Методическая разработка "Программа занятий по коррекции звукопроизношения у дошкольников 4-5 лет"
календарно-тематическое планирование по логопедии (средняя группа) на тему
Программа логопедических занятий предназначена для коррекции звукопроизношения при дислалии у детей дошкольного возраста. Рассчитана на занятия 2 раза в неделю в небольших подруппах по 3-5 человек. Возраст детей 4-5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа логопедических занятий | 26.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа занятий по коррекции звукопроизношения у дошкольников 4-5 лет
Данная программа логопедических занятий предназначена для коррекции звукопроизношения при дислалии у детей дошкольного возраста. Система логопедического воздействия содержит несколько этапов.
Первый подготовительный этап посвящен слуховой дифференциации звуков в потоке речи, формированию необходимых артикуляторных навыков, а также развитию общеречевых умений и навыков. Задачи данного этапа:
- сформировать у ребенка четкий акустический образ звука;
- подготовить артикуляционный аппарат ребенка к воспроизведению необходимой артикуляции звука при помощи артикуляторной гимнастики путем тренировки более простых и легких элементов входящих в состав требуемого артикуляторного уклада;
- сформировать у ребенка навык правильного речевого выдоха;
Второй основной этап заключается в формировании правильной артикуляции звука, а также автоматизации и слухопроизносительной дифференциации звука в потоке речи. Задачи данного этапа:
- постановка звуков;
- автоматизация произношения звуков изолированно, затем в слогах и словах, в предложениях, в тексте и в спонтанной речи;
- дифференциация сходных по звучанию и/или артикуляции звуков в собственном произношении и в речи других.
Третий заключительный этап нацелен на формирование коммуникативных умений и навыков. Цель данного этапа формирование произносительных навыков в различных ситуациях общения. Цель данного этапа закрепление правильного звукопроизношения при помощи сюжетно-ролевых игр, театрализации и инсценировок.
Программа рассчитана на занятия в малых подгруппах по 3-5 человек два раза в неделю. Возраст детей – 4-5 лет.
Информационно-методическое обеспечение:
- Жукова Н.С. Уроки логопеда: исправление нарушений речи - М. Эксмо, 2016
- Ихсанова С.В. Игротерапия в логопедии: звуковые превращения – Ростов н/Д: Феникс, 2016
- Руденко В.И. Логопедия: практическое пособие - Ростов н/Д: Феникс, 2016
Месяц / неделя | № занятия | Дата | Тема | Литература | |||
СЕНТЯБРЬ | |||||||
4 неделя | 1 | Диагностика нарушений звукопроизношения. Знакомство с органами артикуляции, «Сказка о веселом язычке» | Конспект «Сказка о веселом язычке». | ||||
Коррекция произношения звуков С/С’ и З/З’ | |||||||
Подготовительный этап | |||||||
4 неделя | 2 | Слуховая дифференциация в потоке отдельных звуков, исключая акустически близкие звуки. Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков. | Картотека «Артикуляционная гимнастика». | ||||
5 неделя | 3 | Слуховая дифференциация в слогах. Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков. | Картотека «Артикуляционная гимнастика». | ||||
5 неделя | 4 | Слуховая дифференциация в словах. Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков. | Картотека «Артикуляционная гимнастика». | ||||
ОКТЯБРЬ | |||||||
1 неделя | 5 | Слуховая дифференциация: различение акустически близких звуков. Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков. | Картотека «Артикуляционная гимнастика». | ||||
Основной этап | |||||||
1 неделя | 6 | Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков. Шёпотом на выдохе тянуть «И»; Постановка звука. | С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», «Сказка Звуковки «С» стр. 8, Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 8 | ||||
2 неделя | 7 | Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков. Постановка звука C | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 8 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», Сказка звуковки С, стр. 8 | ||||
2 неделя | 8 | Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков. Постановка звука C | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 8 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «В ладоши хлопай», стр. 11, «Превращалка», стр. 10 | ||||
3 неделя | 9 | Автоматизация звука С в слогах и словах | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 10 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Театр», стр. 10, «Про лису», стр. 13 | ||||
3 неделя | 10 | Автоматизация звука С в словах и фразах | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 11 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Мы со слогами играем», стр. 13, пальчиковая игра «Пальчики помощники», стр. 14 | ||||
4 неделя | 11 | Постановка звука С’ | С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», звук СЬ, стр. 20 Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 13-14 | ||||
4 неделя | 12 | Дифференциация звуков С и C’ | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 14-15 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра с мячом «Доскажи словечко», стр. 14, пальчиковая игра «Пальчики помощники», стр. 14 | ||||
5 неделя | 13 | Постановка звука З | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 21 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», Сказка звуковки З, стр. 31 | ||||
НОЯБРЬ | |||||||
