Учебно-методическое пособие "Вышел дождик погулять"
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме

Поняшкина Марина Витальевна

Это учебно-методичкское пособие для проведения занятий по развитию речи для детей от 5 до 7 лет, имеющих трудности в усвоении лексики и звукопроизношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dozhdlivaya_skazka.docx387.08 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно - методическое пособие

Для проведения занятий по развитию речи детей от 5 до 7 лет с трудностями в усвоении лексики и звукопроизношения.

DSCN0939

 

Учитель-логопед

МАДОУ ЦРР д/с № 105

Поняшкина Марина Витальевна

2016г.

г. Калининград

Введение

Специалистам известно, что преодоление общего недоразвития речи, является самым трудным и длительным. Все артикуляторные позиции, необходимые для правильного произнесения звука оказываются сформированными, но у дошкольников вызывает затруднение  выбрать нужный звук, вследствие чего звуки смешиваются. В одних словах ребенок произносит звук правильно, а в других по-прежнему заменяет. В таких случаях необходимо проводить работу по дифференциации звуков.

У дошкольников неустойчивое внимание, у них повышенная утомляемость, значит надо строить занятия с учетом психологических и физиологических особенностей моих воспитанников: заинтересовывать материалом, смелее вводить в занятие игры и игровые ситуации, необходима смена видов деятельности, разнообразие заданий.

Все эти условия старалась учесть в данном наглядном пособии.

Собирая занимательный, интересный игровой материал, я систематизировала и проверяла, как воспринимают его дошкольники.

Данное пособие это не просто игра-развлечение, вводимая лишь для занимательности и разнообразия заданий. Это, прежде всего, обучение, это развитие речи, памяти и внимания.

Важным моментом является и воспитательная сторона игр с помощью наглядного пособия, которые требуют от детей сообразительности, внимания, учат выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение, воспитывают чувство коллективизма.

Собранный и предложенный в пособии материал позволяет не только корректировать речь дошкольников, способствовать развитию речевого дыхания, но и расширить знания, умения, навыки, предусмотренные программой.

 «Звуковые» игры на выделение и определение звука развивают фонематический слух ребенка, активизируют внимание, наблюдательность.

Важной стороной пособия является формирование лексико-грамматических категорий. Наглядное пособие помогает расширять словарный запас дошкольников и обогащать речь.

С помощью наглядного пособия можно проводить театрализацию и обыгрывание сюжета.

Игра развивает воображение и фантазию дошкольников (например, в игре -  загадке, «Кто спрятался под деревом?»), чтобы дети лучше произносили звук, я предлагаю им пофантазировать, как может петь дождик, капелька, листик и т.д.

Старалась сделать наглядное пособие ярким, красочным, реалистичным и доступным для каждого ребенка (дети свободно могут брать персонажей и обыгрывать их).

Наглядное пособие многофункционально и безопасно в использовании. Его можно использовать как на логопедических занятиях, так и педагогами в развитии речи, на занятиях по ориентировке в пространстве, на экологических занятиях

DSCN0916

Пособие основано на произведении

М. Аромштам «Дождливая сказка».

Цель наглядного пособия:

Помочь педагогу  в игровой форме проводить занятия с дошкольниками по речевому развитию.

Задачи

В процессе использования наглядного пособия могут быть решены следующие задачи развития:

Развивающие:

 - развивать связную выразительную речь.

- развивать зрительную память путем  произвольного запоминания,

-  развивать внимание, наблюдательность.

Обучающие:

- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме;

- формировать чувство ритма в упражнениях под музыку;

- совершенствовать навыки слогового анализа слов;

- развивать единство и адекватность речи, мимики, жестов в игре;

-  учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу;

- учить делению слов на слоги;

 - формирование умения самостоятельно грамматически правильно строить предложение, формулировать свои мысли.

Воспитательные:

- воспитывать у детей интерес к художественному слову, литературе;

- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

- воспитывать дружеские чувства и взаимопомощь.

Коррекционные:

- формировать правильное речевое дыхание;

- закреплять навыки правильного звукопроизношения шипящих звуков;

- активизировать движения речевого аппарата с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, мимических движений;

- развивать и совершенствовать двигательные умения детей, координацию движений, пальчиковую моторику;

- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание и речеслуховую память;

- развивать лексико-грамматический строй речи (словообразование и словоизменение);

- учить согласовывать существительные с числительным, прилагательным.

