Продуктивное использование образовательных технологий
методическая разработка по логопедии на тему
Являюсь членом творческой группы "Логопедическое сопровождение здоровьеформирующей деятельности дошкольного образвательного учреждения". Тема: "Использование элементов логопедического массажа в коррекционной деятельности в условиях ДОУ". Членами нашей мастерской были изучены, проанализированы многие существующие методики массажа, и выявив более эффективные приемы её использования , была адаптирована дифференцированная артикуляционная гимнастика к подгрупповой работе и добавлены в нее элементы самомассажа.Для практического использования на первых двух этапах работы была разработана система из 8 комплексов (система комплексов гимнастики с элементами самомассажа).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samomassazh.docx | 78.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования и молодежной политики
Администрации города Смоленска
Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования «Центр дополнительного
Образования №1» города Смоленска
Служба сопровождения
Социально-психолого-педагогической деятельности
Образовательных учреждений Муниципальное бюджетное учреждение
Дополнительного образования «Центр дополнительного
Образования №1» города Смоленска
ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
«ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
ЗДОРОВЬЕФОРМИРУЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»,
«ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОРРЕКЦИОННО-
РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА,
ИМЕЮЩИМИ РЕЧЕВЫЕ НАРУШЕНИЯ»
ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО
МАССАЖА В КОРРЕКЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В УСЛОВИЯХ ДОУ»
Содержание
1. Паспорт творческой мастерской…………………………………….….2-8
2. Методические рекомендации
2.1 Аннотация…………………… …………………………………….10
2.2 Пояснительная записка………………………………………..11-13
2.3 Содержание …………………………………………………....14-16
2.4 Список литературы…………………………………………….16-17
2.5 Приложение
2.5.1 Приложение 1…………………………………………………18
2.5.2 Приложение 2………………………………………..........19-28
2.5.3 Приложение 3………………………………………………...29
- Паспорт творческой мастерской
Наименование мастерской | «Использование элементов логопедического массажа в коррекционной работе в условиях ДОУ» |
Дата принятия решения о разработке творческой мастерской | январь 2016 года |
Основание для разработ- ки творческой мастерской | План работы СС СППД |
Основные разработчики творческой мастерской | 1. Захарчук У.Г.- руководитель, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №48 «Совушка» 2.Балуева Т.Ф. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №63 «Золотой петушок» 3. Ковалева И.В. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №64 «Солнечный зайчик» 4. Колесникова С.В. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №22 «Бабочка» 5. Новикова Н.Н. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №54 «Дружба» 6. Хроменкова С.Н. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» 7. Якене С.Н. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка» |
Исполнители | Учителя-логопеды МБДОУ г. Смоленска |
Объект изучения мастерской | Процесс логопедического массажа при коррекции звукопроизношения. |
Предмет работы мастерской | Методики и техники логопедического массажа, используемого при коррекции звукопроизношения |
Цель мастерской |
|
Задачи мастерской |
Развитие творческого потенциала специалистов и формирование команды единомышленников.
|
Сроки реализации | 2015-2018 уч. г. |
Участники | Учителя-логопеды, дети, имеющие речевую патологию. |
Теоретическая значимость | Проанализированы многие существующие методики массажа и выявлены более эффективные методики использования элементов логопедического массажа. |
Практическая значимость | Предложенная методика использования элементов логопедического массажа может быть полезна как педагогам работающим с детьми с дизартрическими нарушениями так и для специалистов работающих с детьми, имеющими другие нарушения. |
Ожидаемые результаты реализации программы. | Создание системы комплексов гимнастики с элементами самомассажа (СКГ) для банка методических рекомендаций, апробированных в практической деятельности учителей-логопедов МБДОУ г. Смоленска. Широкое применение и внедрение на коррекционно-развивающих занятиях. |
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ
Творческая мастерская начнёт работать с января 2016 года.
Работа мастерской продлится до мая 2018 года.
Участники творческой мастерской собираются на базе СС СППД или в МДБОУ, где будут проходить коррекционные занятия. Использование системы комплексов регулируется уровнем сложности речевых нарушений подгруппы (от 20 и более занятий)
1 этап: организационно-подготовительный (декабрь 2015- ноябрь 2016г.)
Цель: 1. Изучить специальную логопедическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции звукопроизношения (разных видов речевых патологий) при помощи логопедического массажа.
2.Разработать структуру комплекса упражнений, для использования в коррекционной работе с подгруппой детей
2 этап: содержательно-деятельностный (ноябрь 2016-май 2017)
Цель: подбор практического материала и апробирование в коррекционной работе.
3 этап презентационно-контрольный (сентябрь 2017- май 2018)
Цель: опробирование в коррекционной работе системы комплексов гимнастики с элементами самомассажа (СКГ), обобщение и распространение опыта.
Весь собранный материал будет представлен в виде творческого отчёта.
Состав творческой мастерской
Руководитель: Захарчук У.Г.
Учителя-логопеды микрогруппы № 3 : .Балуева Т.Ф., Ковалева И.В., Колесникова С.В., Новикова Н.Н., Хроменкова С.Н., Якене С.Н.
Количественный состав для реализации каждого комплекса может варьироваться от одного учителя-логопеда до нескольких человек из состава творческой группы.
Разработки и методические материалы могут использовать учителя-логопеды МБДОУ не входящих в творческую мастерскую.
