Выступление на педагогическом совете. Формы и содержание работы над лексико-грамматическими категориями у детей с ОНР
презентация к уроку по коррекционной педагогике (старшая группа)
Игра является той деятельностью, которая создаёт оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по формированию грамматического строя речи и развитию речи в целом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya.pptx | 1.06 МБ |
formy_i_soderzhanie_raboty_nad_leksiko-grammaticheskimi_kategoriyami_u_detey_s_onr.docx | 25.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Три этапа работы 1. Диагностический 2. Коррекционно-обучающий 3. Итоговый
Требования к логопедическим занятиям по формированию лексико-грамматических средств языка Занятия строятся с учетом требований как общей дошкольной, так и специальной педагогики Своевременное развитие понимания речи позволяет предупредить появление ошибок в активной речи детей Новая лексика употребляется в усвоенных грамматических формах, новые грамматические формы изучаются на базе отработанной ранее лексики Практическое усвоение грамматических конструкций является основой формирования разных типов предложений, владение которыми создают основу для развития связной речи
Коррекционная работа по развитию лексико-грамматических категорий в логопедической группе для детей с ОНР I период — сентябрь, октябрь, ноябрь II период — декабрь, январь, февраль III период — март, апрель, май, июнь
Формы логопедической работы по формированию лексико-грамматического строя речи Подгрупповые занятия Фронтальные занятия Индивидуальные занятия Коррекционный час Режимные моменты Физкультминутки Использование ИКТ Работа с родителями
Спасибо за в нимание!
Предварительный просмотр:
Формы и содержание работы над лексико-грамматическими категориями у детей с ОНР
Одним из ведущих направлений коррекционно-логопедического воздействия по коррекции общего недоразвития речи у дошкольников является формирование лексико-грамматических средств языка.
Глубоко данная проблема стала изучаться в пятидесятые годы XX в после выхода в свет фундаментального труда А.Н. Гвоздева «Формирование грамматического строя языка русского ребенка». В этой работе детально описано, какие грамматические категории, элементы и конструкции появляются в речи ребенка на каждом возрастном этапе. Современные исследователи детской речи считают: ребенок овладевает грамматическим строем языка в неразрывной связи со всем ходом своего психического развития, в единстве с развитием предметно-практической деятельности, обобщения мышления. Они показали, что осознание грамматических явлений происходит на основе обучения, у детей начинает формироваться чувство языка, способность к обобщению.
Своевременное формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста является важнейшим условием для полноценного речевого и общего психического развития.
Вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексико - грамматического строя речи у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов:
1 этап – диагностический.
2 этап – коррекционно-обучающий.
3 этап – итоговый.
Совместную деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи планируют с учетом требований общей и специальной педагогики: четко определяется тема, цель и основные этапы; отбирается лексический и грамматический материал с учетом темы и цели совместной деятельности, этапа коррекционного обучения, индивидуального подхода к речевым и психическим возможностям детей; включаются в совместную деятельность разнообразные игровые и дидактические упражнения с элементами соревнования, контроля за своими действиями и действиями товарищей, регулярное повторение усвоенного речевого материала.
В нашей группе 20 человек, из них 17 человек с диагнозом ОНР III уровня, 2 человека с диагнозом II-III уровень ОНР, 1 ребенок со II уровнем ОНР.
По результатам обследования, которое проводилось в сентябре, на начало учебного года у большинства детей наблюдалось такие нарушения грамматического строя, как:
1. Трудности при преобразовании единственного числа существительных во множественное число (окно- окны, дерево- деверьев) .
2. Употребление имён существительных в родительном падеже множественного числа существительных (ягодов, медведев, лисов) .
3. Использование предложно - падежных форм существительных
(нет ножков, книга а столе, листя падают из деревьев, мечтает от мишки) .
4. Неправильное согласование прилагательных с существительными
в роде, числе, падеже (красная платья, сини шарф, синия полотенца) .
5. Трудности при согласовании числительных с существительными
(две яблоки, пять ухов, пять ручков) .
6. Ошибки в использовании предлогов (пропуски, замены, отсутствие сложных предлогов)
7. Трудности при образовании приставочных глаголов.
