Годовой отчет коррекционно-развивающей работы за 2017 – 2018 учебный год
материал по логопедии по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
детский сад общеразвивающего вида «Белочка» с приоритетным
осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Годовой отчет
коррекционно-развивающей работы
учителя-логопеда МДОАУ д/с «Белочка»
Мустафиной Фирюзы Шагидулловны
за 2017 – 2018 учебный год
г. Пыть-Ях
Основная цель логопедической службы создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для коррекции нарушений в развитии речи детей с ограниченными возможностями здоровья.
Основные задачи:
- коррекция нарушений устной речи детей: формирование правильного произношения, развитие лексических и грамматических средств языка, навыков связной речи;
- коррекция недостатков эмоционально-личностного и социального развития;
- активизация познавательной деятельности детей;
- оказание консультативной помощи родителям (законным представителям),
- пропаганда логопедических знаний среди педагогов, родителей (законных представителей).
Деятельность логопедической службы в ДОУосуществляется по нескольким направлениям:
Аналитико-диагностическая работа – комплексное логопедическое обследование устной речи воспитанников; сбор и анализ анамнестических данных; психолого-педагогическое изучение детей; дифференциальная диагностика речевых расстройств; обработка результатов обследования; определение прогноза речевого развития и коррекции; комплектование групп и подгрупп на основе диагностических данных; составление индивидуального перспективного плана коррекционно-логопедической работы; составление расписания занятий и циклограммы работы; подготовка необходимой документации для участия в работе ПМПк.
Коррекционно-развивающая работа – направлена на развитие и совершенствование речевых и неречевых процессов, профилактику, коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности, развитие познавательной, коммуникативной и регулирующей функции речи. Осуществляется в форме индивидуальных, подгрупповых (2-3 ребенка) логопедических занятий. Результаты логопедической диагностики вносятся в речевые карты детей.
Консультативно-просветительская работа – консультирование педагогов, родителей (законных представителей) по проблемам обучения и воспитания детей, имеющих речевые нарушения, пропаганда логопедических знаний. Осуществляется в форме индивидуальных, групповых консультаций, бесед, семинаров-практикумов, выступлений на собраниях. Осуществляется в тесном контакте с родителями, для обеспечения необходимого уровня их осведомлённости о задачах и специфике логопедической коррекционной работы, обусловленной речевыми нарушениями.
Организационно-методическая работалогопеданаправлена на:
- повышение уровня логопедической компетентности и профессионализма;
- обеспечение связи и преемственности в работе учителя-логопеда, педагогов и родителей в решении задач по преодолению речевого недоразвития у воспитанников;
- повышение эффективности коррекционно-логопедического процесса;
- совершенствование программно-методического оснащения коррекционно-логопедического процесса.
Работа включает в себя: разработку методических рекомендаций для педагогов и родителей по оказанию логопедической помощи детям, перспективное планирование деятельности; изучение и обобщение передового опыта; обмен опытом; поиск оптимальных средств коррекции речи детей; изготовление и приобретение наглядного и дидактического материала. Учитель-логопед принимает участие в работе педагогических советов, методических объединений учителей-логопедов, проводит теоретические, практико-ориентированные семинары-практикумы, открытые занятия, выступает на родительских собраниях.
Профилактическая работа – целенаправленная систематическая совместная работа учителя-логопеда, воспитателей, инструктора по физвоспитанию, музыкального руководителя и медицинского работника, а также родителей воспитанников:
- выявление детей «группы риска» (как известно, стрессовые факторы, уровень психического и соматического здоровья детей отрицательно сказывается на их речевом развитии);
- предупреждение и преодоление вторичных расстройств у детей, обусловленных первичным речевым дефектом;
Логопедическая диагностика
Логопедическая диагностика в учреждении ведётся по следующим методикам:
- Диагностика психофизических процессов и речевого развития детей (4-5, 5-6, 6-7 лет) (авторы: Романович О.А., Кольцова Е.П.);
- Тестовая диагностика: обследование речи, общей и мелкой моторики у детей 3-6 лет с речевыми нарушениями (Кабанова Т.В., Домнина О.В.);
- Комплексное обследование дошкольника 3-6 лет (речевое развитие) (автор: Ткаченко Т.А.);
- Альбом для логопеда (составитель: Иншакова Т.Б.).
Изучение уровня речи ребёнка проводится по нескольким направлениям:
1. Определение уровня понимания речи, сформированности предпосылок к её развитию. Проводится обследование:
- фонематического слуха;
- готовности артикуляционного аппарата, обеспечивающего становление звуковой стороны речи.
2. Изучение уровня активной речи предполагает обследование:
- состояния звукопроизношения;
- наличия фразовой речи;
- предметного и глагольного словаря по темам;
- состояние сформированности грамматического строя;
- состояния связной речи.
3. Анализ состояния мелкой моторики.
4. Анкетирование родителей с целью изучения данных о раннем речевом развитии детей.
Коррекционно-развивающая деятельность представлена системой подгрупповых и индивидуальных логопедических занятий с частотой проведения – 2 раза в неделю.
Коррекционно-развивающие занятия были направлены на коррекцию общего недоразвития речи (I, II,III - уровня речевого развития), системного недоразвития речи.
Согласно ПМПк ДОУ по зачислению детей на логопункт было зачислено 13 детей с речевыми нарушениями (с ограниченными возможностями здоровья):
- с тяжелыми нарушениями речи – 7 детей из подготовительной группы, 3 ребенка из старшей группы, 3 ребёнка из средней группы;
- с задержкой психического развития – 2 ребёнка средней группы,1 ребёнок из старшей группы и 2 ребёнка из подготовительной группы.
В коррекционно-развивающей деятельности применяются элементы здоровьесберегающей технологии (пальчиковая гимнастика, самомассаж пальцев рук, дыхательные упражнения).
В коррекционно-образовательном процессе осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику– разноуровневый подбор материала, учёт возможностей каждого ребёнка, индивидуальных особенностей психического развития, его возрастных особенностей, запаса знаний и представлений.
В процессе коррекционной работы с детьми с ОНР реализуются следующие задачи:
- расширение и активизация словаря;
- развитие грамматического строя речи;
- совершенствование слоговой структуры слова;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие речевого дыхания и голоса;
- развитие связной речи;
- формирование правильного произношения звуков.
В процессе формирования произносительных умений и навыков осуществляются следующие задачи:
- устранение дефектного звукопроизношения;
- развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
- формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью).
Коррекция звукопроизношения осуществляется основными способами постановки звуков:
- постановка звука по подражанию, когда он отсутствует в речи;
- постановка звука по подражанию, когда он напоминает другой звук;
- постановка звука по показу артикуляции;
- постановка звука с механической помощью;
- постановка звука с использованием базового звука.
На этапе автоматизации звука и введения его в самостоятельную речь используется лексический материал разной степени сложности: слог, слово, словосочетания, предложения, чистоговорки, скороговорки, считалки, стихи, рассказы, сказки. Логопедическая работа ведётся с использованием речевого материала в нужной особой последовательности с учётом принципа «от простого к сложному».
После завершения логопедических занятий за 2017-2018 учебного года были проанализированы результаты работы с точки зрения динамики коррекции речевых нарушений и коммуникативных навыков в целом. Положительная динамика наблюдается у 8 воспитанников.
Незначительная положительная динамика отмечалась у троих воспитанников, что обусловлено структурой дефекта (задержка психического развития).
На конец 2017-2018 учебного года два воспитанника подготовительной группы выпускаются с нормой.
Вывод:
В результате проведённой коррекционно-развивающей работы и по результатам итоговых диагностических исследований можно сделать следующие выводы: уровень развития речи некоторых детей хоть и не достиг возрастной нормы, но все-таки повысил качественную результативность. Без улучшений детей нет. Значительно улучшилось звукопроизношение, грамматический строй речи, пространственная ориентировка, артикуляционная моторика, состояние фонематических процессов и связной речи дошкольников.
Таким образом, годовой план коррекционно-развивающей деятельности и все поставленные задачи повышения эффективности логопедической работы на учебный год выполнялись.