Этапы подготовки
№ | Мероприятие | Сроки | Ответственный | |
Организационно-подготовительный этап | ||||
1. | Создание творческой группы, для реализации проекта | Декабрь 2015 ноябрь 2016 | творческая группа | |
2. | Обсуждение выбранной темы | творческая группа | ||
3. | Распределение обязанностей между логопедами по подготовке материалов | творческая группа | ||
4. | Обзор теоретического материала по заявленной теме. | творческая группа | ||
5. | Выступление с распространением опыта по изученному материалу на МО учителей-логопедов г.Смоленска: -«Гимнастика с элементами самомассажа»- учитель-логопед Захарчук У.Г. МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка» г. Смоленска. -«Дизартрия. Использование массажа при различных формах дизартрии.»- учитель-логопед Новикова Н.Н. МБДОУ «Детский сад №54 «Дружба» г. Смоленска -«Виды логопедического массажа»- учитель-логопед Колесникова С.В. МБДОУ «Детский сад №22 «Бабочка» г. Смоленска..; - «Логопедический массаж»- учитель-логопед Ковалева Ирина Владимировна МБДОУ «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» г. Смоленска -«Не циркач я, не артист» (использование самомассажа в коррекционной работе)- учитель-логопед Якене И.В .МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка» г. Смоленска. | Ноябрь 2016 | творческая группа |
Содержательно - деятельностный этап
1. | Подготовка необходимого практического материала для использования комплексов . | Ноябрь 2016-май 2017 | Творческая группа |
2. | Проведение занятий в ДОУ. Проведение открытого заседания творческой группы на тему: «Использование элементов логопедического массажа в коррекционной работе в условиях ДОУ» с показом открытого занятия: 1. Доклад «Использование элементов логопедического массажа в коррекционной работе в условиях ДОУ» учитель-логопед Захарчук У.Г. МБДОУ «Детский сад №48 «Совушка» г. Смоленска. 2. Мастер – класс «Гимнастика с элементами самомассажа с детьми старших групп с речевыми заключениями, осложненными дизартрией» учитель-логопед Хроменкова С. Н. МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» г. Смоленска». 3.Доклад и презентация «Комплексный подход к решению проблем коррекции речи с использованием нетрадиционных методов С.В. Коновленко, И.В. Блыскиной. Ф. Ауглина». учитель-логопед Якене И.В .МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка» г. Смоленска. 4. Доклад и презентация«Забавушки». учитель-логопед Колесникова С.В. МБДОУ «Детский сад №22 «Бабочка» г. Смоленска. 5. Доклад и презентация «Театр пальчиков и языка» учитель-логопед Новикова Н.Н. МБДОУ «Детский сад №54 «Дружба» г. Смоленска | Апрель 2017 | Творческая группа |
Презентационно - контрольный этап
1. | Апробирование разработанных материалов в течение учебного года. | Сентябрь 2017- май 2018 | Творческая группа |
2. | Обсуждение и анализ эффективности коррекционной работы с использова- иием разработанного комплекса | Ноябрь-декабрь 2017 | Творческая группа |
3. | Составление рекомендаций по использованию на логопедических занятиях материала | 2017 | Творческая группа |
4. | Обобщение и распространение опыта на образовательном, муниципальном, региональном и всероссийском уровне. | 2017-2018уч год | Творческая группа |
5. | Презентация отчета на МО : «Использование элементов логопедического массажа в коррекционной работе с детьми в условиях ДОУ»: 1.«Итоги работы творческой группы: Использование элементов логопедического массажа в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста». Доклад. Учитель-логопед Захарчук У.Г. МБДОУ «Детский сад № 48 «Совушка» г. Смоленска. 2.«Логопедический массаж» (для детей старших возрастных групп с речевыми заключениями, осложненными дизартрией). Мастер – класс. Учитель-логопед Ковалева Ирина Владимировна МБДОУ «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик» г. Смоленска 3. « Игры в коррекционной работе в условиях ДОУ». Доклад. Учитель-логопед Балуева Т.Ф. МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой петушок» г. Смоленска. | Февраль 2018 | Творческая группа. |
Аннотация к разработке
системы комплексов гимнастики с элементами самомассажа (СКГ)
В методических рекомендациях представлена разработка системы комплексов гимнастики с элементами самомассажа (СКГ) творческой мастерской учителей-логопедов (тема:«Использование элементов логопедического массажа в коррекционной деятельности в условиях ДОУ»)
Теоретическими предпосылками стали работы ведущих специалистов в области коррекционной педагогики: Е. Ф. Архиповой, А.А. Шафеевой, М.Е. Хватцева, Е.А.Дьяковой, Ф.Р.Ауглина, И.В.Блыскиной . Дано педагогическое обоснование целесообразности использования системы комплексов гимнастики с элементами самомассажа (СКГ) в коррекционной работе ДОУ, систематизированы методы и приемы дифференцированной гимнастики, логопедического массажа и самомассажа с учетом этиопатогенетических механизмов тех речевых расстройств, при которых целесообразно её использование. Кратко изложен опыт работы по данной теме, цели, задачи и методика ее проведения. В приложении представлены разработанные комплексы для практического применения на коррекционных занятиях и диагностические критерии мониторинга.
Предлагаемый материал будет полезен специалистам: психологам, дефектологам, учителям-логопедам в коррекционной работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
В разработке принимали участие:
1. Захарчук У.Г.- руководитель, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №48 «Совушка» г. Смоленска.
2.Балуева Т.Ф. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №63 «Золотой петушок» г. Смоленска.
3. Ковалева И.В. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №64 «Солнечный зайчик» г. Смоленска.
4. Колесникова С.В. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №22 «Бабочка» г. Смоленска.
5. Новикова Н.Н. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №54 «Дружба» г. Смоленска.
6. Хроменкова С.Н. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №78 «Исток» г. Смоленска.
7. Якене С.Н. , учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №10 «Звездочка» г. Смоленска.
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает одно их центральных мест. В современной практике работы учителя-логопеда в условиях логопедического пункта актуальность приобретает такая цель, как усиление коррекционной и профилактической направленности образовательного процесса в ДОУ в отношении детской речи. С учетом этой приоритетной цели наша творческая мастерская разработала систему комплексов гимнастики с элементами самомассажа (СКГ), в котором использованы элементы логопедического самомассажа для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.
Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР, ЗРР, дизартрия). Для более продуктивной подгрупповой работы был изучен, собран и апробирован комплекс гимнастики с элементами самомассажа.
