Формы и содержание работы с родителями детей с ОНР I
статья по логопедии (младшая группа) по теме

Бассардинская Александра Николаевна

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогического сопровождения является работа с семьями (родителями) детей с ОНРI.

             Работе с родителями детей не имеющими речи неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт с окружающим миром сужен, поэтому неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат   значительные возможности в решении вопросов социальной адаптации и воспитания детей.                        

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_roditelyami_detey_s_onr_i.docx21.76 КБ

Предварительный просмотр:

Формы и содержание работы с родителями

детей с ОНР I

               Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогического сопровождения является работа с семьями (родителями) детей с ОНРI

             Работе с родителями детей не имеющими речи неслучайно уделяется достаточно большое внимание. Для таких детей, контакт с окружающим миром сужен, поэтому неизмеримо возрастает роль семьи. Семье принадлежат   значительные возможности в решении вопросов социальной адаптации и воспитания детей.                        

                Что же значить работать с родителями? Сотрудничество, включение, участие, обучение, партнерство - эти понятия обычно используются для определения характера взаимодействий. Остановимся на последнем понятии - «партнерство», поскольку оно наиболее точно отражает идеальный тип совместной деятельности родителей и специалистов.

                         Партнерство подразумевает полное доверие, обмен знаниями, навыками и опытом помощи детям, имеющим особые потребности в индивидуальном и социальном развитии.    

                         Партнерство - это стиль отношений, который позволяет определять общие цели и достигать их с большей эффективностью, чем, если бы участники действовали изолированно друг от друга. Установление партнерских отношений требует времени и определенных усилий, опыта, знаний.

                          Процесс реализации психологической поддержки родителей является длительным и требует обязательного комплексного участия всех специалистов, наблюдающих ребенка (педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель др. Разрабатываются конкретные мероприятия, направленные на просвещение и психологическую поддержку родителей. 

                           Ожидаемый результат:

Появление интереса родителей к работе ДОУ

Повышение компетентности родителей в психолого-педагогических и правовых вопросах

Увеличение количества обращений с вопросами к педагогам, на индивидуальные консультации к специалистам

Возрастание интереса к мероприятиям, проводимым в ДОУ

Рост удовлетворенности родителей работой педагогов и ДОУ в целом

                              Исходя из всего вышесказанного, учитывая проблемы, возникающие в семьях, где воспитываются неговорящие  дети, мы определили общую цель психолого-педагогической работы с родителями таких детей: повышение педагогической компетенции родителей и оптимизация детско-родительских отношений.                         

          Для решения данной цели в работе поставлен ряд задач:

            1. Научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;

            2. Вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики, психологии развития и логопедии

       3. Обучить родителей приемам вызывания речи, развития познавательных функций ребенка в игровой форме.

           4. Создать условия для эмоционального сближения членов семьи;

      5. Выработать новые навыки взаимодействия с ребенком

.

                           Проблемы, которые волнуют родителей, могут включать вопросы обучения и воспитания детей, формирования у них нормативных правил поведения, а также многие личностные проблемы, в которые погружен родитель ребенка с отсутствием речи.

                          Зачастую родители неговорящего ребенка, не понимают всю сложность ситуации, отрицают проблему в развитии ребенка (еще маленький, у кого-то из родственников так было…), используют неконструктивные  формы  взаимоотношений  с ним (предугадывают все желания, не давая возможности попросить, действуя по жесту или взгляду ребенка), сводят до минимума свою речь (мало разговаривают или подменяют общение телевизором или компьютером), так же возможно и другая крайность: бесконечный поток речи, непонятной ребенку

 

Принципы работы с родителями неговорящих детей

1. Личностно-ориентированный подход к детям, к родителям, где в центре стоит учет личностных особенностей ребенка, семьи; обеспечение комфортных, безопасных условий.

2. Принцип комплексности – психологическую помощь можно рассматривать только в комплексе, в тесном контакте педагога-психолога с учителем-логопедом, воспитателем, муз. руководителем, родителями.

3. Принцип доступности

Формы организации психолого-педагогической помощи семье.

.                1. Коллективные формы взаимодействия

                 2. Индивидуальные формы работы.

.                3. Формы наглядного информационного обеспечения.

Рассмотрим подробнее:

       1. Коллективные формы взаимодействия.

                      1.1. Общие родительские собрания. Проводятся администрацией ДОУ 3 раза в год, в начале, в середине и в конце учебного года.

Задачи:

Информирование и обсуждение с родителями задачи и содержания коррекционно-образовательной работы;

- Решение организационных вопросов;

Информирование родителей по вопросам взаимодействия ДОУ с другими организациями, в том числе и социальными службами.