Контингент:

Пособие рассчитано на дошкольников от 5 до 7 лет с трудностями в усвоении лексики, грамматики русского языка, в формировании связной речи, преодолении нарушений звукопроизношения и фонетического восприятия

Принципы:

  • учет возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста (физиологических, психологических, психофизиологических);
  • учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
  • постепенное (пошаговое) формирование всех компонентов развития;
  • адекватность (соответствие) требований возможностям ребенка;
  • создание эмоционально благоприятной и безопасной развивающей среды.

Оценка результативности при использовании  учебно-наглядного пособия «Вышел дождик погулять» в работе с дошкольниками.

Оценка результативности данного пособия проводилась на базе логопункта (26 воспитанников, подготовительная группа) и с воспитанниками групп МАДОУ  ( старшая и подготовительная группы).

В исследовании участвовало – 102 ребенка от 5 до 7 лет.

Дата проведения исследования:  08.10.2014г. - 15.04.2016г.

В результате апробирования и работы с наглядным пособием в деятельности с воспитанниками ДОУ, имеющими       трудности в усвоении

лексики, грамматики  русского языка, в формировании связной речи, в звукопроизношении и фонематическом  восприятии, - подтверждается, что использование наглядного пособия способствует активному росту развития          детей, положительной динамике формирования звукопроизношения, речевого развития в целом.

ПРИЛОЖЕНИЕ

«Дождливая сказка»

В камышах лесного болота без особой тоски и заботы жили-были три зеленые лягушки. Весело жили, с Дождиком дружили. Как Дождик начнет капать, лягушки тут же на кочки вылезают и давай песни петь — лягушачьи народные, веселые, болотные. Лягушки поют: «Ква-ква-ква!», а Дождик барабанит: «Та-та-та!»

 Лягушки поют:«Буль-буль-буль!» А Дождик по воде: «Шлеп-шлеп-шлеп!» Лягушки рады, и Дождику не скучно.        

Только раз пришла в лес девочка Маша. У Маши курточка красная, сапожки блестящие, а в руках - зонтик. Самый настоящий.

Дождику Машин зонтик так понравился, что он про лягушек и думать забыл.

Стал только с Машей играть: по сапожкам каплями постукивает «Кап-кап-кап!», с зонтика, как с горки, катается «Ших-ших-ших!». А Маша по лужам сапожками «Топ-топ-топ!».

Обидно стало лягушкам. Сидят они на кочках, не поют, не скачут, чуть не плачут. Увидел это Осенний Ветерок: «Дай, — думает, — помогу квакушкам!». Надул щеки и как подует. Полетели с деревьев осенние листочки «Шу-шу-шу!»: коричневый, темный — дубовый, ярко-бордовый - кленовый да желтый березовый. Листочки покружились, полетали - да прямо в лапки к лягушкам попали. Ухватила каждая лягушка по листочку и подняла над головой,  ну чем не зонтик? «Иди, Дождик, с нами играть!»

Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»

Выросли деревья в поле

Хорошо расти на воле! 

(Потягивания — руки в стороны)

Каждое старается,

К небу, к солнцу тянется.

 Потягивания - руки вверх)

Вот подул весёлый ветер,

Закачались тут же ветки,

(Махи руками)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли.

(Наклоны вперёд)

Вправо-влево, взад-вперёд –

Так деревья ветер гнёт.

 (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? 

(Вращение туловищем.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно - методический материал "ДОЖДИК, ДОЖДИК ..." средняя группа

Конспект НОД  по художественному творчеству  (рисование)   "ДОЖДИК, ДОЖДИК,    КАП, КАП, КАП..." средняя группа                 Це...

Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).

Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «РАЗ,ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ  МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «РАЗ,ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»Цели:-  формировать элементарные компоненты музыкального мышления;-  ра...

«Раз, два, три, четыре, пять вышел дождик погулять»

Цели:- формировать элементарные компоненты музыкального мышления; - развивать двигательную сферу и музыкальные способности;- воспитывать эмоциональную отзывчивость....