Презентация на тему "Заикание у дошкольников"
презентация к уроку по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Клинико – педагогическая классификация нарушений речи (по М.Е.Хватцеву) Нарушения речи Нарушения устной речи Нарушения письменной речи Расстройства фонационного оформления высказывания Нарушения структурно- семантического оформления высказывания алалия афазия Дисфония брадилалия тахилалия заикание дислалия ринолалия дизартрия
Заикание (логоневроз) – это нарушение темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Судороги мышц речевого аппарата в процессе устной речи являются основным симптомом заикания. Судороги мышц речевого аппарата различают по локализации, типу и силе выраженности. В заикании определяется также форма и тип течения.
Типы речевых судорог Речевые судороги: тонические (насильственное резкое повышение тонуса мышц, захватывающее несколько групп (языка, щёк, губ, рот при этом приоткрыт, проявляется или длительная пауза в речи,или напряжённая и протяжная вокализация ), клонические (характеризуется насильственным многократным ритмичным сокращением мышц речевого аппарата, при этом повторяются отдельные звуки или слоги.), смешанные. По локализации: артикуляционные, голосовые, дыхательные. По тяжести проявления: лёгкой, средней и тяжёлой степени проявления. Типы течения заикания: стационарный (постоянный), волнообразный, рецидивирующий, прогрессирующий тип. Клинические формы заикания: невротическое и неврозоподобное заикание.
Сопутствующие проявления заикания Нарушения речевого дыхания – неречевое дыхание – поверхностное, с неустойчивым ритмом, нарушается при эмоциональном напряжении, речевое дыхание – недостаточное по объёму, говорят на вдохе. Сопутствующие речи движения- могут быть разнообразными: раздувание крыльев носа, зажмуривание глаз, движение руками, телом и т.д.(ритуалы). Речевые уловки (эмболофразия)- однообразные, многократноповторяющиеся на протяжении высказывания лексемы типа: «да; вот; это самое; ну;». Вегетативные реакции (чаще у подростков и взрослых) –покраснение лица, учащённое сердцебиение, усиленное потоотделение и т.д. Логофобии (чаще в подростковом возрасте) – патологическая личностная реакция на речевой дефект в виде боязни речевого общения.
Статистика заикания Распространённость заикания по признаку пола: у мужчин – 63,1%, у женщин – 26,9%., у мальчиков и девочек в соотношении 1:3. Время возникновения заикания : 2-3 года – 39,1% 4-5 лет – 35,9% Старше 7 лет – 12,2% Не установлен срок – 12,8% Как правило, заикание поражает людей с довольно высоким уровнем интеллекта. Наиболее часто заикание возникает в возрасте от 2 до 4 лет, в период наиболее интенсивного развития речевой функциональной системы и формирования личности ребенка. Затем склонность к заиканию понижается, и в течение последующих 10 лет (4-14) случаев заикания примерно столько же, сколько и от 1 года до 3 лет. В период поступлении в школу число заикающихся возрастает вследствие рецидивов. Усиление заикания обусловлено сменой ведущей деятельности (вместо игровой - учебная), повышением требований к ребенку, к его речевым умениям. Обострение заикания возможно в период полового созревания. Следующий период обострения в 21-25 лет.
Прогноз коррекции заикания Прогноз преодоления заикания зависит от многих условий, в первую очередь от его механизмов, от сроков начала комплексного воздействия и полноты его применения, от возраста. Практика показывает, что чем моложе возраст, чем активнее и жизнерадостнее общее поведение, чем меньше отделов речевого аппарата задето судорогой и чем слабее судорога, чем меньше психических наслоений, тем благоприятнее прогноз. Успешнее проходят судороги дыхательные, чем голосовые. Клонические формы исчезают легче, чем тонические, т.к. клонические судороги характерны для возбуждения коры головного мозга. Наиболее благоприятным является возраст 2-4 года (легче создать благоприятные условия и маленький стаж заикания). Наименее благоприятный возраст 10-16 лет, пубертатный период. Нередко исчезнувшее заикание потенциально сохраняется и готово проявиться при возникновении неблагоприятных условий. Невротическая форма заикания легче поддаётся коррекции, чем неврозоподобное, т.к. вызывают лишь функциональные сдвиги и не даёт органических изменений ЦНС.