8. Сложности при образовании относительных, притяжательных
прилагательных (рисовная каша, стол на кухне; лисин хвост, уши зайца) .
Для формирования грамматического строя речи мы используем различные формы работы.
На основе лексической темы недели, на подгрупповых и групповых занятиях отрабатывается какая-либо грамматическая категория. Например, через игру «Один – много» дети учатся образовывать категорию множественного числа существительных по теме «Посуда» (чашка - чашки, ложка - ложки, кастрюля - кастрюли) или по теме «Домашние животные» (кошка - кошки, собака - собаки, корова - коров). Повторение аналогичных игр с разным речевым материалом активизирует интерес детей, способствует лучшему усвоению каких-то понятий или категорий, закреплению их в речи детей. При этом грамматические игры одновременно будут способствовать закреплению лексического материала по определенной теме.
В своей работе я использую сказочных героев, литературных персонажей, которые помогают создать эмоционально положительный настрой. Участниками фронтальных занятий становятся: Маша, петушок Петя Говорилкин, с которым мы играем в различные грамматические игры, и другие сказочные герои.
На индивидуальных занятиях, при коррекции звукопроизношения также активно используются грамматические формы. Например, при автоматизации звука [ш] можно использовать следующие задания:
- Счет 1-5 – карандаш, башмак, горошина, варежка.
- Спряжение (Я, Ты, Мы, Вы, Он, Она, Они) в наст. врем.:
Шить шапку для кошки в окошке.
- Подбор предметов к признакам:
плюшевый плюшевая плюшевое, пушистый пушистая пушистое
- Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкательных суффиксов – игра «Назови ласково»: зима – зимушка, камень – камешек, солнце – солнышко, хлеб – хлебушек, изба – избушка, штаны – штанишки.
Использование ИКТ – просмотр презентаций, составленных по лексической теме. Это и разнообразность, и наглядность.
Специфика работы воспитателя логопедической группы включает в себя организацию и проведение занятий по заданию логопеда – коррекционный час, на котором также проводятся игры и упражнения на развитие грамматического строя речи.
Работа по коррекции и нарушения грамматического строя речи осуществляется также во время режимных моментов и на прогулке. Раздевалка, умывальная комната, спальня, уголок природы, игровой уголок и другие места групповой комнаты и участка – это широкая наглядная база для обогащения и активизации словаря, упражнений в грамматически правильном оформлении предложений. Например, во время дежурства по столовой воспитатель привлекает внимание детей к посуде, которую расставляют на стол, рассматривают и называют ее форму, окраску, рисунок, материал, из которого она сделана, количество ее на столе. На прогулке поиграть в игры «С какого дерева лист?», «Найди дерево по описанию»
Физкультминутки по лексическим темам повышают общий тонус, моторику, способствуют тренировке подвижности нервных процессов, развивают внимание, память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают напряжение.
При их выполнении у детей развиваются творческое мышление, воображение, фантазия, чувство ритма, темпа. Стихи в форме игры учат детей координировать движения со словами, что способствует речевому развитию детей. Данный подход эффективен, так как именно игра способна вызвать положительную эмоциональную реакцию, длительный интерес к занятиям и обеспечить участие всех детей в физкультурной минутке.
Очень полезно использование игр с мячом - мяч имеет форму шара. Никакое тело другой формы не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, это соприкосновение дает полноту ощущения формы.
Упражнения в бросании, катании мячей способствуют развитию глазомера, координации, ловкости, ритмичности, согласованности движений, совершенствуют пространственную ориентировку. С целью коррекции речевых нарушений упражнения с мячом выполнятся под речевое сопровождение. Применение речевого сопровождения помогает подчинить движения тела определенному темпу, сила голоса определяет их амплитуду и выразительность. Для детей с речевыми отклонениями проговаривание стихов и другого материала одновременно с движениями дает ряд преимуществ: речь ритмизируется движениями, становится более громкой, четкой и эмоциональной.
Регулярно проводим работу с родителями. В уголке для родителей поместили рекомендации по формированию грамматического строя речи, перечень дидактических игр, советы логопеда. В вечернее время проводим индивидуальные беседы с родителями.