1 неделя | 14 | Автоматизация звука З в слогах, словах и фразах | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 21-22 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Превращалка», «Театр», стр. 32 | ||||
1 неделя | 15 | Постановка звука З’ | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 23 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Веселый металлофон», стр. 36 | ||||
2 неделя | 16 | Автоматизация звука З’ в слогах, словах и фразах | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 23 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 79 | ||||
2 неделя | 17 | Дифференциация звуков З-З’ | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 23 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 79 | ||||
3 неделя | 18 | Дифференциация звуков С-З | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 24-25 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 86-87 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Осенью мы в лес ходили», стр. 48 | ||||
Заключительный этап | |||||||
3 неделя | 19 | Игры на дифференциацию звуков и автоматизацию С/С’ и З/З’ | «Угадай-ка», «Пальчики- помощники», игра с мячом «Съедобное- несъедобное», игра с Петрушкой «Путаница», «Что лишнее», речедвигательное упражнение «Утром», пальчиковая игра «Краски» С.В. Ихсанова «Звуковые превращения» | ||||
4 неделя | 20 | Автоматизация звуков С/С’ и З/З’ | В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие - Чистоговорки, стр.57, стр. 90-91 Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 26-27 | ||||
Коррекция произношения звука Ц | |||||||
Подготовительный этап | |||||||
4 неделя | 21 | Слуховая дифференциация. Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков. | Картотека «Артикуляционная гимнастика». | ||||
Основной этап | |||||||
ДЕКАБРЬ | |||||||
1 неделя | 22 | Постановка звука Ц | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 28 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», Сказка звуковки Ц, стр. 50 | ||||
1 неделя | 23 | Постановка звука Ц | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 28 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 51-52 | ||||
2 неделя | 24 | Автоматизация звука Ц в слогах и словах | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 29-30 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», пальчиковая игра «Пальчики-помощники», стр. 53 | ||||
2 неделя | 25 | Автоматизация звука Ц в словах и фразах | В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие – автоматизация произношения звука Ц , стр.93-96 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», пальчиковая игра «Пальчики-помощники», стр. 53 | ||||
3 неделя | 26 | Дифференциация звуков Ц и С | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 31 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 104-105 | ||||
3 неделя | 27 | Дифференциация звуков Ц и ТЬ | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 32 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 113 | ||||
4 неделя | 28 | Дифференциация звуков С, С’, З, З’ и Ц | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 32 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 64-66 | ||||
Заключительный этап | |||||||
4 неделя | 29 | Автоматизация звука Ц в предложениях и тексте | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», чистоговорки стр. 34 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 54-56 | ||||
ЯНВАРЬ | |||||||
2 неделя | 30 | Автоматизация звука Ц в предложениях и тексте | В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие - Чистоговорки ,стр. 116-117 | ||||
Коррекция произношения звуков Ш и Ж | Коррекция смешения звуков Т\Д и К\Г | ||||||
Подготовительный этап | |||||||
2 неделя | 31 | Слуховая дифференциация. Повторение: Артикуляционная гимнастика для коррекции свистящих звуков. Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков. | Слуховая дифференциация Т и Д в потоке отдельных звуков, исключая акустически близкие звуки. | Картотека «Артикуляционная гимнастика». Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
3 неделя | 32 | Слуховая дифференциация в слогах. Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков. | Слуховая дифференциация Т и Д в слогах, не содержащими звуков Г, Д. | Картотека «Артикуляционная гимнастика». Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
3 неделя | 33 | Слуховая дифференциация в словах в ударном слоге Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков. | Слуховая дифференциация Т и Д в словах, не содержащими звуков Г, Д. | Картотека «Артикуляционная гимнастика». Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
4 неделя | 34 | Слуховая дифференциация в словах в ударных и безударных слогах. Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков. | Слуховая дифференциация Т и Д в словах, не исключая звуков Г, Д. | Картотека «Артикуляционная гимнастика». Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
Основной этап | |||||||
4 неделя | 35 | Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков. Постановка звука Ш | Изолированное произношение звуков Т и Д. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 36 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 68, «Сказка звуковки «Ш» Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
5 неделя | 36 | Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков. Постановка звука Ш | Автоматизация звуков Т и Д в слогах. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 36 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 70, «Перевращалка», «Театр» Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
