Обучение дыханию во время игры
методическая разработка по логопедии на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №56 «Искорка»
«Обучение дыханию во время игры»
Воспитатель:
Клименко Марина Михайловна
г. Сургут 2018г.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Логопеды дошкольных учреждений уделяют пристальное внимание формированию речевого дыхания у детей как базы для правильного развития не только звукопроизношения, но и всей речи в целом.
Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, четкая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для звучного голоса.
Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Параметры правильного ротового выдоха:
- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;
- выдох происходит плавно, а не толчками;
- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;
- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);
- выдыхать следует, пока не закончится воздух.
При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями.
Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений. Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.
Лети, бабочка!
Цель: развитие длительного непрерывного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2–3 яркие бумажные бабочки.
Ход игры: Перед началом занятия к каждой бабочке привяжите нитку длиной 20–40 см, нитки прикрепите к шнуру на некотором расстоянии друг от друга. Шнур натяните так, чтобы бабочки висели на уровне лица стоящего ребенка.
Педагог показывает ребенку бабочек и предлагает поиграть с ними.
– Смотри, какие красивые разноцветные бабочки! Посмотрим, умеют ли они летать.
Педагог дует на бабочек.
– Смотри, полетели! Как живые! Теперь ты попробуй подуть. Какая бабочка улетит дальше?
Ребенок встает возле бабочек и дует на них. Необходимо следить, чтобы ребенок стоял прямо, при выдохе не поднимал плечи, дул на одном выдохе, не добирая воздух, не надувал щеки, а губы слегка выдвигал вперед.
Дуть можно не более 10 секунд с паузами, чтобы не закружилась голова.
Ветерок
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: бумажные султанчики (метёлочки).
Ход игры: Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Для этого прикрепите полоски цветной бумаги к деревянной палочке. Можно использовать тонкую папиросную бумагу, или елочное украшение «дождик».
Педагог предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
– Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок – и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь ты подуй!
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей. Во втором случае дети дуют на свои метёлочки одновременно.
Листопад
Цель: обучение плавному свободному выдоху; активизация губных мышц.
Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки; ведерко.
Ход игры: Педагог выкладывает на столе листочки, напоминает детям про осень.
– Представьте, что сейчас осень. Красные, желтые, оранжевые листья падают с деревьев. Подул ветер – разбросал все листья по земле! Давайте сделаем ветер – подуем на листья!
Взрослый вместе с детьми дует на листья, пока все листочки не окажутся на полу. При этом необходимо следить за правильностью осуществления ротового выдоха, а также за тем, чтобы дети не переутомлялись.
– Все листики на земле... Давайте соберем листочки в ведерко.
Логопед и дети собирают листочки. Затем игра повторяется снова.
Снег идёт!
Цель: формирование плавного длительного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: кусочки ваты.
Ход игры: Педагог раскладывает на столе кусочки ваты, напоминает детям про зиму.
– Представьте, что сейчас зима. На улице снежок падает. Давайте подуем на снежинки!
Взрослый показывает, как дуть на вату, дети повторяют. Затем все поднимают вату, и игра повторяется снова.
Одуванчик
Цель: развитие плавного длительного выдоха через рот; активизация губных мышц.
Ход игры: Игру проводят на воздухе – на полянке, где растут одуванчики. Взрослый предлагает детям найти среди желтых одуванчиков уже отцветшие и сорвать их. Затем показывает, как можно подуть на одуванчик, чтобы слетели все пушинки. После этого предлагает детям подуть на свои одуванчики.
– Давайте подуем на одуванчики! Дуйте один раз, но сильно – чтобы все пушинки слетели. Смотрите, летят пушинки, как маленькие парашютики.
Можно устроить соревнование: каждый из детей дует на свой одуванчик один раз. Побеждают те из детей, у которых на головке цветка не останется ни одной пушинки.
Вертушка
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: игрушка-вертушка.
Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки.
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на нее самостоятельно:
– Давай сделаем ветер – подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее – вертушка вертится быстрее.
Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Летите, птички!
Цель: развитие длительного направленного плавного ротового выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: 2–3 разноцветные птички, сложенные из бумаги (оригами).
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На стол напротив ребенка кладут одну птичку. Взрослый предлагает ребенку подуть на птичку, чтобы она улетела как можно дальше (дуть можно один раз).
– Какая красивая у тебя птичка! А она умеет летать? Подуй так, чтобы птичка улетела далеко! Дуть можно один раз. Вдохни и набери побольше воздуха. Полетела птичка!
В ходе групповой игры можно устроить соревнование между двумя-тремя детьми: каждый дует на свою птичку. Побеждает тот, чья птица улетела дальше. Взрослый следит за тем, чтобы дети не надували щеки, дули только один раз, сильно не напрягались.
Катись, карандаш!
Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: карандаши с гладкой или ребристой поверхностью.
Ход игры: Ребенок сидит за столом. На столе на расстоянии 20 см от ребенка положите карандаш. Сначала взрослый показывает, как с силой дуть на карандаш, чтобы он укатился на противоположный конец стола. Затем предлагает ребенку подуть на карандаш. Второй участник игры ловит карандаш на противоположном конце стола. Можно продолжить игру, сидя напротив друг друга, и перекатывая друг другу карандаш с одного конца стола на другой.
Организуя игру в группе, можно устроить соревнование: двое детей сидят за столом, перед ними лежат карандаши. Дуть на карандаш можно только один раз. Побеждает тот, чей карандаш укатился дальше.
Пёрышко, лети!
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: птичье пёрышко.
Ход игры: Подбросьте пёрышко вверх и дуйте на него, не давая упасть вниз. Затем предложите подуть ребенку. Обратите его внимание на то, что дуть нужно сильно, направляя струю воздуха на пёрышко снизу вверх.
Свистульки
Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.
Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки в виде различных птиц и животных.
Ход игры: Перед началом занятия следует подготовить свистульки. Раздайте детям свистульки и предложите подуть в них.
– Посмотрите, какие красивые у вас игрушки-свистульки! У Маши – птичка, а у Вани – олень. Давайте устроим лесной концерт – каждый из зверей и птиц поёт свою песенку!
Игру можно повторить несколько раз. Следите, чтобы дети дули, не напрягаясь, не переутомлялись. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
Вызывая положительные эмоции, такие упражнения повышают интерес ребенка к дыхательной гимнастике, которые к тому же способствуют развитию творческого воображения и фантазии.
Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счет ведем про себя): вдох (носом) 1—3, пауза — 1, выдох (ртом) — 1—6. Плечи при вдохе не должны подниматься, выдох должен быть целенаправленным (щеки не надувать). Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3—4 раза. Повторять четырежды в день.
«Колобок»
Колобок-колобок
Ты румяненький бочок,
По дорожке ты катись,
Лесных зверей берегись.
В невысокой коробке сделать макет леса с дорожкой и зверями (заяц, волк, медведь, лиса). Ребенок должен помочь колобку (теннисному шарику) прокатиться по этой тропинке и избежать встречи с лесными жителями.
«Горох»
Что-то спряталось на дне,
Но пока не видно мне.
На горох подую я
И скажу, что там, друзья.
На дно неглубокой тарелки (крышки) приклеить картинку, насыпать горох. Задача ребенка — раздуть горох с середины и увидеть картинку.
«Самолетики»
Самолет построил я,
Поиграть зову вас я.
Чей дальше улетит,
Тот пилот и победит.
Готовые бумажные самолетики выставить на старт на столе. Каждый пилот дует на свой самолет. У кого лучше работает двигатель, чей самолет улетит дальше, тот и выигрывает.
«Настольная игра»
Здесь я кубик не кидаю,
Я дыханьем помогаю.
Мы посмотрим, кто вперед
От старта до финиша дойдет.
Кубики не бросать как обычно, а сдувать с ладошки.
«Горка»
Бегемот на горку сел,
Прокатиться захотел.