                   1.2. Групповые родительские собрания. Проводятся специалистами и воспитателями групп не реже 3-х раз в год и по мере необходимости.

Задачи:

- Обсуждение с родителями задачсодержания и форм работы;

- Сообщение о формах и содержании работы с детьми в семье;

- Решение текущих организационных вопросов.

             1.3. “День открытых дверей”. Проводится администрацией ДОУ.

 Задача:

-Знакомство с ДОУ, направлениями и условиями его работы.

             1.4. Проведение детских праздников и развлечений. Подготовкой и проведением праздников занимаются специалисты ДОУ с привлечением родителей.

Задача: - Поддержание благоприятного психологического микроклимата в группах и распространение его на семью.

             1.5. Работа клуба для родителей «Содружество», первая ступень, которого группа «Малышок» для родителей неговорящих детей.

       Задачи:

           1. Обучить родителей специальным коррекционным, методическим и воспитательным приемам, необходимым для проведения занятий с детьми дома.

           2.        Корректировать понимание родителем проблем его ребенка,  а именно: исключение гиперболизации, минимизации или отрицания наличия проблем у ребенка.

          3.       Корректировать неконструктивные форм поведения родителя, их заменять на продуктивные формы взаимоотношений.

          4.      Формировать адекватную социальную самооценку родителя.

Участие в таких занятиях, стимулирует родителей, вдохновляет их. Здесь они учатся не только 

содержательному взаимодействию со своим ребёнком, но и осваивают новые методы и формы общения с ним. Кроме того, на занятиях родители учатся приводить в соответствие возможности ребёнка и свои требования к нему.

               

                      2. Индивидуальные формы работы.

                2.1. Беседы и консультации специалистов. Проводятся по запросам родителей и по плану индивидуальной работы с родителями.

Задача:- оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам коррекции, образования и воспитания.

           

                   2.2. Родительский час. Проводится учителями-логопедами один раз в неделю во второй половине дня.

Задача: - информирование родителей о ходе образовательной работы с ребенком.

2.3. Анкетирование и опросы. Проводятся по планам администрации, дефектологов, психолога, воспитателей и по мере необходимости.

Задачи:- сбор необходимой информации о ребенке и его семье;

- определение запросов родителей о дополнительном образовании детей

- определение оценки родителями эффективности работы специалистов и воспитателей.

- определение оценки родителями работы ДОУ

2.4. Папки для домашней работы

                         3. Формы наглядного информационного обеспечения.

3.1. Информационные стенды и тематические выставки. Стационарные и передвижные стенды и выставки размещаются в удобных для родителей местах (например, “Развиваем руку, а значит и речь”, “Игра в развитии ребенка”, “Как выбрать игрушку”)

Задача: - информирование родителей об организации коррекционно-образовательной работы в ДОУ.

3.2. Выставки детских работ. Проводятся по плану воспитательно-образовательной работы.

Задачи:

- ознакомление родителей с формами продуктивной деятельности детей;

-привлечение и активизация интереса родителей к продуктивной деятельности своего ребенка.            

3. 3. «Почтовый ящик» Это коробка в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, обращаться с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или заседаниях родительского клуба. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

3.4 Семейная газета

                            В результате такой работыродители видят, что вокруг них есть семьи, близкие им по духу и имеющие похожие проблемы; убеждаются на примере других семей, что активное участие родителей в развитии ребёнка ведёт к успеху; формируется активная родительская позиция и адекватная самооценка.

                            Такое сотрудничество со специалистами ДОУ помогает родителям применять полученные знания и умения в работе со своими детьми дома и принять ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме» «Азбука дорожных наук » в возрастной старшей группе

Задачи:1. Побудить родителей задуматься о том, что соблюдение ПДД –   самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей.Познакомить родителей  с методами обучения детей ПДД.2. Обра...

«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьёй» на тему «Разработка содержания мероприятия с родителями с использованием новых форм и методов работы в интерактивном режиме»

Тема: « Год до школы»Форма проведения: родительский клуб.Аудитория: родители подготовительной к школе группы.Количество участников: психолог, воспитатели группы, родители (18 человек), дети.Задачи:1. ...

Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы

Тифлопедагог дошкольного учреждения, его функциональные обязанности, содержание, формы и методы работы...

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования.

В своей статье я хотела бы раскрать термин инклюзивное образование и исходя из этого предложить  формы работы с родителями с детьми ОВЗ....

«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»

         Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...

Выступление на педагогическом совете. Формы и содержание работы над лексико-грамматическими категориями у детей с ОНР

Игра является той деятельностью, которая создаёт оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по формированию грамматического строя речи и разви...