Методическая разработка "Программа занятий по коррекции звукопроизношения у дошкольников 4-5 лет"
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа) на тему

Журавлева Нина Ивановна

Программа логопедических занятий предназначена для коррекции звукопроизношения при дислалии у детей дошкольного возраста. Рассчитана на занятия 2 раза в неделю в небольших подруппах по 3-5 человек. Возраст детей 4-5 лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа занятий по коррекции звукопроизношения у дошкольников 4-5 лет

Данная программа логопедических занятий предназначена для коррекции звукопроизношения при дислалии у детей дошкольного возраста. Система логопедического воздействия содержит несколько этапов.

Первый подготовительный этап посвящен слуховой дифференциации звуков в потоке речи, формированию необходимых артикуляторных навыков, а также развитию общеречевых умений и навыков. Задачи данного этапа:

  • сформировать у ребенка четкий акустический образ звука;
  • подготовить артикуляционный аппарат ребенка к воспроизведению необходимой артикуляции звука при помощи артикуляторной гимнастики путем тренировки более простых и легких элементов входящих в состав требуемого артикуляторного уклада;
  • сформировать у ребенка навык правильного речевого выдоха;

Второй основной этап заключается в формировании правильной артикуляции звука, а также автоматизации и слухопроизносительной дифференциации звука в потоке речи. Задачи данного этапа:

  • постановка звуков;
  • автоматизация произношения звуков изолированно, затем в слогах и словах, в предложениях, в тексте и в спонтанной речи;
  • дифференциация сходных по звучанию и/или артикуляции звуков в собственном произношении и в речи других.

Третий заключительный этап нацелен на формирование коммуникативных умений и навыков. Цель данного этапа формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения. Цель данного этапа закрепление правильного звукопроизношения при помощи сюжетно-ролевых игр, театрализации и инсценировок.

Программа рассчитана на занятия в малых подгруппах по 3-5 человек два раза в неделю. Возраст детей – 4-5 лет.

Информационно-методическое обеспечение:

  1. Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи - М. Эксмо, 2016
  2. Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии: звуковые превращения – Ростов н/Д: Феникс, 2016
  3. Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2016

Месяц / неделя

№ занятия

Дата

Тема

Литература

СЕНТЯБРЬ

4 неделя

1

Диагностика нарушений звукопроизношения. Знакомство с органами артикуляции, «Сказка о веселом язычке»

Конспект  «Сказка о веселом язычке».

Коррекция произношения звуков С/С’ и З/З’

Подготовительный этап

4 неделя

2

Слуховая дифференциация в потоке отдельных звуков, исключая акустически близкие звуки. Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков.

Картотека «Артикуляционная гимнастика».

5 неделя

3

Слуховая дифференциация в слогах. Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков.

Картотека «Артикуляционная гимнастика».

5 неделя

4

Слуховая дифференциация в словах. Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков.

Картотека «Артикуляционная гимнастика».

ОКТЯБРЬ

1 неделя

5

Слуховая дифференциация: различение акустически близких звуков.

Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков.

Картотека «Артикуляционная гимнастика».

Основной этап

1 неделя

6

Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков. Шёпотом на выдохе тянуть «И»;

Постановка звука.

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», «Сказка Звуковки «С» стр. 8,

 Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 8

2 неделя

7

Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков. Постановка звука C

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 8

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», Сказка звуковки С, стр. 8

2 неделя

8

Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков. Постановка звука C

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 8

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «В ладоши хлопай», стр. 11, «Превращалка», стр. 10

3 неделя

9

Автоматизация звука С в слогах и словах

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 10

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Театр», стр. 10, «Про лису», стр. 13

3 неделя

10

Автоматизация звука С в словах и фразах

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 11

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Мы со слогами играем», стр. 13, пальчиковая игра «Пальчики помощники», стр. 14

4 неделя

11

Постановка звука С’

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», звук СЬ, стр. 20 Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 13-14

4 неделя

12

Дифференциация звуков С и C’

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 14-15   С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра с мячом «Доскажи словечко», стр. 14, пальчиковая игра «Пальчики помощники», стр. 14

5 неделя

13

Постановка звука З

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 21

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», Сказка звуковки З, стр. 31

НОЯБРЬ

1 неделя

14

Автоматизация звука З в слогах, словах и фразах

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 21-22

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Превращалка», «Театр», стр. 32

1 неделя

15

Постановка звука З’

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 23

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Веселый металлофон», стр. 36

2 неделя

16

Автоматизация звука З’ в слогах, словах и фразах

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 23

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 79

2 неделя

17

Дифференциация звуков З-З’

 Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 23

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 79

3 неделя

18

Дифференциация звуков С-З

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 24-25

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 86-87

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Осенью мы в лес ходили», стр. 48

Заключительный этап

3 неделя

19

Игры на дифференциацию звуков и автоматизацию С/С’ и З/З’ 

«Угадай-ка», «Пальчики- помощники», игра с мячом «Съедобное- несъедобное», игра с Петрушкой «Путаница», «Что лишнее», речедвигательное упражнение «Утром», пальчиковая игра «Краски» С.В. Ихсанова «Звуковые превращения»

4 неделя

20

Автоматизация звуков С/С’ и З/З’ 

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие - Чистоговорки, стр.57, стр. 90-91

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 26-27

Коррекция произношения звука Ц

Подготовительный этап

4 неделя

21

Слуховая дифференциация. Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков.