Сейчас ему я помогу
С ветерочком прокачу.
Для этой игры нужна горка. Задача ребенка — сдуть киндер-игрушку с горки.
«Черепашки»
Черепашки-малыши
Еще очень слабы.
Нужно очень постараться
Помочь им до воды
добраться.
Рядом со столом, где лежат черепашки (из скорлупы грецкого ореха), поставить емкость с водой. Можно играть командами. Кто быстрее спасет всех черепашек и сдует их в «море», тот победитель.
«Бабочка»
Бабочка-красавица
На ладошку села.
Ветерок дунул —
Она полетела.
Летела-летела
И на цветочек села.
Выставить цветочную поляну. Задача ребенка — сдувать бумажную бабочку с ладошки. Желательно, чтобы она улетела на самый дальний цветок.
«Задуй свечи»
Свечи я задуть хочу,
Всех сейчас я научу.
Полной грудью вдохну,
Свечи все я потушу.
Свечи — крышки от фломастеров, расставить и «зажечь». Кто больше потушит свечей с одного выдоха, тот и выиграет.
«Перекати-поле»
По полю, всем на удивление,
Катится растение.
Ветер громко завывает,
В догонялки с ним играет.
Из сухой травы сделать подобие растения «Перекати-поле». Задача ребенка — перекатить его через поле.
«Цветик-семицветик»
Лети, волшебный лепесток,
Через запад на восток.
Эники-беники, эники-ё
Исполни желание мое.
Загадав желание, дети отрывают по лепестку и с «волшебными» словами дуют на свой лепесток.
«Дорожка»
Ленту цветную я раскручу,
Длинную дорожку вам
покажу.
Мы посмотрим, кто быстрей:
Хлопай, топай веселей.
Два игрока по команде начинают дуть на ленточку, скрученную в трубочку. Задача — быстрее раскрутить свою трубочку.
«Автомобили»
Мотор гудит, настал черед
Быстрее вырваться вперед.
Как надо ездить, покажу,
И первым к финишу приду.
По команде «водители» начинают дуть на бумажные автомобили, перемещая их к финишу.
«Берлога»
Как на горке снег, снег
И под горкой снег, снег.
А в берлоге спит медведь.
Хотите, дети, посмотреть?
Дети раздувают «снег» из пенопласта (ваты) и получают представление о зимовке медведя.
«Муравейник»
Кто такой построил дом?
Мы осмотрим все кругом.
Можно внутрь заглянуть,
Если на него подуть.
Выполнить муравейник из мелких тонких веточек (соломы), внутрь поместить картинку с изображением муравьев.
Можно использовать перья (игра «Найти в гнезде птенца»),
«Акробат»
В цирк сейчас я поиграю,
Представленье начинаю.
Акробатом смелым стану —
Проползу и не устану.
На натянутой веревке (леске) повесить бумажного акробата. Дети помогают ему перебраться на другую сторону.
«Ледоход»
У меня корабль сильный.
У него характер львиный.
Льдины смело раздвигает
И везде он проплывает.
В емкость с водой поместить «льдины» (из пенопласта). Корабль должен проплыть, направляя их к противоположному берегу.
«Лодочки»
Берег — левый,
Берег — правый
Лодка — это переправа.
Груз любой мы переправим,
Куда надо все доставим.
В емкости с водой сделать два берега. Два игрока переправляют на лодке груз с одного берега на другой.
«Утята»
Плавать учатся утята
С мамой-уткой на пруду.
Помогу я им, ребята, —
Ветерочком подтолкну.
Дети помогают утятам доплыть до мамы-утки.
«Паровоз»
Рельсы-рельсы,
Шпалы-шпалы,
Ехал поезд запоздалый.
Вдруг опасность на пути,
Стоп! Нельзя дальше идти.
Преграду убери,
Долгий путь определи.
На пути поезда сделать затор из бревен (веток), снежного сугроба (ваты). Задача детей — освободить дорогу, раздуть преграду.
«Мишка»
Мишка очень шишки любит,
Угощу его я ей.