В практике работы учителей-логопедов дошкольных учреждений данная тема недостаточно разработана, поэтому методический материал имеет большую практическую ценность для педагогов.
Перед нами стояли задачи:
- Изучить специальную логопедическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме коррекции звукопроизношения при помощи логопедического массажа.
-Разработать комплексы с элементами логопедического массажа в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста.
-Выявить влияние логопедического массажа на мышцы артикуляционного аппарата при коррекции звукопроизношения.
-Апробирование комплекса с элементами логопедического массажа.
Логопедический массаж как один из методов коррекционно-педагогического воздействия при ряде тяжелых речевых нарушений используется достаточно давно и целесообразность использования приемов массажа в логопедической практике ни у кого из специалистов не вызывает сомнения, особенно при таких тяжелых нарушениях речи, как дизартрия, ринолалия, заикание. Теоретической предпосылкой для его применения служат работы Хватцева М.Е., Архиповой Е.Ф Правдиной, К.А. Семеновой и др. Тем не менее, приемы дифференцированного массажа, применяемого при разных формах речевой патологии, разработаны относительно недавно и еще недостаточно внедрены в широкую логопедическую практику.
Логопедический массаж может проводиться на всех этапах коррекционного воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы.
При преодолении артикуляторных нарушений логопедический массаж проводится наряду с пассивной, пассивно-активной и активной артикуляционной гимнастикой.
Массаж может проводиться на всех этапах коррекционно-логопедического воздействия, но особенно значимо его использование на начальных этапах работы, когда у ребенка еще нет принципиальной возможности выполнить определенные артикуляционные движения.
Однако, дифференцированный логопедический массаж могут осуществлять только специалисты, которые прошли специальную подготовку, владеют техникой массажа, имеют знания по анатомии и физиологии мышц речевого аппарата.
Проанализировав работы ведущих специалистов в области коррекционной педагогики выявлены более эффективные методики использования логопедического массажа.
1. Архипова Е. Ф. предлагает три комплекса дифференцированного логопедического массажа, в каждом из которых даны упражнения, направленные на преодоление патологической симптоматики в соответствии с классификацией дизартрии на основе синдромологического подхода.
2. Шафеева А. А. в своем методическом пособии «Использование
приемов самомассажа в логопедической практике» предлагает процедуру самомассажа проводить, как правило, в игровой форме по рекомендуемой схеме: массаж головы, шеи, ушей, мимических мышц лица, губ, языка.
- Хватцев М.Е предлагал использовать на занятиях гимнастику, направленную на тренировку шеи, плечевого пояса и мимических мышц по следующей схеме:
Вначале осуществляются грубые, диффузные движения поворачивания шеи, раскрывание и закрывание рта, вдох и выдох)
Выработка более дифференцированных движений в этой же области
Аналогичным образом вырабатываются и тренируются движения собственно звукопроизносительных органов.
4. Дьякова Е.А. (к.п.н. ведущий логопед г. Москвы), использует в своей практике комплексы расслабляющего и активизирующего массажа, которые включают в себя
массаж плечевого пояса и шеи, массаж в области гортани, массаж лицевой мускулатуры.
- Массаж профессора Ауглина Ф.Р.
Этот комплекс рекомендован детям с самого рождения: массаж ушей, массаж щек, массаж лица, точечный массаж лица, упражнения для кистей рук и аурикулярный массаж.
- Блыскина И. В. Использует дифференцированную артикуляционную гимнастику («Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.
Логопедический массаж). Дифференцированная гимнастика состоит из упражнений: для мышц плечевого пояса, для мышц шеи, для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и подвижности нижней челюсти, для
тренировки подвижности мышц губ и щек, для развития мимико-артикуляторных мышц, для тренировки подвижности мышц языка, для тренировки подвижности мышц мягкого неба и для преодоления слюнотечения.
Новизна:
Проанализировав многие существующие методики массажа, и выявив более эффективные методики использования элементов логопедического массажа мы решили адаптировать дифференцированную артикуляционную гимнастику к подгрупповой работе, добавив в нее элементы самомассажа.
Структура комплекса гимнастики с элементами самомассажа
1. Упражнения для мышц плечевого пояса.
2. Упражнения для мышц шеи.
3. Работа по преодолению слюнотечения (по необходимости).
4. Самомассаж ушей.
5. Самомассаж лица.
6. Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и
подвижности нижней челюсти.
7. Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц.
8. Артикуляционные упражнения для постановки звуков (по нарушенной группе звуков).
Цель комплекса гимнастики с элементами самомассажа:
Устранение патологической симптоматики в периферическом отделе речевого аппарата для более эффективной работы по коррекции звукопроизношения.
Основные задачи комплекса гимнастики с элементами самомассажа:
1. Образовательные:
-формирование фонематической системы;
2.Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционного праксиса и общих речевых навыков, нормализация мышечного тонуса верхнего плечевого пояса, и артикуляционной мускулатуры;
-развитие и устранение патологической симптоматики;
-развитие и стимуляция положительных кинестезии;
-развитие улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
-развитие закрепление элементов движения отдельных мыщц;
-развитие и увеличение силы мышечных сокращений;
- развитие активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения
3. Воспитательных:
-воспитание трудолюбия, дисциплинированности, сосредоточенности, аккуратности;
-воспитание воли, терпения, настойчивости;
-воспитание культуры общения, поведения, коммуникабельности.
Содержание
Педагогическая и коррекционная целесообразность.
Гимнастика с элементами самомассажа (СКГ) направлена на развитие и коррекцию определенной группы недостаточно или неправильно работающих мышц, а также на целостный двигательный комплекс. Эта гимнастика создает условия для формирования любой группы звуков.