Большое влияние на формирование грамматической стороны речи ребенка имеет форма общения с ним окружающих взрослых, ведь именно взрослые дают ребенку образец правильной литературной речи. Мы стараемся тактично дать рекомендации родителям, близким ребенку взрослым, если их форма общения с ребенком не способствует его речевому развитию (излишнее «сюсюканье» или общение, не соответствующее возрастным возможностям ребенка).
Большой вклад в развитие речи вносят сюжетно-ролевые игры и игры– драматизации на основе литературных произведений, отгадывание и загадывание загадок, так как они являются источником для подражания и заимствования речевых оборотов высокохудожественных текстов и вместе с тем предполагают импровизацию, творчество.
Косвенное влияние на формирование грамматического строя оказывают регулярно проводимые с детьми «пальчиковые» игры, игры с камешками, бусами, мозаикой, поскольку упражнения мелкой моторики руки активизируют также речевые зоны головного мозга.
Таким образом, работа по грамматическому строю речи у детей с ОНР в старшей группе нацелена на совершенствование в экспрессивной речи форм словоизменения: окончаний имен существительных в единственном и множественном числе в именительном падеже, в косвенных падежах без предлога и с простыми предлогами; окончаний глаголов настоящего времени, глаголов мужского и женского рода прошедшего времени. На совершенствование способов словообразования и на этой основе использование в экспрессивной речи существительных и прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами, существительных с суффиксами -онок, -емок, -ат,-ят, глаголов с различными приставками, навыка согласования прилагательных и числительных с существительными в роде, числе, падеже, умения составлять простые предложения по вопросам.
Работу по формированию грамматического строя речи мы продолжаем в подготовительной группе. Она охватывает решение задач из области морфологии, словообразования, синтаксиса детской речи и направлена на обогащение речи ребенка грамматическими формами и конструкциями, на активизацию их использования в разных формах общения, воспитание критического отношения к собственной и чужой речи. Мы продолжаем работу по согласованию имен существительных и прилагательных в роде, числе, падеже, но задания усложняются. Усложняются задания на образование глаголов с помощью приставок и суффиксов: бежал – перебежал ( на другую сторону), забежал (в дом), убежал (из дома).
Формирование грамматического строя речи ребенка постепенно совершенствуется, чему способствуют в первую очередь общение, дидактические игры-занятия, речевые, народные и подвижные игры, экскурсии, прогулки и т.д . Понимая, как при этом важна роль взрослого, мы должны продолжать создавать развивающую среду, активнее общаться с ребенком, вовлекая его в совместную деятельность, в общение, всячески поддерживая инициативу и творчество.
Таким образам, использование игровых приёмов, способствует более глубокому и осознанному усвоению детьми грамматической стороны речи. В играх дети более осмысленно подходят к заданиям, с большим интересом относятся к игровым действиям, легче выявляют языковые закономерности и вводят их в свою речь. Также применение игровых средств на занятиях в течение длительного времени позволяет удерживать работоспособность на высоком уровне даже у детей с неустойчивым вниманием. Создание игры на занятиях обеспечивает лёгкое и быстрое усвоение программного материала.
Игра является той деятельностью, которая создаёт оптимальные условия для обучения детей, является наиболее эффективным средством коррекционной работы по формированию грамматического строя речи и развитию речи в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на педагогическом совете «Формы работы по приобщению детей к чтению»
Роль чтения в развитии детской речи давно определена как чрезвычайно важная. Тем не менее, не так просто найти интересные формы работы в этом направлении как с дошкольниками, так и с педагогами....
Выступление на педагогическом совете на тему "Организация работы с родителями по формированию потребности у детей в здоровом образе жизни"
quot;Организация работы с родителями по формированию потребности у детей в здоровом образе жизни" выступление на педагогическом совете...
Доклад выступления на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».
Организационные формы обучения должны обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развити...
Презентация выступления на педагогическом совете «Формы организации познавательной активности дошкольников в процессе математического развития».
Организационные формы обучения должны обеспечивать осуществление задач учебного процесса, конечной целью которого является содействие всестороннему, и в первую очередь интеллектуальному, развити...
Выступление на педагогическом совете "ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ".
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание....