ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ПЯТИ ЛЕТ
консультация по логопедии (старшая группа) на тему
Консультация для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obogashchenie_slovarnogo_zapasa_u_detey_pyati.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение «Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления для тубинфицированных детей №75»
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ПЯТИ-ШЕСТИ ЛЕТ.
Практический материал для воспитателей по тематическому планированию
Подготовила:
учитель-логопед МБДОУ №75
Спиридонова О.Е.
г. Нижнекамск
У дошкольников пяти-шести лет происходит постепенное увеличение активного словарного запаса за счёт имеющегося пассивного и повседневного обогащения новыми словами. В том числе и во время занятий в детском саду и дома.
У детей формируется умение составлять связный рассказ о любом предмете с называнием мелких деталей при его описании.
СЕНТЯБРЬ.
- Игрушки. Наше тело. Гигиена. Одежда.
- Простые нераспространённые предложения. (Таня рисует.)
- Краткие и полные ответы на вопросы.
ОКТЯБРЬ.
1. Осень. Овощи и фрукты, сад-огород.
2.Составление простых распространённых предложений с прямыми дополнениями.
- Охотник увидел лису.
Единственное и множественное число существительных.
3. Составление рассказа по картинке с помощью вопросов: кто? что? Что делает? Кого? что?
НОЯБРЬ.
1. Дом и его части. Мебель. Профессия.
2. Согласование существительных с глаголом; предложения с двумя зависимыми от глагола существительными, одно из них – прямое дополнение (винительный падеж).
Маша дала яблоко брату.
3. Согласование притяжательных местоимений и количественных числительных с существительными.
- Моя книга, твой кубик, две ручки.
4. Усвоение навыков составления коротких рассказов по сюжетной картинке.
5. Описание предмета по схеме.
6. Выполнение приказаний и самостоятельная отдача их на знакомом словарном материале.
- Возьми флажок в правую руку!
ДЕКАБРЬ.
1. Зима. Домашние животные и птицы. Дикие животные и птицы.
2. Образование множественного числа существительных и глаголов, их согласование.
3. Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже.
- Голубая бумага, голубой платок, голубое небо, голубые носки.
4. Образование притяжательных прилагательных с различными значениями соотнесённости.
- Лисий хвост, волчья лапа, львиная грива.
5. Формирование предложений с однородными дополнениями.
- Ира надела пальто, шапку, шарф и варежки.
6. Составление предложений после демонстрации действий.
7. Формирование навыка ведения диалога, умения самостоятельно задавать вопросы.
8. Формирование умения находить сходство и различие между двумя предметами, животными и птицами.
9. Рассказ-описание о любом животном и птице по схеме и без неё.
ЯНВАРЬ.
1. Зима (продолжение). Транспорт. Продукты питания.
2. Образование формы родительного падежа множественного числа имени существительного с нулевым окончанием и –ЕВ, -ЕЙ:
- много деревьев, стульев; колёс, окон, гнёзд, яблок; карандашей…
3. Образование глаголов совершенного и несовершенного вида: что делать? что сделать?
- Ловить – поймать, рубить – срубить, рисовать – нарисовать…
4. Предложения с однородными подлежащими, дополнениями и обстоятельствами:
- Коля, Юра и Саша строили домик.
5. Использование предлогов В и НА:
- снег лежит на крышах, на деревьях, на земле…
6. Сложносочинённые предложения с союзом А, использование слов-антонимов и уменьшительных суффиксов:
- Гора большая, а горка – маленькая.
7. Использование сравнений в предложениях:
- Снег – как белое покрывало; снег хрустит, словно сухарики жуёт.
8. Понимание, выполнение, а затем и самостоятельное задание направлений и действий:
- Возьми куклу, поверни направо, сделай два шага…
9. Рассказ по картинке о зимних забавах (с выделением начала, середины и конца рассказа).
10. Составление рассказа с деформированным текстом. (Вечером дети слепили снеговик. Ночью выпал снег. Найди ошибку.)
11. Работа над смысловой стороной загадок.
ФЕВРАЛЬ.
1. Посуда. Стихи и рассказы об армии.
2. Правильное использование местоимений МНЕ, МЕНЯ, МНОЙ.
Местоимения с предлогом У: у меня, у нас, у него, у них…
3. Однородные определения, их подбор при построении сложносочинённых предложений.
- Лиса – хитрая, рыжая, пушистая, а заяц – косой, серый, трусливый…
4. Построение предложений с прямыми и косвенными падежными конструкциями.
- Мама купила детям конфеты в магазине.
5. Предложения со словами СНАЧАЛА – ПОТОМ.
- Сначала Таня помыла руки, а потом села обедать.
6. Предлоги ИЗ, ПОД, НАД, ОКОЛО, МЕЖДУ в предложениях.
7. Составление рассказов по сюжетной картинке (продолжение).
8. Составления рассказа-описания о любом предмете на знакомую лексическую тему по схеме и без неё.
9. Умение найти сходство и различие между 2-3-мя предметами (чашка, стакан, кружка и др.).
10. Продолжение работы над смысловой стороной загадок.
11. Объяснение смысла пословиц, применение их в жизни.
МАРТ.
1. Весна. Перелётные и зимующие птицы. Женский праздник 8 Марта. Семья.
2. Простые распространённые предложения с глаголами прошедшего времени, изменение их по родам и числам.
- Мальчик лежал. Кукла лежала. Одеяло лежало. Ручки лежали.
3. Продолжение работы по согласованию прилагательных и порядковых числительных с существительными в разных падежах.
- Книга лежала на большом письменном столе. Мальчик взял с полки вторую книгу.
4. Родительный падеж существительного множественного числа (продолжение).
- Нет людей, дверей; много глаз, рук, ног; крыльев, перьев.)
5. Имена собственные, их замена личными местоимениями третьего лица:
- Вова играет в песочнице.
- Как сказать иначе?
- Он играет в песочнице.
6. Составление предложений по опорным словам (предметным картинкам).
7. Несклоняемые существительные: пальто, кофе, какао…
8. Закрепление умения составлять рассказ-описание по демонстрации действий, предметов, по заданному плану, по схеме и без неё.
9. Сравнение 3-4-х предметов, составление рассказа о сходстве и различии между ними.
10. Рассказ о событиях от имени другого лица.
11. Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Установление последовательности событий, причинно-следственных связей между ними.
12. Пересказ сказок, рассказов.
АПРЕЛЬ.
1. Лес: деревья, ягоды, грибы, цветы, трава. Реки, водоёмы, их обитатели.
2. Понимание и правильное использование предлогов К, ОТ.
3. Закрепление совершенного и несовершенного вида глаголов; воспитание умения самостоятельно ставить вопросы к демонстрируемым действиям по содержанию картинок:
- Что делать (сделать)? Что делал (сделал)? Что делали (сделали)? Что делает, делают (сделает, сделают)?
4. Образование однокоренных слов приставочным способом по демонстрируемым действиям или по картинке.
- Лететь – улетает, прилетает, залетает, вылетает…
5. Формирование умения использовать сравнительную и превосходную степень прилагательных и наречий при сравнении двух или нескольких предметов.
- Красивая – красивее – самая красивая; хорошо – лучше, плохо – хуже…
6. Сложносочинённые предложения с союзами А, И и словами СНАЧАЛА, ПОТОМ.
- Сначала мы почистили рыбу, а потом мама её пожарила.
7. Понимание и подбор синонимов – однородных определений.
- Мальчик смелый, отважный, храбрый, бесстрашный…
8. Предложения с разделительным союзом ИЛИ.
- Я сейчас буду или рисовать, или лепить из пластилина.
9. Рассказ по сюжетной картинке с использованием притяжательных и качественных прилагательных.
- Медвежья лапа, умная галка, злой волк.
10. Умение рассказывать стихи и сказки; высказывать своё отношение к поступкам товарищей или героям рассказа, сказки.