Как правило, на практике логопеды используют комплексы артикуляционных упражнений, чтобы выработать у ребенка определенную статическую позу артикуляционного аппарата, необходимую для постановки отдельного звука или группы звуков. Рациональнее же использовать комплекс гимнастики с элементами самомассажа , упражнения которой направлены на закрепление работы определенных групп мышц. Здесь активные гимнастические упражнения еще в большей степени, чем пассивные (массаж), влияют на закрепление у ребенка элементов движения отдельных мышц, а также целостных двигательных навыков.
Гимнастика с элементами самомассажа предназначена для использования на первых двух (из пяти) этапах работы по коррекции звукопроизношения.
1 этап – подготовительный.
Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть управлений:
– нормализация мышечного тонуса,
– нормализация моторики артикуляционного аппарата,
– нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха,
– нормализация голоса,
– нормализация просодики.
– нормализация мелкой моторики рук.
2 этап – выработка новых произносительных умении и навыков
Направления:
– выработка основных артикуляционных укладов,
– определение последовательности работы над звуками,
– развитие фонематического слуха,
– постановка звука,
– автоматизация,
– дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация изолированных артикуляций; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).
Для практического использования на первых двух этапах коррекционной работы была разработана система из 8 комплексов (система комплексов гимнастики с элементами самомассажа (СКГ).
Комплекс гимнастики с элементами самомассажа должен проводиться на каждом подгрупповом или индивидуальном занятии, перед артикуляционной гимнастикой, и входить в первый подготовительный блок занятия.
Гимнастика с элементами самомассажа выполняется в основном в области мышц плечевого пояса, шеи, а также головы. Особое внимание в процессе логопедического самомассажа уделяется мышцам периферического речевого аппарата, к которым относятся мышцы ушей, лица.
В связи с тем, что индивидуальное занятие должно быть насыщено упражнениями из указанных направлений, рекомендуется гимнастику с элементами самомассажа строго регламентировать в пределах 5-6 минут от индивидуального занятия, при условии, что длительность занятия составляет в 20–25 минут. Рекомендуемая гимнастика проводится не сеансами, а в ходе логопедического занятия.
Применение СКГ позволяет значительно сократить время коррекционной работы, особенно над формированием произносительной стороны речи. Благодаря использованию гимнастики происходит нормализация мышечного тонуса. Гимнастика оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.
Возрастные группы: – дети 5-6 лет (старшая группа), 6-7 лет (подготовительная группа).
Наполненность группы – 1-5 детей.
Дети: ФНР, ФФНР, ОНР (возможно с дизартрией).
Виды контроля
• Начальный или входной контроль – с целью определения уровня развития детей.
• Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, коррекции звукопроизношения.
Опыт апробации системы комплексов гимнастики с элементами самомассажа.
СКГ апробирована на базе ДОУ учителей-логопедов из творческой группы
Анализ результатов работы показал, что использование данной СКГ способствовал:
-Развитию артикуляционного праксиса и общих речевых навыков;
- устранению патологической симптоматики;
-развитию положительных кинестезии;
-развитию улучшение качеств артикуляционных движений (точность, объём, переключаемость и др.);
-развитию закрепления элементов движения отдельных мыщц;
- развитие активизация тонких дифференцированных движений органов артикуляции, необходимых для коррекции звукопроизношения.
-время коррекционной работы уменьшилось.
У детей наблюдается стойкая положительная мотивация к занятиям и работе над
речью в целом.
Данная система комплексов гимнастики с элементами самомассажа может быть рекомендована для использования как на коррекционно-развивающих занятиях учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста, так и для работы с детьми младшего школьного возраста.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом. – М.: «Просвещение», 1989.
2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. – М.: «Астрель», 2008 г.
3. Белая Н.А. Массаж лечебный и оздоровительный.– М., 1998.
4. Блыскина И.В., Ковшиков В.А. Массаж в коррекции артикуляторных расстройств. СПб., 1995.
5. Блыскина И.В. Логопедический массаж. - С.-П., 2004.
6. Блыскина И. В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей.
Логопедический массаж: Методическое пособие для педагогов ДОУ.
7. Васичкин В.И. Справочник по массажу. - Л.: «Медицина», 1991.
8. Вербов А.Ф. Лечебный массаж.- М.: «Селена + », 1996.
9. Васичкин В.И. Сегментарный массаж. – СПб., 1997.
10. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М.: «Академия», 2003.
11. Мазанова Е.В. «Обследования речи детей 6-7 лет с ОНР. Методические указания и картинный материал для проведения обследования в подготовительной к школе группе ДОУ.-М.:Издательство ГНОМ 2014г.
12. Мазанова Е.В. «Обследования речи детей 6-7 лет с ОНР. Речевая карта для проведения обследования в подготовительной к школе группе ДОУ.-М.:Издательство ГНОМ 2014г.
13. Мастюкова Е.М., Ипполитова М.В. Нарушения речи у детей с церебральным параличом. – М., 1985.
14. Новикова Е.В. Зондовый массаж: коррекция звукопроизношения.- М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
15. Основы теории и практики логопедии. / Под ред. Р.Е. Левиной - М., 2003.
16. Поваляева М.А. Справочник логопеда. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001.
17. Приходько О.Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детейраннего и дошкольного возраста. - СПб.: «КАРО», 2008.
18. Рогачева Е.И., Лаврова М.С. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе. – Л., 1986.
19. Шевцова Е. Е. Артикуляционный массаж при заикании. – М., 2003.
20. Шафеева А. А. Использование приемов самомассажа в логопедической практике.
Информационные ресурсы:
https://womanadvice.ru/samomassazh-dlya-doshkolnikov
http://www.maam.ru/stati/pedagogika-i-obrazovanie/razvivayuschii-masazh-dlja-detei.html
Приложение 1
Планирование
Планирование является примерным, т.к. гимнастика является частью индивидуально-подгрупповой работы по коррекции звукопроизношения и включается в зависимости от плана учителя-логопеда.
