Методы и приемы логопедической работы при смягчении согласных
статья по логопедии на тему
Данный материал рекомендован использать учителям-логопедам в работе с детьми,имеющими дефект смягчения согласных звуков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_priemy_logopedicheskoy_raboty_pri_narusheniyah_tverdosti_i_myagkosti_soglasnyh.docx | 16.54 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПРИ НАРУШЕНИЯХ ТВЕРДОСТИ И МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ:
Подготовительные упражнения для постановки мягких звуков — выгибание средней части спинки языка и ее опускание.
Приемы исправления дефектов смягчения и твердости согласных звуков:
1.ПО ПОДРАЖАНИЮ:
: необходимо объяснить ребенку, что при произнесении твердых губных звуков язык имеет плоскую форму, тогда как при произнесении мягких звуков кончик языка упирается в нижние резцы, а спинка выгибается к твердому нёбу. Приоткрыв рот, надо показать ребенку перед зеркалом различие в положении языка и побудить его воспроизвести увиденное. Далее следует повторение за логопедом слогов с губными и язычно-зубными парными мягкими согласными: па — пя, апа — апя, ап — апь, та — тя, ата — атя, ат — атъ, ма — мя, ама — амя и др. В случае успешного воспроизведения ребенком мягких согласных звуков целесообразно сразу использовать слова с мягкими согласными.
Дополнительные приемы, ребенку предлагают:
-длительно произнести гласный [и], а затем слог пи; отчетливое [п'], с некоторым придыханием;
-перейти к звукосочетанию- апи, которое следует произносить вначале громко, затем шепотом и, наконец, так, чтобы первый гласный проговаривался громко, а второй шепотом и кратко. Так можно получить сочетание- апь;
-закрепив полученный мягкий звук [п] — [п'], можно переходить к открытому слогу пя,
при наличии смягчения несколько раз повторить тот же слог шепотом, постепенно укорачивая [и], в результате чего может получиться сначала отделяя согласную фонему от гласной ([п'] — [а]), а потом сливая их;
-затем вводить слоги и слова с другими гласными. Далее проводится аналогичная работа над другими губными мягкими согласными: [м'], [ф'], [в'].
2.МЕХАНИЧЕСКИЙ СПОСОБ ПОСТАНОВКИ:
-В качестве исходных используются согласные [т], [д], [н]. Эти звуки произносятся при полуоткрытых зубах и губах, что позволяет наиболее наглядно показать изменения в положении средней части языка при переходе звука [т] к [т'], [д] к [д'], [н] к [н'].
-Предложив ребенку несколько раз произнести звук [т] или слог та и удерживая при этом кончик языка шпателем за нижними резцами (прижимая передний край языка), можно автоматически получить звук [т'] в изолированном виде ([т'], [т'], [т']) или в открытом слоге (тя, тя, тя). Такой эффект достигается тем, что механическое удерживание языка внизу приводит к образованию смычки с помощью его спинки, что, в свою очередь, неизбежно вызывает подъем спинки языка к нёбу. Аналогичным путем из слога ат получают слог атъ. Такой способ постановки [т'] представляет собой не что иное, как выполнение первого этапа механической постановки [т'] от [т].
Тот же механический способ применяется при постановке звуков [д'] от [д], [н'] от [н]. Усвоив на примере язычно-зубных смычных звуков принцип образования мягких согласных от парных твердых путем подъема спинки языка к нёбу, ребенок легче овладевает произношением других мягких звуков, которое целесообразно ставить в следующем порядке: [ф'], [в'], [п'], [б'], [м'], [с'], [з'], [р'], [л']. Что касается звуков [к'], [г'], [х'], то специальной работы над ними обычно не требуется, так как в русском языке они, как правило, встречаются лишь перед гласными [и], [э] и усваиваются в этой позиции (особенно перед звуком [и]) без труда.
После автоматизации мягких звуков на материале слов, слогов и фраз необходимо перейти к их дифференциации с соответствующими твердыми звуками. Дефекты твердости согласных звуков, проявляющиеся в заменах твердых согласных парными мягкими звуками, устраняются после постановки и автоматизации твердых звуков (по известным методикам), а затем — их дифференциации с мягкими вариантами (изолированно, в слогах, словах, фразах).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы и приемы логопедической работы с заикающимися детьми в детском саду
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад комбинированного вида №12 «Колокольчик» Сообщение «Методы и приемы логопедической работы с заикающимися детьми в детском саду»Педсо...
методы и приемы логопедической работы по стимуляции речевого развития у детей с ДЦП третьего года жизни
в работе представлены основные направления работы, перечень методов и приемов, направленных на развитие речи у детей с ДЦП третьего года жизни. ...
Методы и приемы словарной работы с детьми раннего возраста
Словарная работа в каждой группе проводится на основе учета возрастных и индивидуальных особенностей словаря, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач....
тема: «Применение активных методов и приемов в работе с воспитанниками, имеющими нарушения здоровья"
«Если...хотите, чтобы дитя усвоило что-нибудь прочно, то заставьте участвовать в этом усвоении как можно большее число нервов заставьте участвовать зрение, показывая карту или картинку... Конечно, сло...
методы и приемы логопедического обследования неговорящих детей
Методы и приемы логопедического обследования неговорящих детей...
Доклад – презентация опыт работы по теме: «Игровые методы и приемы в работе учителя-логопеда ДОУ»
В данной презентации представлены игровые приёмы, которые наиболее эффективные и часто используемые в коррекционной работе на различных этапах работы со звуком, при подготовке к обучению гра...
Презентация «Методы и приемы логопедической работы в устранении дефектов звукопроизношения у детей с интеллектуальной недостаточностью».
Презентация содержит теоретическую часть логопедической работы с детьми с ЗПР....