11. Соблюдение интонационно-смысловой выразительности в речи и правильного дыхания.
12. Знание скороговорок, загадок, пословиц и поговорок.
МАЙ.
1. Страна, город, улицы. День Победы, стихи и рассказы об этом празднике. Беседа о школе.
2. Использование любых однородных членов предложения в самостоятельной речи.
- В нашем городе есть кукольный театр, кинотеатры, школы. Улицы прямые, чистые, широкие, красивые, зелёные…
3. Работа со всеми предлогами; умение самостоятельно придумать предложение с заданным предлогом; соотносить сказанное с действием.
- Положила на стол – лежит на столе.
4. Определение местоположения предметов с использованием наречий в предложении.
- Внизу, наверху, справа, слева, впереди, позади, в центре; в правом углу, в левом нижнем (верхнем) углу ящика.
5. Сопоставление грамматических форм глагола настоящего, прошедшего и будущего времени с использованием наречий:
сейчас, теперь, сегодня; давно, уже, вчера, завтра, потом; буду, будет, будем…
- Оля сейчас играет в куклы (вчера играла, завтра будет играть).
- Лена рисует, рисовала, нарисует, будет рисовать…
6. Использование прямой речи в диалогах.
7. Пересказ от другого лица с употреблением прямой речи.
8. Сложноподчинённые предложения с союзами: ПОТОМУ ЧТО (Мама взяла зонтик, потому что шёл дождь); ЧТОБЫ (Я хочу, чтобы она поиграла со мной).
9. формирование умения передавать чужую речь с помощью союза ЧТО или ЧТОБЫ и придаточного предложения из 2-3-х слов:
- Маша сказала, что на улице идёт снег. Соня попросила, чтобы я принесла ей сказки.
10. Составление рассказа по ряду предметных или по серии сюжетных картинок из предложений различной степени сложности.
11. Составление рассказов на основе личного опыта: как провёл выходные дни, что видел в лесу, в парке, случаи из жизни…
12. Составление рассказа о любом предмете без схемы.
13. Составление рассказа об улице, на которой живёт, о своём доме, о квартире, о своей комнате, об игрушках…
14. Знание названия страны, республики, города, в котором живёт.
15. Дети должны накопить достаточный запас потешек, скороговорок, загадок, стихотворений, сказок, пословиц и поговорок.
ИЮНЬ – АВГУСТ.
Повторение пройденного материала, ликвидация пробелов у детей, нуждающихся в педагогической поддержке и сопровождении.
Литература
Лозбякова М.И. Учимся правильно и чётко говорить/Пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.:Вентана-Графф, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедическое пособие по обогащению словарного запаса для детей с ОНР
Логопедическое пособие по обагащению словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи 2 и 3 уровня по теме "Дикие животные леса"...
Обогащение словарного запаса у детей дошкольного возраста
Только у ребёнка, обладающего богатым словарным запасом может сформироваться правильная грамотная речь. Обладая развитой речью, ребёнок легче воспринимает знания, меньше будет проблем при общении со с...
Организация работы по обогащению словарного запаса у детей второй младшей группы.
«Организация работы по обогащению словарного запаса у детей второй младшей группы ДОУ». Подготовила воспитательМАДОУ № 310Ново-Савиновский района...
Дипломная работа: "Развитие мелкой моторики как средство обогащения словарного запаса у детей дошкольного возраста"
В настоящее время проблема речевого и сенсомоторного развития дошкольников является одной из важных, так как в последние годы отмечается увеличение количества детей с недостаточно развитой речью...
Консультация для родителей. ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.
Консультация для родителей.ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.Важное приобретение в дошкольном возрасте – овладение родным языком как средств...
Тема: « Обогащение словарного запаса у детей 3-4 лет в работе педагога над формированием первоначальных представлений о пространстве собственного тела».
В данном материале освевещены практические упражнения по обогащению словарного запаса у детей 3-4 лет....