5 неделя | 37 | Автоматизация звука Ш в слогах | Автоматизация звуков Т и Д в словах. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 36-37 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения»,стр. 71-72 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
ФЕВРАЛЬ | |||||||
1 неделя | 38 | Автоматизация звука Ш в слогах и словах | Автоматизация звуков Т и Д в словах. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 36-37 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, автоматизация, стр. 119-120 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
1 неделя | 39 | Автоматизация звука Ш в словах и предложениях | Автоматизация звуков Т и Д в словосочетаниях и предложениях | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр.37-38 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения»,стр. 74-75 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
2 неделя | 40 | Автоматизация звука Ш в текстах | Автоматизация звуков Т и Д в тексте. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр.40-43 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
2 неделя | 41 | Постановка звука Ж | Дифференциация звуков К-Т на слух. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 44 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», Сказка Звуковки Ж, стр. 79 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
3 неделя | 42 | Автоматизация звука Ж в слогах и словах | Дифференциация произношения звуков К-Т. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 44-45 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, автоматизация, стр. 141 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
3 неделя | 43 | Автоматизация звука Ж в словах и предложениях | Дифференциация звуков К-Т в словосочетаниях и предложениях. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 45 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, автоматизация, стр. 146-147 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
4 неделя | 44 | Автоматизация звука Ж в тексте | Дифференциация звуков Г-Д. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 46 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Путаница» стр. 86 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
4 неделя | 45 | Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах и словах | Дифференциация звуков К-Т-Г-Д в словах и предложениях. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 46 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 155 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Закончи слово в предложении», стр. 92 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
МАРТ | |||||||
1 неделя | 46 | Дифференциация звуков Ш-Ж в предложениях и текстах | Дифференциация звуков К-Т-Г-Д в тексте. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 48-49 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, чистоговорки стр. 159-160 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», пальчиковые игры, стр. 94-95 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
1 неделя | 47 | Дифференциация звуков Ш-С в слогах, словах и предложениях | Дифференциация звуков К-Т-Г-Д в тексте. | В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, чистоговорки стр. 134-135 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
2 неделя | 48 | Дифференциация звуков Ж-З в слогах, словах и предложениях | Дифференциация звуков К-Т-Г-Д в тексте | В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 163-164 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», игра «Осенью мы в лес ходили», стр. 103-105 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
Заключительный этап | 14.02 | ||||||
2 неделя | 49 | Игры и упражнения на дифференциацию звуков и автоматизацию Ш,Ж,С и З в словах | Разучивание стихов на дифференциацию звуков К-Т-Г-Д. | С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», пальчиковые игры «Смешарики», «Грибы», стр.99 Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 50 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
3 неделя | 50 | Автоматизация звуков Ш и Ж в спонтанной речи | Разучивание стихов на дифференциацию звуков К-Т-Г-Д. Ответы на вопросы. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», задание «Женя ошибся» стр. 51 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, беседа по картинке, стр. 166 Конспект «Дифференциация звуков Т\Д и К/Г». | |||
Коррекция произношения звука Ч | 26.02 | ||||||
Подготовительный этап | 28.02 | ||||||
3 неделя | 51 | Слуховая дифференциация в потоке отдельных звуков, исключая акустически близкие звуки. Повторение: Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков. | Картотека «Артикуляционная гимнастика». | ||||
Основной этап | |||||||
4 неделя | 52 | Постановка звука Ч | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 53 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», Сказка Звуковки Ч, стр. 108 | ||||
4 неделя | 53 | Постановка звука Ч, автоматизация звука Ч в слогах | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 53 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 109-110 | ||||
АПРЕЛЬ | |||||||
1 неделя | 54 | Автоматизация звука Ч в слогах и словах | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 54 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», пальчиковая игра «Пальчики-помощники», стр. 110-111 | ||||