Форма заикания Невротическое заикание возникает в условиях острой или хронической психической травматизации в возрасте 2-6 лет и характеризуется волнообразностью течения. Иногда до появления заикания, вслед за перенесенной ребенком острой психической травмой, некоторое время наблюдается мутизм. Ранее речевое и двигательное развитие у таких детей соответствует возрасту. Речевые судорожные проявления бывают разными: чаще отмечаются клонические артикуляционные судороги, усиливающиеся при эмоциональном напряжении, а также тонико-клонические судороги в начале речи. Помимо заикания у детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность. Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений органической церебральной недостаточности анте-, пери- или постнатального генеза. Признаки ее обнаруживаются в виде выраженности церебрастенического синдромом. Он проявляется в виде утомляемости, истощаемости, повышенной раздражительности, двигательной расторможенности. Характеризуется трудностями поведения и явлениями двигательной расторможенности. Заикание возникает в возрасте 3-4 года на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и утяжеляется постепенно, судорожные проявления имеют тенденцию к утяжелению. Наблюдаются патологические движения, синкинезии, многообразие сопутствующих речи движений.
Успешность коррекции при заикании У дошкольников: По данным Е. Ф. Рау: в 60% достигается полный успех, в 19% - значительное улучшение, в 13% - отсутствие успешности, в 8% - рецидивы. По данным Г. А. Волковой: у заикающихся детей 4-7 лет по окончанию занятий речь без заикания отмечалась в 70,2% случаев, значительное улучшение - в 26,3%, заметное улучшение - в 3,5% случаев. По данным В. И. Селеверстова: у заикающихся в возрасте от 6 до 17 лет после пребывания в специальном санатории речь без заикания отмечалась у 39,7% детей, значительное улучшение - у 47,8%, незначительное улучшение - у 12,5%. У школьников: По данным М. Е. Хватцева: 15% школьников полностью освобождаются от заикания, 82% школьников в разной степени улучшают свою речь, 3% не дают положительного результата.
Первые признаки заикания Чтобы вовремя помочь ребенку, очень важно не пропустить первые признаки заикания: если ребенок вдруг внезапно замолкает, отказывается говорить (это может длиться от двух часов до суток, после чего ребенок вновь начинает говорить, но уже заикаясь) - если успеть обратиться к специалисту до момента возникновения заикания, его можно предотвратить; употребление перед отдельными словами лишних звуков (а, и); повторение первых слогов или целых слов в начале фразы; вынужденные остановки в середине слова, фразы; затруднения перед началом речи. Знание этих причин должно помочь родителям и воспитателям вовремя заметить тревожные признаки и своевременно обратиться к специалистам (психологу, психоневрологу, логопеду), поскольку заикание легче предупредить, чем лечить.