№ | Тема | Форма работы | сроки | |
Индивидуальная (показ) | Подгрупповая | |||
1. | «Художники» | + | ++ | 3-я неделя сентября |
+++ | 4-я неделя сентября | |||
2. | «Ветерок» | + | ++ | 1-я неделя октября |
+++ | 2-я неделя октября | |||
3. | «Осень» | + | ++ | 3-я неделя октября |
+++ | 4-я неделя октября | |||
4. | «Птицы» | + | ++ | 1-я неделя ноября |
+++ | 2-я неделя ноября | |||
5. | «Игрушки» | + | ++ | 3-я неделя ноября |
+++ | 4-я неделя ноября | |||
6. | «Снежинки» | + | ++ | 1-я неделя декабря |
+++ | 2-я неделя декабря | |||
7. | «Елочные игрушки» | + | ++ | 3-я неделя декабря |
+++ | 4-я неделя декабря | |||
8. | «Подарки» | + | ++ | 2-я неделя января |
+++ | 3-я неделя января |
Приложение 2
Комплекс гимнастики 1. «Художники»
1.Упражнения для мышц плечевого пояса «Не ошибись».
- Согласованно поднимать плечи и опускать плечи. Вдох носом, выдох ртом.
- Движения руками в стороны. При развертывании грудной клетки -
вдох, при опадании - выдох с произнесением гласных звуков.
2.Упражнения для мышц шеи: «Поищем, что нарисовать».
- Поворачивать голову в стороны: вдох носом, выдох ртом (стоя)
- Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох
ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом). С сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.
3. Работа по преодолению слюнотечения: «Кисточка».
- Вращать языком в преддверии рта, затем сглотнуть слюну.
4. Самомассаж ушей: «Готовим краски».
Подходи ко мне, дружок,
И садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди
И скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем,
Вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз.
Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом
Покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло,
Отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два!
Вот и кончилась игра.
А раз кончилась игра,
Наступила ти-ши-на!
- Ребенок прикладывает к ушкам ладони и трет ими всю раковину.
- Захватить кончиками пальцев мочки ушей и потянуть их вниз. Захватить ушную раковину сверху и потянуть вверх. Захватить ушную раковину сбоку и потянуть назад и вперед.
- Массаж козелка. Ввести указательный палец в наружное слуховое отверстие и прижать кпереди выступ ушной раковины, слегка надавливая.
- Массаж противозавитка. Прижать указательным пальцем противозавиток, т.е. выступ сзади наружного слухового прохода. Массировать его сверху вниз.
5. Самомассаж лица «Рисуем!»
- «Рисуем дорожки». Движения пальцев от середины лба к вискам.
- «Рисуем яблочки». Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
- «Рисуем елочки». Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
- «Пальцевой душ». Легкое постукивание кончиками пальцев по лбу.
- «Рисуем брови». Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
- «Наденем очки». Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
- «Глазки спят». Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживание.
- «Нарисуем усы». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
- 9. «Веселый клоун». Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.
6.Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и
подвижности нижней челюсти: «Художники устали».
- Раскрывать и закрывать рот произвольно.
- Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад произвольно.
- Производить свободные движения нижней челюстью вправо и влево.
- Медленно раскрывать рот. Медленно его закрывая, перемещать челюсть в сторону.
7.Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц «Клоуны»
- Поднять брови вверх — расслабить мышцы.
- Нахмурить брови — расслабить мышцы.
- Глаза спокойно закрыть — открыть.
8. Артикуляционные упражнения для постановки звуков (по плану логопеда).
Комплекс гимнастики 2. Тема: «Ветерок».
1. Упражнения для мышц плечевого пояса «Не ошибись».
- Поднимать и опускать поочередно плечи. Вдох носом и выдох ртом. Руки вначале на бедрах, а затем опущены.
- Разнообразные движения руками вверх. При развертывании грудной клетки
вдох, при опадании - выдох с произнесением гласных звуков.
2.Упражнения для мышц шеи «Листья летят»
- Вращать голову слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом
на полном повороте.
3. Работа по преодолению слюнотечения (по необходимости)
4. Самомассаж ушей «Сильный ветер».
- Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
- Захватить кончиками пальцев мочки ушей и потянуть их вниз. Захватить ушную раковину сверху и потянуть вверх. Захватить ушную раковину сбоку и потянуть назад и вперед.
- Массаж козелка.
- Массаж противозавитка.
- Самомассаж лица «Ласковый ветерок».
- Ребенок поглаживает лоб, щеки, крылья носа от центра к вискам, мягко постукивает по коже, словно уплотняя ее.
- Надавливает пальцами на переносицу, середину бровей, делая вращательные движения по часовой и против часовой стрелки.
- С усилием надавливая, гладит красивые брови, затем прощипывает брови от переносицы к вискам.
- Мягко и нежно гладит глаза, кончиками пальцев надавливая на их уголки, массируя вокруг глаз и расчесывая длинные пушистые ресницы.
- Надавливая на крылья носа, ребенок ведет пальчики от переносицы к носовым пазухам, подергивает себя нос.
- 6.Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и
подвижности нижней челюсти «Буря».
- Раскрывать и закрывать рот с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью).
- Производить движения нижней челюстью вправо и влево.
Язык при этом должен с силой упираться в челюсть, помогая движению.
- Губы сжать. Имитировать жевательные движения.
- Медленно поворачивая голову, доставать подбородком поочередно то правое, то левое плечо, произнося при этом звукосочетания: ЧАЙ, КАЙ, ДАЙ, ПАЙ (на звук Й касаться плеча).
7.Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц «Спрячемся от ветра»
- Глаза прищурить — открыть.
- Глаза с силой зажмурить — открыт.
- Глаза поочередно закрывать и открывать.
8. Артикуляционные упражнения для постановки звуков.
Комплекс гимнастики 3. «Осень».
1.Упражнения для мышц плечевого пояса «Не ошибись».
- Поднимать и опускать поочередно плечи. Вдох носом и выдох ртом. Руки вначале на бедрах, а затем опущены.
- Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение, плава-
тельные движения и т. п. При развертывании грудной клетки- вдох, при
попадании — выдох с произнесением гласных звуков.
2.Упражнения для мышц шеи «Посмотри, что вокруг».
- Нагибать голову вниз (выдох носом), поднять прямо и откинуть
назад (вдох ртом), снова прямо (выдох ртом).сидя
- Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо (вдох
ртом), направо (выдох носом), прямо (вдох ртом). с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.
3. Работа по преодолению слюнотечения(по необходимости)
4. Самомассаж ушей «Согреем ушки».
- Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
- Захватить кончиками пальцев мочки ушей и потянуть их вниз. Захватить ушную раковину сверху и потянуть вверх. Захватить ушную раковину сбоку и потянуть назад и вперед.
- Массаж козелка.
- Массаж противозавитка.
- Самомассаж лица «Осень».
Если дождь стучит по крышам то сильней,то тише,тише, Постукивание п пальцев
Землю всю листва укрыла - значит, осень наступила.
Осень в гости к нам пришла, краски яркие взяла. Поглаживающие движения
Стала желтою трава, разноцветною - листва.
Осень в гости к нам пришла сильный ветер принесла. Спиралевидные движения
Листья пестрые летят… осень любит листопад!
Осень в гости к нам пришла, дождь с собою принесла Постукивающие движения
Мелкий дождик моросит, у деревьев грустный вид
Осень в гости к нам пришла, птичек в стаи собра Зигзагообразные движения
«Стало холодно вокруг, вам пора лететь на юг!»
Осень в гости к нам пришла, в огород нас позвала. Пощипывающие движения
Не ленись, да поспевай, собирай–ка урожай.
6.Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и
подвижности нижней челюсти «Лесные дары» (Съедим малинку; нарисуем гриб; пожуем орешек)
- Раскрывать и закрывать рот произвольно.
- Открыть рот. Подбородком «рисовать» круг (движения влево и вправо). Затем выполнять те же упражнения с закрытым ртом. Следить, чтобы не возникало содружественных круговых движений головой.
- Губы сжать. Имитировать жевательные движения.
7.Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц «Клоуны».
- Поднять брови вверх — расслабить мышцы.
- Глаза с силой зажмурить – открыть.
- Глаза поочередно закрывать и открывать.
8. Артикуляционные упражнения для постановки звуков.
Комплекс гимнастики 4. «Птицы».
1.Упражнения для мышц плечевого пояса «Не ошибись»
- Вращение плечами (руки опущены) спереди, назад и обратно. При: поднимании - вдох носом, при опускании - выдох ртом.
2.Упражнения для мышц шеи «Поищем птиц».
- Вращать голову слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом
на полном повороте.
3. Работа по преодолению слюнотечения (по необходимости).
4. Самомассаж ушей «Послушай соловья» (подготовим ушки).
- Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
- Захватить кончиками пальцев мочки ушей и потянуть их вниз. Захватить ушную раковину сверху и потянуть вверх. Захватить ушную раковину сбоку и потянуть назад и вперед.
- Массаж козелка.
- Массаж противозавитка.
- Самомассаж лица «Птицы»
- «Грустный дятел». Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта, а затем к углам нижней челюсти.
- «Клювик». Движение указательным и средним пальцами от углов верхней губы к середине, а затем от углов нижней губы к середине.
- «Погладим воробья». Тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам.
- «Почистим перышки». Поглаживание губ зубами.
- «Дятел». Постукивание губ зубами.
- Всасывание верхней и нижней губы попеременно.
- Пожевывание попеременно то верхней, то нижней губы.
- «Пальцевой душ». Набрать воздух под верхнюю губу и легко постукивать по ней кончиками пальцев, проделать то же самое движение, набрав воздух под нижнюю губу.
6.Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и
подвижности нижней челюсти «Птенцы».
- Раскрывать и закрывать рот преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью).
- Открыть рот. Подбородком «рисовать» квадрат (движения влево, вверх, вправо и вниз). Затем выполнять те же упражнения с закрытым ртом. Следить, чтобы не возникало содружественных круговых движений головой.
- Произносить звукосочетания (например, БАЙ, МАЙ, ДАЙ, ТАЙ). При выговаривании каждого из них медленно отклонять голову назад и пальцами рук удерживать по возможности подбородок в прямом положении (создается некоторое сопротивление в мышцах челюсти и шеи).
7.Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц «Попугай»
- Нахмурить брови - расслабить мышцы.
- Глаза поочередно закрывать и открывать.
- Одновременно оскалить зубы и наморщить лоб - расслабить мышцы.
8. Артикуляционные упражнения для постановки звуков.
Комплекс гимнастики 5. «Игрушки».
1.Упражнения для мышц плечевого пояса «Не ошибись».
- Согласованно поднимать плечи и опускать плечи. Вдох носом, выдох ртом.
- Плавательные движения руками. При развертывании грудной клетки -
вдох, при опадании -выдох с произнесением гласных звуков.
2.Упражнения для мышц шеи «Найди игрушки».
- Поворачивать голову в стороны: вдох носом, выдох ртом. Сидя с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.
- Нагибать голову вниз (выдох носом), поднять прямо и откинуть
назад (вдох ртом), снова прямо (выдох ртом).
3. Работа по преодолению слюнотечения (по необходимости)
4. Самомассаж ушей «Подарки».
- «Поиграем!» Большой палец руки заводим сзади ушной раковины и с помощью указательного и среднего пальцев растираем уши от мочек к верхнему краю ушной раковины, затем в противоположном направлении.
- «С днем рождения». Напоминаем, что при поздравлении с днем рождения принято потягивать именинника за уши вверх с пожеланиями. Потягиваем верхнюю часть ушной раковины вверх.
- «Чебурашка». Оттягиваем уши в стороны. Устраиваем «конкурс», кто больше всех похож на Чебурашку.
- «Слоник». Сначала заворачиваем ушные раковины вперед, затем назад.
