняем перед зеркалом артикуляционное упражнение «Улыбка»/

   Логопед: Молодцы! Хорошо получилось. Ну, что ж оставим её на занятии и посмотрим, действительно ли она такая хорошая.

Упражнение по методике «Расскажи стихи руками».

   Логопед: Малика, а сейчас, давай мы с тобой расскажем и покажем Кваке и гостям, что мы знаем о лягушках – хохотушках.

«Лягушки - хохотушки»

        Две лягушки – хохотушки                             Увидали комара,

        Прыгали, скакали.                                     Закричали: «Ква – ква – ква!»

        Лапкой – хлоп, другою – хлоп,                     Улетел комар, как ветер.

        Щёки раздували.                                             Хорошо пожить на свете!

   Логопед: Молодец! Я думаю, Кваке понравилось.

   

Артикуляционная гимнастика

   Логопед: Малика, посмотри, Квака  в своих лапках принесла нам что-то. Давай откроем и посмотрим.

/Открываем конверт.

В нем схематичное изображение «История про девочку Соню»/

   - Да это же история про девочку Соню. Давай расскажем и покажем эту историю вместе. А Квака будет повторять за нами.

        С самого утра у Сони хорошее настроение, поэтому она улыбается (упражнение «Улыбка»).  Ей подарили самокат, и она собиралась на нем покататься. Выходя из дома, (упражнение «Лопатка») она увидела у дверей огромную собаку. Испугалась Соня и спряталась за дверь (упражнение «Прятки»).

        Соня выглянула из-за двери (упражнение «Лопатка»), собака не уходит, стоит у самой двери (упражнение «За зубки»). Соня снова спряталась (упражнение «Прятки»).

        «Не буду я больше бояться собаки». Только она так подумала, смотрит, а собака-то убежала (упражнение «Почистим нижние зубки»). Вышла Соня на улицу (упражнение «Лопатка»), встала на самокат и стала кататься по кругу в одну сторону (круговые движения языка по губам, рот широко раскрыт), потом в другую сторону.

        Соня каталась, а веселый ветерок обдувал ее во время езды (упражнение «Желобок»). Но вдруг у Сониного самоката спустило шину колеса. Она взяла насос и стала накачивать шину. Вот так «с-с-с». Давай поможем Соне (произносим звук «с» подражая звуку насоса). Теперь накачаем шину на другом колесе «с-с-с».

        Какую интересную песенку пел насос! – подумала Соня. И вдруг она увидела интересные дорожки и решила по ним покататься. Но кататься не молча, а напевая песенку насоса, причем каждый раз по-разному: са-, со-, су-, сы- и т.д.

/На стол, перед ребенком положить лист бумаги, на котором нарисованы «звуковые дорожки» разной конфигурации. Ребенок водит пальцем по «звуковой дорожке» и тянет звук [с]: с-с-с-с-а-а, с-с-с-о-о, с-с-с-с-у-у, с-с-с-с-ы-ы и т.д./

        Но вдруг пошел дождик, и Соне пришлось вернуться домой.

   Логопед: Понравилась тебе история про Соню?

   Автоматизация звука [c] в слогах СА- и СЫ-

   Логопед: Знаешь, а Квака говорит, что ей нравиться дождик и она хочет выйти погулять и по кочкам поскакать, порезвиться, поиграть.

/На стол, перед ребенком кладется схема-образец «кочки» по которым скачет – прыгает лягушка. Ребенок водит пальцем по «кочкам» и произносит слог СА-: са-са-са   -   медленно и длительно.

Затем образец убирается и ребенок повторяет за логопедом.

Логопед произносит слоги са- и сы-  меняя интонацию и ритм/.

   Логопед: Посмотри, здесь нарисована Квака, которая прыгает по кочкам. Послушай как: са- са- са  -  /медленно и длительно/. Повтори.

   Молодец! А сейчас Квака будет прыгать по-другому.

Послушай: са – са - са?  -  са - са! /Логопед произносит слоги, меняя темпо-ритмическую и интонационно-выразительную окраску слога. Ребенок повторяет на слух/.

