Учебно-методическое пособие "Вышел дождик погулять"
учебно-методическое пособие по логопедии (старшая, подготовительная группа) по теме
Это учебно-методичкское пособие для проведения занятий по развитию речи для детей от 5 до 7 лет, имеющих трудности в усвоении лексики и звукопроизношения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dozhdlivaya_skazka.docx | 387.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно - методическое пособие
Для проведения занятий по развитию речи детей от 5 до 7 лет с трудностями в усвоении лексики и звукопроизношения.
Учитель-логопед
МАДОУ ЦРР д/с № 105
Поняшкина Марина Витальевна
2016г.
г. Калининград
Введение
Специалистам известно, что преодоление общего недоразвития речи, является самым трудным и длительным. Все артикуляторные позиции, необходимые для правильного произнесения звука оказываются сформированными, но у дошкольников вызывает затруднение выбрать нужный звук, вследствие чего звуки смешиваются. В одних словах ребенок произносит звук правильно, а в других по-прежнему заменяет. В таких случаях необходимо проводить работу по дифференциации звуков.
У дошкольников неустойчивое внимание, у них повышенная утомляемость, значит надо строить занятия с учетом психологических и физиологических особенностей моих воспитанников: заинтересовывать материалом, смелее вводить в занятие игры и игровые ситуации, необходима смена видов деятельности, разнообразие заданий.
Все эти условия старалась учесть в данном наглядном пособии.
Собирая занимательный, интересный игровой материал, я систематизировала и проверяла, как воспринимают его дошкольники.
Данное пособие это не просто игра-развлечение, вводимая лишь для занимательности и разнообразия заданий. Это, прежде всего, обучение, это развитие речи, памяти и внимания.
Важным моментом является и воспитательная сторона игр с помощью наглядного пособия, которые требуют от детей сообразительности, внимания, учат выдержке, настойчивости, развивает у них воображение, умение быстро находить правильное решение, воспитывают чувство коллективизма.
Собранный и предложенный в пособии материал позволяет не только корректировать речь дошкольников, способствовать развитию речевого дыхания, но и расширить знания, умения, навыки, предусмотренные программой.
«Звуковые» игры на выделение и определение звука развивают фонематический слух ребенка, активизируют внимание, наблюдательность.
Важной стороной пособия является формирование лексико-грамматических категорий. Наглядное пособие помогает расширять словарный запас дошкольников и обогащать речь.
С помощью наглядного пособия можно проводить театрализацию и обыгрывание сюжета.
Игра развивает воображение и фантазию дошкольников (например, в игре - загадке, «Кто спрятался под деревом?»), чтобы дети лучше произносили звук, я предлагаю им пофантазировать, как может петь дождик, капелька, листик и т.д.
Старалась сделать наглядное пособие ярким, красочным, реалистичным и доступным для каждого ребенка (дети свободно могут брать персонажей и обыгрывать их).
Наглядное пособие многофункционально и безопасно в использовании. Его можно использовать как на логопедических занятиях, так и педагогами в развитии речи, на занятиях по ориентировке в пространстве, на экологических занятиях
Пособие основано на произведении
М. Аромштам «Дождливая сказка».
Цель наглядного пособия:
Помочь педагогу в игровой форме проводить занятия с дошкольниками по речевому развитию.
Задачи
В процессе использования наглядного пособия могут быть решены следующие задачи развития:
Развивающие:
- развивать связную выразительную речь.
- развивать зрительную память путем произвольного запоминания,
- развивать внимание, наблюдательность.
Обучающие:
- обогащать и активизировать словарный запас детей по теме;
- формировать чувство ритма в упражнениях под музыку;
- совершенствовать навыки слогового анализа слов;
- развивать единство и адекватность речи, мимики, жестов в игре;
- учить подбирать слова сходные и противоположные по смыслу;
- учить делению слов на слоги;
- формирование умения самостоятельно грамматически правильно строить предложение, формулировать свои мысли.
Воспитательные:
- воспитывать у детей интерес к художественному слову, литературе;
- воспитывать бережное отношение к окружающей среде;
- воспитывать дружеские чувства и взаимопомощь.
Коррекционные:
- формировать правильное речевое дыхание;
- закреплять навыки правильного звукопроизношения шипящих звуков;
- активизировать движения речевого аппарата с помощью упражнений общей артикуляционной гимнастики, мимических движений;
- развивать и совершенствовать двигательные умения детей, координацию движений, пальчиковую моторику;
- развивать слуховое восприятие, зрительное внимание и речеслуховую память;
- развивать лексико-грамматический строй речи (словообразование и словоизменение);
- учить согласовывать существительные с числительным, прилагательным.