- «Наушники». Вначале «разогреваем» ладошки, затем плотно ладонями закрываем ушные раковины. Выполняем вращение вперед, затем назад.
- «Насос». Плотно придавливаем ладони к ушным раковинам, затем быстро отпускаем.
5. Самомассаж лица «Мишки».
Указательным и средним пальцами одновременно интен-сивно «рисовать» круги на щеках.
Если мы по кругу щёчки
Дружно разотрём:
Так забывчивым мишуткам
Память разовьём.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для щёчек
Нужно делать всем.
Теми же двумя пальцами одновременно интенсивно «рисовать» круги на подбородке. Потом – круги по лбу.
На подбородке круг черчу:
Мишке я помочь хочу
Чётко, быстро говорить,
Звуки все произносить.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Чтобы думали получше
озорные мишки,
Мы погладим лобики
Плюшевым плутишкам.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шест,ь и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Массировать указательным и средним пальцами одновременно интенсивно верхние и нижние веки, не закрывая глаз.
Чтобы мишка лучше видел,
Стал внимательней, шустрей,
Мы волшебные очки
Нарисуем поскорей.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж такой
Нужно делать всем.
Массаж носа. Подушечками указательных пальцев обеих рук нажимать на точки по обеим сторонам носа, начиная от его основания.
Мы подушечками пальцев
В точки попадём:
Так курносому мишутке
Носик разомнём.
Раз, два, три - скажу, четыре,
Пять и шесть, и семь.
Не забудь: массаж для носа
Нужно делать всем.
Откинуться назад на спинку стула, сделать длительные вдох и выдох, руки свободно опущены вдоль туловища.
Ох, устали наши мишки,
Тихо в ряд сидят.
Знают: польза от массажа
Будет для ребят!
6.Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и
подвижности нижней челюсти «Шалуны».
- Раскрывать и закрывать рот с преодолением сопротивления рук (кулачки под нижней челюстью).
- Производить свободные движения нижней челюстью вправо и влево.
- Медленно опускать голову до соприкосновения подбородка с верхней частью грудины, произнося при этом несколько раз звукосочетание МА; затем поднять голову и произнести то же звукосочетание.
7.Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц «Клоуны».
- Предложить детям на основе образной памяти изобразить мимически, в соответствии с заданием, эмоциональное состояние: радость, удивление, обиду и т.д.
8. Артикуляционные упражнения для постановки звуков.
Комплекс гимнастики 6. «Снежинки».
1.Упражнения для мышц плечевого пояса «Снежинки кружатся».
- Вращение плечами (руки опущены) спереди, назад и обратно. При: под
нимании - вдох носом, при опускании - выдох ртом.
- Разнообразные движения руками: в стороны, вверх, вращение,
плавательные движения и т. п. При развертывании грудной клетки —
вдох, при опадании — выдох с произнесением гласных звуков.
2.Упражнения для мышц шеи «Посмотри, что вокруг»
- Поворачивать голову в стороны: вдох носом, выдох ртом. Сидя с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.
- Вращать голову слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом
на полном повороте.
3. Работа по преодолению слюнотечения(по необходимости).
4. Самомассаж ушей «Согреем ушки».
- Поглаживать ушные раковины по краям, затем по бороздкам внутри, за ушами.
- Оттягивать ушки вверх, вниз, в стороны.
- Нажимать на мочки ушей.
- Вращательные движения по часовой и против часовой стрелки.
5. Самомассаж лица «Нарисуй снежинку на лице».
- Движения пальцев от середины лба к вискам.
- Круговые движения пальцев от середины лба к вискам.
- Движения пальцев от середины лба к вискам. Движение направлено несколько по диагонали.
- Легкое постукивание или похлопывание кончиками пальцев по лбу.
- Проводить по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.
- Указательным пальцем проводить легко от виска по краю скуловой кости к переносице, затем по брови к вискам.
- Закрыть глаза и легко прикрыть пальцами веки. Удерживание.
- Движение указательными и средними пальцами от середины верхней губы к углам рта.
6.Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и
подвижности нижней челюсти «Повтори-не ошибись».
- Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад произвольно, затем - сильно нажимая на нижний зубной ряд языком и оттягивая его назад.
- Производить свободные движения нижней челюстью вправо и влево.
- Медленно раскрывать рот- медленно его закрывая, перемещать челюсть в сторону.
- Губы сжать. Имитировать жевательные движения.
- Открыть рот. Подбородком «рисовать» круг (движения влево и вправо).
7.Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц «Веселые снеговики»
- Поднять брови вверх — расслабить мышцы.
- Нахмурить брови — расслабить мышцы.
- Предложить на основе образной памяти изобразить мимически, в соответствии с заданием, эмоциональное состояние: радость, удивление, обиду и т.д.
8. Артикуляционные упражнения для постановки звуков.
Комплекс гимнастики 7. «Елочные игрушки».
1.Упражнения для мышц плечевого пояса « Не ошибись».
- Поднимать и опускать плечи поочередно.
- Вращение руками.
2.Упражнения для мышц шеи «Посмотри, что вокруг»
- Поворачивать голову в стороны: налево (выдох носом), прямо – (вдох ртом),
направо (выдох носом), прямо (вдох ртом). с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.
- Вращать голову слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом
на полном повороте.
3. Работа по преодолению слюнотечения (по необходимости)
4. Самомассаж ушей «Игра с ушками».
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем с вами мы играть.
Есть у ушка бугорок
Под названьем «козелок».
Напротив ушко мы помнём
И опять считать начнём.
Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы играть.
Сверху в ушке ямка есть,
Нужно ямку растереть.
Раз, два, три, четыре, пять –
Продолжаем мы играть.
Ушкам отдыхать пора Вот и кончилась игра.
5. Самомассаж лица «Новогодние игрушки».
- «Гирлянды». Движение пальцев от середины нижней губы к ушам, от середины верхней губы к ушам, от середины носа к ушам.