1 неделя | 55 | Автоматизация звука Ч в словах и фразах | В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие – автоматизация произношения звука Ч, стр.73-74 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», «Расскажи о том, как ты сделаешь еще лучше» , загадки, стр. 113 | ||||
2 неделя | 56 | Автоматизация звука Ч в спонтанной речи | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», задание «Как ты понимаешь эти пословицы», стр. 55 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, беседа по рассказу, ответы на вопросы, стр. 178 | ||||
2 неделя | 57 | Дифференциация звуков Ц и Ч | В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 184-185 | ||||
3 неделя | 58 | Дифференциация звуков Ч и ТЬ | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 55 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 121-123 | ||||
Заключительный этап | |||||||
3 неделя | 59 | Автоматизация звука Ч в словах и предложениях | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 56 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 177 | ||||
4 неделя | 60 | Автоматизация звука Ч в предложениях, тексте и спонтанной речи | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», беседа по рассказу «Левочка учится читать», стр. 57 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие – беседа по картинке ,стр. 188 | ||||
Коррекция произношения звука Щ | |||||||
Подготовительный этап | |||||||
4 неделя | 61 | Слуховая дифференциация. Повторение: Артикуляционная гимнастика для коррекции шипящих звуков. | Картотека «Артикуляционная гимнастика». | ||||
Основной этап | |||||||
5 неделя | 62 | Постановка звука Щ | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 59 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», Сказка Звуковки Щ, стр. 124 | ||||
МАЙ | |||||||
1 неделя | 63 | Постановка звука Щ, звук Щ в слогах | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 60 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», пальчиковая игра «Пальчики-помощники», стр. 110-111 | ||||
1 неделя | 64 | Автоматизация звука Щ в слогах, словах и фразах | В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие – автоматизация произношения звука Щ, стр.196 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 128-129 | ||||
2 неделя | 65 | Автоматизация звука Щ в спонтанной речи | В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, беседа по рассказу, ответы на вопросы, стр. 197-198 | ||||
2 неделя | 66 | Дифференциация звуков Щ и Ш | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 61 | ||||
3 неделя | 67 | Дифференциация звуков Щ и Ч | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 62-63 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 136-137 | ||||
3 неделя | 68 | Дифференциация звуков Щ и С/С’ | В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 203-204 С.В. Ихсанова «Звуковые превращения», стр. 132-133 | ||||
Заключительный этап | |||||||
4 неделя | 69 | Дифференциация шипящих и свистящих и автоматизация звука Щ в словах и предложениях | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 66-67 В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие, стр. 177 | ||||
4 неделя | 70 | Автоматизация звука Щ в предложениях, тексте и спонтанной речи Н.С. Жукова «Уроки логопеда», беседа по рассказу «Левочка учится читать», стр. 57 | В.И. Руденко, Логопедия: практическое пособие – беседа по картинке ,стр. 214, чистоговорки, стр. 214-215 | ||||
5 неделя | 71 | Автоматизация произношения шипящих и свистящих звуков в спонтанной речи. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 78 | ||||
5 неделя | 72 | Игры на автоматизацию шипящих и свистящих звуков. | Н.С. Жукова «Уроки логопеда», стр. 78 | ||||
ИТОГО: 72 занятия |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Индивидуальное занятие посвящено автоматизации звука ш в слове.В предложенном занятии применяются разнообразные игровые приемы, с помощью которых удалось добиться положительного эмоционального фона на...
Ротацизм и ламбдацизм. Коррекция звукопроизношения у дошкольников.
Описание нарушений,их виды. Способы постановки звуков. Этапы автоматизации, упражнения для автоматизации....
«Игровые приёмы развития артикуляционной моторики и коррекции звукопроизношения у дошкольников»
Примерные задания по развитию артикуляционной и общей моторики дошкольников....
Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов.
Методическая разработка интегрированного логопедического занятия по коррекции звукопроизношения + развитие речи. Дикие звери наших лесов....
Методическая разработка индивидуального занятия по коррекции звукопроизношения на тему "Автоматизация звука [ Р] в слогах и словах" для детей старшего дошкольного возраста
Разработка конспекта индивидуального занятия по автоматизации звука "Р" в слогах и словах....
Методический комплект конспектов занятий по коррекции звукопроизношения для организации индивидуальной и подгрупповой образовательной деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста
Авторы: Шишковская Н.А., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка» Алексеева Т.В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 13 «Ласточка»...
Интегрированное логопедическое занятие по коррекции звукопроизношения (коррекция звукопроизношения + развитие речи) «Сказочный звук С. Звук С в словах и словосочетаниях»
Конеспект занятия по автоматизации звука С в словах и словосочетаниях....