   Молодец! А теперь по-другому. Послушай: сы – сы – сы /ударение падает на первый слог/; сы – сы- сы /ударение на втором слоге/, сы – сы – сы /ударение на 3-м слоге/.

   Логопед: Ну, что, понравилось тебе прыгать и скакать по кочкам вместе с Квакой? /Понравилось/.

   Автоматизация в слогах СА-, СЫ- и в словах с ними.

   Логопед: Знаешь, а ведь именно по этим кочкам Квака прискакала в наш детский сад. И в лапках у неё была вот эта красивая коробка. Давай посмотрим, что там внутри.

/На стол выставляется коробка с игрушками/.

   Ребёнок: Игрушки.

   Логопед: Правильно, игрушки. Давай посмотрим, какие.

   - Вынимая игрушку из коробки, называй её, и если услышишь в названии игрушки звук «с» - даешь игрушке Кваке, ставишь игрушку перед ней. А если в названии игрушки ты не услышишь звука «С», то берешь игрушку себе.

/Ребенок достает из коробки по одной игрушке, называет её, определяет –

 есть ли звук «с» в названии игрушки и распределяет

кому какая игрушка: лиса, тигр, оса, часы, петух, бусы, лев/.

   Логопед: Молодец! Справилась с заданием. А сейчас, давай придумаем и поиграем в «Повторялочки» с названиями этих игрушек, а Квака пусть послушает.

/Логопед берет одну игрушку у Кваки, проговаривает слоги, называет игрушку и выставляет её в ряд. Ребенок повторяет.

Все остальные игрушки ребенок обыгрывает сам/.

   Логопед: Са – са – са   -   лиса. Повтори. /Ребенок повторяет/.

А теперь ты придумай.

   Ребёнок: Са - са – са   -   оса; сы – сы – сы    -   часы; сы – сы – сы   -   бусы; сы – сы м- сы    -   абрикосы.

   Логопед: Молодец! Я думаю, наши «Повторялочки» Кваке понравились. Посмотри, что у нас с тобой получилось – целый ряд игрушек. Назови их по порядку./Ребенок называет все игрушки/. Умница!

   А сейчас внимательно посмотри на эти игрушки, запомни, где какая игрушка стоит. Закрой глазки и назови их в том порядке, в котором они стоят. /Ребенок называет игрушки с закрытыми глазами/. Молодец! Открой глазки и проверь себя.

   А теперь закрой глазки, и здесь что-то изменится. /Логопед меняет игрушки местами/. Открой глаза и посмотри, что изменилось. /Ребенок называет, что изменилось/.

        Где сидит лиса? /Лиса сидит между часами и осой./

        Которая по счету лиса? /Лиса по счету третья/.

        Какая игрушка стоит перед осой?, часами? И др.

   Логопед: Молодец! Умница! Кваке так понравилось с тобой заниматься и играть, что она хочет подарить тебе одну из этих игрушек. А вот какую, отгадай сама. Эта игрушка лежит между осой и часами. Что это? /Бусы/.

   Логопед: Правильно, бусы. А сейчас ты можешь взять все игрушки,  с которыми мы сегодня играли и идти в группу к своими ребяткам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального занятия «Звук Ш в слогах, в словах»

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [Ш]с Жарковым Ильейна тему:« Звук Ш в слогах, в словах»...

Конспект индивидуального занятия ЗВУК Р

Презентация конспекта по звукопроизношению...

Конспект индивидуального занятия. Звук [С]. Подготовительный этап.

ЦЕЛЬ:Подготовка артикуляционного аппарата для постановки звука [с]ЗАДАЧИ:1.Продолжать учить выполнять артикуляционные упражнения для звука [с] в полном объеме.2. Формировать длительную направленную во...

Конспект индивидуального занятия "Звук Ж"

Тема:  Звук «Ж» Цель: автоматизация звука «Ж» в слогах, словах, чистоговорках, предложении....

Конспект индивидуального занятия - звук [С]. Овощи.

В конспекте представлены артикуляционные упражнения для звука [С] в игровой форме по русско народней сказке "Теремок"...

Конспект индивидуального занятия "Звук Ш"

Конспект индивидуального занятия...