Картотека «Артикуляционная гимнастика».

Основной этап

ДЕКАБРЬ

1 неделя

22

Постановка звука Ц

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 28

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», Сказка звуковки Ц, стр. 50

1 неделя

23

Постановка звука Ц

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 28

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 51-52

2 неделя

24

Автоматизация звука Ц в слогах и словах

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 29-30

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», пальчиковая игра «Пальчики-помощники», стр. 53

2 неделя

25

Автоматизация звука Ц в словах и фразах

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие – автоматизация произношения звука Ц , стр.93-96

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», пальчиковая игра «Пальчики-помощники», стр. 53

3 неделя

26

Дифференциация звуков Ц и С

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 31

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 104-105

3 неделя

27

Дифференциация звуков Ц и ТЬ

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 32

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 113

4 неделя

28

Дифференциация звуков С, С’, З, З’ и Ц

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 32

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 64-66

Заключительный этап

4 неделя

29

Автоматизация звука Ц в предложениях и тексте

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», чистоговорки стр. 34

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 54-56

ЯНВАРЬ

2 неделя

30

Автоматизация звука Ц в предложениях и тексте

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие - Чистоговорки ,стр. 116-117

Коррекция произношения звуков Ш и Ж  

Коррекция смешения звуков Т\Д и К\Г

Подготовительный этап

2 неделя

31

Слуховая дифференциация.

Повторение: Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков.

Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков.

Слуховая дифференциация Т и Д в потоке отдельных звуков, исключая акустически близкие звуки.

Картотека «Артикуляционная гимнастика». Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

3 неделя

32

Слуховая дифференциация в слогах.

Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков.

Слуховая дифференциация Т и Д в слогах, не содержащими звуков Г, Д.

Картотека «Артикуляционная гимнастика». Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

3 неделя

33

Слуховая дифференциация в словах в ударном слоге

Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков.

Слуховая дифференциация Т и Д в словах, не содержащими звуков Г, Д.

Картотека «Артикуляционная гимнастика». Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

4 неделя

34

Слуховая дифференциация в словах в ударных и безударных слогах.

Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков.

Слуховая дифференциация Т и Д в словах, не исключая звуков Г, Д.

Картотека «Артикуляционная гимнастика». Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

Основной этап

4 неделя

35

Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков. Постановка звука Ш

Изолированное произношение звуков Т и Д.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 36

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 68, «Сказка звуковки «Ш»

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

5 неделя

36

Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков. Постановка звука Ш

Автоматизация звуков Т и Д в слогах.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 36

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 70, «Перевращалка», «Театр»

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

5 неделя

37

Автоматизация звука Ш в слогах

Автоматизация звуков Т и Д в словах.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 36-37

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения»,стр. 71-72

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

ФЕВРАЛЬ

1 неделя

38

Автоматизация звука Ш в слогах и словах

Автоматизация звуков Т и Д в словах.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 36-37

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, автоматизация, стр. 119-120

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

1 неделя

39

Автоматизация звука Ш в словах и предложениях

Автоматизация звуков Т и Д в словосочетаниях и предложениях

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр.37-38 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения»,стр. 74-75

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

2 неделя

40

Автоматизация звука Ш в текстах

Автоматизация звуков Т и Д в тексте.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр.40-43

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

2 неделя

41

Постановка звука Ж

Дифференциация звуков К-Т на слух.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 44

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», Сказка Звуковки Ж, стр. 79

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

3 неделя

42

Автоматизация звука Ж в слогах и словах

Дифференциация произношения звуков К-Т.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 44-45

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, автоматизация, стр. 141

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

3 неделя

43

Автоматизация звука Ж в словах и предложениях

Дифференциация звуков К-Т в словосочетаниях и предложениях.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 45

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, автоматизация, стр. 146-147

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

4 неделя

44

Автоматизация звука Ж в тексте

Дифференциация звуков Г-Д.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 46

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Путаница» стр. 86

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

4 неделя

45

Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах

Дифференциация звуков К-Т-Г-Д в словах и предложениях.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 46

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 155

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Закончи слово в предложении», стр. 92

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

МАРТ

1 неделя

46

Дифференциация звуков Ш-Ж в предложениях и текстах

Дифференциация звуков К-Т-Г-Д в тексте.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 48-49

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, чистоговорки стр. 159-160

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», пальчиковые игры, стр. 94-95

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

1 неделя

47

Дифференциация звуков Ш-С в слогах, словах и предложениях

Дифференциация звуков К-Т-Г-Д в тексте.