При работе с детьми соблюдались санитарно-гигиенические правила организации коррекционно-развивающего процесса.
Работа логопедической службы в ДОУ за прошедший учебный год была активной и продуктивной, что подтверждается результатами заключительной диагностики, по всем направлениям велась планомерная работа по оказанию помощи детям с речевыми нарушениями.
КОНСУЛЬТАТИВНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
Профилактическая работа направлена на развитие коммуникативных способностей у детей. Работа с детьми проводится в форме коррекционно-развивающих занятий, создание в групповых комнатах центров речевого развития. Также в целях профилактики тяжелых нарушений речи проводится диагностика речевого развития детей средней возрастной группы.
Работа с педагогами и родителями (законными представителями) направлена на повышение компетентности в вопросах речевого развития детей. Планируется и проводится в виде консультаций.
В соответствии с годовым планом работы с педагогами детского сада проводились групповые и индивидуальные консультации по вопросам планирования работы по развитию речи детей с учётом возрастных норм и лексических тем, оказывалась систематическая помощь воспитателям в организации индивидуальной и групповой работы по развитию речи.
- «Причины и виды отклонений в речевом развитии детей дошкольного возраста».
- «Речевые игры дома».
- «Речевая готовность ребенка к школе».
- «Влияние соски-пустышки на речевое развитие ребёнка».
- «Чтобы четко говорить, надо с пальцами дружить».
- «Как организовать логопедические занятия дома».
- «Развитие связной речи детей в семье».
- «Речевое дыхание – основа правильной речи».
- «Фонематический слух – основа правильной речи»
- «Приёмы педагогической помощи при задержке речевого развития у дошкольников».
Буклеты:
- «Речевое развитие ребёнка» - родители 10.
Консультации (индивидуальные):
Проведено 20 индивидуальных консультаций с родителями по проблемам обращения.
На каждый запрос родителей (зачисление в логопункт, состояние речи ребёнка, поведение ребёнка на логопедических занятиях, выполнение домашнего задания логопеда и т.д.) даны рекомендации и советы по всем вопросам.
Консультации (индивидуальные) с родителями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
Проведено 7 индивидуальных консультации с родителями по проблемам обращения.
Выводы: В результате проделанной работы произошло повышение осведомлённости родителей и педагогов в вопросах речевого развития дошкольников, повышение уровня информированности родителей, заинтересованности родителей в вопросах развития речи детей, повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей в вопросах речевого развития детей.
Консультативный пункт
Проводится организация и координация, методической, диагностической и консультативной помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому.
Задачи на следующий учебный год:
1. Логопедическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса ДОУ.
2. Проведение индивидуальной логокоррекционной работы с детьми с учетом их речевого статуса.
3. Выявление детей, нуждающихся в коррекционной логопедической помощи.
Учитель-логопед
МДОАУ д/с «Белочка» Мустафина Ф.Ш.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальная программа коррекционно-развивающей работы на 2017-2018 учебный год
В данной программе отражены основные этапы коррекционной работы учителя-логопеда на учебный год с ребенком подготовительной к школе группы....
Организация и проведение коррекционно-развивающей работы в 2017-2018 учебном году
Приказ 04-02 У от 04.06.2018 г. «О проведении педагогического мониторинга индивидуального развития детей в МБОУ ЦДиК».Итоговый отчёт о результативности коррекционно-развивающей деятельност...
Годовой отчет учителя-логопеда за 2017-2018 учебный год
Заслушано на педагогическом совете....
ИТОГОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД «НАШИ УСПЕХИ»
ИТОГОВАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ ЗА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД «НАШИ УСПЕХИ»...
Отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе за 2017-2018 учебный год. Группа №2 «Пчёлки»
Отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе за 2017-2018 учебный год....
Отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе за 2017-2018 учебный год.
Отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе за 2017-2018 учебный год....
Отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе за 2017-2018 учебный год. Группа №2 «Пчёлки».
Отчет о проделанной коррекционно-развивающей работе за 2017-2018 учебный год. Группа №2 «Пчёлки»....