Контингент:
Пособие рассчитано на дошкольников от 5 до 7 лет с трудностями в усвоении лексики, грамматики русского языка, в формировании связной речи, преодолении нарушений звукопроизношения и фонетического восприятия
Принципы:
- учет возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста (физиологических, психологических, психофизиологических);
- учет индивидуальных особенностей развития каждого ребенка;
- постепенное (пошаговое) формирование всех компонентов развития;
- адекватность (соответствие) требований возможностям ребенка;
- создание эмоционально благоприятной и безопасной развивающей среды.
Оценка результативности при использовании учебно-наглядного пособия «Вышел дождик погулять» в работе с дошкольниками.
Оценка результативности данного пособия проводилась на базе логопункта (26 воспитанников, подготовительная группа) и с воспитанниками групп МАДОУ ( старшая и подготовительная группы).
В исследовании участвовало – 102 ребенка от 5 до 7 лет.
Дата проведения исследования: 08.10.2014г. - 15.04.2016г.
В результате апробирования и работы с наглядным пособием в деятельности с воспитанниками ДОУ, имеющими трудности в усвоении
лексики, грамматики русского языка, в формировании связной речи, в звукопроизношении и фонематическом восприятии, - подтверждается, что использование наглядного пособия способствует активному росту развития детей, положительной динамике формирования звукопроизношения, речевого развития в целом.
ПРИЛОЖЕНИЕ
«Дождливая сказка»
В камышах лесного болота без особой тоски и заботы жили-были три зеленые лягушки. Весело жили, с Дождиком дружили. Как Дождик начнет капать, лягушки тут же на кочки вылезают и давай песни петь — лягушачьи народные, веселые, болотные. Лягушки поют: «Ква-ква-ква!», а Дождик барабанит: «Та-та-та!»
Лягушки поют:«Буль-буль-буль!» А Дождик по воде: «Шлеп-шлеп-шлеп!» Лягушки рады, и Дождику не скучно.
Только раз пришла в лес девочка Маша. У Маши курточка красная, сапожки блестящие, а в руках - зонтик. Самый настоящий.
Дождику Машин зонтик так понравился, что он про лягушек и думать забыл.
Стал только с Машей играть: по сапожкам каплями постукивает «Кап-кап-кап!», с зонтика, как с горки, катается «Ших-ших-ших!». А Маша по лужам сапожками «Топ-топ-топ!».
Обидно стало лягушкам. Сидят они на кочках, не поют, не скачут, чуть не плачут. Увидел это Осенний Ветерок: «Дай, — думает, — помогу квакушкам!». Надул щеки и как подует. Полетели с деревьев осенние листочки «Шу-шу-шу!»: коричневый, темный — дубовый, ярко-бордовый - кленовый да желтый березовый. Листочки покружились, полетали - да прямо в лапки к лягушкам попали. Ухватила каждая лягушка по листочку и подняла над головой, ну чем не зонтик? «Иди, Дождик, с нами играть!»
Динамическая пауза «Выросли деревья в поле»
Выросли деревья в поле
Хорошо расти на воле!
(Потягивания — руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Потягивания - руки вверх)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки,
(Махи руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
(Наклоны вперёд)
Вправо-влево, взад-вперёд –
Так деревья ветер гнёт.
(Наклоны вправо-влево, вперёд-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
(Вращение туловищем.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методический материал "ДОЖДИК, ДОЖДИК ..." средняя группа
Конспект НОД по художественному творчеству (рисование) "ДОЖДИК, ДОЖДИК, КАП, КАП, КАП..." средняя группа Це...
Учебно-методический материал для работы с родителями подготовительной к школе группы на учебный год.
План работы с родителями на учебный год...
Собственное учебно-методическое пособие"Рассказы Великого старца. К 185-летию со дня рождения Л.Н.Толстого" (учебно-методическое пособие, выполненное с использованием ИКТ-технологий).
Данное пособие ориентировано на средний дошкольный возраст и представляет собой недельный проект, выполненный с помощью ИКТ- технологий....
Учебно - методическое пособие "Проектирование учебно - образовательной деятельности в ДОУ".
Учебно - методическое пособие, для детей в ДОУ....
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «РАЗ,ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»
СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ «РАЗ,ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ ВЫШЕЛ ДОЖДИК ПОГУЛЯТЬ»Цели:- формировать элементарные компоненты музыкального мышления;- ра...
«Раз, два, три, четыре, пять вышел дождик погулять»
Цели:- формировать элементарные компоненты музыкального мышления; - развивать двигательную сферу и музыкальные способности;- воспитывать эмоциональную отзывчивость....