Благодарен мне он будет,
Сразу станет подобрей.
Нужно дунуть на шишку так, чтобы она попала медведю в лапы, т.е. угостить его.
«Курочка Ряба»
Курочка Ряба яички снесла,
Ребятишек к себе позвала.
Нужно яички срочно поймать,
Не уронить, в корзину собрать.
Ведущий должен корзинкой поймать все киндер-яйца, сдуваемые игроками со стола.
«Хорошая погода»
Небо хмурится с утра,
Надо солнышку помочь.
Ветерочком стану я,
Уходите, тучи, прочь.
На столе приклеить солнце, закрыть его тучами из ваты (пенопласта). Дети разогоняют, раздувают тучи.
«Снегопад»
Снежинок много я собрал,
Ветерочком легким стал.
Если очень постараться,
Снежинки дружно разлетятся.
«Листопад»
Листьев много я собрал,
Ветерочком легким стал.
Если очень постараться,
Листья дружно разлетятся.
Игрок поднимается на табурет и сдувает снежинки (листья) на детей.
«Мяч»
Будем вчетвером играть,
Мяч по полю мы гонять.
У кого мячик упал,
Тот выходит, проиграл.
Вокруг круглого стола встают четыре игрока, дуют на теннисный мяч по направлению к соперникам. У какого игрока мяч упал, тот выходит из игры.
«Ракушки»
Чудесные ракушки есть у нас,
Поиграем мы сейчас.
Будем дружно их сдувать,
Дно морское украшать.
Вот теперь готово все,
Можно рыбок запускать.
Приготовить емкость с водой — море. На столе разложить ракушки. Задача ребенка — сдуть их в воду и украсить морское дно.
«Живая лужица»
Мы с водицею играем,
Лужицу мы раздуваем.
Лужа наша оживает —
Получился бегемот,
Еще раз подую я,
Увижу в луже муравья.
На поверхность налить немного воды (можно цветной). Ребенок должен раздуть ее с разных сторон и посмотреть, что получилось.
Таким образом, рассматривая речевое дыхание - как фундамент для формирования устной речи, можно сказать, что благодаря развитию речевого дыхания у детей с речевыми нарушениями закрепляется энергетический экономный тип дыхания, который лежит в основе речевого дыхания; обеспечивается комплексное развитие всех систем, отвечающих за речевое высказывание, формируется правильное дыхание в наиболее сжатые сроки и без ущерба, и с пользой для психофизического здоровья ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»
Цель программы:психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его фозиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности....
Методические основы обучения дыханию при плавании кролем на груди детей дошкольного возраста
Презентация опыта работы обучения дыханию при плавании кролем на груди содержит подборку упражнений и игр для детей-дошкольников в возрасте 4-6 лет....
Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание "Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Тренинг "Как общаться во время игры". Справка.
Мероприятии с родителями и детьми. Консультация "Умеете ли вы играть с детьми". Родительское собрание"Мамочка моя". Развлечение "Праздник добра, любви и вежливости". Трен...
ПРОГРАММА психологического сопровождения дошкольника при подготовки к школьному обучению «Время играть»
ПРОГРАММАпсихологическогосопровождения дошкольникапри подготовки к школьному обучению«Время играть»...
Задания по обучению грамоте на время самоизоляции
А наши ребята не сидят без дела дома! Вот такое задание по обучению грамоте мы предложили выполнить нашим малышам. Ребята с легкостью справились со всеми заданиями, а родители сразу же отправили ...
В период самоизоляции малыши с пользой проводят время: Играют в настольные и дидактические игры....
Воспитать ребёнка без игры невозможно. В дошкольном возрасте дети играют постоянно - это их естественная потребность, способ познания окружающего мира.На сегодняшний день существует огромное кол...
Правильное дыхание во время выполнения общеразвивающих упражнений
В настоящее время, проблемы здоровья стали особенно актуальными в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья детей. Объем познавательной информации для дошкольников достаточно высок, растет доля...