Онтогенез развития речи
учебно-методический материал по логопедии на тему
Этапы становления детской речи на основе работ А.Н.Гвоздева, А.Н.Леонтьева, Г.Л.Розенгард-Пупко и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ontogenez_rzvitiya_rechi.docx | 21.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ОНТОГЕНЕЗ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
В исследованиях А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи» (1961) подробно освещены этапы последовательного овладения ребенком различными сторонами русского языка. Им описана поэтапность усвоения структуры предложений, разных частей речи, их грамматического и фонетического оформления, раскрыты закономерности закрепления навыков пользования различной слоговой структурой. А.Н. Гвоздев подчеркивал, что в норме развитие языковых компонентов претерпевает определенные изменения, хотя процесс усвоения родного языка протекает в очень короткие сроки.
Другие исследователи (А.Н. Леонтьев, Г.Л. Розенгард – Пупко, Н.И. Жинкин и др.) выделяют разные этапы становления речи детей. Представляется наиболее оптимальный следующий вариант такого деления.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (от рождения до 1 года)
Первые голосовые реакции ребенка – крик и плач наблюдается сразу после рождения.
В 2-3 месяца отмечается нечленораздельное, аморфное воспроизведение звуковых комплексов – гуление.
После 5-ти месяцев гуление переходит лепет. Лепет – это начало собственной речи ребенка. Лепетные реакции состоят из гласных и согласных раннего онтогенеза. Ребенок многократно повторяет отдельные слоги (ма-ма-ма), таким образом тренирует мышцы артикуляционного отдела.
С 3-6 месяцев ребенок начинает поворачиваться на голос.
С 7 месяцев узнает голоса окружающих его родных и близких.
В 8-9 месяцев реагирует на свое имя.
После 9 месяцев с удовольствием выполняет элементарные словесные просьбы, типа «Помаши ручкой – до свидания», «Похлопай в ладошки», «Поиграй в сороку» и т.д. К 11-ти месяцам он воспринимает имена хорошо знакомых лиц, названия предметов.
К году ребенок довольно четко произносит первые слова, типа мама, баба, деда и т.д. Понимает 30 лепетных слов.
ПРЕДДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 1 года до 3 лет)
Он характеризуется, прежде всего, расширением объема понимания речи и активизацией словарного запаса. Отмечается появление новых лов, обозначающих любимые игрушки (гадя – гусеница), продукты питания (агу – огурец, яба - яблоко), животных (бака – собака, катя – кошка), птиц (гага – гусь, коко - курица) и т.д. Произношение этих слов далеко от нормативного, но именно их появление является показателем начала активного развития речи ребенка.
Выделяется период усвоения предложений из аморфных слов – корней:1г.3 мес.- 1 г. 8 мес. – однословные предложения - «бах», затем предложения их нескольких слов-корней: «ма, да» - «мама, дай».
С полутора лет слово приобретает обобщенный характер. На протяжении 2-го и 3-го года жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К началу 3-го года жизни у ребенка начинает формироваться грамматический строй речи. К двум годам дети практически овладевают навыками употребления форм единственного и множественного числа имен существительных, времени и лица глаголов, используют некоторые падежные окончания. В это время понимание речи взрослого значительно превосходит произносительные возможности.
Можно определить следующий порядок формирования падежных окончаний (по данным А. Н. Гвоздева) у детей с нормальным речевым развитием:
- год 1 мес. - 2 года. Именительный, винительный падеж для обозначения места. Предлог опускается (положи мяч стол).
- года - 2 года 2 мес. Дательный падеж для обозначения лица (дан Вове), направления (предлог при этом опускается: иди маме); творительный падеж в значении орудийности действия (рисую карандашом); предложный падеж со значением места - предлог опускается (лежит сумке).
2 года 2 мес. - 2 года 6 мес. Родительный падеж с предлогами у, из со значением направления (из дома); творительный падеж со значением совместности действия с предлогом с (с мамой); предложный падеж со значением места с предлогами на, в (на столе).
2 года 6 мес. - 3 года. Родительный падеж с предлогами для, после (для мамы, после дождя); винительный падеж с предлогами через, под (через речку, под стол).
Следует отметить, что различные исследователи (как наши, отечественные, так и зарубежные) приводят разные количественные данные о росте словаря детей.
Приведем наиболее распространенные данные о бурном развитии словарного запаса детей в преддошкольном периоде: к 1 г. 6 мес. - 10 - 15 слов; к концу 2-го г. - 300 слов (за 6 мес. около 300 слов!); к 3 г. - около 1000 слов (т.е. за год около 700 слов)
ДОШКОЛЬНЫЙ ЭТАП (от 4 лет до 7 лет)
Характеристика звукопроизношения и фонематического слуха
В возрасте 3-4 лет ребенок правильно произносит гласные и согласные звуки раннего онтогенеза. В это время допускается смягчение отдельных звуков речи. Звуки с, з, ш, ж произносятся недостаточно четко, пропускаются, заменяются звуками то, д, ф, в; аффрикаты ч, щ заменяются на ть, ц, сь; звуки р, л могут пропускаться или заменяться на ль, в, уа.