С чего же начать работу по заиканию? Конечно, с обследования речи. Это позволит наметить основные направления и последовательность речевых занятий. Производится сбор анамнестических данных и непосредственно обследование самой речи. Логопед проводит обследование, т.е. производит сбор данных у родителей ребенка или непосредственно у заикающегося взрослого по следующим пунктам: здоровье родителей общее развитие ребенка до возникновения заикания речевое развитие, уровень речи заикающегося взрослого особенности воспитания ребенка в семье речевое окружение, место работы взрослого когда и как возникло заикание какие еще недостатки имелись в этот период особенности проявления заикания и сопутствующие ему нарушения обращались ли ранее за помощью Задачи речевого обследования будут заключаться в том, чтобы определить: место возникновения и форму речевых судорог частоту их проявления и сохранные возможности ребенка/взрослого сопутствующие нарушения речи сопутствующие двигательные нарушения, навязчивые движения отношение к своему речевому дефекту, наличие психологических особенностей
Комплексный подход в коррекции заикания Комплексный подход к преодолению заикания предполагает сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, направленной на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом. Необходима совместная работа врача, логопеда, психолога, воспитателя, логоритмиста, музыкального работника, специалиста по физическому воспитанию. Лечебно- оздоровительные мероприятия Коррекционно – педагогическое воздействие Мед. препараты Лечебные процедуры ЛФК Психотерапия Логопедические занятия Логоритмика Воспитательные мероприятия
Специфика логопедических занятий по коррекции заикания Каждый возраст требует использования индивидуальных методик логопедической работы, кроме того, изменяется интенсивность применения отдельных компонентов лечебно-педагогического подхода к преодолению заикания. Так, в работе с дошкольниками основное место отводится речевым занятиям в игровой форме, воспитательным мероприятиям, медицинским — в меньшей степени. В работе с подростками и взрослыми большую роль играют медицинские средства, психотерапия, в том числе ее суггестивные методы (лечение внушением), меньшую — педагогические.
Периоды логопедической работы с заикающимися Периоды логопедической работы Подготовительный период Тренировочный период Закрепительный период Создание щадящего режима; Подготовка ребёнка к занятиям (режим молчания, шёпотная речь); Показ образцов правильной речи; Воспитание навыков Свободной речи и правильного поведения в разных формах речи и разных речевых ситуациях Автоматизация приобретённых ребёнком навыков речи в разных видах речевой деятель- ности
Логопедические занятия включают в себя: Речевые зарядки. - проведение подготовительных речевых упражнений с заикающимся. Артикуляционно-мимическая гимнастика - расслабление речевых мышц - тренировка умения сбрасывать напряжение - тренировка лицевых мышц - упражнения для мышц лба, щек, губ, языка Массаж (самомассаж) - дыхательная гимнастика (воспитание правильного полного вдоха и выдоха) - воспитание навыков фиксированного выдоха со звуком и слогом - упражнения для удлинения речевого выдоха - дыхательные упражнения, сочетающиеся с голосом и движением - работа над голосом - упражнения, направленные на тренировку силы и высоты голоса - интонационные упражнения - формирования навыка плавной речи - логоритмические упражнения: формирование навыка мягкой голосоподачи, ритмизации речи - произнесение пословиц, чистоговорок, скороговорок с различной интонацией. Психогимнастика. Невербальный тренинг, «язык тела». Логоритмика. Чтение стихов. Чтение текстов. Пересказ с метрономом. Речевые импровизации. Ролевой тренинг.
Этапы коррекционной работы Основными элементами речевого обучения заикающихся является: постановка дыхания, голоса, темпа речи, воспитание координации общих и мелких движений и воспитание характера. Для дошкольников привитие этих навыков по возможности следует проводить через игру. Дыхательные, голосовые упражнения прорабатываются тоже в форме игры. Они имеют огромное значение для заикающихся: они развивают дыхание, голос, подавляют чувство страха перед звуками собственного голоса.
Формирование фонационного (речевого) дыхания Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. Наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата создаются при нижнереберном дыхании, когда вдох и выдох совершаются при участии диафрагмы. Контролировать правильное речевое дыхание поможет собственная ладонь, если ее положить на область диафрагмы, т. е. между грудной клеткой и животом. При вдохе стенка живота приподнимается, нижняя часть грудной клетки расширяется. При выдохе мышцы живота и грудной клетки сокращаются. Постановка диафрагмального дыхания проводится на фоне мышечного расслабления. Упражнения начинают с положения лежа.