- «Нарисуем шарики». Круговые движения кончиками пальцев по щекам.
- «Погреем щечки». Растирающие движения ладонями по щекам в разных направлениях.
- «Паровозики». Сжать кулаки и приставить их тыльной стороной к щекам. Производить круговые движения, смещая мышцы век сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Можно сопровождать круговые движения ритмичным произнесением: «Чух, чух, чух».
- «Конфетти». Набрать воздух под щеки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.
- «Снеговички». Похлопать ладошками по щекам.
- «Новогодний дождик». Ладонями обеих рук производить легкие поглаживающие движения от середины лба вниз по щекам к подбородку.
6.Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и
подвижности нижней челюсти «Веселые снеговички»
- Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад произвольно
- Производить свободные движения нижней челюстью вправо и влево.
- Произносить звукосочетания (например, БАЙ, МАЙ, ДАЙ, ТАЙ). При выговаривании каждого из них медленно отклонять голову назад и пальцами рук удерживать по возможности подбородок в прямом положении (создается некоторое сопротивление в мышцах челюсти и шеи).
7.Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц «Клоуны»
• Глаза спокойно закрыть – открыть.
• Глаза прищурить – открыть.
• Глаза с силой зажмурить – открыть.
• Глаза поочередно закрывать и открывать.
8. Артикуляционные упражнения для постановки звуков.
Комплекс гимнастики 8. «Подарки».
1.Упражнения для мышц плечевого пояса «Не ошибись».
- Поднимать и опускать поочередно плечи. Вдох носом и выдох ртом. Руки вначале на бедрах, а затем опущены.
- Вращение плечами (руки опущены) спереди, назад и обратно. При: под
нимании - вдох носом, при опускании - выдох ртом.
2. Упражнения для мышц шеи «Посмотри, что вокруг».
- Поворачивать голову в стороны: вдох носом, выдох ртом. Сидя с
с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.
- Вращать голову слева направо и наоборот. Вдох носом, выдох ртом
на полном повороте. с сопротивлением руки, упирая ее кистью или кулаком в соответствующую часть головы в противоположном движению направлении.
3. Работа по преодолению слюнотечения (по необходимости).
4. Самомассаж ушей «Зайка».
- Ребенок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трет ими всю раковину.
- Захватить кончиками пальцев мочки ушей и потянуть их вниз. Захватить ушную раковину сверху и потянуть вверх .Захватить ушную раковину сбоку и потянуть назад и вперед.
- Массаж козелка.
- Массаж противозавитка.
5. Самомассаж лица «Рисуем индейца».
• «Рисуем» линии от середины лба к ушам сильными движениями.
• «Рисуем» линии от носа к ушам, при этом широко расставляем пальцы.
• «Рисуем» линии от середины подбородка по направлению к ушам.
• «Рисуем» линии на шее по направлению от подбородка к груди..
• «Рисуем точки- легонько постукиваем пальцами по лицу, будто играя на пианино.
• «Вытираем с лица потекшую краску», легонько проводя по лицу ладонями, предварительно разогрев их, потерев друг об друга.
• «Стряхиваем с рук оставшиеся капельки воды», опустив руки вниз.
6.Упражнения для тренировки жевательно-артикуляторных мышц и
подвижности нижней челюсти «Кукольный театр».
- Медленно раскрывать рот, медленно его закрывая, перемещать челюсть в сторону.
- Выполнять предыдущее упражнение с применением усилия руки, направленного на сдвигание нижней челюсти в сторону.
- Открыть рот. Подбородком «рисовать» круг (движения влево и вправо). Затем выполнять те же упражнения с закрытым ртом. Следить, чтобы не возникало содружественных круговых движений головой.
- Медленно поворачивая голову, доставать подбородком поочередно то правое, то левое плечо, произнося при этом звукосочетания: ЧАЙ, КАЙ, ДАЙ, ПАЙ (на звук Й касаться плеча).
7.Упражнения для развития мимико-артикуляторных мышц «Клоуны».
- Предложить ему на основе образной памяти изобразить мимически, в соответствии с заданием, эмоциональное состояние: радость, удивление, обиду и т.д.
- 8. Артикуляционные упражнения для постановки звуков.
Приложение 3
Мониторинг
Тесты, методические указания и картинный материал для проведения обследования речи детей используются из «Обследования речи детей 6-7 лет с ОНР подготовительной к школе группе ДОУ» Мазановой Е.В.
1 Исследование моторики
∗ Общая моторика;
∗ Мелкая моторика;
∗ Состояние мимической мускулатуры;
∗ Состояние артикуляционной моторики.
2.Состояние психофизических процессов:
∗ Исследование зрительно-пространственного гнозиса и праксиса.
3.Исследование дыхательной функции:
∗ Характеристика дыхания.
4.Исследование фонетической стороны речи:
∗ Состояние звукопроизношения.
Критерии оценки мониторинга.
Высокий уровень - ребенок правильно выполняет все задания по всем критериям.
Средний уровень – ребенок правильно выполняет более 50% всех заданий.
Низкий уровень – ребенок правильно выполняет менее 50% всех заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Продуктивное использование образовательных технологий
Продуктивное использование образовательных технологий...
Продуктивное использование образовательных технологий
Являюсь членом творческой группы "Логопедическое сопровождение здоровьеформирующей деятельности дошкольного образвательного учреэждения". Тема: "Использование элементов лого...
продуктивное использование образовательных технологий
Собраны подтверждающие документы...
Продуктивное использование образовательных технологий (из опыта работы)
Процесс реорганизации всей системы образования, протекающий много лет, предъявляет высокие требования к организации дошкольного воспитания и обучения, интенсифицирует поиски новых, более эффективных п...
Продуктивное использование образовательных технологий
Продуктивное использование образовательных технологий...
3.2. Продуктивное использование образовательных технологий
3.2. Продуктивное использование образовательных технологий...