В 4 года исчезают смягченное произношение звуков, замены на звуки то - д. Шипящие могут произноситься недостаточно четко.
В 5 лет правильно произносятся звонкие, глухие, твердые, свистящие, шипящие звуки, аффрикаты. Могут быть отдельные ошибки при их дифференциации в малознакомых, трудных словах. Недостаточно сформированными являются сонорные звуки.
В 6 лет в условиях правильного речевого воспитания и при отсутствии органических нарушений центрального и периферического аппарата дети правильно пользуются в самостоятельной речи всеми звуками родного языка.
В этот период значительно улучшается фонематическое восприятие: сначала ребенок начинает дифференцировать гласные и согласные звуки, далее - мягкие и твердые согласные и, наконец, - сонорные, шипящие и свистящие звуки.
К 5 г. в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, т. е. у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.
К этому же времени заканчивается формирование правильного звукопроизношения и ребенок говорит чисто.
Характеристика словарного запаса
При нормальном речевом развитии ребенка и благоприятных условиях воспитания его активный словарь увеличивается очень быстро. Он увеличивается как в количественном, так и в качественном отношении (например, в возрасте 3-4 лет словарь составляет от 600 до 2000 слов). Дети правильно называют окружающие их предметы и явления, владеют достаточным количеством слов, обозначающих качества предметов, действий, стараются активно пользоваться в речи как видовыми, так и родовыми понятиями, словами с противоположными значениями, словами-синонимами.
Одновременно с увеличением количественной и качественной сторон словарного запаса у детей постепенно формируется навык словообразования.
Так, четырехлетние дети совершенно свободно образуют существительные с различными уменьшительно-ласкательными суффиксами: пальчик, зайчик, лобик, песик, носик, куколка, платьице.
Дошкольники в 5-6 лет легко выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (Например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плавучий).
Дети справляются с заданиями на образование прилагательных от существительных, причем это касается не только обиходных, часто встречающихся слов (железо, железный, стеклянный, деревянный), но и менее употребительных в быту слов: ситцевый, снежный, бумажный, песочный, картонный, пластмассовый.
Характеристика грамматического строя.
К пяти годам дети усваивают основные формы согласования слов: существительных с прилагательными всех трех родов, с числительными в именительном падеже.
Характеристика связной речи.
На четвертом году жизни дети овладевают простым распространенным предложением. Довольно рано, примерно к 3- 4 годам, они начинают употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
На пятом году жизни количество сложных предложений, встречающихся в детской речи, уже составляет 11% по отношению к общему числу предложений. В их речи отмечается наличие почти всех придаточных предложений (кроме определительного).
В этом возрасте они задают много вопросов взрослым, пытаются объяснить свои действия (насыпал корм потому, что птички хотят есть; приду к тебе, если мама разрешит; Вова там, где воспитательница и т. д.).
После 4 лет дети могут пересказать знакомую сказку, охотно декламируют стихотворения, к 5 годам могут пересказывать только что прочитанные короткие тексты, прослушав их 2 раза.
После 5 лет дети способны рассказать о виденном, или услышанном довольно подробно и последовательно, объяснить причину и следствие, составить рассказ по картине, отличить фантастическое содержание сказки от обычного рассказа (так не бывает).
После 6 лет они могут придумать рассказ и сказку, поясняя при этом, где сказка, а где рассказ. Используя образец, ребенок должен составить рассказ о чем-то другом, который, как правило, получается логичным, развернутым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для логопедов "Развитие речи в онтогенезе"
Активизация знаний педагогов по логопедии....
Развитие речи и артикуляционной моторики у детей раннего возраста в онтогенезе.
Для того чтобы ребёнок стал говорить, у него должны достигнуть определённого уровня развития как речедвигательный и слухо-речевой анализаторы, так и органы артикуляции. Это созревание анатомическое и ...
Онтогенез развития детской речи
В статье лаконично описан онтогенез развития детской речи здорового ребенка. С помощью данного материала родители могут отследить отставание в речи своего ребенка....
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ 0-7 лет Развитие речи в онтогенезе.
(индивидуальное развитие организма от момента зарождения до конца жизни-онтогенез)Речь развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка.Усвоение родной речи происходит в строгой зак...
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»
Развитие разных сторон речи в онтогенезе по книге «Развитие речи в онтогенезе»...
Онтогенез развития речи
Характеристика разных этапов развития речи....
Онтогенез развития речи
Онтогенез развития речи...