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, чистоговорки стр. 134-135

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

2 неделя

48

Дифференциация звуков Ж-З в слогах, словах и предложениях

Дифференциация звуков К-Т-Г-Д в тексте

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 163-164

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Осенью мы в лес ходили», стр. 103-105

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

Заключительный этап

14.02

2 неделя

49

Игры и упражнения на дифференциацию звуков и автоматизацию Ш,Ж,С и З в словах

Разучивание стихов на дифференциацию звуков К-Т-Г-Д.

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», пальчиковые игры «Смешарики», «Грибы», стр.99

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 50

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

3 неделя

50

Автоматизация звуков Ш и Ж в спонтанной речи 

Разучивание стихов на дифференциацию звуков К-Т-Г-Д. Ответы на вопросы.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», задание «Женя ошибся» стр. 51

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, беседа по картинке, стр. 166

Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г».

Коррекция произношения звука Ч

26.02

Подготовительный этап

28.02

3 неделя

51

Слуховая дифференциация в потоке отдельных звуков, исключая акустически близкие звуки.

Повторение: Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков.

Картотека «Артикуляционная гимнастика».

Основной этап

4 неделя

52

Постановка звука Ч

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 53

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», Сказка Звуковки Ч, стр. 108

4 неделя

53

Постановка звука Ч, автоматизация звука Ч в слогах

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 53

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 109-110

АПРЕЛЬ

1 неделя

54

Автоматизация звука Ч в слогах и словах

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 54

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», пальчиковая игра «Пальчики-помощники», стр. 110-111

1 неделя

55

Автоматизация звука Ч в словах и фразах

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие – автоматизация произношения звука Ч, стр.73-74

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», «Расскажи о том, как ты сделаешь еще лучше» , загадки, стр. 113

2 неделя

56

Автоматизация звука Ч в спонтанной речи

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», задание «Как ты понимаешь эти пословицы», стр. 55

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, беседа по рассказу, ответы на вопросы, стр. 178

2 неделя

57

Дифференциация звуков Ц и Ч

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 184-185

3 неделя

58

Дифференциация звуков Ч и ТЬ

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 55

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 121-123

Заключительный этап

3 неделя

59

Автоматизация звука Ч в словах и предложениях

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 56

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 177

4 неделя

60

Автоматизация звука Ч в предложениях, тексте и спонтанной речи

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», беседа по рассказу «Левочка учится читать», стр. 57

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие – беседа по картинке ,стр. 188

Коррекция произношения звука Щ

Подготовительный этап

4 неделя

61

Слуховая дифференциация. Повторение: Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков.

Картотека «Артикуляционная гимнастика».

Основной этап

5 неделя

62

Постановка звука Щ

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 59

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», Сказка Звуковки Щ, стр. 124

МАЙ

1 неделя

63

Постановка звука Щ, звук Щ в слогах

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 60

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», пальчиковая игра «Пальчики-помощники», стр. 110-111

1 неделя

64

Автоматизация звука Щ в слогах, словах и фразах

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие – автоматизация произношения звука Щ, стр.196

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 128-129

2 неделя

65

Автоматизация звука Щ в спонтанной речи

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, беседа по рассказу, ответы на вопросы, стр. 197-198

2 неделя

66

Дифференциация звуков Щ и Ш

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 61

3 неделя

67

Дифференциация звуков Щ и Ч

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 62-63

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 136-137

3 неделя

68

Дифференциация звуков Щ и С/С’

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 203-204

С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 132-133

Заключительный этап

4 неделя

69

Дифференциация шипящих и свистящих и автоматизация звука Щ в словах и предложениях

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 66-67

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 177

4 неделя

70

Автоматизация звука Щ в предложениях, тексте и спонтанной речи

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», беседа по рассказу «Левочка учится читать», стр. 57

В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие – беседа по картинке ,стр. 214, чистоговорки, стр. 214-215

5 неделя

71

Автоматизация произношения шипящих и свистящих звуков в спонтанной речи.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 78

5 неделя

72

Игры на автоматизацию шипящих и свистящих звуков.

Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 78

ИТОГО:                 72 занятия


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.

Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...

Ротацизм и ламбдацизм. Коррекция звукопроизношения у дошкольников.

Описание нарушений,их виды. Способы постановки звуков. Этапы автоматизации, упражнения для автоматизации....

«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»

Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников....

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов.

Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов....

Методический комплект конспектов занятий по коррекции звукопроизношения для организации индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста

Авторы:  Шишковская Н.А., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» Алексеева Т.В.,  учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка»...