Регуляция эмоционального и мышечного состояния Обучение навыкам релаксации начинается с упражнений, которые позволяют ребенку почувствовать разницу между напряжением и расслаблением. Проще ощутить напряжение мышц в руках и ногах, поэтому детям предлагается перед расслаблением сильно и кратковременно сжать кисти рук в кулак, напрячь мышцы ног и т. д. Такие упражнения даются в следующей последовательности: для мышц рук, ног, всего туловища, затем для верхнего плечевого пояса и шеи, артикуляционного аппарата.
Мышечное расслабление Большинство заикающихся в процессе речевого общения испытывают чувство тревоги, неуверенность, страх. Им свойственна нарушение равновесия и подвижности между процессами возбуждения и торможения, повышенная эмоциональность. Любые, даже незначительные стрессовые ситуации становятся избыточными для их нервной системы, вызывают нервное напряжение и усиливают внешние проявления заикания. Известно, что многие заикающиеся говорят свободно, когда они спокойны. А состояние спокойствия в основном обеспечивается общим мышечным расслаблением. И наоборот, чем больше расслаблены мышцы, тем глубже состояние общего покоя. Эмоциональное возбуждение ослабевает при достаточно полном расслаблении мышц.
Тренировка речевых мышцы Хорошая дикция — основа четкости и разборчивости речи. Ясность и чистота произношения зависят от активной и правильной работы артикуляционного (речевого) аппарата, особенно от подвижных его частей — языка, губ, неба, нижней челюсти и глотки. Чтобы добиться четкости произношения, необходимо развивать артикуляционный аппарат при помощи специальных упражнений (артикуляционной гимнастики). Эти упражнения помогают создать нервно-мышечный фон для выработки точных и координированных движений, необходимых для звучания полноценного голоса, ясной и четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений артикуляции, а также снять излишнюю напряженность артикуляционной и мимической мускулатуры, выработать необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата.
Работа над плавностью речи. Развитие интонационных характеристик речи . Работа над плавностью речи начинается с формирования у детей понятия о гласных как основе нашей речи. Логопед объясняет детям,, что от правильного произношения всех гласных звуков зависит полнозвучность голоса, плавность и темп речи. Воздух расходуется в основном на гласные звуки, они произносятся широко и громко, в каждом слове обязательно выделяется ударный гласный. Плавность речи отрабатывается сначала в элементарных речевых формах: • на произнесении отдельных гласных звуков; • на сочетаниях гласных звуков (двух, трех, четырех, пяти); • на слоговых сочетаниях согласных звуков с гласными; • на произнесении фраз из одного слова; • на произнесении коротких фраз; • на произнесении длинных фраз с логической паузой.
Параллельно проводится работа по развитию интонационно-выразительной стороны речи (пролонгированное произнесение гласных звуков, повышение, понижение голоса в конце фразы). Логопед предлагает детям свои речевые образцы, наглядно-иллюстративный материал, используется конкретная ситуация. Основными видами упражнений являются: произнесение речевого материала вместе с логопедом, вслед за ним, называние предметов и действий по картинке или в конкретной ситуации. Во всех этих упражнениях отрабатывается важнейший элемент плавной речи — слитность.
