Онтогенез развития детской речи
консультация по логопедии на тему

В статье лаконично описан онтогенез развития детской речи здорового ребенка. С помощью  данного материала родители могут отследить отставание в речи своего ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Онтогенез развития детской речи

От 0 до 1 года

К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.

2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель это скорее будет своеобразное «ротовое внимание», в 8 же недель – закономерная улыбка.

В 3 месяца – наблюдается комплекс оживления при общении со взрослым, «гуканье». Такие звуки возникают как реакция на улыбку и разговор взрослого с ребенком, преобладают гласные звуки, а также согласные г,к,н.

В 4 месяца – появляется первый смех – повизгивания в ответ на эмоциональное общение со взрослым, а к 16 неделям смех становится продолжительным.

В 5 месяцев – ребенок реагирует на направление звука, «поёт», меняя интонацию голоса.

В 6 месяцев – к этому времени у здорового ребенка появляется первый слог ба или ма. Возникает начальное понимание обращенной речи: ребенок прислушивается к голосу взрослого, правильно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса.

В 7 месяцев – малыш уже готов к игровой деятельности со взрослым, использует различные голосовые реакции для привлечения внимания окружающих.

В 8 месяцев – возникает реакция на незнакомое лицо. В это время один из важнейших показателей нормального развития речи – лепет, т.е. повторение одинаковых слогов: ба-ба, па-па, да-да и т.п. В речи используются звуки: п, б, м, г, к, э, а.

В 9 месяцев -  ребенок активно общается с помощью жестов, с радостью играет в «ладушки».

В 10 месяцев – на этом этапе малыш использует в общении как минимум 1-2 «лепетных» слова (типа ляля, баба), понятных в конкретной ситуации.

В 11 месяцев – использует как минимум 3 «лепетных» слова, понятных в конкретной ситуации.

В год – нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных» слова,  соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).

От 1 года до 7 лет.

1 год 3 месяца- словарный запас увеличивается до 6 слов, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке.

1 год 6 месяцев - показывает одну из частей тела, словарный запас 7-20 слов.

1 год 9 месяцев - показывает три части тела, использует фразу из двух слов («Мама, ди!» - «Мама, иди!», «Дай ляля»- «Дай куклу»). Словарный запас 20 слов.

2 года - На этом этапе здоровый ребенок показывает пять частей тела, имеет словарный запас минимум 50 слов. Малыш понимает и правильно выполняет двухэтапную инструкцию («пойди в кухню и принеси чашку»), верно использует местоимения я, ты, мне, предложения строит из двух слов. К двум годам ребенок уже усваивает звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г, х. Свистящие звуки (с, з, ц), шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, л) он обычно пропускает или заменяет.

2 года 6 месяцев- Правильно использует в речи местоимения я, ты, мне; повторяет две цифры в правильной последовательности, имеет понятие «один». Ребенок понимает обозначение действий в разных ситуациях («покажи, кто сидит, кто спит»), значение предлогов в привычной конкретной ситуации («на чем ты сидишь?»). Правильно произносит звуки: с, з, л.

3 года - Словарный запас 250-700 слов, использует предложения из пяти-восьми слов, овладел множественным числом существительных и глаголов. Ребенок называет свое имя, пол и возраст; понимает значение простых предлогов- выполняет задания типа «положи кубик под чашку», «положи кубик в коробку», употребляет в предложении простые предлоги и союзы потому что, если, когда. Малыш понимает прочитанные короткие рассказы и сказки с опорой на картинки и без нее, может оценить свое и чужое произношение, задает вопросы о значении слов.

4 года - В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных.

5 лет - Запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания. Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных. Таким образом, развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по созданию благоприятных условий для развития правильной речи детей в семье. Этапы развития детской речи в Онтогенезе

Очень часто я вижу родителей и педагогов, воспитателей, которые не знают, в каком возрасте появляется какой звук. Мы часто видим мам, желающих слышать звук Р у трехлетнего ребенка. И главное, что она ...

Онтогенез развития детской речи

От 0 до 1 года.К концу 1 месяца жизни здоровый младенец уже реагирует на общение с ним: перестает плакать, сосредотачивается на взрослом.2 месяц характеризуется улыбкой при общении, причем, в 6 недель...

Тренинг для родителей детей старшей группы по теме: "Все о развитии детской речи речи ".

- Способствовать развитию родительской уверенности, радости иудовлетворения от общения со своими детьми.- Повысить уровень их компетентности в вопросах речевого развития.- Нацелить роди...

Онтогенез развития детской речи

                                       От 0 до 1 года.К концу...

"Закономерности развития детской речи в онтогенезе"

Развитие у pебенка poдного языкa пpoходит по стpoгим закономерностям и хapaктеpизуется некоторыми свойствами, общими для всех детей. Речь – это высшая психическая функция, интегрирующая многие ф...

Консультация для родителей «Всегда ли правильно звучит ваша речь?» «Все о развитии детской речи»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку....

все о развитии детской речи в детском саду 4-5 лет

все о развитии детской речи в детском саду 4-5 лет...