Структура логопедического занятия с заикающимися Подготовительная часть занятия Логопедическое занятие Основная часть занятия Заключительная часть занятия Организационный момент; Беседа психотера- певтического харак- тера; Речевая зарядка; Повторение пройден- ного ранее; Подготовка к активной работе Новый вид упражнений или новые условия, в которых они прово- дятся; Закрепление матери- ала; Подведение итога занятия; Советы и задание на дом;
Методики логопедических занятий с заикающимися Н.А.Власова, Е.Ф. Рау Дети дошкольного возраста Система речевых упражнений, усложняющихся в зависимости от степени самостоятельности речи Н.А.Чевелёва Дети дошкольного и мл. школьного возраста Система коррекционной работы в процессе ручной деятельности при переходе от ситуационной речи к контекстной С.А.Миронова Дети дошкольного возраста Система последовательно усложняющихся речевых упражнений в процессе прохождения различных разделов программы В.И. Селивёрстов Дети дошкольного возраста и мл. школьного возраста, находящихся в мед.учреждении Использование различных приёмов логопедической работы в сочетании с медикаментозным лечением
Г.А.Волкова Дети дошкольного возраста Система игр в комплексной работе с заикающимися, воздействие на микросоциальную среду И.Г.Выгодская, Е.Л.Пеллингер, Л.П.Успенская Дети дошкольного возраста Система игр и игровых приёмов для поведения расслабляющих упражнений в соответствии с этапами логопедической работы А.В. Ястребова Дети младшего школьного возраста (1-4 кл.) Развитие речевой активности и основных взаимодействующих компонентов речи в процессе работы над её темпом и плавностью при тесной взаимосвязи речевого материала с содержанием программы по русскому языку
Технические средства в работе с заикающимися Аппарат ЛОГО – БОС: Он состоит из преобразователя сигналов, датчика фиксирующего повышение и понижение пульса на вдохе и выдохе, датчика дыхания регистрирующего подъем передней брюшной стенки при воспроизведении ДРД (диафрагмально-релаксационного дыхания, а так же специального ПО. Особенно эффективен при постановке ДРД и речевого дыхания, на этапе автоматизации звуков (при дислалии, дизартрии, ринолалии, алалии) ,в корреции заикания, нарушений голоса, нарушений темпа речи, речевой тревоге. Большой плюс в том, что позволяет “убить двух зайцев” одновременно: скорректировать речевые нарушения и оздоровить организм в целом за счет восстановления вегетативного баланса (синхронизирует работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, снимает напряжение и пр.)
ПРОГРАММА-ТРЕНАЖЕР «BreathMaker» («творец дыхания, или тот, кто вдохновляет»). компьютерная программа «BreathMaker» предназначена в основном для пациентов старше 7 лет, поскольку предполагает относительно высокий уровень самосознания, саморегуляции, самоконтроля. лечебный курс состоит из трех последовательных этапов: 1-й — чтение без заикания; 2-й — общение без заикания (отрабатывается разговорная речь и добавляется эмоциональный компонент); 3-й — развитие дикторских способностей.
Вывод Выбор методики коррекционного воздействия зависит от индивидуальных особенностей и проявлений дефекта заикающегося. Эффективность коррекции заикания зависит от комплексности воздействия на дефект. Чем раньше начинается коррекционная работа, тем большую эффективность она приносит.
Медикаментозное лечение Медикаментозное лечение детей является вспомогательным в комплексе общего курса. Ребенок может принимать противосудорожные препараты, транквилизаторы, препараты, которые способствуют нейтрализации блокирующего действия веществ, мешающих нормальному функционированию нервных центров, а также анксиолитические ноотропные препараты, например, Тенотен Детский. При необходимости курс лечения дополняется приемом успокаивающих отваров и настоек трав, например, отвара пустырника (назначает только врач!)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Формирование валеологической культуры дошкольников"
"Формирование валеологической культуры дошкольников"...
презентация "Ягоды" для старших дошкольников
Презентация создана для работы на фронтальном логопедическом занятии со старшими дошкольниками с ОНР с целью обогащения словарного запаса по теме "Ягоды". Материалы презентации включают знакомст...
Презентация о здоровый жизни дошкольников
Здоровый образ жизни - это образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья человека. Поэтому здоровый образ жизни (ЗОЖ) рассматривается не только как медицинская, но и как...
Презентация "Формирование экологической культуры дошкольника"
Данная презентация использовалась на городском конкурсе "Воспитатель года" . Тема презентации - формироание экологической культуры дошкольников....
Презентация "Что такое социализация дошкольника с ОВЗ ?" Важность игры в социализации дошкольника"
Каждый человек – алмаз, который может очистить себя. В той мере, в какой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека – не стараться светить, но стараться очищать се...